Хангарул — Зун-Мурин — Утулик 2016

Отчет

о прохождении водного туристского спортивного маршрута 4 категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан (Южное Прибайкалье, Республика Бурятия и Иркутская область) по рекам Хангарул, Зун-Мурин, Утулик, совершенном с 08 июля по 29 июля 2016 г.

Маршрутная книжка № 1/4 – 410

Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

Помощь в составлении отчета: Виданов Иван Валерьевич

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю 4 категорией сложности.

Москва 2016

Видеоролик о походе:

Трек похода полный nakarte.tk  или в формате .gpx

Метки с порогами рек:

Хангарул скачать в формате .gpx

Зун-Мурин скачать в формате .gpx

Утулик скачать в формате .gpx

Общие сведения

Содержание

Паспорт спортивного похода

Таблица 1

Проводящая организация Группа туристов турклуба МГТУ им. Н.Э. Баумана
Район проведения район хребта Хамар-Дабан (Республика Бурятия и Иркутская область)
Нитка маршрута

г. Москва – г. Улан-Удэ – п. Далахай – пеший переход на р. Хангарул – р. Хангарул – р. Зун-Мурин – п. Зун-Мурино – переезд в п. Слюдянка – пеший переход на р. Утулик – р. Утулик – оз. Байкал — п. Утулик – г. Иркутск — г. Москва

Вид туризма  пеше-водный
Категория сложности 4
Протяженность активной части маршрута 227 км

( из них пешком 45 км, сплав 182 км)

Продолжительность активной

части маршрута

15
Состав группы 12 человек
Средства сплава Катамаран-2 “Стерх” V=1100 3 шт.

Катамаран-2 “Red-900” V=900 1 шт

Катамаран-2 “Noname” V=1000 л 2 шт

Сроки проведения 29.07.2016 – 08.07.2016
Уровень воды Хангарул – сначала низкий, потом средний

Зун-Мурин – средний

Утулик — средний

Общая идея похода

Данный маршрут является идейным продолжением похода прошлого сезона на Западный Алтай по рекам Кумир-Чарыш-Коргон, который являлся подготовкой перед прохождением данного пеше-водного маршрута. В качестве разминки в этом сезоне проводился учебно-тренировочный поход на Северный Кавказ 3 с эл. 4 к.с. по основным рекам региона и пешие ПВД для  пешей выносливости участников. Также часть участников активно принимала участие в Московском и Питерском марш-бросках.

Основные идеи организации похода были следующими:

  1. Освоение нового для участников и турклуба региона – Прибайкалья.
  2. Проведение интересного и насыщенного автономного путешествия.
  3. Повышение общего технического уровня руководителя и отдельных участников группы в препятствиях 4-5 к.с и прохождении их на катамаранах двойках.
  4. Побывать на интересном малопосещаемом, “диком” маршруте.

Посещение туристических достопримечательностей региона (пик Черского, Озеро Сердце, оз. Байкал)

Общие сведения об участниках похода

Таблица 2

Фамилия,

имя,

отчество

Год

рождения

Туристская подготовка

(У – участником,

Р – руководителем)

Обязанности в группе

1  Гладков Максим Сергеевич(Адмирал) 1990 Кумир-Коргон-Чарыш, к2

3(4)Р Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань, к2

4(5)У Урсул-Катунь-Аргут-Чуя-Кадрин, к2

ХальмерЮ-Силова-Яха-Кара, к2

Руководитель,

Кат2-1 (кап.)

2 Голованов Евгений Андреевич(Голый) 1988 Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань-Белая, кат-2

Воньга, к4

1(2)Р Осетр

ЗавДосуг

Кат2-2 (мат.)

3  Степанова Любовь Александровна(Люци) 1990 Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань-Белая, к2
ХальмерЮ-Силова-Яха-Кара, кат-2Чирка-Кемь, байдарка
Видеорегистратор

Кат2-3 (кап.)

4 Виданов Иван Валерьевич(Мелкий) 1991 Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань-Белая, к2
Кумир-Коргон-Чарыш, к2 Мста, байдарка
ЗамРуководителя

Кат2-2 (кап.)

5  Гончаров Михаил Михайлович(Ермак) 1992 ХальмерЮ-Силова-Яха-Кара, кат-2

3(4)У Б.Зеленчук-Аксаут-Теберда-Кубань-Учкулан-Уллукам, к2

ЗавХоз

Кат2-4 (кап.)

6  Плотников Константин Александрович 1986 4(5)У Урсул-Катунь-Аргут-Чуя-Кадрин, к2

Кумир-Коргон-Чарыш, к2

Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань-Уллу-Кам, кат-2

ЗавТранс

Кат2-5 (мат.)

7  Сержанова Виктория Андреевна 1989 Кумир-Коргон-Чарыш, к2

Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань-Уллу-Кам, кат-2

ЗавЗдор

Кат2-5 (кап.)

8  Хомяков Андрей Александрович(Хомяк) 1986 Башкаус-Чулышман, к2
3(4)У Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань, к2Оять
ЗамРеммастер/ ЗавСнар

Кат2-6 (кап.)

9  Корвяков Александр Петрович(Петрович) 1988 Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань-Белая, к2
Муезерка – Чирко-Кемь, байдарка
Реммастер

Кат2-4 (мат.)

10  Арутюнов Андроник Арамович(Коллайдер) 1988 ХальмерЮ-Силова-Яха-Кара, к2
3(5)У Красненькая-Кутсайоки-Тумча, к2 Оять,, байдарка
Костровой

Кат2-1 (мат.)

11 Спорыхин Дмитрий Андреевич 1998 3(4)У Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань, к2

Калга, каяк
Беломорская Шуя, кат-2

Летописец / Хронометрист

Кат2-3 (мат.)

12 Комиссаренко Алла Андреевна 1985 Мста, к2
3(4)У Укса-Тохма б/с, к2
Эколог

Кат2-6 (мат.)

Характеристика района похода

Географическое положение

Маршрут по рекам Хангарул – Зун-Мурин проходит в Забайкалье в труднодоступном районе западной оконечности хребта Большой Хамар-Дабан. Долина реки Хангарул с юга отделена от относительно густонаселенного бассейна реки Джида Хангарульским хребтом, а с севера отрезана от побережья Байкала Большим Хамар-Дабаном. Оба эти хребта расположены в широтном направлении, максимальные высоты их около 2600 м. В восточной части Хангарульский хребет соединяется с Хамар-Дабаном. Начинаясь отсюда, Хангарул течёт в основном на запад и впадает в р. Зун-Мурин перед наиболее сложным его препятствием – порогом «Шурик». Река Зун-Мурин течёт в основном с юга на север, огибая западную оконечность Большого Хамар-Дабана, и впадает в р. Иркут в районе посёлка Мурино.

Пешая часть от Слюдянки до Утулика проходит по древнему Старокомарскому тракту, бывшему торговому пути в Китай и Монголию. До гидрометеостанции «Хамар-Дабан», через которую лежит путь к началу сплава, примерно 20 км. От гидрометеостанции путь лежит в сторону пика Черского по тропе, идущей резко вверх, а потом – по серпантину. За ручьём Посетительским тропа идёт прямо к перевалу Чёртовы ворота и переходит через перевал в долину реки Спусковая – левого притока Утулика. Далее тропа, местами заваленная упавшими деревьями, 10 раз переходит через реку Спусковая, изгибается, и, в конце концов, спускается к реке Утулик.

Сплавной участок Утулика – от места впадения реки Спусковой до самого озера Байкал – составляет более 50 км. Поскольку река течет в труднодоступном месте и по пути сплава нет ни одного населённого пункта, то это создает дополнительное препятствие. В случае необходимости аварийного выхода, в качестве такового может быть либо скоростной сплав по реке в аварийном режиме, либо пеший поход по тропам вдоль реки. Лоция реки Утулик состоит из около 100 препятствий. В начале реки препятствия несложные, но после 3 шивер – первый порог, в котором много камней, больших валунов на выходе, скальные обломки. Дальше препятствия так и чередуются: несколько шивер, порог, снова шиверы, опять порог – на реке постоянно приходится работать.

Животный мир

Животный мир хребта Хамар-Дабан разнообразен. В пределах хребта обитают 37 видов млекопитающих и 260 видов птиц. Из диких копытных животных здесь водятся: лось, кабарга, марал, косуля, дикий северный олень, кабан. Лось это самое крупное из животных, живущих в окрестностях хребта Хамар-Дабан, он держится в равнинных местах, вблизи болот, озёр и речек. Марал же в основном обитает в горно-таёжных районах Байкала, летом марал обычно держится на высоких хребтах Хамар-Дабана, зимой спускается в луга и пади, а осенью голос марала красивым эхом разносится по Хамар-Дабану. Северный олень на хребте Хамар-Дабан встречается среди лишайниково-моховой и высокогорной тундры. Кабарга водится на северных склонах Хамар-Дабана, среди скалистых выступов и густых зарослей хвойного леса. Косуля сибирская обитает в светлых лесах и на старых гарях, с высоким растительным покровом. На южных склонах хребта местами встречается кабан, а в районе гольцов на юго-западной части Хамар-Дабана, среди скал, изредка можно увидеть сибирского горного козла, заходящего с Восточных Саян.

