Кумир — Коргон — Чарыш 2015

Отчет

о прохождении водного туристского спортивного маршрута 4 категории сложности в районе Западного Алтая (Алтайский Край, республика Алтай)
по рекам Кумир, Коргон и Чарыш, совершенном с 31 июля по 16 августа 2015 г.
Маршрутная книжка № 1/4 – 410
Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

Помощь в составлении отчета: Виданов Иван Валерьевич

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю 4 категорией сложности.

Москва 2015


Видео по походу (12 мин):

Общий трек маршрута скачать в формате .gpx

Пороги реки Кумир скачать в формате .gpx

Пороги реки Коргон скачать в формате .gpx

 


Общие сведения

Паспорт спортивного похода

Таблица 1

Проводящая организация Группа туристов ТК МГТУ им. Н.Э. Баумана
Район проведения Западный Алтай (Алтайский Край, республика Алтай)
Нитка маршрута г. Москва – г.Барнаул – п. Усть-Кумир – ниже устья р. Кетьма –

р. Кумир – р. Чарыш – п. Коргон –  ниже устья р. Горелый Коргон —

р. Коргон – р.Чарыш – п. Чарышское – г. Барнаул – г. Москва

Вид туризма водный
Категория сложности четвертая
Протяженность активной части маршрута Пешая часть 57.5 км
Водная часть 149.6 км
Всего 207.1 км
Продолжительность активной

части маршрута

Пешая часть 4 дня
Водная часть 7 дней
Дневки 1 день
Всего 12 дней
Состав группы 6 человек
Средства сплава Катамаран-2 (3 шт.)
Сроки проведения 31.07.2015 – 16.08.2015
Уровень воды Кумир — средний

Коргон – ниже среднего, затем средний

Состав группы

Таблица 2

Фамилия, имя, отчество Год

рождения

Исполняемая

обязанность

Имеющийся

опыт

Гладков
Максим
Сергеевич
1990 Руководитель 4(5)У Урсул – Чуя – Катунь – Аргут – Кадрин

Хальмер-Ю – Силова-Яха – Кара

3(4)У Зеленчук – Аксаут — Уллу-Кам – Учкулан – Кубань — Белая

Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Кубань

Плотников
Константин Александрович
1986 ЗавТранспорт,

ЗавГруз

4(5)У Урсул – Чуя – Катунь – Аргут – Кадрин

3(4)У Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Учкулан – Кубань — Белая

Умба

Виданов
Иван
Валерьевич
1991 Реммастер,

ЗавФото

Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Учкулан – Белая
Сержанова
Виктория
Андреевна
1989 Медик Зеленчук –Аксаут –Уллу-Кам – Кубань
Климочкина

Анастасия

Олеговна

1993 ЗавХоз Зеленчук –Аксаут – Уллу-Кам – Учкулан – Белая

С. Шуя – Писта — Кереть

Умба

Бала
Ольга
Олеговна
1991 Хронометрист,

Финансист

Писта

Зилим

Выбор маршрута и цели путешествия

Западный Алтай, или как его называют сами алтайцы, Малый Алтай уникальный туристический район, хоть и стоит он в стороне от популярных и, признаться, уже несколько избитых классических спортивных маршрутов Большого Алтая. Окрестности Коргонского хребта в последнее время не очень популярны среди туристов Центрального региона в силу дорогой дороги, сложной заброски, сравнительно небольшой протяженности сплава. Все чаще и чаще современный подход к организации и проведению водных спортивных походов 4 категории сложности в Алтайском регионе носит “покатушечный” характер, похожий на учебно-тренировочные и “раскаточные” маршруты весеннего Северного Кавказа: заброска “колесами в воду”, катание ключевых порогов, постановка базового лагеря, объезды плесовых участков, частые переброски и.т.д. Данный подход хорош в учебно-тренировочных целях, но слабо отражает основную цель спортивного туризма и классического понятия “поход”.

С целью организации спортивного похода была выбрана связка рек Кумир-Чарыш-Коргон, позволяющая насладиться красотой сравнительно диких окрестностей региона и пройти полноценный спортивный водный маршрут, содержащий, как и пешую заброску, так водные препятствия, посильные для прохождения группой. Данный маршрут является хорошей подготовкой перед прохождением пеше-водного маршрута в Саяны, запланированного на следующий год.

Туристическая характеристика района

Алтай (от монгольского «алтан» — золотой) — большая  горная  страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной  Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке). Наш маршрут проходил на границе раздела Алтайского края и Республики Алтай (рис. 1).

Карта маршрута Кумир-Коргон-Чарыш

Рисунок 1 Общий вид маршрута

Центр района — Коргонский хребет, находящийся на западе алтайской горной системы на границе России и Казахстана. Его вершины, именуемые в русской части Алтая белками, достигают высот до 2100 -2300 м высшая точка — гора Королевский белок (2299 м.). На нем берут свое начало два левых притока реки Чарыш – Кумир и Коргон, представляющие интерес для спортивного сплава. По берегам реки Чарыш произрастают смешанные леса — в основном, это береза и сосна, реже встречаются ель, пихта. В долинах рек Кумир и Коргон больше хвойных пород — кедр, пихта, ель, встречается береза, рябина, калина. Граница леса проходит на высоте около 1900 м. Постоянные поселения расположены только в долине Чарыша, но в долинах притоков расположены пасеки и достаточно много троп, преимущественно лошадиных. Из даров природы в этом районе есть рыба (достаточно мелкий хариус, встречается таймень), кедровые орехи, грибы, ягоды (малина, смородина, костяника, земляника). В устьях Кумира и Коргона находятся крупные поселки Усть-Кумир и Коргон. Местное население довольно приветливое и доброжелательно настроенное.

На Коргоне особый интерес представляют старые каменоломни, где начиная середины 18 в. велась добыча поделочного камня – знаменитых коргонских порфиров и яшм. Каменоломни (заброшенные штольни и отвалы) находятся на левом берегу реки ниже «Чертова моста», смытого паводком в 2014 году – сейчас там находится второй брод.

В августе на реке присутствуют комары и мелкая мошка, правда, в небольшом количестве. Есть клещи и змеи, а так же представители сибирской фауны: медведи, моралы, ласки, суслики. Погода на западном Алтае неустойчивая, этот район относится к районам повышенного увлажнения. Возможны резкие похолодания. На реках высокий весенний паводок, вызванный таянием снега, летом уровень воды колеблется в зависимости от количества выпадающих дождей. После крупного дождя вода резко поднимается (с запозданием на 3-5 часов) и через 6-12 часов после окончания дождя начинает падать. Поскольку дожди летом идут очень часто, «нормального» уровня воды как такового не существует. Вода в реках Кумир и Коргон прозрачная и бирюзового цвета, после дождей становится немного мутноватой. Чарыш ниже устья реки Талица после дождя мутный.

