Хара-Мурин 2018

Отчет

о прохождении пеше-водного туристского спортивного маршрута 5 категории сложности в районе хребта Хамар-Дабан (Южное Прибайкалье, Республика Бурятия) по реке Хара-Мурин, совершенном с 12 июля по 26 августа 2018 г. командой Husky WhiteWater Team.

Маршрутная книжка № 1/4 – 509

Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

Над отчетом и материалами в него работали:

Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;

Гладкова О.В. – дневник и тех. описание, видеоматериалы, печать отчета;

Хомяков А.А. – обработка GPS-трека, фото-видеоматериалы;

Бесхлебный Г.А. – монтаж видеофильма;

Комиссаренко А.А. – корректорские правки, видеоматериалы;

Рюмшина В.М. – фото-видеоматериалы.

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю 5 категорией сложности.

Москва 2018

Видеоролик о походе (7 мин):

Отчетные фото-видеоматериалы прохождения пешей и водной части (Яндекс Диск). 

GPS-координаты препятствий опубликованы на wwmap.ru

1           Общие сведения

1.1          Общие сведения о маршруте

Таблица 1 – Общая информация о походе

Проводящая организация Группа туристов г. Москвы

Husky Whitewater Team

Район проведения Бурятия, Прибайкалье,

хребет Хамар-Дабан

Нитка маршрута г. Иркутск – г. Слюдянка – ГМС “Хамар-Дабан” – пер. Чертовы ворота — р. Утулик – р. Шибутуй – вдоль р. Дабатый – пер. 1761 м – вдоль р. Дзымха – устье р. Хара-Мурин – сплав по р. Хара-Мурин – п. Мурино – г. Иркутск — г. Москва
Вид туризма водный, пеше — водный
Категория сложности 5
Протяженность активной

части маршрута

70 км пешком + 33 км (челнок) (без коэффициента)

65 км сплав (без коэффициента)

Продолжительность активной части маршрута 14 дней
Состав группы 6 человек
Средства сплава Катамаран-4 “Альтамир” V=2000 1 шт. (К4)

Катамаран-2 “Red-900” V=1100 1шт. (К2)

Сроки проведения 12.08.2018 – 27.08.2018
Уровень воды Средний (от устья р. Дзымха до пор. Рубикон);

На пор. Зиг-Заг и Рубикон – паводок;

от пор. Рубикон – послепаводковый;

 

1.2         Обзорная карта региона

1.3         Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

Название

порога

Классификатор

ФСТР 2008 г.

(средняя/

большая вода) [1]

1998

Швырёв А.В. [2]

средняя

2006 Божева И.М. [3]

Выше среднего

2012 Мудрик И.В. [4]

Ниже среднего

2018

Наша

Прохождение
Пр. 2         все
Пр. 3   4B-4С 3   все
Пр. 5       все
Пр. 6       все
Пр. 7       4B все
Пр. 8       4A все
Пр. 10   3   4B все
Пр. 11       4A все
Пр. 12   4   4B все
Пр. 13   3   4A все
Пр. 23   3 4   3 все
Пр. 27   4   4A все
Пр. 28   4C 5   4B все
Пр. 36 Зигзаг 4У/5   4 4A 4B/5B Обнос

К4 и К2

Пр. 37 Рубикон 5/5У 5B -5C 5 5C 6 Обнос

К4 и К2

Пр. 38-39   4B-4C     4С-5A все
Пр. 40-48       4B все
Пр. 49-53       все
Пр. 62 Сайбатский 4/4 4B 4 4B 5B все
Пр. 63         4B все
Пр. 64     4   4C-5А все
Пр. 70 Жигули         5B все
Пр. 71 Бобслей 4/4 4C 4 4A все
Пр. 72 Ниагарка   4B 4 4B 5A все
Пр. 73 Дракон   5A 4 4C все
Пр. 75         4A все
Пр.76     4   все
Пр. 82 Кашалот   4B 4   все
Пр. 83         все
Пр. 115 Лангутайский 5/5   4 4B 4C все

 

Препятствие К.С. Длина препятствия Описание
Перевал Чертовы Ворота н/к Финальный подъем около 200 м
Броды р. Спусковая н/к Около 12 бродов неглубокого ручья
Переправа через р. Утулик 30 м Брод широкой реки с сильным течением с наведением перил
Переправа через р. Шибутуй 15 м Переправа стенкой
Каньон р. Дабатый н/к 6 км Каньон ручья, движение без тропы, обходы прижимов и скальных стенок
Перевал 1761 м н/к Финальный подъем около 500 м, заросшая и заваленная тропа
Броды р. Дзымха 1А Переправа  стенкой через порожистую неширокую реку с сильным течением
Каньон р. Дзымха 3 км Осыпь, прижимы, обходы скальных выходов, спуск с использованием веревки, завалы, отсутствие тропы.