Из пушных зверей на хребте Хамар-Дабан водятся: бурый медведь, лисица, соболь, барсук, горностай. По берегам таёжных и горных рек иногда попадается выдра, изредка в районе Хамар-Дабана встречается рысь, росомаха и горный тарбаган. Среди холмов, степей и тайги бегает бесхвостая пищуха – грызун, который на зиму готовит целые стожки сена, за что и называется сеноставкой.

Мир птиц Хамар-Дабана – это рябчик, кедровка, глухарь, сова, ворон, филин. В лесах Хамар-Дабана водятся тетерев-косач, сойка и дятел, а в высокогорные районы хребта залетает белая куропатка, а также некоторые хищные птицы.

В реках, бегущих со склонов Хамар-Дабана, из рыб водятся хариус и ленок.

График движения

Таблица

Дата

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

Cредний уклон, м/км

Подъем/Спуск, м

ЧХВ (часов)

ТВ

(часов)

08.07.16

1

г. Москва – г. Улан-Удэ

самолет

09.07.16

2

г. Улан-Удэ – п. Далахай

490

автомобиль

10.07.16

3

п. Далахай – ферма на ЛБ р. Цакирка

24

трактор

496/281 3:40 7:02

11.07.16

4

ферма на ЛБ р. Цакирка – ниже перевала через Хангарульский хребет

13

пешком

565/228 3:16 6:01

12.07.16

5

Переход через Хангарульский Хребет (2250 м) – ЛБ ручья

7

пешком

430/550 4:40 10:04

13.07.16

6

ЛБ ручья – стоянка на р. Хангарул ниже каньона Водопадный

4

пешком

 4:57 7:18

14.07.16

7

Дневка и стапель

15.07.16

8

стоянка на р. Хангарул ниже каньона Водопадный –

стоянка ЛБ перед пор. Нежданный

12

сплав

11 м/км 3:13 6:24

16.07.16

9

стоянка ЛБ перед пор. Нежданный – пор. Клык

26

сплав

8 м/км 4:37 7:30

17.07.16

10

пор. Клык – выше каньона Иван-Царевич

34

сплав

6 м/км 4:50 8:30

18.07.16

11

выше каньона Иван-Царевич –

р. Зун-Мурин — пос. Зун-Мурино

55

сплав

4 м/км 6:33 7:57

19.07.16

12

пос. Зун-Мурино – г. Слюдянка

75

автомобиль

г. Слюдянка – туристическая база Хамар-Дабан

10.4

шишига

537/124 1:17 2:51

туристическая база Хамар-Дабан — ГМС Хамар-Дабан

7

11

пешком

675/198

560/560

2:10

4:36

3:20

5:30

20.07.16

13

Радиальный выход на пик Черского (2090 м)

9

пешком

714/720 3:33 5:22

21.07.16

14

ГМС Хамар-Дабан – Чертово Озеро

5

пешком

467/195 2:34 4:25

22.07.16

15

Чертово Озеро – перевал Чертовы Ворота (1730 м) – р.Утулик

11

пешком

126/1001 4:12 7:30

23.07.16

16

Р. Спусковая — р.Утулик – пор. Чижик

17

сплав

8 м/с 2:18 3:55

24.07.16

17

пор. Чижик – пор. Мангутайский

18

сплав

8 м/с 2:54 4:30

25.07.16

18

пор. Мангутайский – оз. Байкал – пос. Утулик

20

сплав

8 м/с 3:08 6:11

26.07.16

19

Оз. Байкал

27.07.16

20

Пос. Утулик – г. Иркутск

автомобиль

28.07.16

21

г. Иркутск

29.09.16

22

г. Иркутск – г. Москва

самолет

Определяющие препятствия маршрута и прохождение их участниками группы

Таблица (Примечание: “+” – проходил, “” – обнос, K — киль )

Название

препятствия

К.с.  Гладков  Хомяков  Голованов  Арутюнов  Степанова  Спорыхин  Плотников  Сержанова  Корвяков  Коммисаренко  Виданов Гончаров
р. Хангарул
кан. Водопадный

нк

пор. Чемодан 3 + + + + + + + + + + + +
пор. Нежданный 3+ + + + + + + + + + + + +
пор. Островной 3+ + + + + + + + + + + + +
пор. Уступ 3 + + + + + + + + + + + +
пор. Западня 3 + + + + + + + + + + + +
кан. Колорадо 2 + + + + + + + + + + + +
пор. Зубья 3 + + + + + + + + + + + +
пор. Крокодил 3 + + + + + + + + + + + +
пор. Клык 3 + + + + + + + + + + + +
пор. Входной 4A + + + + + + + + + + + +
кан. Труба 4B + + + + + + + + + + + +
кан. Иван-Царевич 4A + + + + + + + + + + + +
р. Зун-Мурин
пор. Шурик 4C + + + + + + + + + + + +
шив. Каша с Маслом 2+ + + + + + + + + + + + +
р. Утулик
пор. Рассохинский 4A + + + + + + + + + + + +
пор. Раздельный 4A + + + + + + + + + + + +
пор. Чижик + + + + + + + + + + + +
пор. Снежок 3 + + + + + + + + + + + +
пор. Трёхкаскадный 4A + + + + + + + + + + + +
пор. Траверс 4A + + + + + + + + + + + +
пор. Гротовый 4A + + + + + + + + + + + +
пор. Трек 3 + + + + + + + + + + + +
пор. Мангутайский нк
пор. Большой мордоворот 5A K K K K
пор. Малый 4B + + K K + + + + + + + +

Координаты ПСО и МЧС, информация о зонах ограниченного доступа

Первая часть маршрута проходит в зоне ответственности Бурятского отделения МЧС. Зарегистрировать маршрут можно по телефону 8-3012-23-03-55. Оперативному дежурному необходимо продиктовать нитку маршрута и контрольные сроки для выхода на связь, получить свой номер зарегистрированной в ПСО группы. Мы отзванивались им на переброске в пос. Зун-Мурино и при окончании маршрута в пос. Утулик.

Вторая часть маршрута проходит в зоне ответственности Слюдянского поисково-спасательного подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, который находится по адресу: Иркутская область, г. Слюдянка, ул. Мостовая, д. 2А. Контактные телефоны: 8-395-5-19-11 – оперативный дежурный, сайт: http://bpso.ru/.

Заброска/выброска/переброска

При подготовке к походу прорабатывалось несколько вариантов заброски на первую часть маршрута — реку Хангарул. Ориентир начала места старта – каньон Водопадный. Стартовать выше этого каньона и каньона Кащей не имеет смысла, так как очень большая вероятность попасть на Хангарул в среднюю и малую воду, когда эти каньоны являются негабаритными.

  1. Заброска вертолетом из города Иркутск. Самый дорогой и быстрый способ – принципиально не подходил в виду ограниченности бюджета. Подробно описан в [1].
  2. Заброска до места стапеля с лошадьми из пос. Жемчуг, пересекая реки Зун-Мурин, Харбарта и их притоки. Стоимость 5000 рублей / лошадь. На лошадь могут грузить по 2 рюкзака в специальные сумки. Рамы не берут. Заброска длится 2 дня.
  3. Заброска на Шишиге (Газ-66) из пос. Утата до перевала через Хангарульский Хребет, далее на лошадях (см. пункт )
  4. Заброска на тракторе из пос. Далахай до последней фермы. На ферме можно договориться насчет лошадей до и на перевал. Такая заброска описывалась в [2].

Мы решили выбрали вариант d) забрасываться от пос. Далахай.

До пос. Далахай мы наняли машину из Улан-Удэ Merсedes Sprinter с багажником, которая обошлась нам в 25000 рублей. Водитель Виталий т.+7-902-1601950.

От Далахая до фермы мы договорились о тракторе до фермы с Беликто ( крайний дом в поселке) за 25000 рублей.

От фермы до перевала через Хангарульский Хребет мы брали 6 лошадей с проводниками на ферме суммарно за 12000 рублей (2000 за лошадь). На перевал буряты заломили дикие деньги.

Сплав по Хангарулу и Зун-Мурину оканчивается в пос. Зун-Мурино откуда мы перебросились в г. Слюдянка. Для этого мы договорились с пассажирской газелью за 4000 рублей. И от Слюдянки до конца дороги на ГМС мы договаривались с водителем ГАЗ-66 за 26000 рублей на турбазе. Тел 8-914-9120865

И на выброску из пос. Утулик до г. Иркутск мы заказывали заранее газель за 5000 рублей. Водитель Алексей +7-983-4468942

Суммарно у нас на заброску/выброску/переброску вышло примерно по 8000 с человека, что вполне гуманно по сравнению с другими вариантами.