Варианты подходов и подъездов

Заброска

При заброске и выброске мы пользовались услугами Евгения из Бийска (т.+7-905-983-08-06 ) . Автомобиль у него газель пассажирская. Группа из 6-8 человек со всем снаряжением спокойно комфортно влезает. Он зарекомендовал себя как очень порядочный, отзывчивый и надежный водитель. Стоимость его услуг 12р./км. Обязательно при следующем посещении Алтая постараемся воспользоваться его услугами.

Классический вариант проведения данного маршрута в связке Кумир-Чарыш-Коргон-Чарыш следующий:

  1. От Барнаула или Горно-Алтайска автомобилем по трассе М52 “Чуйский тракт” до поворота на дорогу Р373 на Усть-Кан. После Усть-Кана до Усть-Кумира идет нормальная гравийная дорога. До моста через Кумир необходимо свернуть налево. Хорошим ориентиром является недавно построенная туристическая база с большой отгороженной для пастбища лошадей территорией.
  2. Варианты заброски в верховья Кумира:
  • В хорошую погоду на автомобиле (газель) можно заброситься до пор. Девий плес и пор. Мендойский. По пути много полянок и стоянок, где часто разбиты кемпинги. В дождливую погоду могут возникнуть проблемы. Далее пешком до верховьев. До Ипатовского моста нормальная дорога, по которой может проехать внедорожник или буханка, далее начинается пешеходная тропа, медленно превращающаяся в конную.
  • На турбазе договориться об УАЗике и закинуться до Ипатовского моста. Цена за машину 3000 руб. Далее от моста пешком.
  • На турбазе договориться о лошадях и заброситься в верховья. Лошадь у них стоит 1000 руб. в сутки, но желательно заранее договориться, т.к по факту их на месте может и не быть.

Телефон базы :  Тел: 8-913-993-10-40; +7-(913)-993-10-41; 8-913-693-05-63 инфо по ссылке 

Примечание: При большом уровне воды на Кумире брод вдоль реки в районе пор. Косой и впадения ручья Подъемный, который находится после второй пасеки, скорее всего непроходим. Как сказали нам на базе – в нем смывает даже лошадей. Альтернативный путь возможен через некатегорийный перевал, на который тропа на пасеке сворачивает направо. Этот факт надо иметь в виду при планировании заброски и выделять на это резервное время.

  1. Варианты заброски в верховья Коргона:

При подходе к устью Коргона по Чарышу стоит остановиться на стоянке на левом берегу, т.к. до населенного пункта остается совсем немного. Варианты заброски из окрестностей пос. Коргон:

  • На тракторе до места, где кончается тракторная дорога. Это чуть ниже по течению, чем второй брод через Коргон и “Чертов Мост”, который смыло в 2014 году паводком. Говорят, что мост возможно восстановят зимой. Далее либо пешком, либо лошадьми.
  • Лошадьми от пос. Коргон через 2 брода. Броды серьезные, и даже по нашей воде (чуть ниже средней) человека и груженую лошадь может смыть. При большей воде в верховья нужно забрасываться через перевал, огибая горы Белок Еловский и Белок Балалайка. Второй вариант возможен как пешком, так и с лошадьми, но тогда за лошадей берут больше чем через брод.
  • Заброска через пос. Сентелек, описанная в [1].

Лошадей можно найти в Коргоне, заранее не договариваясь. Приходите в поселок и спрашиваете. Алтайцы обычно заламывают большую цену, нужно торговаться и не останавливаться на одном варианте. Нам помог Сергей Поломошнов. Очень доброжелательный, гостеприимный и надежный человек. Его контакты: т. 8-388-47-2-65-30, п. Коргон, ул. Набережная д.32 (ориентир –здание новой школы, объезжаете ее слева).

Возможно торговаться, но скорее всего сильно цену не собьете. Дорога и его работа на заброске действительно этого стоит. Мы с ним договорились по 3000 руб. за лошадь. Через перевал, скорее всего, стоило бы на тысячу-полторы больше.

Выброска

Заканчивать маршрут удобно после автомобильного моста в пос. Красный Партизан. Есть возможность организовать антистапель, как и на левом, так и на правом берегу. Есть поляны и костровища. С левой стороны проходит грунтовая дорога, по которой не очень оживленное движение. С правой достаточно близко населенка.

Аварийные выходы с маршрута

В устьях Кумира и Коргона находятся крупные поселки с хорошей автомобильной дорогой. В их долинах достаточно развита сеть конных троп.

Долина Чарыша хорошо освоена, нередки населенные пункты, много заимок. По берегам есть хорошие тропы и даже дороги, пригодные для проезда автомобиля.

Контакты поисково-спасательных отрядов МЧС

Маршрут проходит в зоне ответственности ПСО, расположенном в г. Горно-Алтайск по адресу Спортивный переулок, д. 12. Телефон оперативного дежурного т. +7-388-22-2-29-14. При регистрации необходимо предоставить маршрутную книжку и страховку (если есть).

Техническое описание и дневник похода

График движения

День Дата Участок пути Рассто-яние, км Подъем,спуск,м

Ср.уклон м/км

ТВ ЧХВ Способ

передвижения

1 31.07.2015 г. Москва – г. Барнаул 2930 7:40 Самолет
01.08.2015 г. Барнаул – г. Горно-Алтайск – пор. Девий Плес 525 11:30 Автомобиль
2 02.08.2015 пор. Девий Плес – Ипатовский Мост 8.6 +440 -377 4:43 2:20 Пешком
3 03.08.2015 Ипатовский мост – пор. Косой 8.5 +381 -320 7:28 2:35 Пешком
4 04.08.2015 пор. Косой – ниже устья р. Кетьма 8.3 +510 -477 6:50 2:43 Пешком
5 05.08.2015 ниже устья р. Кетьма – устье р. Березовка 8.6 7.8 2:15 1:14 Сплав
6 06.08.2015 устье р. Березовка – устье р. Мендой 12.4 8.9 2:27 1:40 Cплав
7 07.08.2015 устье р. Мендой – Турбаза выше устья р. Кумир 9.2 7.5 7:07 1:36 Cплав
8 08.08.2015 Турбаза выше устья р. Кумир – р.Чарыш – выше устья р. Коргон 26.5 4.1 3:28 3:14 Сплав
9 09.08.2015 выше устья р. Коргон – пор. Спартак 24.4 +1290 -1000 8:05 6:02 Пешком/лошади
10 10.08.2015 Дневка
11 11.08.2015 Пор. Спартак – ниже пор. Аврора 1.8 0:31 0:20 Сплав
Радиальный выход на пасеку 7.7 406 -394 3:12 1:59 Пешком
12 12.08.2015 ниже пор. Аврора – р. Чарыш – устье р. Белая 40.2 Коргон: 13.4

