Вильва — Большая Порожняя 2017

Отчёт

о водном туристском походе 2 категории сложности в районе Среднего Урала со сплавом по рекам

Вильва — Большая Порожняя, совершенном группой туристов г. Челябинска с 6 по 10 мая 2017 года.

Маршрутная книжка № 28/2017

Руководитель группы: Гулящих Илья Анатольевич

Маршрутно-квалификационная комиссия г. Челябинска рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 2 кат.сложности.

Город Челябинск, 2017 г.

Видео по походу (5.5 мин)

1. Справочные сведения о маршруте

1.1. Паспорт маршрута

Вид туризма:– водный

Категория сложности:– вторая (2)

Район путешествия:– средний Урал

Нитка маршрута:с. Нововильвенский – сплав по р. Вильва – радиальный выход на р. Бол. Порожняя — сплав по р. Вильва – автомобильный мост в 1км. ниже устья р. Вижай

Протяженность маршрута:– 129км: сплав по р. Вильва — 123км, радиальный выход на р. Большая Порожняя — 3км + 3км.

Количество участников:– 14 человек

Средства сплава:– 3 четырехместных, 1 двухместный катамараны

Уровень воды:– средний

Маршрутная книжка: 28/2017

1.2. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

К.c.

Длина

Характеристика

Путь прохождения

Порог «Нырок-1»

2

100 м

С правого берега реку перегораживает пульсирующий пенистый вал. Ширина до 10 м, у левого берега валы до 1 м.

По основной струе, обходя большие валы

Порог «Нырок-2»

2

50 м

Реку наискосок перегораживают каменные плиты, высота валов до 1 м.

По основной струе, обходя большие валы

Колдоватовские пороги

2

1 км

В русле хаотично разбросаны подводные камни. Вокруг них стоячие волны. Валы до 1 м.

По основной струе

Участок р. Большая Порожняя

2

1 км

Камни в русле, бочки, валы до 1 м.

По основной струе

Дюкер

2

40 м

Валы до 1,5 м.

По основной струе или по её краю

1.3. Состав группы

№ п/п

ФИО

Год рожд.

Туристский опыт

Обязанности в группе, судно

1.

Гулящих
Илья Анатольевич

1992

Уда 5y, Жом-Болок – Хойто-Ока – Дада – Ока 5y, Чая-Олокит 4р Руководитель, Капитан К-4.1

2.

Корепанов
Михаил Юрьевич

1986

ПВД Гитарист,

Матрос К-4.1

3.

Фаритов
Фарит Рамилевич

1982

ПВД Видео,
Матрос К-4.1

4.

Газизова
Ольга Павловна

1989

Песчаная-Сема -Катунь 3у Матрос К-4.1

5.

Ефимов
Денис Иванович

1978

ПВД Фотограф,
Матрос К-4.2

6.

Хазиев
Глеб Романович

1994

Чая-Олокит 4у,Песчаная-Сема -Катунь 3у Фотограф,
Капитан К-4.2

7.

Соснин
Антон Сергеевич

1991

Зилим 2у Штурман,
Матрос К-4.2

8.

Конкина
Светлана Александровна

1991

Песчаная-Сема-Катунь 3у,
Зилим 2у
Завхоз,

Матрос К-4.2

9.

Максимов
Александр Анатольевич

1969

Зилим 2у, Юрюзань 1у Капитан К-4.3

10.

Бутакова
Ольга Васильевна

1978

ПВД Летописец,
Матрос К-4.3

11.

Баразов
Михаил Андреевич

1978

ПВД Рем.мастер, Матрос К-4.3

12.

Гусев
Андрей Алексеевич

1986

ПВД Матрос К-4.3

13.

Гулящих
Анатолий Евгеньевич

1966

Чая-Олокит 4у Зам. руковод., Капитан К-2

14.

Гулящих
Елена Владимировна

1969

Чая-Олокит 4у Матрос К-2

1.4. Заброска и выход с маршрута.

Для заброски до с. Нововильвенского мы использовали заказной автобус из
г. Челябинск. Логист компании:Анастасия,тел: +7(919)323-77-29. Водитель: Александр, тел: +7(982)309-93-78.
Последние 50 км. дороги — отс. Промысла, до места старта — идет грунтовая дорога, проезд по которой занял 2,5 часа. При необходимости ехать поездом, следует добираться до станции Теплая Гора.
При выброске с маршрута мы пользовались услугами того же автобуса.