Техническое описание

Р. Хангарул

Название реки Хангарул
Среднегодовой расход воды в устье 20 м3/с.
Средний уклон 8 м/км
Длина сплавного участка 70 км

Рисунок 1 – Характер уклона на сплавном участке р. Хангарул

Р. Зун-Мурин

Название реки Зун-Мурин
Среднегодовой расход воды в устье 50 м3/с.
Средний уклон 5 м/км
Длина сплавного участка 52 км

Рисунок 2 – Уклон на сплавном участке Зун-Мурина

Р. Утулик

Название реки Утулик
Среднегодовой расход воды в устье 30 м3/с.
Средний уклон 7 м/км
Длина сплавного участка 55 км

Рисунок 3- Уклон на сплавном участке р. Утулик

08.08.16 День 1 – Сбор. Аэропорт. Самолет

В 17:30 мы собирались на Павелецком вокзале. Постепенно собиралась команда. Вместе уехать не получилось, так как некоторые уехали раньше на электричке. Подходили провожающие и сочувствующие. К назначенному времени мы дружно погрузились в аэроэкспресс. Дальше шумной компанией мы заполонили тамбур и отправились в путешествие.

Пока ехали в аэроэкспрессе, перепаковали вещи в рюкзаки, чтобы влезли в свои положенные 23 кг багажа. По привычной практике большую часть груза (сплавное, общественное снаряжение) мы отправили заранее в Улан-Удэ грузовой компанией ПЭК. С собой ехала часть личных вещей и раскладка, которую в этот раз собирали и паковали экипажами.

09.08.16 День 2 – Улан-Удэ. Переезд в пос. Далахай

Рано утром мы приземлились в Улан-Удэ — было душно и жарко. В Аэропорту дождались своего багажа и отправились искать нашего водителя для заброски в населенный пункт Далахай Закаменского района республики Бурятия. Первым делом мы погрузились в заранее заказанный Мерседес Спринтер, и отправились на ж/д вокзал, где нас ждал Дима Спорыхин, который уже сутки провел в Улан-Удэ, т.к. ехал туда поездом. Забрали его, катамараны и весла, которые он вез. После этого решено было, что надо заехать в магазин и купить продуктов в дорогу и на вечер. Далее заехали в ПЭК. Там мы закинули все вещи на крышу и отправились в 500 км путешествие до места назначения. На все приключения в Улан-Удэ ушло около 2 часов.

Рисунок 4 – Дорога от Улан-Удэ

Пейзажи мест менялись постепенно: вокруг Улан-Удэ выжженная земля и степи, ближе к Далахаю становится зелено. Горные массивы все ближе и ближе, дорога часто виляет по серпантину.

В районе 15 часов прошли контроль у поста ФСБ. Рядом находится граница с Монголией. Заранее пропуска заказывать не нужно – достаточно было бумажного списка группы с ФИО, адресом регистрации и паспортными данными.

Не доезжая до конечного места для автозаброски, водитель то и дело пытается нас высадить и уехать скорее, ссылаясь на то, что топлива на обратную дорогу нет. Действительно, ближайшая заправка находилась в Закаменске. К 21 часу мы добрались до Далахая где наш мерседес приковал к себе море взглядов. Интерес к нашей группе проявляли несколько деловитых бурятов.

C: \ Users \ user \ Desktop \ vkpic-189140 \ Саяны 2016 \ 013.jpg

Рисунок 5 – Группа на фоне реки Цакирка рядом с пос. Далахай

Мы договорились вечером сразу же о тракторной заброске до последней фермы (23 км). Тракториста зовут Беликто – его дом самый крайний в поселке. Узнали о погоде в данном месте — 2 день лил небольшой дождь, а до этого было сухо. Нам показали место для стоянки и дали дров на вечер. Вечером приготовили ужин, сложили вещи рядом с палатками и ушли спать. Рядом река Цакирка, в которой воды немало. Хорошо, что нашли трактор – бродить ее дело не из приятных. В районе 4х утра к нам подъехали шальные местные молодые буряты. Хотели спирта. От них удалось отвязаться.

10.08.16 День 3 – Тракторная заброска

После ночных гостей, мы встали в 6 утра и принялись потихоньку собирать лагерь и упаковывать каты и прочее т.к. надо было собраться побыстрее. В любой момент за нами мог приехать трактор. К нам где-то через час пришел наш извозчик чтобы оценить упал ли уровень воды на р. Цакирке и понять смогут ли они проехать все нужные нам броды. После чего он с Адмиралом договорился, что за нами вернется в 13 часов. Но, как оказалось, это Бурятские 13 часов. После этого команда позавтракала и продолжила собирать вещи.

C: \ Users \ user \ Desktop \ vkpic-189140 \ Саяны 2016 \ 232.jpg

Рисунок 6 – В телеге трактора

Упаковав все быстро, мы стали дожидаться наших извозчиков. Приехали они только в 14 часов. После чего погрузили все вещи на трактор и должны были отправиться в путь, но буряты куда-то отлучились еще на час. Вернулись буряты с цепями, фонарем и ружьем. После этого мы отправились в сторону Хангарульского хребта.

Сразу за поселком был первый брод, его пролетели и не заметили. Дорога шла через поле за которым был второй брод. Брод оказался глубже. Сразу после него трактор остановился. К нам подошли Буряты и попросили “взбрызнуть” Адмирал уточнил, от комаров что ли? И ребята полезли в рюкзак за репеллентом. Такого “взбрызгивателя” наши водители точно не ждали. Под этим делом они подразумевали выпить, т.к. у них там что-то вроде священного места, где они взбрызгивают. Взбрызнули сами, взбрызнули с нами и двинули дальше.

Третий брод оказался еще глубже, в этот момент в голове пролетела мысль….”как бы мы их на своих двоих шли?

Рисунок 7 – Один из начальных бродов через р. Цакирка

В одном из 13 бродов трактор сел на камень, но через некоторое время слезли с него. В другом броде мы шли по реке вверх по течению. В болоте у телеги отлетело кольцо за которое она цеплялась к трактору. Разорвало металл. Теперь ясно, зачем буряты брали цепи. Перевязали крепление трактора и телеги цепями и двинули дальше.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\239.jpg

Рисунок 8 – Трактор в болоте

В 13 броде нас основательно замочило. Телега кренилась, вода подбиралась к бортам – малоприятное ощущение.

Рисунок 9 – Один из самых глубоких бродов через р. Цакирка

После этого брода у одной из ферм нас угостили сметаной и хлебом. После чего мы спокойно доехали до самой последней фермы, где нас угостили дичью – недавно пойманной на охоте косухой. Тут и решили заночевать. Ферма стоит на возвышенности, поэтому мы отошли поближе к реке вниз. Места тут полно – есть где развернуться.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\143.jpg

Рисунок 10 – Стоянка у фермы

Вечером посидели с немного с бурятами у костра. Договорились, что завтра наши рюкзаки на лошадях забросят под перевал. Местные ребята дружелюбно настроены, рассказывают про то, что турист нынче здесь редок – искренне радуются таким как мы, ведь это не только заработок, но и хоть какое-то общение. Самый главный на этой ферме пожилой дядя Коля все выпрашивал выпить, рассказывал про то, что в 90-е тут ходили часто, рассказывал про пеших туристов, замерзших насмерть на перевале лет 10 назад.

Буряты хоть и дружелюбны, но достаточно назойливы и пришлось им намекнуть, что уже пора спать – ведь завтра предстоит более трудный день.

11.08.16 День 4 – Предперевальный день

Проснулись рано, так как на утро был уговор с бурятами. Они должны прийти с лошадьми и забросить нас под перевал.

Отметим сразу, что, буряты не знаю как все, но эти славятся «пунктуальностью». Их время течет как-то иначе, чем наше. По наблюдениям 15 минут бурятского времени равны часу нашего. Это стоит иметь в виду, если хотите иметь с ними дело.

Позавтракав, собрали лагерь и вещи, начали ждать наших проводников. В итоге Макс и Костя сами пошли за ними в дом на ферму. Обнаружили их там прекрасно спящими и никуда не собирающимися. Перебудили их, после чего они обещали нам, что через час будут.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\247.jpg

Рисунок 11 – Загруженные лошади с фермы

На удивление, к обещанному времени они к нам приехали и начали связывать рюкзаки для погрузки на лошадей. Через некоторое время мы загрузили 6 лошадей и отправились к подножью перевала. При этом все самое хрупкое и ценное взяли пешком с собой.

Тропа по пути к Хребту хорошая, по пути изредка встречаются броды через ручьи, в некоторых местах пешая тропа поднимается на холмы и превращается в конную – грязное каменистое месиво.