 

1.4         Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета;

Печатная версия отчета хранится в библиотеке ФСТ ‑ ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1.

Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны по адресу:

https://huskytm.ru/2018/11/27/хара-мурин-2018/

1.5         Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ (г. Москва) в составе Климин С.В., Офицеров С.А, Солод С.С.

1.6          Сведения об участниках похода

Фамилия, имя,

отчество

Год

Рождения

Туристский опыт*

(У – уч-к, Р — рук-ль)

Обязанности
в группе
1    Бесхлебный Глеб
Александрович
1997 5У Жомболок-Ока

 Зеленчук-Аксаут-Теберда-Уллукам-Кубань кат2
3(4)У – Тунтса, Тумча, Укса, к2

Летописец-Хронометрист
(Red900)матрос
2 Гладков Максим
Сергеевич
1990  4(5)Р Чуя-Катунь-Урсул, К2, К4
5Р Жомболок-Ока

 Кодор-Чхалта-Гвандра-Мрамба-Сакен, К2
 Утулик, Зунмурин, Хангарул; К2
3(5)Р Б.Зеленчук, Аксаут, Теберда, Кубань, Уллу-кам, Учкулан, К2, 3 раза

Руководитель,
(Альтамир-4) капитан
3 Гладкова

Ольга
Вячеславовна

1994  Кодор-Чхалта-Гвандра-Мрамба-Сакен, К2
5У Жомболок-Ока

4У,5У Чуя-Катунь-Урсул, К2, К4
, Б.Зеленчук, Аксаут, Теберда, Кубань К2

ЗавХоз,
(Альтамир-4) матрос
4 Комиссаренко Алла
Андреевна
1985 5У Жомболок-Ока

 Чуя-Катунь-Урсул, К4
 Утулик, Зунмурин, Хангарул, К2

Финансист
(Альтамир-4) матрос
5 Рюмшина Вероника
Михайловна
1992 5У Жомболок-Ока

 Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан, кат2 (2 раза)
 Пшавская Арагви, Хевсурская Арагви, Кура, кат2
4(5)У Катунь-Чуя, кат2

Медик
(Альтамир-4) капитан
6 Хомяков Андрей
Александрович
1986 5У Жомболок-Ока

 Кодор-Чхалта-Гвандра-Мрамба-Сакен, К2
 Утулик, Зунмурин, Хангарул; К2
 В. Башкаус – Н. Чулышман., К2

1.1         Запланированный график похода

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
11.08.2018 1 г. Иркутск — г.Слюдянка — ГМС Хамар-Дабан
12.08.2018 2 ГМС — р. Спусковая (выше устья с Утуликом) 12 пешком
13.08.2018 3 МН — брод р. Утулик — брод р. Шубутуй — устье р. Дабатый 10 пешком
14.08.2018 4 МН — вдоль р. Дабатый — поляна на р. Дабатый 8 пешком
15.08.2018 5 МН- Медвежья падь (между притоком р. Дзымха и р. Нарин-Гол) 7 пешком
16.08.2018 6 МН — р. Дзымха 5 пешком
при достаточном уровне  воды сплав по

р. Дзымха до устья р. Хара-Мурин

3 Пешком/

сплав

17.08.2018 7 Стапель / Дневка в устье р. Дзымха,
разведка порогов выше р. Дзымха (3-4 км) 6 пешком
18.08.2018 8 Сплав по р. Харамурин от устья р. Дзымха или выше 3-4 км — устье р. Нарин-Гол 12 сплав
19.08.2018 9 МН — пор. Рубикон 10 сплав
20.08.2018 10 Полудневка / осмотр и обнос вещей, катамаранов , занос катамаранов