Чарыш : 3.5

9:52 5:57 Сплав
13 13.08.2015 устье р. Белая – устье р. Боровлянка 39.6 2.8 6:42 5:05 Сплав
14 14.08.2015 устье р. Боровлянка – пос. Красный Партизан 11.3 3.1 3:27 1:27 Сплав
15 15.08.2015 пос. Красный Партизан – г. Барнаул 320 6:20 Автомобиль
16 16.08.2015 г. Барнаул – г. Москва 2930 7:00 Самолет

Общая характеристика реки Кумир

Таблица 3 Характеристика р. Кумир

Название реки Кумир
Среднегодовой расход воды в устье 35.6 м3/с.
Средний уклон 15 м/км
Длина сплавного участка 34.5 км
Средний уклон на сплавном участке 7.25 м/км

На сплавном участке в основном встречаются шиверы, перекаты и несложные пороги, сложенные мелкими камнями. Сложность их не превышает 3 к.с. Резко выделяются на этом фоне 8 порогов, образованных скальными выходами. Сложность большинства препятствий с подъемом воды уменьшается. Все сложные участки на Кумире имеют хорошие ориентиры или видны с наплыва. Схема расположения порогов представлена на рис. 2.

 

Схема р. Кумир

Рисунок 2 Схема р. Кумир

Общая характеристика р. Коргон

Таблица 4 — Характеристика р. Коргон

Название реки

Коргон

Среднегодовой расход воды в устье

25.4 м3/с.

Средний уклон

16.5 м/км

Длина сплавного участка

28 км

Средний уклон на сплавном участке

12.3 м/км

На сплавном участке встречаются препятствия, как сложенные мелкими камнями, так и крупными валунами, а также образованные скальными выходами. Часто встречаются “расчески” и завалы. Сложность фона 3-3+ к.с., а препятствий по средней воде колеблется от 3 до 4+ к.с. После водопада “Спартак” участок, насыщенный сильнопадающими слаломными шиверами с косыми сливами – “Кривунами”. Сложность основных препятствий с подъемом воды увеличивается.

Схема р. Коргон

Рисунок 3  Схема р. Коргон

Общая характеристика р. Чарыш

Таблица 5 — Характеристика р. Коргон

Название реки

Чарыш

Среднегодовой расход воды в устье

190 м3/с.

Средний уклон

5 м/км

Длина сплавного участка

71 км

Средний уклон на сплавном участке

3 м/км

Чарыш начинается на отрогах Коргонского и Теректинского хребтов. Практически на всем протяжении он представляет собой достаточно спокойную реку, текущую по широкой долине. Препятствий выше 2 к.с. на реке нет. Потенциально опасными могут быть только “расчески” и завалы. Сплав по Чарышу спортивного интереса не представляет. Хотя долина реки весьма живописна. Встречаются отдельные шиверы и перекаты, локальные валы и бочки до 0,5- 1,0 м.

День 0 — 31.07.15

Сбор основной группы на Павелецком вокзале в 19-30. Проводы. В 20-30 отправились на аэроэкспрессе в Домодедово, где к нам присоединилась 6 участница похода — Оля. Возникли некоторые проблемы с багажом – пришлось перепаковать рюкзак с катамараном, так как современные правила не позволяют распределить груз на всю группу и вес одного багажного места не должен превышать 23 кг. Сдав багаж, отправились ожидать самолет с кучей кульков в ручной клади. Вылетели в районе полуночи, т.к. самолет слегка задержали, выгружая багаж пассажира, который не проследовал на посадку.

 Группа перед отправлением на аэроэкспрессе

Рисунок 4 Группа почти в полном составе ожидает аэрокспресса. Закупка раскладки в Барнауле

День 1 — 01.08.15

Прилетели в Барнаул. Из аэропорта вышли в 7-15 утра.  Здесь и далее время указывается местное (+3 часа к Московскому времени). Здесь нас уже ждал водитель Евгений на газели.

План был следующий :

  1. Заехать в гипермаркет — закупить раскладку, с собой мы брали только сублимированное мясо.
  2. Закупить газовые баллоны, которые мы заранее из Москвы заказали;
  3. Получить груз, отправленный ПЭКом из Москвы;
  4. Зарегистрироваться в ПСО (поисково-спасательный отряд) МЧС;
  5. Заброситься до Усть-Кумира. Оставить часть продуктовой раскладки на 2 часть маршрута.

Выходя из аэропорта Адмирал позвонил дежурному в Барнаульский ПСО (т. +7-385-255-40-77) узнать процедуру регистрации группы на маршрут. Выяснилось, что маршрут проходит в сфере ответственности ПСО, располагающегося в Горно-Алтайске (т. +7-388-22-2-29-14).

Первым делом заехали в Ленту в Барнауле, где удалось приобрести практически все необходимое. Завхоз немножко негодовал, так как в планах по раскладке у нее были такие вкусности как булгур и кус-кус, но в продаже они не обнаружились. Так же не было сухих овощей, за что было высказано Адмиралу, который обещал, что “в Барнауле есть все!”.

После закупки в супермаркете заехали в точку выдачи заказов в ТЦ Вавилон, где забрали 4 газовых баллона.

В 11-00 выехали из Барнаула в Горно-Алтайск.

В 15-20 прибыли в Горно-Алтайск в ПСО по адресу Спортивный переулок д.12/1. ПСО найти не трудно, рядом большой новый спортивный стадион и большое количество спецтехники. Регистрация прошла достаточно быстро, потребовалась маршрутная книжка. Так же спросили насчет страховки – сняли копию страхового полиса на группу. Спасатели сообщили, что недели 3 назад на р. Коргон был несчастный случай: в водопаде Спартак погиб 50-летний турист-водник из Барнаула. Особых подробностей не рассказали, но посоветовали быть осторожными и в большую воду на реку не выходить. Так же сообщили, что на Коргоне в прошлом году паводком был смыт “Чертов Мост” и теперь реку можно переходить только бродом или через перевал. В 16-00 выехали в Усть-Кумир. В 21-10 прибыли на базу в устье реки Кумир. О данной базе нигде в общедоступных источниках не упоминалось. Нас встретила управляющая Олеся. Поведали ей свои планы, договорились оставить продукты за 200 рублей. Олеся рассказала, что на Кумир есть 3 возможности заброситься в верховья:

  1. До Ипатовского моста на УАЗиках. На базе УАЗ стоит 3000 рублей;
  2. На лошадях до устья р. Кетьмы;
  3. Газелью до пор. Девий плес и далее пешком.

Вариант УАЗиков нас не очень устраивал нас стратегически. Лошадь на базе  стоит 1000 рублей в сутки. К сожалению, оказалось, что лошадей  увели недавно с эстонской группой в верховья к границе Казахстана и вернутся они в лучшем случае дней через 6. Оставался последний вариант.