Рядом с лагерем нас ждал первый брод через ручей. По пути встречаются броды через ручьи и реку глубиной не выше колена и не очень сильным течением. В районе 13 часов у нас был привал у охотничьей избушки. Там Хомяков, заметил, что потерял свой спиннинг. Посидели, отдохнули, и далее через броды и холмы мы пошли дальше.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\250.jpg

Рисунок 12 – По пути встречаются небольшие броды

По пути увидели снег — почувствовали себя лыжниками. На конечном участке пути тропа уходит от ручья вверх, ощущается крутой подъем, после которого следует крупная поляна с видом на Хангарульский хребет, а за ней ручей. Здесь мы пообедали и попрощались с бурятами. После этого мы прошли еще немного вперед для более удачного места для стоянки и дальней заброски части вещей к перевалу.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\156.jpg

Рисунок 13 – Иногда приходиться бродить реку по колено

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\159.jpg

Рисунок 14 – Прибайкальские лыжники

Лагерем стали метрах в 300 впереди от этой поляны в лесу. Это было и ближе к перевалу и ветра тут почти не ощущалось. Оставили необходимые вещи, а все остальное было решено занести максимально выше, пока позволял световой день.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\164.jpg

Рисунок 15 – Сужение и взлет тропы на подходе к ключевой поляне

В итоге набралась команда из 10 человек, кто отважился занести это все подальше и там спрятать. Первоначально план был занести до границы леса, но бравые ходоки увлеклись и ушли чуть выше, и там сойдя с тропы, мы нашли небольшую полку, где выгрузили все вещи. После чего прикрыли их тентом для меньшей заметности.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\016.jpg

Рисунок 16 – Группа на поляне перед перевалом

Дорога наверх с весом заняла у нас около часа, обратно мы дошли до лагеря за 30 минут. В лагере хозяйничала Люба с Аллой, они развели костер и приготовили ужин. Именно в этот вечер мы решаем вскрыть подгон от провожающих – там были сгущенка, майонез и кетчуп. Завтра нас ждал перевал.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\168.jpg

Рисунок 17 – Стоянка в лесу

12.08.16 День 5 – Перевальный день

Встали пораньше. Сделали каждому по бутылочке изотоника и регидрона. Собрав вещи вышли в сторону перевала. Сделали первую ходку на вершину и разгрузили рюкзаки.

Погода стоит прекрасная, но на перевале прохладно и ветрено. С перевала по стороне подъема бежит небольшой ручей. Тропа на вершину хорошая. Подъем не очень крутой. Шли с передышками, в размеренном темпе. На перевале перекусили. Высота 2250 м. Виды прекрасные. Погода шепчет.

Переход через Хангарульский хребет

Рисунок 18 – Поднимаясь на перевал

Спустились метров 150 к схрону с вещами. После этого и их занесли на нужную нам седловину. Пофотографировались на перевале с обоих сторон.

Часть ребят решило спускаться с перевала в одну ходку. На перевале тропа затерялась, поэтому заранее просмотрев спуски, мы взяли левее. Спуск с перевала очень крутой. Первым шел Коллайдр (Андроник Арутюнов), т.к у него большой опыт пеше-горных походов. Спуск каменистый, много мелких “живых” камней.

На перевале через Хангарульский хребет

Рисунок 19 – Группа на перевале

К 16 часам мы спустились и сгрузили вещи, чтобы пойти за тем, что оставили на перевале. Адмирал, Коллайдер, Хомяк и Миша Гончаров двинулись дальше искать продолжение тропы (слева от ручья) и подходящее место для ночевки. Дойти до места стапеля сегодня уже не представлялось реальным. Остальные достаточно резво сбегали обратно на седловину. За полтора часа вернулись. И начали ждать разведчиков.

Минут через 30-40 они пришли. От них мы узнали, что дальше тропа на левой стороне ручья теряется и они по бурелому без какой-либо тропы за все время смогли пройти всего километр, но нашли более-менее удачное место для стоянки и хорошую тропу по правой стороне ручья, правда с бродом перед самым лагерем. Дорога до лагеря заняла примерно 40 минут по конной тропе, которая, предположительно спускалась с перевала сильно правее, чем шли мы. Дальше поужинали и отбой.

Рисунок 20 – Спуск с перевала

C:\Users\user\Desktop\Саяны 2016\Перевал Хангарульский.png

Рисунок 21 – Схема расположения спусков с перевала

На перевале необходимо смещаться правее и искать конную тропу – она более четко выраженная и спуск более пологий, хотя разбитый и каменистый.

13.08.16День 6 – Пешка продолжается

Утром была солнечная погода, но перед выходом до схрона вещей нагнало туч из-за перевала. Спустя 5 минут, как мы вышли, зарядил дождь с градом. В итоге с одним привалом добрались до схрона вещей. Забрали и пошли в лагерь. Обратно дошли без привала. Ребята, оставшиеся в лагере встретили нас горячим чаем. После чего, дождались окончания дождя, упаковали рюкзаки вещами и двинули в сторону р. Хангарул.

Необходимо было пройти 4 км. Те, у кого были силы пошли вперед, в итоге вперед вырвался Женя, Миша, Ваня. Дошли до молотилки кедровых шишек, и остановились чтобы подождать ребят, т.к. впереди лежало поваленное дерево. Спустя минут 5 пришли Люба и Дима, и отправились дальше. Дорога шла то вверх, то вниз, то спускалась по ручью, то уходила в болото. В итоге мы дошли до реки. Сразу было видно — воды немного.

C:\Users\Максим\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\p-5WA0Z_67E.JPG

Рисунок 22 – Стоянка на ПБ Хангарула после каньона Водопадный

Сверху осмотрели каньон Водопадный. Первая ступень не габаритная для катамаранов. По среди русла много крупных камней. В итоге прошли чуть дальше и на левом берегу Хангарула нашли пентагон с костровищем и неплохую стоянку. Здесь решили разбить лагерь. Вечером Дима достал ништяк в виде консервированного ананаса, клубники и ассорти. Пешка первой части маршрута наконец-то закончилась. Начали стапель, следующий день был объявлен дневкой.

Стапель на Хангаруле

Рисунок 23 – Стапель на Хангаруле (Комисаренко-Хомяков)

Jz8gx06seTQ

Рисунок 24 – Стапель на Хангаруле (Степанова-Спорыхин)

14.08.16 День 7 – Дневка

День начался не спеша, да и спешить куда-либо было не нужно. Подъем был позже чем обычно. После завтрака кто-то пошел голову мыть и стирать вещи, кто-то решил с самого утра собрать катамараны, кто-то пытался ловить рыбу. Скучать не приходилось. На обед впервые полагался суп. После обеда кто успел собрать катамараны — отдыхал, ребята даже поиграли в преферанс.

Посмотрели нижнюю ступень каньона Водопадный, обильное нагромождение камней, выходная часть имеет водопадный слив, через каменные ворота. По берегам порога лежат старые деревья, на заходе во вторую ступень поперек русла лежит дерево и образует завал. Выше мы не поднимались. Половили рыбу за сливом — безрезультатно.

15.08.16 День 8 – Сплав от каньона Водопадный

Завтрак, сбор лагеря. Все было как обычно, но на этот раз мы собирались выходить на воду. В итоге к 11 часам все катамараны были спущены на воду и привязывались рюкзаки к ним же. День обещал быть сложным, т.к уровень воды в реке был низким и нам приходилось проводить катамараны. Первым из препятствий на реке был порог Чемодан. Зачалились на правом берегу для осмотра. Прошли в штатных экипажах.

Порог Чемодан 3 к.с. Ориентир порога большой камень в виде чемодана на правом берегу. Река делает левый поворот, впереди видно нагромождение больших камней. Осмотр и чалка по правому берегу. По нашей воде представляет простой заход по языку. Дальше надо сместится влево, т.к. справа габаритный непроход. И прижим на большие камни. Слишком влево тоже идти нельзя — там гряда камней. Мест для пассивной страховки по нашей воде на правом берегу нет. Шли тандемами на взаимной страховке. По большой воде сложность препятствия возрастет.

порог Чемодан

Рисунок 25 – Улово для чалки и осмотра

Рисунок 26 – Заход в пор. Чемодан

Рисунок 27 – Основная часть порога Чемодан

Далее реку неоднократно разрезают небольшие острова и протоки с перекатами. Определение верного пути с воды не всегда было однозначным. Так один раз штурмовой экипаж (Сержанова-Плотников) пошел в мелководную протоку, и мы очень долго проводили там катамараны через камни.

В 18 часов мы зачалились на левый берег на галечную отмель, занесли катамараны поближе к стоянке. В этих местах может всякое быть, в том числе и резко подняться уровень воды в реке из-за дождя. Впереди по лоции пороги Нежданный и Островной. Стоянку пришлось организовывать с нуля, хотя на берегу есть конструкция вроде навеса, на которую, наверное, натягивается тент и служит местом ночлега для рыбаков или охотников. После этого поставили палатки, натянули тент и развели костер. В этот день все устали, ведь протаскивать груженые катамараны по шиверам физически гораздо тяжелее, чем сплавляться. Наметилось некоторое отставание в графике.

16.08.16 День 9 – Сплав по Хангарулу

Встали не очень рано, Сане Корвякову с Аллой пришлось перебирать катамаран, так как рама оказалась плохо собранной. Адмирал обещает нам, что через 6-7 км на реке будет крупный приток. Ну ладно, как бы то ни было все равно надо идти дальше. Практически сразу после старта был порог Нежданный. Шли на перечалках с просмотром штатными экипажами.

Пор. Нежданный 33+ к.с. по нашей воде. На несильном ЛП русло сужается и основная струя примыкает к ЛБ. Порог начинается разгонной шиверой. Проход прямолинейный почти до конца. По ПБ и ЛБ разбросаны валуны. В конце слив до 0,7 м и валун посередине русла. Траектория движения читаема с воды. Проходили тандемом с дистанцией 15-20 м, по большей воде сложность препятствия усилится.