МН — устье р. Серебрянка

12 сплав
21.08.2018 11 МН — устье р. Сайбат 11 сплав
22.08.2018 12 МН — устье р. Зимовейная 12 сплав
23.08.2018 13 МН —  устье р . Лангутай 12 сплав
24.08.2018 14 Полудневка / пешая заброска на р. Лангутай 6 пешком
Сплав по р. Лангутай — р. Хара-Мурин — устье в оз. Байкал 13 сплав
25.08.2018 15 Антистапель на оз. Байкал — г. Иркутск
26.08.2018 16 Резервный день
27.08.2018 17 г. Иркутск — г. Москва

В маршрутной книжке в п. 3.3. График движения по запасному варианту была внесена пометка “На участке сплава возможно слияние нескольких дней (8-13 дней) в случае отставания от графика или вынужденной дневки из-за подъема воды”.

1           Отчет

1.1          Общая идея маршрута

Данное путешествие задумывалось как туристическое спортивное мероприятие, призванное выполнить следующие наши требования:

  • Второй летний поход в том же регионе, где происходил первый по р. Жомболок — р. Ока Саянская );
  • Бюджет на поход не более 15 тысяч рублей (без авиабилетов);
  • Сроки мероприятия – вторая половина августа;
  • Категория маршрута 4-5 к.с.;
  • Редко посещаемый маршрут;
  • Возможность использовать суда для сплава туристические спортивные как катамараны-4 и катамараны-2;

Данный регион для нас уже не новый – в июле 2016 года мы совершили пеше-водный поход по р. Хангарул – Зун-Мурин – Утулик. Хотелось повторить что-то аналогичное, но с наиболее интересной пешей и водной частями. Играло на руку и то, что август месяц в этом регионе богат на дожди и потому с большой долей вероятности на многих реках можно застать приличную воду в отличии от других регионов, где в августе все идет на спад.

Наиболее привлекательной рекой региона нам показался Хара-Мурин. Из немногочисленных средней свежести отчетов было понятно, что это сложный физически и психологически маршрут, довольно автономный и абсолютно не популярный среди современных туристов-водников в силу сложной пешей заброски.

К моменту заявки похода в МКК из 8 запланированных участников осталось только 6. Причем от похода по личным причинам отказалось двое представителей сильного пола, немного смазав наши стратегические планы. Таким образом, в этот поход мы отправились в равном гендерном соотношении: 3 мужчин и 3 девушки.

Проанализировав несколько отчетов по данному маршруту было решено заявить данный маршрут 5 категорией, т.к. налицо на маршруте встречались как минимум её элементы, да и судя по отчетам сложность препятствий с увеличением уровня воды должна была возрасти. Благо уровень участников группы позволял идти полноценный маршрут 5 к.с., а предыдущие две недели на реках Жомболок и Ока можно было расценивать как отдых и раскатку. Помимо прохождения основной части реки планировалось радиально изучить и возможно пройти препятствия правого притока р. Лангутай и, возможно, часть верхнего каньона выше устья р. Дзымха.

К сожалению, наши спортивные интересы на данном маршруте не удалось реализовать в полной мере по следующим причинам:

  1. Низкий темп на пешей части, обусловленный травмой голеностопа у участницы, и сильно осложненный пешим участком вдоль р. Дзымха с завалами, отсутствием тропы и сложными бродами не оставил нам возможности изучить и проработать пороги выше устья р. Дзымха (верхний каньон).
  2. Заставший нас дождевой паводок на порогах Зиг-Заг и Рубикон и вынужденная дневка окончательно не оставили времени на изучение порогов р. Лангутай.

Таким образом, мы прошли классический не очень популярный в настоящее время маршрут в условиях высокого послепаводкового уровня воды и дефицитом времени на водной части маршрута.

1.2         Туристическая характеристика района

1.2.1        Географическое положение

Расположенный в Южном Прибайкалье хребет Хамар-Дабан представляет собой сильно расчлененную горную систему, занимающую площадь свыше 30 тыс. кв. км. и расположенную на территории семи районов Бурятии и Слюдянского района Иркутской области. Эта горная страна протянулась с запада на восток более чем на 350 километров. Хребет имеет субширотное направление и состоит из нескольких ветвей: Хамар-Дабана, Хангарульского хребта и Малого Хамар-Дабана.