Дорога до Девьего плеса при отсутствии дождей вполне нормальная. При нормальных условиях там спокойно может проехать и ГАЗель и даже среднестатистическая легковая машина. По пути встречаются полянки, на которых стоят много отдыхающих на машинах. Далее “Девьего плеса” дорога становится хуже, есть небольшие броды. Тут ехать либо на внедорожнике, либо на буханке. В 22-00 выехали с базы.

Таким образом в 23-30 мы добрались от базы до поляны, находящейся между пор. “Миндойский” и пор. “Девий плес”. Быстро поставились, вещи оставили в машине до утра – рядом многолюдно. Ночью потревожил подвыпивший алтаец, который потерял жену ( или она от него убежала). Особых проблем не возникло, за исключением того что он всех перебудил.

День 2 — 02.08.15

После напряженного предыдущего дня подъем был объявлен в 9-00. По факту все проснулись раньше, так как алтаец вернулся снова и начал сигналить. Поведал свою печальную историю, как поехал ночью дальше и по пути у него кончился бензин, как он пешком ходил до Усть-Кана и.т.д. Высказавшись, он успокоился и уехал, видимо все-таки за женой.

В 10-00 позавтракали и начали перепаковку рюкзаков и упаковку продуктов. С водителем наметили примерное место выброски в Чарышском после чего он уехал. Перепаковка рюкзаков затягивалась. В это время Адмирал сходил посмотреть на пор. “Миндойский” и “Девий плес”. Уровень воды был оценен как средний. “Девий плес” в такую воду обещал быть достаточно интересным и технически сложным в прохождении. Вышли в 16-10. Рюкзаки оказались сильно тяжелыми, что стало отчетливо ясно по первым переходам. Поэтому было решено не надрываться и дойти до Ипатовского моста.

Пешая заброска на р. Кумир Привал по пути на Кумир

Рисунок 5 Участок дороги в верховья Кумира до Ипатовского моста

В 18-00 остановились на сухой обед. Впереди был маленький брод через приток. Дорога на пройденном участке хорошая, пеший темп на ней можно выдерживать в районе 4-5 км/ч при меньшем весе рюкзаков и достойной общефизической подготовке. Стало ясно, что одному из участников – Косте, достаточно тяжело идти долго под такой нагрузкой. Поэтому привалы были частыми, а процедура надевания рюкзаков отнимала еще больше сил.

В 19-40 мы подошли к вероятному месту нахождения моста. Навигатор и карта отчетливо говорили что он должен быть именно здесь, направо уходила тропа, заканчивающаяся тупиком. Не найдя моста в сумерках решили встать в 20-00. Нашли стоянку поближе к реке в небольшом лесу, что бы со стороны дороги лагерь не было заметно. В 22-00 поужинали и все заснули достаточно быстро.

День 3 — 03.08.15

В 8-00 подъем. Пока готовили завтрак и собирались, Ваня сбегал на разведку и сообщил, что до моста мы не дошли метров 300. К 11-45 встали под рюкзак. Дорога начинала сужаться, постепенно превращаясь в тропу. По пути становилось все больше подъемов и спусков. Адмирал поменялся с Костей рюкзаком, взяв рюкзак с неразборной рамой. Девчонки держались молодцом, ребятам было тяжеловато.В 15-00 встали на обед. Ребята пошли купаться, так как второй день солнце пекло как на сковородке. Где-то на подъеме Оля поймала связь МТС.

Рисунок 6 Тропа на Кумир после Ипатовского моста

К 17-50 добрались до пасеки, где нас встретил пасечник. Спросили насчет меда и медовухи. Сказал, что сам не торгует, а этим занимается хозяин пасеки, которого нет на месте. В результате, угостив его половиной пачки сигарет и лимонной настойкой, получили полуторалитровую бутылку со свежим медом. Так же он сказал, что впереди будет брод вдоль реки, который по данной воде идти можно. Это добавило позитива, так как альтернативный путь через перевал отменялся. Когда мы уже покидали пасеку, он сказал, что утром пойдет вверх на двух лошадях и сможет нам помочь с рюкзаками. Всех эта мысль воодушевила, особенно ребят. Минутах в 15 от пасеки тропа уходит вниз к реке и проходит по скале и камням. С рюкзаками проще идти рядом вброд против течения. Сразу за бродом есть хорошее место для стоянки. Ополовинив рюкзаки, надев  каски, мы в две ходки перетащили вещи. В одну из ходок Вика поскользнулась на камне и слегка завалившись в воду подмочила рюкзак. В 20-15 поставились. В 22-00 поужинали и легли спать. Предстоял третий день пешей заброски.

 Брод вдоль р. Кумир в районе порога Косой

Рисунок 7 Брод вдоль р. Кумир

День 4 — 04.08.15

В 5-00 подъем. С надеждой, что пасечник появится, собрали два больших рюкзака с катамаранами, рамами, веслами и сплавным. Около 7-00 он пришел с двумя лошадьми. Сразу же попросил вчерашней настойки. Привязав рюкзаки, с лошадьми отправились Костя и Ваня. Их задачей было найти поляну выше пор. Красноярка, пригодную для стапеля и начать собирать катамараны. Пасечник спросил расчета, поторговавшись договорились на 1500 руб. Ребята вышли в 8-15 и по приходу должны были выставить ориентир поляны, чтоб оставшаяся группа не прошла дальше.

Рисунок 8 Наши “легкоходы” готовятся к выходу

Собрав оставшиеся вещи, девушки и Адмирал выдвинулись в 11-00. При этом казалось, что рюкзаки стали тяжелее. Либо это эффект усталости накладывался, либо оставшаяся в лагере мелочевка суммарно давала больший прирост в весе, хотя рюкзаки, ушедшие на лошадях были забиты под завязку. В 12-00 ребята с лошадьми дошли до места и начали стапелиться. По их впечатлениям идти без груза было полегче, но бежать 2 часа по конной тропе в режиме нон-стоп за лошадьми тот еще развлечение! По пути с лошади свалился кан, в котором лежал полагавшийся им обед. Благо вторая часть группы его заметила и по пути подобрала. В 15-00 обед у второй части группы.

Рисунок 9 Девушки на обеде

В 16-30 на предпоследнем переходе Адмирал слегка подвернул ногу на камнях, до пор. Красноярка оставалось километра полтора. Оля, а затем и Вика пошли вперед к ребятам на поляну — попросить ребят прийти и разгрузить большой рюкзак Адмирала. По пути Вика не заметила ориентир и слега ушла вперед поляны стапеля. Поняв, что прошла и не заметила ориентир, она развернулась и встретилась минут через 15 с поисковой командой, которая ее к тому моменту выдвинулась искать.