порог Нежданный

Рисунок 28 – Начало пор. Нежданный

Рисунок 29 – В середине пор.Нежданный

Рисунок 30 – Конец пор. Нежданный

Почти следом за Нежданным начинается следующий порог — Островной. По нашей воде 3+, по большей будет хорошей 4B. Чалились на ПБ для осмотра. Ориентир – крутой правый поворот. Протока слева, которая значилась в лоции [1] пересохла и порог представлял из себя огромное нагромождение камней в русле реки. Все экипажи шли по-разному, зачастую это было смещение к правому берегу, и там садясь на камни, экипажи стаскивали свои катамараны с них в сторону основной струи. Дальше основная струя идет от левого берега к правому и бьет в камень похожий на зуб у правого берега, образуя прижим к камню с отбойным валом. Если бы было воды больше, то прижим к пирамидальному камню был бы серьезнее, но при этом заходная часть порога упростится и будет больше времени для маневров.

Рисунок 31 – Заход в Островной

порог Островной

Рисунок 32 – На выходе из пор. Островной ( прижим к пирамидальному камню)

Метрах в 50 от пор. Островной начинается шивера Уступ. Категорийность 3-. В нашу воду она представляла рядовую шиверу с нагромождением некрупных камней с редкими крупными валунами.

После этого участка было много шивер и перекатов, но ничего сложного и примечательного они не представляли. при этом постепенно складывается понимание характера реки Хангарул, пороги зачастую шиверного типа, но при этом достаточно много прижимов как к камням, так и скальным стенкам берегов. Прижимы к берегу словно иллюстрация из учебников.

Рисунок 33 – Шиверы с прижимами

В каньоне Колорадо ничего примечательного не обнаружилось. Небольшие бочки и валы. Течение замедляется. Красивые скальные стенки. Категорийность 2 к.с. Много плеса.

После каньона Колорадо был обеденный перерыв, после которого произошла ротация половины экипажей, дабы минимизировать проблемные экипажи, выявленные по итогам первых двух сплавных дней. В итоге получились следующие экипажи: Гладков с Хомяков, Голованов и Арутюнов, Виданов и Гончаров. Остальные экипажи остались прежними.

В этот день мы успели пройти порог Крокодил и Зубья (3- к.с.). Пороги не сложные, но все равно пришлось зачаливаться для осмотра. Траектория движения очевидна, в каждом из этих порогов в русле находится большой камень, разделяющий русло на две протоки. К сожалению, фотовидеоматериалы с этих порогов сгинули вместе с action-камерой на Утулике (о чем будет подробнее рассказано позже).

U1rT8PcbK2k

Рисунок 34 – Порог Крокодил

В одном из прижимов Коллайдр вывалился из упоров и пошел самосплавом, но благо идти самосплавом было немного, буквально в 5 метров стоял на активной страховке экипаж Димы и Любы, при этом Женя смог сам зачалить катамаран в первое улово. После этого случая ребята, от любых прижимов отгребали на пару метров, как говорится на всякий случай.

В районе 19 часов дошли до порога Клык и перед ним встали, на правом берегу. В этот вечер каждый смог найти себе полезное занятие. Дежурные готовили, Женя шил шкуру катамарана, т.к. тот начал расходится по шву, у Вани начал травить баллон спасжилета, и.т.д. В общем обычная вечерняя программа ужин и небольшие посиделки у костра, а дальше отбой.

17.08.16 День 10 – Сплав по Хангарулу-Зун-Мурину

Очередной подъем, завтрак, сборы и т.д. Скорость сбора не у всех одинаковая поэтому мы разбились на 2 тройки (Костя-Вика, Хаски-Хома, Дима-Люба) и Петрович-Алла, Голый и Коллайдр, Ваня и Миша). Первая тройка ушла на минут 20 раньше, чем вторая. Вторая немного задержалась при сборах. По пути был порог Клык (3 к. с.), который осмотрели и пустились вдогонку ранее ушедшим.

Ориентиром пор. Клык является широкая галечная отмель у ПБ. Плавный правый поворот. В конце отмели продолговатая скала делит русло на 2 протоки. ЛПт не проходима. ППт представляет собой пологий слив до 0,7 м с мощной струей вдоль скалы. При нашем уровне воды страховать необходимости не было, при большем уровне воды страховка с ПБ или ниже из улова справа. Категорийность 3 к.с.

Точкой встречи было назначено место осмотра порога Входной.

Порог Входной представлял из себя несложную заходную часть с двумя бочками: первой по центру русла, и второй ближе к правому берегу За второй бочкой следует сильный прижим в скалу правого берега, после второй бочки, русло реки делает небольшой поворот налево, а затем направо. Осматривали и страховали по правому берегу. Категорийность 4А.

Выставляем фото/видео. Траектория прохождения — пробить первую бочку сместиться влево, чтобы уйти от прижима, страховка первого экипажа осуществлялась морковкой после порога на правом берегу, затем с воды из улова.

Рисунок 35 – Заход в пор. Входной – 1-ая бочка

Рисунок 36 – основная часть пор. Входной, справа сильный прижим

Рисунок 37 – Вид со скалы на прохождения пор. Входной

Далее, за порогом Входной в метрах 150 начинается каньон Труба. Желательно на повороте производить чалку к галечной отмели по правому берегу.

Порог Труба представляет из себя небольшой каньон (высота стенок 2 метра по левому берегу и метра 4 по правому) 50 метров с мощным быстротоком. Категорийность 4B. Перед сужением можно выделить сложную заходную часть порога: в левой части русла за поворотом слив с бочкой за ним, ближе к центру проход чище. Метров через 15 поток смещается правее и бьет в скалу справа. При этом за ним вторая четко выражена ступень с небольшим котлом у левого берега и косой бочкой по центру и отбойным валом от стенки правого берега. В сужении можно выделить 3 ступень с бочкой через все русло. Установить пассивную страховку можно только в конце каньона, так как уловов нет. Ставим 2 морковки на ПБ и идем штатным порядком.

Рисунок 38 – Заход во вторую ступень Трубы (Гладков-Хомяков)

Рисунок 39 – Третья ступень Трубы

Рисунок 40 – В первой ступени Трубы (Виданов-Гончаров)

Рисунок 41 – Уходя от прижима в камень справа (Комисаренко – Корвяков)

За каньоном на повороте стоял туман, за которым мало чего видно. Но буквально через метров 20 он заканчивается. За ним начинается каньон Иван-Царевич. Русло реки заперто между скальными стенками, сам поток представлен из косых валов и бочек в русле, на участке быстротока.

kcxX9Ru50Nc

Рисунок 42 – Туман за пор. Труба

Каньон Иван-Царевич, 4A к.с. начинается на правом повороте. Просматривать приходится с воды, зачаливаясь практически на струе в редкие улова. На входе слив 1,0 м с валом в левой половине и большой косой бочкой 1,8 м в правой. Далее несколько бочек по 1 м ближе к левому берегу, которые обходятся справа. В конце поворота (ориентир: большой черный камень округлой формы на левом берегу в 8-10 м над водой) слив около 1,5 м через все русло, слева косые валы до 1,5 м, справа котел 1,5 м. Рекомендуем проходить по центру, по сбойке вала и котла, чуть наискось от правого берега к левому. Через 60 м после слива прижим к левому берегу. Далее прямой участок быстротока в скальных стенках, с небольшими уловами за выступами берегов. В отличие от предыдущих каньонов, здесь есть еще 3 слива. Первые два — чистые, пологие, с валами до 1 м, за третьим справа бочка 1,5 м. В конце этого участка слияние с Зун-Мурином.

Рисунок 43 — Заход в каньон Иван-Царевич

Рисунок 44 – В Каньоне Иван-Царевич

Рисунок 45 – Перед слиянием с Зун-Мурином

Сразу за каньоном стрелка рек Хангарул и Зун-Мурин. За каньоном видно, что воды становится значительно больше, и это приятно. Далее, минутах в 10 от слияния находится порог Шурик – самый серьезный и опасный на первой части маршрута.

Порог Шурик, категорийность 4B Ориентиры: после прямого участка (около 2 км) в высоких скальных стенках следует правый поворот; перед поворотом стенки кончаются, на ЛБ большая песчаная отмель и от начала поворота снова начинается стенка, правый берег — скалы высотой 5-6 м. Сразу после поворота на правом берегу улово, в котором следует зачалиться для просмотра порога. На скалах правого берега красной краской нанесены восклицательные знаки и предупреждения о предстоящем пороге. Начинается с заходной шиверы, которая идет ближе к правому берегу, после камня по центру русла требуется маневр, по смещению влево, а дальше нужно сделать прострел слева направо, через каменные ворота, в этих воротах расположен основной слив порога 1.5-2 м, за ним достаточно нетривиальная винтовая траектория струй, после слива требуется поворот налево, и дальше можно уже по разному огибать камень в центре русла, после чего еще один небольшой слив ступенькой. За главной ступенью порога около 50 м сплошного пенного потока во всю ширину реки, на фоне которого местами выделяются отдельные бочки до 1 м и поганки диаметром до 1-2 м, после чего следует прямой слив через все русло высотой около 1,2 м с бочкой 1,2 м. На правом берегу над порогом много обжитых стоянок. Место для дневки отличное.

Дошли до порога Шурик. Пошли осматривать, при осмотре решено, что идем на разгруженных катах, замыкающие экипажи и не занятые фото/видео, а также пассивной страховкой переносят сразу вещи, остальные в порядке прохождения сменяют друг друга на активной и пассивной страховках. Место страховки выбрано сразу после первой ступени, за второй ступенью установить пассивную страховку невозможно, т.к. нет возможности спуска к воде. Вторую морковку ставим после порога справа.