1.5. Аварийные выходы с маршрута.

При возникновении аварийной ситуации до р. Коростелевка, можно вернуться в с. Нововильвенский по старой дороге. С маршрута без проблем можно сняться в с. Вильва, откуда ходит рейсовый транспорт. Далее оптимальным вариантом выхода является сплав до конца маршрута.

2. Выбор маршрута и его изменения.

Группой выбирался маршрут второй категории сложности в районе Урала. Из-за большего количество выходных, поход решили проводить на вторые майские праздники, а регион выбрать севернее, чем традиционные для нас Южно-Уральские речки.
При изучении возможностей для сплава на Среднем Урале в данные сроки, нами стали рассматриваться рекиВильва и Вижай, или их сочетание. В конечном итоге, мы решили сплавиться по Вильве, заглянув на её приток: р. Большая Порожняя.
Маршрут был пройден группой без изменений.

3.Техническое описание маршрута.

3.1. График движения.

День Дата Участок пути Км Характер участка

05.05-06.05

г. Челябинск –
с. Нововильвенский

Авто

1

06.05

м/н — 3км. за устьем р.Щегровитка

35

Стапель, сплав, пороги «Нырок-1», «Нырок-2»

2

07.05

м/н — устье р. Большая Порожняя

29

Сплав, Колдоватовские пороги

3

08.05

м/н — радиальный выход на р. Большая Порожняя, полудневка

3+3

Пешком, сплав, шиверы до 2кс.

4

09.05

м/н — за устьем р. Широковка

39

Сплав

5

10.05

м/н — автомобильный мост в 1км. ниже устья р. Вижай

20

Сплав, дюкер

10.05-11.05

автомобильный мост —
г. Челябинск

Авто

Итого: 129 км

3.2. Сплав по р. Вильва

6 мая.

Маршрут начинается от пос. Нововильвенский. Сюда можно добраться на машине (рейсовый транспорт отсутствует)от железнодорожной станции Теплая Гора через пос. Промысла (6 км) и пос. Медведка (21 км). За пос. Медведка (12 км.) дорогу пересекает правый приток Вильвы р. Хмели, по большой воде можно начать сплав отсюда. Основные препятствия — прижимы, выступающие из воды подводные камни, валы до 1м., нависающие деревья, низкие мосты, навалы воды на береговые завалы.

В верховьях Вильвы русло извилистое, ширина 25 м, есть перекаты с небольшими валами (до 30 см.), затопленные острова.

К 5-50 автобус привез нас к берегу Вильвы. Начинать сплав решили от первогоувиденного из автобуса берега реки. (N 58.72157, E 58.74222) Здесь удобная большая поляна, но есть проблемы с дровами. Проезжающие позже группы, говорили, что дальше за Нововильвенским тоже есть удобные для старта места.По берегам реки лежит снег.Быстро выгрузили вещи и переоделись в теплое. Дежурные начали готовить завтрак, остальные пошли собирать катамараны.

Вышли на воду в 10.30.

Стапель на р. Вильва
Стапель на р. Вильва

 

Общее фото туристической группы
Общее фото туристической группы

  От поселка Нововильвенский река течет на юг, принимает слева ручей Пролетарку и постепенно поворачивает на север. Через 3 км.после села встречается старый мост лесовозной дороги, легко проходимый в большую воду. Еще через 1 км. — железнодорожный мост. До устья речки Большая Мясная идет серия перекатов с крутыми поворотами, в русле много камней. Река сжата невысокими скалами, большей частью залесеными.В самой северной излучине Вильва справа принимает речку Большую Мясную и становится полноводной и стремительной. От притока сразу же начинается шивера. Напротив поселка справа впадает речка Коростелевка.

На реке встречаются небольшие перекаты, мосты проходятся без проблем.

Идем по 30-40 минут, затем останавливаемся на 10-15 минут, чтобы развести костер и согреться. С13-20 до 14-30 останавливаемся на обед.