В 17-30 пришли все на поляну, поужинали и продолжили стапель. Оба “Стерха” были полностью собраны. Оставалось собрать кат “Девочку”, на резиновые вязки которой сил уже не оставалось. Решили дособирать на следующий день. Отбой в 23-00.

 Стапель р. Кумир  

Рисунок 10 Стапель катамаранов выше порога “Тормоз”

День 5 — 05.08.15

Подъем в 8-30. Продолжение стапеля, некоторые доводочные ремработы с катом, пошив грузовых строп и запаковка герм. После обеда в 14-00 погода резко испортилась, начался шквальный ветер и дождь. Вышли в 16-00. Погода стала налаживаться. На сегодня было запланировано прохождение пор. Красноярка а далее поиск удобного места для стоянки.

Метров через 400 после начала сплава начинается пор. “Тормоз”. Сам порог представляет из себя слева с-образный трек с небольшим сливом, справа же нагромождение плит и камней. Посмотрели и сразу же пошли на взаимной страховке – ничего криминального порог из себя не представляет. Все экипажи прошли без проблем.

Название

Порога

К.с. Ориентиры Координаты Описание Страховка
“Тормоз” 3-..3 Заметная с наплыва ступенька (не видно воду), плоские плиты на ПБ N50°50’19.80″

E84°11’32.51″

Два слива с интервалом около 10 метров. Первый шириной около 2.5 метров и высотой 0.5 метра, второй — 3 и 0.8 метра соответственно. По средней воде прохождение слева. На ПБ после второго слива

 

 Кумир порог Красноярка

Рисунок 11 Пор. “Красноярка” с воды

От пор. “Торомоз” до “Красноярки” порядка 700 метров. Порог виден с воды и представляет собой увеличенную копию “Тормоза”. Слева мощная струя, заканчивающаяся косым сливом с бочкой средних размеров. Зачалились по ПБ, осмотрели, выставили фототочку и морковку. Первым шел экипаж малообъемной “Девочки” – Макс и Настя. На заходе по центру зацепили плоскую обливную плиту и кат развернуло вправо. Перед сливом отработали разворот через правый борт и ровно зашли в середину слива.

“Красноярка 3..4- Заметная с наплыва ступенька, плоские плиты на ПБ N50°50’40.20″

E84°11’42.05″

Увеличенная копия “Тормоза”. Два слива с интервалом около 10 метров. Первый шириной около 3 метров и высотой 0.5 метра, второй — 3.5 и 1 метр соответственно. Второй слив расположен правее первого и под углом около 30 градусов. За вторым сливом — достаточно мощная бочка и скальные обломки в правой части русла. Страховка морковкой и осмотр по ПБ
 Кумир, порог Красноярка Кат-2
 Порог Красноярка река кумир

Рисунок 12 Экипаж “Девочки” пор. Красноярка

После прохождения порога катамаран зачалился в улове справа и встал на активную страховку. Далее выдвинулись “Стерхи”.

порог Красноярка

Рисунок 13 Экипаж “Вялого” пор. Красноярка

Рисунок 14 Экипаж “Кислотного ” пор. Красноярка

“Стерхи” прошли порог без проблем – их объем почти в 2 раза больший, чем у “Девочки” способствовал меньшей осадке при равной грузовой нагрузке, что позволило им спокойно проскочить плиту на заходе. Далее, после пор. “Красноярка” несложный, достаточно спокойный участок с перекатами и мелкими шиверами.

“Косой” 3-..3 Резкий поворот реки налево. Справа впадает р. Березовка N50°52’55.55″

E84°13’43.13″

Два небольших слива с камнями в русле. Взаимная катамаранами

Порог “Косой” особой сложности не представляет – по структуре представляет мелководную шиверу с крупными камнями в русле. Траектория легко читается по воде. После пор. “Косой” на “Кислотном” выбило пробку в задней секции левого баллона. В этой модификации “Стерха” трубки большого диаметра и воздух спустило довольно быстро. Баллон поник и ушел в воду, набрав прилично воды. Вика с Ваней быстро зачалили кат после порога. Слева был песчаный пляжик, где и было решено встать на ночевку. Слили воду из шкуры и баллона, начали готовить ужин. К вечеру погода снова испортилась, быстро разогнав посиделки у костра. Отбой в 23-00.

Рисунок 15 Пострадавший “Кислотный” с владельцем в пор. Косой

День 6 — 06.08.15

Подъем в 9-15. Завтрак в 10-00. При погрузке катамаранов выяснилось, что на втором “Стерхе” проблема с “соском” на переднем левом баллоне. Временные заплатки не дали эффекта – “сосок” на три четверти оторван от баллона. Решено выходить и подкачиваться по возможности, ведь на предстоящем участке серьезных препятствий нет. Вышли в 13-30. В походном темпе, с зачаливанием и подкачкой раз в 30 минут дошли до пор. “Мендойский” к 16-00. К катамарану крепко привязывается прозвище “Вялый”.

 

«Мендойский 3-..3 На крутом левом повороте реки стоит скала в форме кулича высотой 4-5 м. N50°57’14.29″

E84°17’08.11″

Остров делит реку на две протоки. В правой — мелководный перекат и слив (около метра) с несильным прижимом к правобережной скале. В левой — крутая горка высотой около 2-х метров, осложненная обливными камнями. Взаимная катамаранами

Рисунок 16 Начало пор. «Мендойский». Справа камень-ориентир “Кулич”

Вылезли посмотреть – вроде ничего серьезного в пороге нет. Встаем слева после камня-ориентира, где имеется хороший пляж и полянка для стоянки. До порога много стоянок на ПБ, часто занятых кемпингами. В 16-15 встаем с ЛБ. Начинаем ремработы по замене “соска”, предварительно вырезав его из запасной сидушки. Вскрываем “ништяк”, переданный нам на проводах в поход – там чай каркаде и мармеладные червяки. Настроение поднимается .В 21-00 ужин и продолжение ремработ.

День 7 — 07.08.15

Подъем в 8-00. Доклейка проблемного “соска”. Выход на воду в 10-40. Впереди вторая ступень “Мендойского”. Возможно прохождение и справа и слева от галечного острова. Справа некрупный слив с торчащими камнями-зубьями и прижим в скалу справа. Вариант слева технически сложнее – крупный слив с камнями, заканчивающийся бочкой и косыми валами на сбойке струй. Предварительно осмотрев вторую ступень еще на этапе заброски, было решено идти по левой протоке на взаимной страховке. Прошли порог чисто в стандартном порядке : “Девочка”, “Вялый” и замыкал “Кислотный”.

 

Рисунок 17 Левая протока пор. “Мендойский”. Вид от первого лица с “Вялого”

В 11-00 зачаливаемся перед “Девьим плесом”. Он начинается в 500 метрах после “Мендойского” на правом повороте реки. Осматриваем, выставляем страховку морковкой после порога, где начинается плес, и фототочку на камне по ПБ в середине порога.