Рисунок 46 – Заход в пор. Шурик

Рисунок 47 – Перед основным сливом в пор. Шурик

Рисунок 48 – Вторая ступень пор. Шурик

Порог Шурик

Рисунок 49 – Прохождение штурмовым экипажем Плотников-Сержанова

Рисунок 50 – Основная ступень пор. Шурик

порог Шурик C:\Users\Пупкин\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\F3rO-lrsm3o.jpg
C:\Users\Пупкин\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\lGrXsTVoYXE.JPG C:\Users\Пупкин\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\FZYh6WJoxiE.JPG

Рисунок 51 – Прохождение экипажами пор. Шурик

Из всех участников порог не прошла Алла Комисаренко. Вместо Аллы второй раз с Александром Корвяковым шел Ваня Виданов. Все остальные экипажи шли штатно.

Порог Шурик — хороший нетривиальный порог, категория – сложная четверка, при большей воде открывается основной слив и мощная бочка за ним – мощь порога вырастает, но техническая сложность по маневру уменьшается.

Рисунок 52 – Стоянка на левом берегу Зун-Мурина

После порога река выполаживается и проходит через красивые скальные стенки. Начался дождь и мы в поисках удачного места отправились дальше. Где-то через час увидели первых людей кроме нас на реке, но мы прошли мимо них и продолжили поиски места для стоянки, встали за пляжем по левому берегу. Быстрая постановка лагеря под дождем, на всякий случай отнесли подальше катамараны от берега реки.

Рисунок 53 – Зун-Мурин после порога

18.08.16 День 11 — График нафиг.

Вечером прошлого дня дождь не дал нам долго сидеть поэтому все выспались. Ваня попробовал пару раз кинуть спининг – безуспешно. После завтрака надо было решить еще одну проблему — травил баллон на Ванином Стерхе. Как позже выяснилось, проблема была в штуцере. Несмотря на ремработы вышли даже немного раньше.

Утром ребята хотели попробовать разные катамараны, и поэтому мы поменялись судами. Да и день не обещал ничего трудного. Шли не растягиваясь. Хаски и Хомяк будучи на Нафане ловили кайф, серфили на валах и бочках, в которые они сажали кат (конечно же с взаимной страховкой). По нашим впечатлениям оставшийся 55-57 км участок Зун-Мурина был достаточно бодрой шиверой, с валами под 1,5-2 метра и локальными бочками.

В лоции была отмечена именная шивера Каша с маслом на наш взгяд не сильно отличающаяся от общего фона Зун-Мурина в 2-3 к.с.

Шли бодро и к 19 часам мы пришли в поселок Зун — Мурино. Зачалились на левый берег в сосновый лес до поселка. Хомяк, Петрович и Макс пошли разведали место для стоянки. Мы быстро занесли вещи в лагерь и переоделись, собрали заказы, что надо из магазина и пошли вместе с Максом в населенку за продуктами, и поиском транспорта до следующей точки на нашем маршруте – города Слюдянка. Вышли на трассу. Дошли до магазина где попытались узнать, как вообще можно отсюда добраться до г.Слюдянка. Со слов продавщицы утром в 8:25 (или 45) ходит автобус. Места на него можно забронировать по телефону (узнать можно в интернете или магазине). По воле случая у нас завязался разговор с местными ребятами из Слюдянки (Макс и …..) в магазине. Ребята, узнав нашу историю, согласились помочь нам с переброской. Но надо было с ними созвониться позже. С продуктами и с такими приятными новостями мы двинули в лагерь чтобы обсудить с командой варианты. Решили, что воспользуемся услугами ребят, которых встретили в магазине, т.к. мы бы могли потратить еще день на поиск транспорта в сторону ГМС. А так как мы были рядом с населенным пунктом, то было решено устроить ночное дежурство.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\303.jpg

Рисунок 54 – На стоянке около поселка Зун-Мурино

19.08.16 День 12 — Переброска на Утулик

Подъем был намного раньше, чем обычно в 5 утра. Сбор лагеря и завтрак. А все потому, что за нами должны были в 6 утра приехать, но приехали чуть позже в районе 7 утра, но к этому времени были все наготове. Погрузили вещи в газель, и сами там разместились почти все, а Макс, Коллайдр и Хомяк поехали с ребятами с которыми мы договаривались на счет транспорта на легковушке.

Выдвинулись к Слюдянке. Ребята, будучи на легковой машине улетели вперед. Горы вдали впечатляли своим видом, а Хамар-Дабан этим утром был в тумане, что выглядело сказочно. В районе 10 утра мы оказались в Слюдянке и рядом с Газ-66, который нас забрасывал дальше. Ребята, которые улетели вперед приехали к нам чуть позже, т.к. остановились в кафе. Дальше составили список на дозакупку и отправили ребят в магазин, загрузили шишигу своими вещами, и снова ждем ребят, но уже из магазина. Ребята вернулись где-то через час и мы сразу стартовали в сторону ГМС.

Нас ждала веселая дорога туда. Мы проезжали несколько небольших бродов, но рядом с ними организованы хорошие мостки. Мы подскакивали в кунге, но это было настолько смешно, что словами не передать… Последний подъем перед туристической базой нам удался раза с ….цатого. В итоге в шишиге что-то спалили.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\306.jpg

Рисунок 55 – Туристическая база на пути к ГМС Хамар-Дабан

После этого мы отобедали на базе, рассчитались за машину и перекинули вещи в другой Газ-66, но с открытыми бортами, и уже на нем доехали до места, где вообще заканчивается дорога и дальше можно идти только пешком или на лошадях. От Слюдянки до этого места 11 километров.

Рисунок 56 – В шишиге с открытыми бортами

Накинув рюкзаки на плечи, мы почти полным составом двинули к ГМС по туристической тропе, внизу на вещах остался Коллайдр.

В начале тропа хорошая и оборудованная. Дальше она постепенно разбивается, подъемы становятся круче. Иногда тропа проходит по ручью вверх.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\310.jpg

Рисунок 57 – Отдых по пути на ГМС

В некоторых местах встречаются броды через ручьи, а рядом с ним мостки из бревен по которым под рюкзаком идти небезопасно.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\308.jpg

Рисунок 58 – Мостки через броды

Перед ГМС расположена огромная пологая Казачья поляна, где есть немало мест для ночевки. Тяжело дается финальный взлет перед метеостанцией – тропа сильно разбита, большое количество камней, корней, кочек и при этом сильно крутой подъем.

Чуть выше метеостанции расположена еще одна турбаза, на которой можно встать за плату порядка 100 рублей за человека. Также можно встать и рядом. Дров нет в принципе – место популярное среди любителей треккинга, многие группы от безнадежности пытаются жечь свежие деревья. На базе же дрова на вынос не продают, только с условием готовки на их кухне. Дрова стоили 150 рублей за 10 поленьев.

Встав лагерем оставили Ваню и Любу, а сами побежали вниз за остатками вещей. Начался дождь, дорога и погода ухудшилась. Начинало смеркаться и становилось холодно – обратно шли практически без остановок. Уже в темноте дотащили все к лагерю, поужинали и поскорее разбрелись по палаткам – сушиться и согреваться. Пожалуй, это самый напряженный из дней, когда погодный фактор, усталость и физическая нагрузка ударила по состоянию команды.

20.08.16 День 13 — Дневка на ГМС, радиалка к Пику Черского

Проснулись утром измотанные подъемом к ГМС и не лучшими погодными условиями, что вчера проливной дождь, так и сегодня туман и слабый дождь. Решено дневать, потому как двигаться с тяжелыми рюкзаками по узким тропам опасно, да просто необходимо отдохнуть Готовили на турбазе, воду брали из колодца на ГМС. Также договорились о бане на 2 часа, чтобы помыться вечером. После завтрака, все разбрелись по своим делам.