Вильва в верхнем течении
Вильва в верхнем течении
Мост через Вильву
Мост через Вильву

К 14-50 подходим к Большой Мясной. Сразу за ним – 100 м. шиверы с валами до 0,7 м. Далее до Коростелевки на реке несколько простых перекатов.К деревне подошли около 16-20.Здесь расположены несколько старых домиков, баня. Наиболее удобные поляны уже были заняты другими группами, поэтому мы решили пройти дальше.

Вскоре после деревни начинаются пороги «Нырки», состоящие из двух каскадов. Надо остановиться и произвести разведку порога.

Порог Нырок-1, расположенный на крутом левом повороте за островом, виден с воды за 300 м. С правого берега реку перегораживает пульсирующий пенистый вал. Ширина до 10 м, у левого берега валы до 1 м. Лучше проходить по центру, уходя перед стеной вала к левому берегу, где река спокойней. Под порогом есть место для причаливания и страховки. Далее 250-300 м тянется спокойный плес.


До первого Нырка дошли за 20 минут. Осмотрели порог по правому берегу, в конце поставили страховку спасконцом. Проходили по очереди по основной струе или чуть левее, заменяя Ефимова и Фаритова на Гулящих и Хазиева соответственно.

К-4-2 в пороге Нырок-1

К-4-2 в пороге Нырок-1

К-4-3 в пороге Нырок-1
К-4-3 в пороге Нырок-1

К-4-1 в пороге Нырок-1

К-4-1 в пороге Нырок-1

Порог Нырок-2 открывается неожиданно на левом повороте. Реку наискосок перегораживают каменные плиты, высота валов до 1м. В большую воду порог проходят по центру.

Через несколько минут подошли к «Нырку-2» осмотр, страховка с левого берега, проходить порог лучше по центру, избегая бочек.

К-4-3 в пороге Нырок-2

К-4-3 в пороге Нырок-2

Ниже на протяжении 5 км — шивера, до устья р. Щегровитый. Здесь у бывшего пос. Щегровитый есть место для стоянки на левом берегу притока.Ниже идут перекаты с торчащими из воды камнями. Ширина около 50 м.
Шиверы далее сложностей не представляют. Долго искали стоянку на ночь. Несколько хороших стоянок было уже занято другими туристами. В устье р. Щегровитка, на левом её берегу есть неплохая поляна, там же расположен небольшой порожек. В 18-30 встали на ночевку в 3 км.ниже. (N 58.66666, E 58.46023)

Ходовое время: 6 ч.

7 мая.

7 км Вильва течет на юг до скал на левом берегу под названием Косая Плита. В 100 м ниже, за небольшим островом после правого поворота, порог Косая Плита, 500 м. Разведку удобнее проводить с правого берега.
Приняв в себя ручей Верхний Колдоватый, Вильва делает большую излучину. Отсюда начинаются Колдоватовские пороги. Они тянутся до ручья Нижний Колдоватый (слева).

Реку пересекает гряда камней, вода проходит через них. Сразу за левым поворотом в русле хаотично разбросаны подводные камни. Вокруг них стоячие волны. В конце порога — высокие волны по центру русла. На правом берегу хорошее место для причаливания и организации страховки. Через 100 м ниже порога река уже успокаивается.

Встали в 08-00, ночью был минус. Собирались долго, вышли на воду в 11-30.

За полчаса дошли до Колдоватовских порогов.Первый из них — самый сложный, длинной 100м. Осмотр, страховка и съемка – по правому берегу. Проходили по центру парами К-2, К-4-2. Затем К-4-1, К-4-3.

Первый Колдоватский порог
Первый Колдоватский порог

Колдоватские пороги

Колдоватские пороги 

Ниже порога (1,5 — 2 км.) заброшенный поселок Колдоватый, а сразу за ним (в 5 — 6 мин. хода) начинается трехкилометровая шивера с валом до 1 м, на которой спокойных участков (60 — 100 м) очень мало. Прохождение по центру.
Через 20 минут остановились на поляне, где раньше находился поселок Колдоватый. На последующих 3 км расположены несколько простых шивер, валы до 0,7м.Затем пороги заканчиваются, течение замедляется.