«Девий плёс» 4+..4 После прямого участка за пор. «Мендойский» N50°57’35.79″

E84°17’15.60″

Каньон с высотой стенок около 10 метров. После входной шиверы с интервалом 10-15 метров идут два слива. Первый — невысокий с языком посередине. Второй — двухступенчатый, вторая ступень (в двух метрах за первой), высотой больше метра, разделена зубьями на три части. Левая заканчивается котлом, выход закрыт скальным выступом. Средний — водопадный слив с мощной бочкой и зубом. Правый — более пологий с несильным прижимом в скалу с зубом на выходе. Затем еще один слив — разделен зубом на две части. Левая — габаритный непроход. Правая — слив с заходом шириной около 2х метров. На плесе за порогом

Порог представляет из себя следующее: после заходной шиверы начинается каньон с высотой скальных стенок до 10 метров. Преимущественно можно выделить два слива – первый попроще без явных камней, второй – мощный. Во втором сливе слева нагромождение камней, за которыми образуется котел, посередине – крупный зуб, справа более-менее чистый слив с прижимом в правую скалу и камнем-затычкой на выходе. Траектория движения в пороге s-образная. На выходе в русле торчат камни-зубья, между которыми достаточно активный слалом.

 
 

Рисунок 18 Заходной и средний участок пор. “Девий плес”

Рисунок 19 Выходной участок пор. «Девий плес»

Первыми проходит Адмирал с Настей на “Девочке”. После захода они забирают сильно вправо, пытаясь уйти центрального камня-зуба, прижимаются к правой скале. Адмирал на правом баллоне взмывает вверх, а Настя начинает уходить в пену – катамаран ныряет в пену и выходит на ровном киле, на скорости двигаясь в правый выходной камень. Мгновение спустя камень попадает между носами и ребята останавливаются, поджимаемые слева струей и упертыми рамой в камень. Экипаж вылезает через правый баллон, оттаскивает кат в небольшое улово вправо, пытается перегрести струю и снова втыкается в камень. На третий раз экипаж решает выставить корму на струю и далее выйти влево.

   
   
   

Рисунок 20 Прохождение пор. “Девий плёс” экипажем “Девочки”

Вторыми шли Костя и Оля на “Вялом”. Они зашли левее, нежели предыдущий кат. Прошли практически чисто, если бы не камень-зуб в самом конце порога, на котором они посидели минут 5, после чего благополучно слезли.

 

   
   

Рисунок 21 Прохождение пор. “Девий плёс” экипажем “Вялого”

   
   

Рисунок 22 Экипаж “Кислотного” проходит пор. “Девий плёс”

Третий экипаж Ваня и Вика зашли в основной слив еще левее, зацепив левым баллоном центральный камень. Ваня на левом баллоне подлетел знатно, Адмирал, стоя на страховке внизу принял этот полет за киль. После слива ребята развернулись по струе и дальше прошли все чисто.

Отдыхающие на стоянке наблюдают за этим с вершины каньона. После прохождения искупались в плесе – места красивые необыкновенно! Встречаем странных ребят, сплавляющихся в “Девьем плесе” на резиновой лодке без касок, благо хоть с спасжилетами. Отправляемся дальше к Большому порогу. В 13-30 начинаем его обнос.

«Большой» Н.кс..6 Поворот реки влево. Крутая каменная осыпь слева. N50°58’38.34″

E84°17’12.41″

Несколько узких (до 1.5 м) щелей с водой, постепенно сливающихся влево в лоток шириной около 1.5 метров. Теоретически проходим слева в большую воду. Общее падение в пороге — более 5 метров. На выходе плес Обнос по ПБ
   

Рисунок 23 Пор. “Большой” и его обнос.

На обносе обнаружилось, что “Кислотного” повреждено дно на левом баллоне – надрез почти метровой длинны. Проводим временные ремработы, шьемся, ставим временную заплатку медицинским скотчем, проклеенным клеем ПВХ и готовим обед. В 17-00 выходим, нам остается два несложных порога Малый и Интеграл.

«Малый» 2+..3 Крупные скальные выходы в русле слева. Сужение русла. N50°59’16.13″

E84°17’25.18″

Два слива с интервалом 10 метров в скальном сужении русла. Первый слив около метра, пологий. Слева камень, справа мощная бочка, между ними чистый язык около двух метров шириной. Второй слив невысокий, справа бочка, слева — чистый проход. Взаимная катамаранами
«Интеграл» 2-..3- Галечная отмель справа, невысокая скальная стенка слева. N50°59’36.54″

E84°17’57.89″

Вода сливается по треку вдоль левого берега. Прижим в левую скалу. Взаимная катамаранами

В 17-45 подходим к базе, на которой оставили продукты. Рядом все стоянки заняты местными и кемпингами. Договариваемся на базе разбить палатки (200 рублей/палатка) и заказываем баню на 21-00 (1000 рублей/час). Адмирал с Настей идут в Усть-Кумир в магазин, который работает до 21. Хорошее окончание хорошего дня.

   

Рисунок 24 Обнос пор. “Большой” и ремработы “Кислотного”

 

День 8 — 08.08.15

Подъем в 9:30. Завтрак в 10:15. Собираем вещи, упаковываем вторую часть продуктов, хранившихся на базе. В 15:00 обедаем и выходим на воду. Сплав по Чарышу довольно приятный, проблемных участков нет. Спалвной участок 23 километра. На данном участке произошли временные изменения в экипажах:

Адмирал пошел с Олей, Настя с Викой, Костя с Ваней. По берегам много бревен и расчесок, как оказалось намытых прошлогодним паводком. Есть и довольно свежие завалы. К 19:00 встаем на стоянку перед п. Коргон. Встречаем местных рыбаков, которые говорят, что воды в Коргоне мало, что приезжала группа на катамаранах-четверках, которые заехали немножко вверх, посмотрели и решили не идти. Адмирал с Настей в 19-30 выдвигаются в поселок договариваться насчет лошадей, да и просто выяснить обстановку. Через Коргон строят новый мост, и участок перед ним сейчас запружен. Уровень воды определить довольно трудно – надо заезжать выше. В 21-30 ребята возвращаются из поселка, договорившись о заброске с лошадями до пор. “Спартак” с Сергеем Поломошновым – он сообщил, что воды сейчас чуть ниже среднего и можно пройти через броды. Лошади будут к 8 утра завтрашнего дня. Заранее разобрав каты и собрав рюкзаки, мы легли спать в районе часа ночи.