1.2.2        Рельеф

Генетически район близко связан с Восточным Саяном, являясь северо-восточным окончанием единого складчатого образования, лишь в последнее время отделенным Байкало-Хубсугульским разломом. Как и Восточный Саян, Хамар-Дабан сформировался в три этапа. Около 200 млн. лет назад произошло поднятие обширных территорий. Образовавшиеся горы затем интенсивно разрушались и были выровнены в единую, почти плоскую поверхность-пенеплен. Наконец в период новейшего горообразования пенеплен был во многих местах прорван выходом базальтовых расплавов. Лавовые потоки заняли значительную часть Хамар-Дабана и Саян. Одновременные интенсивные поднятия всей области как целого дали толчок очередному периоду действия разрушительных рельефообразующих сил. Последний этап по времени совпал с процессом проваливания Байкальской впадины, к которому приурочены возникновение озера Байкал, Тункинской долины и озера Хубсугул. Запоздалое образование горных хребтов с обеих сторон Байкальской впадины послужило основанием для предположения, что их поднятие зависело от предварительного большого углубления озерной впадины. Горные хребты рядом с Байкалом, включая хребты Хамар-Дабана являются тектоническими противоподнятиями. Наиболее высокой частью Хамар-Дабана является одна из трех ветвей складчатой системы — Хангарульский хребет (голец Ургужеевский 2754 м). Хребет Хамар-Дабан, давший название району имеет более 10 вершин выше 2300м. Среди них наиболее известна г. Хан-Ула (2374м). Хребет Малый Хамар-Дабан, расположенный в подобласти Южного склона с высотой 1700 метров в отличие от первых двух хребтов имеет сглаженный рельеф .

1.2.3        Климат.

Наряду с общими для всей территории процесса горообразования, в Хамар-Дабане, по мере формирования Байкала, все отчетливее проявлялись специфические особенности, связанные с влиянием водного бассейна на весь комплекс рельефообразующих факторов. В результате горные сооружения Хамар-Дабана, ориентированные в субширотном направлении, привели к резкому размежеванию территории Южного Прибайкалья на подобласти Байкальского склона и Южного склона с характерным для каждой подобласти климатом. Байкальский склон имеет сильно смягченный континентальный климат. В зимнее время подобласть включается в общий сибирский антициклон, имеющий обще-континентальное значение. В переходные сезоны и, в особенности в летнее время, климат соответствует типично приморским районам при существенно более низкой средней температуре. Южный склон почти полностью сохраняет континентальный климат и в летний период, что является причиной формирования лесостепного, степного и полупустынного ландшафтов, в то время как Байкальский склон целиком относится к горно-таежному ландшафту. Смягчающая роль Байкала в образовании климата Байкальского склона способствовала сохранению здесь нескольких десятков представителей доледниковой флоры, что в свою очередь позволяет ботаникам отнести эту часть Хамар-Дабана к зоне холодных субтропиков. Существенное различие двух подобластей ярко иллюстрирует распределение осадков по месяцам по данным расположенных здесь метеостанций «Хамар-Дабан» в верховьях реки Слюдянка (1442м) и «Торей» в бассейне реки Джида (758м). Высота этих пунктов над уровнем моря соответствует общему понижению рельефа с запада на восток и является типичной для данной подобласти. За последние десять лет максимумы для байкальского и южного склонов составили соответственно 2100 и 450 мм за год, а для июля 520 и 150 мм. Такая разница в уровне осадков привела к тому, что реки Байкальского склона существенно глубже врезали свои долины, образовав множество каньонов и вскрыв глубинные водоносные горизонты.

1.2.4        Растительность и животный мир.