Окончание Колдоватских порогов
Окончание Колдоватских порогов

Справа впадает речка Избная. Ниже, на правом берегу — невысокая скала Верхний Бараи. В 500 м от скалы — три Морозовских острова. Плыть правой протокой. Напротив острова — скала Нижний Бараи. Вильва устремляется на юг. Справа небольшая скала Корчага, ниже ее — остров. Дальше идет длинный плес, в его конце — остров (проход слева). За островом на правом берегу Сокольная гора. Слева в 300 м — невысокие скалы. Здесь находится нежилая деревня Дворец. В поселке лесничество, сплавная контора. В 300 м перед деревней — автомобильный мост на пос. Вильва. Под мостом проход по центру, а сразу за ним хорошее место для причаливания. Ниже Дворца слева впадает речка Березовка. Слева по руслу большая Солдатова старица. По правому берегу — невысокие скалы. За ними на левом берегу плотбище, а дальше — поселок Вильва. В поселке можно купить продукты и, при необходимости, закончить маршрут. Отсюда ходит рейсовый автобус на ст. Пашия.

13-50 встали на обед. (N 58.65336, E 58.32547) Вышли в 15-00 и через 15 минут попали в снегопад: дует ветер, снег залепляет глаза, покрывает все вещи и катамаран. Видимость падает до 50-100 метров.

Снегопад на Вильве
Снегопад на Вильве

Зимняя Вильва

Зимняя Вильва

Через полчаса после снегопада делаем остановку, здесь тропа с берега выходит наверх к большой поляне и дороге на Вильву. Вскоре после выхода снова попадаем в снегопад. Около 17-00 подходим к с. Вильва.

В поселке Вильва
В поселке Вильва

От пос. Вильва до ручья Порожный 10 км. Река течет на север. Первые 2 — 3 км.возможен завал. Справа впадает речка Большая Порожная.

Проходим ряд островов и разбоев, завалов среди них нет. В 18-40 причалили сразу за впадением реки Б.Порожняя. Напротив нас, на высоком берегу, уже стояла группа туристов, которые заносили катамараны вверх по притоку. Мы же расположились в 50 метрах от реки, среди деревьев. (N 58.66616, E 58.21642) Отсюда по правому берегу Вильвы идет старая дорога до г. Гремячинска. Поставив лагерь сходили на небольшую разведку по дороге в верховья Б.Порожней. На завтра решили идти двумя четверками.
Ходовое время: 5ч. 30м.

8 мая.

Подъем группы, идущей на Б.Порожнюю, в 08-00.Легкий завтрак в виде бутербродов и чая. В 09-30, взяв катамараны, мы вышли на дорогу.Примерно через 1км., она заканчивается, упираясь в перпендикулярную просеку. Дальше мы решили идти напрямую через лес. Занятие это оказалось весьма трудоемким: рыхлый снег проваливался под ногами до колена, деревья часто растут так, что с катамаранами на плечах пройти между ними нельзя. В конце концов мы решили идти напрямую к реке до места, расположенного ниже, чем задумывалось изначально. Спустя 1,5 часа мы вышли к берегу Б. Порожней примерно в 3х км.выше её устья. (N 58.68276, E 58.23539) Еще через 20 минут мы были готовы к сплаву.

Спуск по притоку до места стоянки занял примерно 20 минут, участок шли сходу со взаимной страховкой.На протяжении первых километров река течет ровным быстротоком. На последнем километре появляются небольшие порожки, камни, валы до 0,7 м. В 12-00 закончили сплав.

Волок на р. Большая Порожняя
Волок на р. Большая Порожняя
Окончание волока
Окончание волока

р. Большая Порожняя

р. Большая Порожняя

Участки р. Большая Порожняя

Таким образом, на самую интересную часть из пройденного нами участка реки, можно зайти по хорошей дороге, идущей по обоим берегам. Для захода в верхнюю часть Б. Порожней, рекомендуем идти по дороге, уходящей от берега по диагонали, а не крайней правой, как шли мы, либо разведывать дорогу после просеки.
Оставшийся день отдыхали в лагере.

Ходовое время: 1ч. 40м. (пешком) + 40м. (сплав)

9 мая.