Погода была переменчива, но радовало одно – дождь прекращался. Так спустя немного времени Адмирал, Люци, Ермак и Хомяк решили сходить на пик Черского, а также разведать тропу на перевал Чертовы ворота. Остальные остались в лагере. Кто-то читал, кто-то лежал и спал, кто-то играл в преферанс. При этом мы пытались просушить вещи которые вчера намокли. И это в целом удалось.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\314.jpg

Рисунок 59 – Туман в лагере

Ребята с Пика вернулись где-то за час до бани. На сам Пик из-за тумана забраться не удалось, но увидели озеро Сердце и окрестности Хамар-Дабана с высоты. После всего этого в баню сначала отправились девушки, а потом парни. Немного попарились, а затем помылись. Далее купили снова дров, которые удалось все-таки унести к лагерю. Вечером были посиделки у костра с гитарой и спиртом. Также к нам пришел фотограф из Томска, который делал наши ночные фотографии.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\067.jpg
C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\069.jpg
C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\070.jpg

Рисунок 60 – На пути к Пику Черского, Озеро сердце

21.08.16 День 14 — Чертовы ворота

После дневки была цель достичь группой Чертово озера, что находилось судя по карте около перевала Чертовы ворота. После завтрака мы разбились на тех, кто пойдет в одну, а кто в две ходки. Те, кто шел в одну ходку ушли раньше. При этом в лагере осталась Люба. А одноходочники, упаковав свои рюкзаки по максимуму, двинули на перевал по серпантину. Местом встречи был ручей у водопадов. До него мы добрались с одним привалом после крутого подъема (у дерева с лентами). Дальше у этого дерева сделали перерыв, стали дожидаться тех кто отстал. Честно скажем — эти 50 минут подъема были жуткими и сложными (дальше дорога была легче). Пройдя немного, после поворота на Пик Черского дорога начала спускаться вниз. После спуска был ручей, у которого нас ждали ребята. На ручье набрали воды, чуть-чуть отдохнули и пошли дальше к Чертову Озеру.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\271.jpg

Рисунок 61 – Привал на пути к Чертовым Воротам

Преодоление первого же ручья было испытанием: камни шатаются, и каждый шаг просчитываешь. Между тем начался дождик. Почти сразу за ручьем у Коллайдра поехала нога и он упал с рюкзаком, но встал сам. Макс отстал, т.к на одном из мини-привалов рюкзак его повалил, но он смог сам подняться. Еще минут через 20-30 мы дошли до озера, которое оказалось практически на перевале — обошел озеро и за ним седловина перевала Чертова Ворота. Дальше тропа ведет вниз, до Утулика. Те, кто шел в две ходки пошли обратно. А те, кто в одну поставили палатку и стали ждать остальных. В районе 17-18 часов мы вышли по дрова в лесок ниже, который был рядом. На самом перевале деревьев нет. В этом лесу наломали мелких сучков, чего-то существенного там не было. Наломали сучков с запасом на ужин и завтрак. После того как мы вернулись с дровами пришли и второходочники. Также мы узнали, что у нас палатка оказалась мокрой, т.к. с нее сняли тент, чтобы накрыть вещи, и внутренняя часть палатки оказалась сырой. В итоге чтобы не спать в сырой палатке пришлось пожертвовать сухими вещами Ване и Хомяку и вытереть ее изнутри всю. Дальше был ужин и отбой.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\200.jpg

Рисунок 62 – Место стоянки у Чертового Озера

22.08.16 День 15 – Последний рывок к Утулику

День начался обычно, но погода уже начала нас радовать – наконец-то было солнечно. После завтрака те кто ходил в две ходки быстро собрались и пошли вперед, благо тропа была явная. Договорились, если будет развилка на ней дождаться нас или сбросить вещи и идти на встречу. Те, кто уходил в одну ходку собрали все, что можно и спрятали вещи тех, кто за ними должен был вернуться.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\201.jpg

Рисунок 63 – Часть группы на перевале Чертовы ворота

В итоге неполной группой сделали фото на перевале. И уже оттуда мы все пошли к Утулику. Дорога была неблизкой: сначала он уходила на левую сторону от ручья и дальше часто перескакивала с берега на берег вдоль р. Спусковая. Тропа хорошая и явная. Еще стоит отметить то, что на подходе к Утулику после всех бродов (их 9-10) будет развилка троп. Правая ведет к зимовью, и туда идти не стоит, а если пойти влево, то тропа следует вдоль реки к броду через Утулик. По пути есть очень хорошее место для стоянки. У воды есть место для стапеля. Видно, что кто-то до нас недавно сделал там деревянную раму. К этому месту мы пришли в районе 16 часов. Итого, спуск к реке от перевала с перерывами на отдых занял 7 часов. Отдохнув немного, мы вшестером начали ставить лагерь и готовить ужин. Также до ночи мы смогли собрать несколько катамаранов. Вернулись второходочники, но не все успели за вечер собрать катамараны. Предстоял насыщенный день, так как поджимал график.

23.08.16 День 16 – Сплав по Утулику до пор. Чижик

Подъем был позже обычного, но это не отменяло сборов и стапеля группы. Те, кто собрал свой кат — помогали другим. А также занимались сборкой лагеря. Но так как 4 катамарана было готовы достаточно быстро, а двум оставалось привязать вещи, было решено, что пойдем снова группами. Вышли где-то в 14:20. При этом договорились, что ребят ждем на первом же осмотре серьезного препятствия. Им был порог Рассохинский.

Пор. Рассохинский категориность . Начинается шиверой. Заход по центру по разгонной струе. Далее крупные камни делят русло на две протоки. Обе проходимы, но ППт лучше для больших судов. Проход в ЛПт требует аккуратного маневра и у нас она была перегорожена бревном. В конце ППт слив с бочкой высотой 0,5.Осмотр с ЛБ. Обнос по ЛБ. Мест для стоянки нет.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\077.jpg

Рисунок 64 – Экипаж Голованов-Арутюнов в пор. Рассохинский

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\078.jpg

Рисунок 65 — Экипаж Гончаров-Виданов в пор. Рассохинский

В целом порог не представляет ничего сложного, особенно когда группа уже втянулась. Дождались ребят, начали проходить порог в установленном порядке, с взаимной страховкой с воды. После порога двигались уже вместе.

Далее проходили пор. Раздельный 4А к.с. Крутой ЛП после шивер. У ЛБ нагромождение камней. Начинается шиверой. Проход по центру через 1й слив 0,5 м. Затем вправо от крупного валуна по центру во 2й слив 0,5 – 0,7 м. Затем снова по центру в 3 слив 0,5 м мимо крупного валуна у ПБ. От валуна отбой. Осмотр с ЛБ. Обнос по ЛБ. Страховка с ЛБ либо с воды ниже порога.

Рисунок 66 – Заход в пор. Раздельный

Рисунок 67 – Экипаж Сержанова-Плотников в пор. Раздельный

Прошли порог в штатном режиме тандемами. После этого порога остановились на пороге Чижик для осмотра. При этом показали всем, что чалка на левый берег. Ставим лагерь здесь.

Пор. Чижик . Находится в 500 м от порога Раздельный. На левом повороте. Небольшой приток справа. У ЛБ нагромождение валунов перед поворотом. Начинается шиверой на ЛП. Затем основная струя смещается к ЛБ и в проход через ворота из крупных камней. Мощные валы и бочки.На протяжении основной части несколько сливов 0,5 – 0,7 м. Выход вдоль массивного валуна у ЛБ. Осмотр с ЛБ. Обнос не возможен. Страховка с воды ниже порога. Съёмка с ЛБ и ПБ.Стоянка на ЛБ.

При постановке лагеря Ваню кто-то (вероятно мошка) за губу укусил и она чуть-чуть опухла, но это спало быстро. А потом укусили за губу Коллайдра, и аллергическая реакция была сильнее — губа опухла так, и долго это не спадало. Дали ему противогистаминное средство от аллергии, в итоге вечером он стал лучше выглядеть.

24.08.16 День 17 – Сплав по Утулику от пор. Чижик до пор. Мангутайский

Проснулись утром, собрали лагерь. Сходили посмотреть порог еще раз. Встали на фото/видео. И уже после всего этого выдвинулись в штатном порядке в котором шли по Утулику. Штурмовой экипаж Гладков-Хомяков прошел удачно и встал на страховку за порогом.

Порог Чижик

Рисунок 68 – На фото-видео пор. Чижик. Внизу штурмовой экипаж на страховке.

порог Чижик Утулик

Рисунок 69 – Экипаж Голованов-Арутюнов в пор. Чижик

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\084.jpg

Рисунок 70 – Экипаж Виданов-Гончаров в пор. Чижик

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\086.jpg

Рисунок 71 – Экипаж Корвяков — Комиссарено в пор. Чижик

C:\Users\user\Desktop\Саяны 2016 Хангарул-ЗунМурин-Утулик\От Мелкого\Хангарул - Зун-Мурин - Утулик\P7240356.JPG

Рисунок  72 – Экипаж Степанова – Спорыхин в пор. Чижик

После Чижика была цель достигнуть порога Мангутайский и на нем встать. По пути нас ждало еще несколько порогов.

Пор. Трехкаскадный . Первая ступень особо не выделяется. Залитый ПБ. Видна вторая и третья ступени как нагромождение камней в русле.3 ступени со сливами до 0,5 м. Разделены участками спокойной воды до 50 м. Первая ступень с прижимом к ЛБ, вторая ступень – S-образный трек, третья ступень – слив в воротах. Осмотр и обнос с ПБ.

После просмотра шли тандемами на взаимной страховке. Съёмка с ПБ.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\108.jpg

Рисунок 73 – Экипаж Сержанова-Плотников в пор. Трехкаскадный

Пор. Траверс к.с. За слабым ЛП в русле разбросаны скальные обломки. Ручей слева. 2 ступени со сливами до 0,5 м. 1 ступень – лавировка между камнями. Затем 50 м быстротока и 2 ступень – прижим к ЛБ. Необходимо зигзагообразно двигаться по руслу. Осмотр 1 ступени с ЛБ. Обнос 1 ступени с ЛБ. Осмотр 2 ступени с ПБ. Обнос 2 ступени с ПБ. Страховка с воды ниже порога. Стоянок нет.