Растительность в основном представлена горной тайгой. В сложении лесов принимают участие сосна сибирская лиственница, ель сибирская, пихта, береза, тополь, осина, кедр сибирский. Преобладают хвойные леса. На склонах обращенных к Байкалу граница леса проходит на высоте 1100м. Северные склоны хребтов покрыты горно-таежными лесами, преимущественно темнохвойной тайгой. На западных и южных частях хребтов растут кедрово-лиственные и лиственные леса. В верхней части пояса леса часто заболочены, в подлесках преобладают багульник, береза ива рододендрон. Вблизи верхней границы леса, на высоте 1600-1700 метров леса сильно редеют и сменяются предгольцовым редколесьем с зарослями кедрового стланика, круглолистной березки и рододендрона. Для гольцовой зоны характерны небольшие кустики кедрового стланика. Изредка встречаются участки субальпийских и альпийских лугов с пышным разнообразием травянистого покрова. В тайге много ягод и плодов растений. Это черная и красная смородина, дикий лук и чеснок, ревень, кедровый орех, жимолость, шиповник, малина, голубика, брусника, черника. Во второй половине лета бывает много грибов. На маршруте группа постоянно пользовалась дарами природы, которые составили серьезную добавку к пищевому рациону. Малая населенность края, трудно проходимая тайга создают условия для огромного разнообразия животных и птиц. В тайге водится медведь, лось, косуля, кабарга, кабан, рысь, волк и горный козел. В реках в изобилии водится рыба: хариус, ленок, таймень.

1.2.5        Гидрография.

На Байкальском склоне сформировался типичный для молодых гор режим разработки речных долин с двумя наиболее характерными закономерностями. Уклон реки возрастает с уменьшением площади водосбора. Начиная с определенного уклона при ливневых паводках формируются селевые потоки, которые могут сохранять разрушительную силу вплоть до устьевых участков. Наиболее значительный среднегодовой расход воды имеет река Снежная (53, 4м/с). Далее следует река Зун-Мурин (48, 7м/с), р. Джида (39. 4), р. Темник (34. 6), р. Хара-Мурин (22. 7), р. Утулик (16, 9). Реки Джида, Зун-Мурин и Темник по уклону, расходу воды, характеру речных долин, количеству и типу препятствий имеют достаточно близкие аналоги в Восточных Саянах и относятся в различных вариантах ко 2-5 категории сложности. Три реки байкальского склона: Хара-Мурин, Утулик и в нижнем течении Снежная представляют собой уникальное природное образование.

Наибольший интерес представляют данные о характере паводкового режима рек, приходящегося, в основном, на период летних дождей в июле-августе. По многолетним наблюдениям в течении месяца в среднем происходит 2-3 паводка. Колебания уровня воды при этом в среднем составляют 0.5-1м. Интенсивные ливневые дожди нередко повышают уровень воды на 0.5м в верховьях и на 1.5-2м в среднем и нижнем течении реки. Средние, многолетние характеристики скорости подъема воды 0.5-1.5м в сутки, продолжительность стояния уровня 0.5-1 сутки, продолжительность спада 3-5 суток. Средняя продолжительность паводка 8-10 дней.

Река Хара-Мурин (в переводе с бурятского “Черная лошадь”) берет начало в районе центрального Хамар-Дабана на плоскогорье занятом болотами, окружающими Патовое озеро на высоте около 1940 метров. Примерно через 30 км после устья реки Зун-Байга воды в реке становится достаточно для сплава. Ниже р. Дзымхи уклон снижается до 7.3 м/км. Серьезные пороги Хара-Мурина приурочены к его среднему течению, где уклон более 10 м/км. Общая площадь водосбора Хара-Мурина 1130 км2 а среднегодовой расход составляет 22.7 м3/с. Средний расход воды в теплый период составляет 55 м3/с. Однако частые паводки летом изменяют величины расходов в широких пределах. К концу августа, обычно колебания воды прекращаются и уровень приближается к минимальному, примерно равному весеннему.

Для рек Байкальского склона характерно увеличение уровня воды во время паводка не только по дням, но и в течении суток. Запаздывание изменения уровня в реках относительно времени выпадения осадков составляет в среднем 5-10 часов, однако картина препятствия может измениться на протяжении одной разведки, длительностью порядка часа

1.3          Варианты подъезда и выезда

Доехать до г. Слюдянки, который является начальным пунктом заброски на Хамар-Дабан, лучше всего по железной дороге. Мы ехали из г. Иркутска до станции Слюдянка-1 на пригородной электричке. Ориентировочное расписание от ЖД Вокзала г. Иркутск до ст. Слюдянка-1 представлено ниже. Стоимость билета 190 руб.

Дальше либо сразу пешком вверх от ЖД станции Слюдянка-1 по р. Слюдянка, либо воспользовавшись услугами местных водителей проехать на машине ГАЗ – 66 до ГМС “Хамар-Дабан” или промежуточного кафе на р. Слюдянка, после которого идет пешая тропа к ГМС.