День 9 — 09.08.15

Подъем в 6 утра. Быстрые сборы лагеря и завтрака. Сергей с лошадьми пришел к 7:40. Пока навязывали рюкзаки, собирались — вышли в 8:40. Темп был умеренный. После моста через Коргон свернули налево. Первые километров 7 идет вполне хорошая дорога, места очень живописные. Спустя час с небольшим мы достигли первого брода. Девушки решили пройти его на лошадях. Настя ближе к концу брода свалилась с лошади и полувися, полудержась, заканчивала бродить уже пешком, благо там становилось сравнительно мелко.

Рисунок 25 1-й брод через р. Коргон

Ребята во главе с Адмиралом двинули через брод пешком, опираясь на трекинговые палки. Уровень воды ниже пояса – разгруженными преодолевается довольно несложно. После брода тракторная дорога вскоре закончилась, дальше началась грязная тропинка. По краям тропы часто растет малина и красная смородина. Проходя мимо пор. “Абзац” стало совсем ясно, что воды в Коргоне сейчас не очень много. Выше этого порога второй брод . Подходя ко второму броду мы застали уже перешедших его лошадей и начавших бродить Костю и Настю. После первой попытки, когда ребят начало смывать стало понятно, что брод пешком не пройти и стоит проходить только на лошадях. Дождались, когда Сергей разгрузил одну лошадь, переправили всех на другой берег.

Рисунок 26 2-й брод через р. Коргон

После брода отправились дальше, но минут через 30 одна из лошадей упала на рюкзак, раздавив все что в нем было: кетчуп, майонез, горчицу и сгущенку. Рюкзак с гермой внутри после этого напоминал шаурму.

Дальнейшая дорога становилась тяжелее, тропа шла по краю обрыва, начались более крутые подъемы и спуски, зыбучая грязь и сыпучие камни. К 14:30 вышли к пасеке, там же и устроили обед. До пункта назначения оставалось в районе 5 километров. Лошади с рюкзаками пошли через очередной брод, а мы прошли через перевал с сыпухой.  В 15:00 вышли и прошли еще одну пасеку и после нее вышли к красивейшему порогу “Аврора”, заодно его и осмотрели.  К 16:45 пришли на поляну после водопада “Спартак”. По нему сразу оценили, что уровень воды в районе среднего и водопад вполне ходибельный. Рассчитались с Сергеем – он отправился домой, а мы поставили лагерь, разложили катамараны и стали отдыхать после 25 километровой пробежки по долине Коргона. Следующий день был объявлен дневкой. Команда расслабилась, гудели допоздна, попутно заклеив, на этот раз уже капитально, порезы на “Кислотном”.

День 10 — 10.08.15

В 10:00 завтрак. День объявлен дневкой – намечено катание “Спартака”. С 15-00 начали катать водопад на двух “Стерхах”, предварительно выставив страховку и фото-видео точку. Идти порог “Вираж” в нашем составе было проблематично, не хватало людей для организации дополнительной страховки до водопада. “Спартак” прокатили все: сначала Адмирал с Костей, как самый опытный экипаж, затем следующими экипажами Костя-Вика, Адмирал – Настя, Костя –Ваня, Адмирал – Оля. Все заходы и прохождения были удачными, но страховка морковкой и катамараном всегда была выставлена. После катания были всякие кулинарные изыски от ЗавХоза, особенно рис с тунцом и “Бауманским соусом тар-тар”. Гудели заполночь.

 

 

 

 

Водопад “Спартак”

4..5- После заходного порога “Вираж”. Виден впереди резкий перепад высот. Лучше заранее выставить ориентиры. N50°58’26.07″

E83°53’05.84″

Одиночный гладкий Г-образный слив с наклоном около 45-50° при перепаде высот 2,5 м — 2,8м. Глубокая бочка, за которой плита. За порогом плес. Просмотр по ЛБ. За плитой слева и справа
   
   

Рисунок 27 Порог-водопад “Спартак”

День 11 — 11.08.15

Подъем в 8:30. После завтрака сбор катамарана “Девочка”, упаковка вещей. Выходим на воду в 14:30. Участок за “Спартаком” довольно мелкий и представляет собой одну длинную сильно падающую шиверу с локальными косыми сливами – “кривунами”. В пор. “Аврора” все посидели на камнях и даже сыграли в бильярд. После него в одном из “кривунов” в левой протоке была расческа, сравнительно безобидная, а справа – нагромождение камней. Два ката выкинулись на камни и начали протаскиваться, а третий облизал расческу. Зачалившись после обнаружилось, что у “Девочки” пострадал правый баллон – порез сантиметров 70, “Кислотный” в очередной раз получил порез сантиметров 10 и лишь “Вялый” отделался легким испугом сантиметра в 4. В 15:30 начали временные ремработы – далее идти по таким мелководным и каменистым шиверам в таком виде было нельзя. Попутно решили отправить экипаж “Вялого” на пасеку ниже по течению договориться насчет меда и медовухи. Вручили им навигатор и установив контрольный срок 18-00.

“Аврора” 3+..4+ Резкий левый, а затем правый поворот. За последним — скальный мыс в виде утюга. N50°58’21.03″

E83°54’03.35″

Наиболее яркий и сложный из сливов-шивер или «кривунов». Сложный ломаный слив с общим перепадом более 1,2 м. за которым следует жесткий прижим к выступающей слева скале, После выходной шиверы плес. Взаимная катамаранами

Рисунок 28 Адмирал демонстрирует ранения “Девочки”

Ремработы были окончены около 17:30, а ребят, ушедших на пасеку все еще не было. Решили на всякий случай поискать место для стоянки. В 18-30 вернулись ребята, слегка “навеселе”. На пасеке их гостеприимно принял хозяин и провел дегустацию медовухи. Вернулись они с большим количеством впечатлений – на лошади прокатились обратно и черного молодого медведя увидели на другой стороне реки. Сказали, что пасечники нас ожидают ниже, до них сплава минут 20. Однако, Адмирал напрочь отказался выпускать их на воду в таком состоянии и все пошли ставить лагерь. На пасеку решено было заскочить на следующий день. Достали настойку. Адмирал, Ваня и Оля завели хоровое пение и пели часа 2-3, распугивая местных медведей на радость Вики. Легли спать в 1 часу ночи

День 12 — 12.08.15

Ранний подъем в 7:00. И очень сухая и безвкусная адмиральская пшенка, способствующая быстрым сборам лагеря. Да и дождь полил неслабый – самое время идти Коргон, пока не налило слишко много воды. Завтрак в гидрах, и выход в 8:45. До пасеки скреблись по камням , но дождик постепенно наливал речку. Зашли на пасеку – взяли медовухи и меда и двинулись дальше. Сразу после пасеки впадает р. Антонов Коргон, воды становится значительно больше. Перекаты и шиверы не так просты, как кажется, река приобретает все больший и больший слаломный характер. Из нижних порогов Коргона самыми интересными, пожалуй, являются “Безымянный” (он же препятствие 10), “Ступенька” и “Абзац”. Все пороги шли на взаимной страховке, заранее зачаливаясь и просматривая. В “Ступеньку” оба “Стерха” зашли на сравнительно небольшой скорости и немного поварились, “Девочка” же легко пролетела бочку. Остальные пороги прошли довольно чисто. В 17:45 зашли в п. Коргон к Сергею и в магазин. Сергей угостил вкуснейшим творогом. В 19:30 встали на стоянку на ЛБ р. Чарыш. На ужин были ПЕЛЬМЕНИ! Началась гроза, легли спать довольно рано – в 22:00.