Далее река течет на северо-запад. За речкой Малая Порожняя отклоняется на запад и юго-запад. Здесь начинаются последние пороги Вильвы.Левый берег глинистый с упавшими деревьями. От Малой Порожней река протекает в узком каньоне. Русло ровное, без камней, но с большим перепадом. На выходе из каньона — конец порогов.

Вильва пересекает гряду скал и разливается двумя протоками, огибая остров. Здесь впадает река Тончиха.За островом оба рукава сливаются, но затем река снова разделяется в районе острова Гусиный. Идти надо по левой извилистой протоке. Река постепенно поворачивает на юго-восток, минует два острова и делает километровую петлю, в северной части которой принимает речку Ермачиху. Вильва резко отклоняется на юго-запад.

Начали сплав в 11-30. От Малой Порожней несколько километров тянутся простые перекаты, далее река течет спокойно 5-7 км./ч., встречаются острова.На обед останавливались на левом берегу сразу за островом Гусиным, проходить который тоже лучше левой протокой. В18-20 встали на очередную ночевку за устьем р. Широковка. (N 58.5481, E 57.94284) Здесь хорошая сухая поляна, снега уже нет.

Ходовое время: 6 ч.

В левой протоке острова Гусиный
В левой протоке острова Гусиный

В среднем течении Вильвы

В среднем течении Вильвы 10 мая.

Справа впадает речка Большая Широковка, за ней — остров. Возле острова на левом берегу — нежилой поселок Красный Урал.Справа впадает речка Большая Никитка. Скорость течения увеличивается.Справа вливается речка Малая Никитка. По левому берегу — километровая цепь скал. За ними река делает большую петлю и становится уже. Река течет в тесном коридоре среди крутых берегов.

Вышли в 09-30. Течение спокойное – 5-8км./ч. За 2км. до дюкера на берегах установлены таблички, предупреждающие об опасности.

Справа впадает р. Большая Гремячиха, возле её устья находится дежурный пост МЧС, записывающих в журнал проходящих мимо туристов.

Ориентиры дюкера на р. Вильва
Ориентиры дюкера на р. Вильва
К-4-1 в дюкере
К-4-1 в дюкере
К-2 в дюкере
К-2 в дюкере

К 11-00 причалили недалеко от порога, отметившись в журнале дежурных, пошли на осмотр. (N 58.49228, E 57.89851) Страховка, фотосъемка — с правого берега. С левого края порога — самые большие валы (до 1,5 м.). Идти лучше по центру или ближе к правому берегу. Поочередное прохождение дюкера с осмотром заняло у нас около 35 минут.

Миновав остров, Вильва входит в прямой коридор. Скорость течения увеличивается. Слева впадает река Вижай. В устье Вижая — остров. Проходить левой протокой. Ниже устья р. Вижай Вильву пересекает автодорожный мост дороги Губаха — Гремячинск — Чусовой.

К 13-00 мы дошли до автомобильного моста. Для антистапеля выбрали большую освещенную солнцем поляну на правом берегуперед мостом.(N 58.44223, E 57.87593) Удобные места есть так же сразу за мостом, но на них уже разбирались несколько групп. В 16-30, сфотографировавшись на мосту, мы закончили наш поход и поехали домой.

Ходовое время: 3 ч.

Антистапель
Антистапель
Группа на финише
Группа на финише

4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации.

  1. Наша группа выполнила основную поставленную перед собой задачу, пройдя интересный маршрут 2кс. в районе Среднего Урала.
  2. Заброска и выброска на маршрут не доставляют сложностей. При желании и наличии воды сплав можно начать от левых притоков Вильвы — р. Хмели или р. Сев. Рассоха.
  3. Река Вильва доступна для сплава на любом типе судов. Наиболее интересный её участок – от порогов «Нырков» до конца «Колдоватских порогов».
  4. Река Большая Порожняя представляет интерес для сплава на участке 4-5км. перед устьем. Из пройденного нами отрезка, наиболее интересны последние 1,5км, которые соответствуют 2 к.с.
  5. Хорошие стоянки на маршруте найти не просто. По берегам реки либо лежит снег, либо бегут ручьи. Для ночлега советуем выбирать южные берега Вильвы.
  6. В районе встречаются клещи. Желательно иметь прививки от клещевого энцефалита.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.