В этот раз мы пользовались услугами Владимира по заброске на ГАЗ-66 до ГМС. Он нас встретил у станции, завез в МЧС и далее до ГМС по перевалу. Стоимость машины у нас была 20000 руб. Он сказал, что в новом сезоне будет поднимать цену, так что стоит ориентироваться не менее, чем на 25000 руб. Заброска до кафе стоит гораздо меньше ( в районе 5000-7000 руб. ), но в этом случае предстоит крутой и неприятный подъем пешком до ГМС (особенно если вещей много). Этот способ заброски мы использовали в 2016 году и он описан в нашем отчете [5]. Связаться с Владимиром можно по т. 8 950 1396205 .

Можно нанять лошадей до Хара-Мурина от Слюдянки. Этот вариант стоит уточнять по следующим контактам:

  1. +7 902 5436795 Вера, Евгений. Турбаза «Пик Черского» (https://vk.com/turbazapik);
  2. +7 924 5304000 Марина, Турбаза «Хамар-Дабан» (https//vk.com/turbaza_hamardaban);
  3. +7 950 0671815 Андрей (работник метеостанции).

Ориентировочная стоимость лошади до Утулика 12000 руб.

Сплав, как правило, заканчивают перед автомобильном мостом в пос. Мурино, откуда на рейсовом автобусе, машине выезжают в Слюдянку, Солзан, Иркутск или Улан-Удэ. Также можно уехать на электричке до Улан-Удэ, или до г. Иркутск (с пересадкой в Слюдянке).

Мы пользовались услугами водителя, с которым выбрасывались с р. Утулик в 2016 году [5]. Алексей (https://vk.com/avto_zbb) aleks-0663@rambler.ru т 7-983-4468942 Выброска от пос. Мурино до г. Иркутск с заездом в транспортную компанию нам обошлась в 8000 руб.

1.4         Аварийные выходы

Маршрут проходит по ненаселенной местности. Поэтому возможности аварийно покинуть его весьма ограничены:

 

  • В случае необходимости на пешей части стоит возвращаться к ГМС.
  • В устье р. Спусковой и Утулик есть жилое зимовье.
  • В устье Нарин-Гола есть зимовье с баней с него можно вернуться к перевалу 1761 м. Оттуда назад в Слюдянку.
  • Ниже Нарин-Гола до устья р. Сайбат раньше бала охотничья тропа, сейчас ей никто не пользуется и она очень труднопроходима.
  • От Сайбата есть хорошая тропа, которая ведет вверх по р. Иркут через перевал в поселок Солзан.
  • В низовьях Хара-Мурина после порога Дракон уходить нужно в поселок Мурино.

Маршрут может представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни. Необходимо подчеркнуть, что туристам, собравшимся на маршрут по Хара-Мурину, в основном, следует рассчитывать только на собственные силы.

1.1         Сведения о ПСС и МЧС

Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России

https://bpso.ru

  1. Слюдянское  поисково-спасательное подразделение

665904, Иркутская область, г. Слюдянка, ул. 40 лет Октября, д.1 Б.

т.  8(39544) 51-911

  1. Южный ПСО Аварийно-спасательной службы Иркутской области

665904, г. Слюдянка, ул. Набережная 38;

т. 8 901 660-91-12

1.2         Изменения маршрута и их причины

Из-за травмы голеностопа участницы Гладковой Ольги на спуске с перевала Чертовы Ворота темп на пешей части маршрута был ниже запланированного. Пеший переход от р. Шибутуй через перевал 1711 м до стоянки на р. Дзымха занял 4 дня вместо запланированных двух из-за необходимости челнока вещей и разведки то и дело пропадающей тропы.

На последние 5 км перед устьем Дзымхи пришлось потратить два дня из-за отсутствия тропы, завалов, поиска обходов скал и скальных выходов и высокой воды в бродах реки Дзымха.

Из-за погодных условий и паводка на реке в районе порогов Зиг-Заг и Рубикон пришлось потратить день на вынужденную дневку и переждать его.