“Безымянный”

(“Препятствие 10”)

3+..4 После небольшого острова долина река постепенно входит в ущелье. N50°59’09.48″

E83°59’06.45″

Умеренно напряженный слалом. Сливы с каменных плит 1,0-1,2 м. В отдельных сливах есть неприятные зубья. С правой стороны висит табличка Взаимная катамаранами
“Ступенька” 3+..4- С наплыва читается высокий слив.. N50°59’48.40″

E84°00’57.11″

Одиночный крутой водопадный слив по ширине всего русла высотой около 1,2 — 1,5 м. Бочка за сливом мощнее и жестче чем на «Спартаке». После короткий плес. Осмотр с ЛБ После порога с ЛБ
“Разиня” 3..3+ Начинается на левом повороте реки в 150 метрах после “Ступеньки” N50°59’48.40″

E84°00’57.11″

Несложный порог слаломного характера с локальными сливами до 0,7 м, забитыми камнями. Взаимная катамаранами
“Сюрприз” 3+..4- После острова N51°00’58.83″

E84°01’17.74″

Мощная основная струя с валами до 1 м и бочками, наваливающая на обломки скал. Взаимная катамаранами
«Абзац» 4..4+ Порог находится на левом повороте после длинного прямого участка N51°01’20.23″

E84°01’22.22″

Короткая крутопадающая горка с бочками средней мощности и многочисленными камнями В пороге локальные сливы до 1 м, валы и бочки до 0,7 м. В конце порога в основной струе обломок скалы с сильным навалом на него. Необходим заблаговременный маневр. Взаимная катамаранами

 

Рисунок 29“Кислотный ” варится в пор. “Ступенька”

Рисунок 30 Общий вид пор. “Разиня”

порог Абзац

Рисунок 31 Общий вид пор. “Абзац”

 День 13 — 13.08.15

Подъем в 8:30. Неспешно собирались – на день запланировано 30 км и стоянка километров за 10 до п. Чарышское. В 13:30 вышли на воду. Течение довольно неплохое — получается проходить порядка 10 км за час. С 16:00 до 17:00 обедали. В 19:30 встали на стоянку на острове.

Рисунок 32 Общая фотография группы на фоне долины р. Чарыш

День 14 — 14.08.15

Подъем в 8:30. Вышли на воду в 13:50. Резко испортилась погода – начался проливной дождь и сильный встречный ветер. В 16:00 встали на ЛБ р. Чарыш после автомобильного моста в п. Красный Партизан. Мобильная сеть ловит как и Билайн, так и МТС. Созвонились с водителем – уточнили место встречи и начали антистапель. Часть группы ушла в магазин и вернулась в 19:25. Около 22:00 подъехал водитель. К ночи начался дождик, поэтому часть вещей досушить не удалось. Выезд в г. Барнаул запланировали на 6:00. В районе полуночи хитростью выманив Адмирала к реке группа согласно сложившейся традиции искупала Адмирала в реке. В этот раз с особым цинизмом и в сухой одежде.  Легли спать в районе часа ночи.

День 15 — 15.08.15

Подъем в 5:00. Сбор и погрузка вещей в машину. Выехали в 6:40. В 12:00 в г. Барнауле заехали в ПЭК и отправили снаряжение грузом в Москву. В 13:00 приехали на съемную квартиру. Отзваниваемся в МЧС и МКК.

День 16 — 16.08.15

Подъем в 5:00. На такси в 5:30 едем в аэропорт. В 7:50 вылетаем в Москву, в 9:40 по МСК приземляемся. Поход окончен.

Общие выводы и соображения

  1. Группа уверенно и полностью прошла заявленный маршрут 4 категории сложности. Маршрут получился насыщенным, как и пешей частью, так и водной. Группа получила хороший общетуристический опыт, как и при преодолении препятствий, так и при организации стоянок, ремработах, организации страховки.
  2. Маршрут может быть пройдет в более ужатые сроки, если организовать полностью заброску, тем самым ужав всю заброску в 2 суток и выбрать более бодрый темп прохождения. Каждую из рек Кумир и Коргон по средней воде можно уверенно пройти за 2 дня.
  3. В случае пеших забросок настоятельно необходимо закладываться на варианты забросок через перевалы (при большом уровне воды) и уменьшать вес снаряжения, например, строить деревянные рамы.
  4. Для организации прохождения каскада порогов (“Вираж – Спартак –Аврора”) необходимо большее количество людей – необходимо выставлять как минимум 3 точки страховки, из них 2 – катамаранами.
  5. С вниманием необходимо относиться к преодолению бродов на р. Коргон, по большой воде они непроходимы, по малой в отсутствии лошадей необходимо организовывать веревочную переправу.
  6. Реку Кумир в целом можно характеризовать как слабую 4 – ключевым препятствием при прохождении является пор. “Девий плес”. При большой воде пороги становятся более мощными, но менее техничными – все заливается.
  7. Реку Коргон по средней воде можно характеризовать как хорошую 4. Ключевые препятствия два каскада порогов: “Вираж – Спартак — Аврора” и “Ступенька – Разиня – Сюрприз — Абзац”. Основная проблема данной реки по большой воде – практическое отсутствие уловов в каскадах и большая вероятность завалов и расчесок.
  1. Выбранный график движения был достаточно комфортным, позволяющий совместить спортивный характер похода и отдых в условиях красивой и практически нетронутой природы Западного Алтая.
  2. При планировании маршрута крайне желательно выделять т.н. резервные дни, позволяющие комфортно переносить нештатные ситуации в виде ремработ, внезапно поднявшегося уровня воды и.т.д.
  3. На маршруте, к нашему удивлению не было встречено ни одной туристической группы (мы – 2 группа, прошедшая маршрут в этом году). Даже следов пребывания туристов в ближайшем прошлом не было замечено – практически все стоянки приходилось организовывать с нуля.
  4. В целом, задачи, которые я, как руководитель, ставил перед собой выполнены. При прохождении маршрута группой получено громадное удовольствие как от природы, препятствий и совместного путешествия. Это подтверждается здоровой атмосферой в коллективе и готовностью помочь друг другу. Вероятно, группа, как и отдельные ее участники и далее будут ходить в технически и физически сложные походы.