Сначала прошел штурмовой экипаж и встал на страховку. Далее шли тандемами в штатном порядке.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\087.jpg

Рисунок 74 – Экипаж Гончаров — Виданов в пор. Траверс

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\090.jpg

Рисунок 75 – Экипаж Гладков — Хомяков в пор. Траверс

Порог Гротовый 4А к.с находится через 500 м после порога Траверс. Длинная заходная шивера, траектория с воды читается плохо — осмотривали по ЛБ, идти справа нельзя — завал между камней, слева четкий габарит и дальше надо лавировать между камней после чего с левой протоки надо было сместиться вправо, т.к струя уходит к ЛБ в грот. Стоянка на ЛБ перед порогом.

Рисунок 76 – Заходная часть пор. Гротовый (Экипаж Сержанова-Плотников)

Рисунок 77 — Основная часть пор. Гротовый (Экипаж Сержанова-Плотников)

Утулик порог Гротовый

Рисунок 78 – Экипаж Гладков-Хомяков на фоне грота в пор. Гротовый

Порог Трек 3 к.с. ничем особым не запомнился – несильные бочка и прижим к ПБ. В районе 16 часов мы подошли на пор. Мангутайский и при просмотре и оценке порога – решено, что обносим вещи за порог и встаем здесь, т.к. дальше стоянок нет. При данном уровне воды в русле слишком много открытых камней. При осмотре так и не смогли выявить линию движения.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\100.jpg

Рисунок 79 – Обнос пор. Мангутайский

Пор. Мангутайский (по нашей воде непроход, по большой 5B). Длинная прямая под ПБ. ПБ – скала. ЛБ – галечная отмель. Впереди множество крупных камней в русле. Заметный уклон. Проходим в большую воду. Основная струя под ПБ. В ней несколько сливов высотой до 1 м. Выход в скальные ворота со сливом до 1 м. Осмотр с ЛБ. Обнос с ЛБ (тропа).

В конце тропы обноса хорошая стоянка. Поставили лагерь. В Мишу впился клещ.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\103.jpg

Рисунок 80 – На стоянке у пор. Мангутайский
C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\106.jpg

Рисунок 81 – Общее фото группы на стоянке у пор. Мангутайский

25.08.16 День 18 – Сплав по Утулику от пор. Мангутайский до оз. Байкал

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\096.jpg

Рисунок 82 – На фоне пор. Мангутайский

Утром после подъема и завтрака, мы снова вышли на воду. Нас ждал пороги Большой и Малый. В процессе прохождения была встречена очень мощная череда валов и бочек. В некоторых лоциях данное место выделено в пор. Зев. За ним была продолжительная шивера, а вот уже за ней был порог Большой.

Пор. Большой по нашей воде к.с. Большое улово у ПБ. Представляет из себя 2 ступени. Первая ступень – падение до 1,5 м на участке до 30 м. Затем 40 м быстротока, выступающий валун слева и за ним слив до 2 м с последующим мощным прижимом к скале ЛБ. Осмотр с ПБ. Обнос по ПБ. Страховка морковками и с воды ниже порога.

Порог состоит из 2х ступеней, первая ступень прохождение слева между камней. Вторая ступень по малой воде имеет единственную очевидную траекторию для движения через слив водопадного типа. После слива мощный прижим в скалу левого берега. При осмотре покидали палочки. Посмотрели за структурой воды на поверхности, и она нас обманула (вернее мы не учли что снизу она совсем другая структура). После этого выставили три морковки на пассивную страховку: первая – напротив прижима, две остальные после второй ступени в уловах. Поставили 2х на фото видео.

Решили сначала пройти двумя наиболее опытными экипажами, после их прохождения должно было быть ясно — что делать будем, обносить или идти. Первую ступень оба экипажа (Хомяков-Гладков, и Сержанова-Плотников) прошли нормально, а вот во второй оба катамарана кильнулись, хотя максимально старались смещаться вправо поле слива 2 ступени. При этом при киле Хомякова с Гладковым катамаран забило в прижим, ребята немного сопротивлялись, но мощь струи была сильнее и катамаран кильнуло через баллон. При киле у Макса с каски сорвало камеру (GoPro) и он полетел по большому радиусу. После киля сработала на страховке одна из нижних морковок. Адмирал зацепился за морковку, Хомяков вылез в раму и дальше успешно зачалил кат.

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\110.jpg

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\112.jpg

Рисунок 83 – Экипаж Гладков-Хомяков борется с прижимом

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\113.jpg

Рисунок 84 – Киль штурмового экипажа

Рисунок 85 – Адмирал ловит морковку, Хомяков вылез в раму

В том же прижиме положило и Костю с Викой — только через кормовую свечу. После киля Костя немного прижало в скалу, но он смог вылезти, но оторвался от катамарана. Он поборолся с прижимом, но довольно быстро его оттуда вымыло. Далее они успешно вылезли на катамаран и словили морковку. После этого было решено, что все остальные заносят вторую ступень. Обнос порога Большой дело не из приятных. Необходимо через камни пролезть и где-то провести катамараны. На обносе многие почувствовали себя неприятно, у многих разболелась голова. Чуть ниже порога был обед.

Рисунок 86 – Экипаж Сержанова-Плотников заходят в 1 ступень Большого

Рисунок 97 — Экипаж Сержанова-Плотников заходят в 2 ступень Большого

C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\115.jpg

Рисунок 88 — Экипаж Сержанова-Плотников перед килем

Рисунок 89 — Экипаж Сержанова-Плотников ловят морковку после киля

Далее был порог Малый, который предварительно посмотрев шли тандемами на взаимной страховке. Прошли почти все, кроме Голованова и Коллайдра. Они зашли в основной слив без скорости и там их закусила бочка, после чего был оверкиль. Они выбрались на катамарн. Двумя камаранами, ожидающими за порогом на страховке зачалили их к берегу.

Пор. Малый 4B к.с. За ЛП. Высокий ЛБ. ПБ – низкий каменистый. Длина – около 100 м. Начинается воротами со сливом до 0,5 м. Далее струя уходит к ЛБ, образуя прижим. Затем слив с мощной бочкой. Осмотр с ПБ или ЛБ. Обнос затруднен по ПБ. Страховка с воды ниже порога. Съёмка с ПБ. Мест для стоянки нет.

Рисунок 90 — Сержанова-Плотников в пор. Малый

Рисунок 91 — Киль Голованова-Арутюнова в пор. Малый

Рисунок 92  – Корвяков-Комисаренко догоняют кильнувшийся кат

Рисунок 93 – Ставим перевернутый катамаран

А после этого нам оставалось 5 км до Байкала. На выходе в Байкал мы искупали Адмирала прямо с катамарана. После этого прошли мимо пляжа направо и встали уже на берегу Байкала. Где и провели антистапель и следующие сутки….
C:\Users\user\Desktop\vkpic-189140\Саяны 2016\118.jpg

Рисунок 94 — Группа на фоне оз. Байкал

 Итоги, выводы, рекомендации по маршруту

  1. Группа уверенно и полностью прошла заявленный маршрут 4 категории сложности и некоторые элементы препятствий 5 категории сложности. Маршрут получился насыщенным, как и пешей частью, так и водной. Группа получила хороший общетуристический опыт в новом для себя географическом регионе, как и при преодолении препятствий, так и при организации стоянок, организации страховки, пешей заброске.
  2. Пройденный маршрут доказывает правильно запланированную длительность похода и выбранное количество резервных дней, которые позволили немного снизить интенсивность и отставание в графике.
  3. Маршрут можно пройти в более ужатые сроки используя возможности более дорогой заброски на реки (вертолет, лошади).
  4. Данный маршрут является физически и трудным с точки зрения заброски, увеличения опасности в случае резкого дождевого паводка при котором сложность основных препятствий возрастает.
  5. Реку Хангарул ниже каньона Водопадный в целом можно характеризовать как хорошую 4-ку – ключевым препятствием при прохождении является пор. Входной, Островной, Труба. При большой воде пороги становятся более мощными.
  6. Реку Зун-Мурин по средней воде можно характеризовать как 2 с эл. 4. Ключевым препятствием является порог Шурик, который по бОльшей воде будет представлять мощное препятствие 4-5 категории сложности.
  7. Реку Утулик можно охарактеризовать как 2 с элементами 5. Ключевыми препятствиями являются пороги Чижик, Мангутайский, Большой, Малый. При увеличении воды техническая сложность большинства порогов будет уменьшаться.
  8. Выбранный график движения был достаточно комфортным, позволяющий совместить спортивный характер похода и отдых в условиях красивой и практически нетронутой природы Прибайкалья.
  9. При планировании маршрута крайне желательно выделять т.н. резервные дни, позволяющие комфортно переносить нештатные ситуации в виде ремработ, болезни участников группы, отсутствия воды или внезапно поднявшегося уровня воды и.т.д.
  10. Наводной части маршрута, к нашему удивлению не было встречено ни одной туристической группы (единственные туристы были встречены на нижнем Зун-Мурине в черте населенных пунктов). Даже следов пребывания туристов в ближайшем прошлом не было замечено.
  11. В целом, задачи, которые я, как руководитель, ставил перед собой выполнены. При прохождении маршрута группой получено громадное удовольствие как от природы, нового региона, препятствий и совместного путешествия.. Вероятно, группа, как и отдельные ее участники и далее будут ходить в технически и физически сложные походы.