1.3         Потенциально опасные участки и опасности на маршруте

На пешей части надо избегать травм, которые могут повлиять на здоровье участника и тем самым увеличить нагрузку на остальных членов группы. Отдельного разговора заслуживает вес рюкзаков – его надо снижать всеми возможными способами. Преодоление бродов и движение по крутым, отвесным склонам повышает риск получения походной травмы. Особенно опасен участок вдоль р. Дзымхи и ее левого притока – Медвежьей пади в сырую погоду. Совершение похода в августе не исключает контакта с энцефалитным клещем, хоть и активность его уже падает. Вполне вероятна встреча с медведем в этих местах.

На водной части потенциально опасны все основные водные препятствия маршрута. Основной элемент водных препятствий маршрута – прижимы. Самое сложное и опасное препятствие маршрута порог – «Рубикон». Однако с увеличением уровня воды сложность препятствий резко возрастает. Например, верхний участок от устья р. Дзымха до устья с р. Нарин-Гол с ростом уровня воды однозначно усложнится и скорее всего превратится в каскад пятерочных порогов с обилием мощных сливов и жестких бочек. Что же там творится в паводок – трудно себе вообразить. Так же по высокому уровню воды стоит опасаться препятствий Сайбатского прорыва. Вообще характер препятствий и их насыщенность требует довольно аккуратного подхода к сплаву и соответствующего опыта работы на реке (чалка, прохождение, страховка, движение тандемом).

Техническое описание действий группы на маршруте

День 1 12.08.2018 — г. Иркутск — г. Слюдянка — ГМС Хамар-Дабан

Доехали на такси из хостела до вокзала Иркутск-Пассажирский. Всем пришлось разбиться по парам, т.к. ехали со всем снаряжением, а в багажник влезло максимум 2 рюкзака. Ожидали электричку на Слюдянку. Иркутск-Пассажирский не первая станция на пути следования электрички, поэтому электричка уже приходит заполненная. На платформе тоже много людей, в основном бабушки-дачники со всем своим скарбом. Многие едут практически до конечной. Из трёх часов езды только в последний час стало посвободнее. Закинулись в электричку, дальше тамбура с нашими рюкзаками идти смысла не было.

В электричке на Слюдянку

D:\Облако Яндекс\YandexDisk\YandexDisk\ХараМурин 2018\Хомяк\IMG_20180812_125550.jpg

На ГАЗ-66 в Байкальском ПСО МЧС

Приехали на станцию «Слюдянка-1» – она конечная. На ней нас встретил Владимир с коллегой на ГАЗ-66. Быстро погрузились, по пути заскочили в байкальский ПСО, встали на учёт и выдвинулись прочь из города в сторону Култука.

Спустя минут 20 свернули с трассы Култук-Монды налево в сторону хребта Хамар-Дабан. Вначале идет хорошая гравийная дорога, которая с увеличением уклона начинает портиться. Огромные камни прямо на дороге, ямы. Двигались в дороге порядка 4 часов, хотя показалось, что вечность. Отбили всё, что можно. Дорога подходит непосредственно к территории турбазы «Хамар-Дабан». Выгрузились, рассчитались с водителями. Они сказали, что в следующем году поднимут цену на заброску до ГМС до 25000 рублей. Решили заночевать вне базы, т.к. на базе платно. Дров в данном месте нет совсем – не зря взяли горелки и баллоны. Кругом много туристов и следов их жизнедеятельности. Воду можно взять на ГМС в колодце. (МН: N51° 31.608′ E103° 35.431′)

D:\Облако Яндекс\YandexDisk\YandexDisk\ХараМурин 2018\Хомяк\IMG_20180812_125150.jpg

Группа с вещами на ГАЗ-66

D:\Облако Яндекс\YandexDisk\YandexDisk\ХараМурин 2018\Хомяк\IMG_20180812_180335.jpg

Финальный спуск к ГМС

День 2 13.08.2018- ГМС Хамар-Дабан – оз. Чертово

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
13.08.2018 2 ГМС Хамар-Дабан – оз. Чертово 7 пешком 2:30 5:20 +600

-300

Солнечно, +27

Подъём. Завтрак готовим на горелках. Ночью было достаточно прохладно. В одной из палаток вчетвером было тесно. Пересобрали рюкзаки, подогнали их, вышли в районе 10 утра. Погода ясная, солнечная.

Практически с самого старта начинается основной подъём. Тропа сильно петляет по серпантину. Кое-где тропа раздваивается и размечена цветами (точно видели красную, синюю). Красная позволяет срезать повороты, но она ощутимо более крутая. Идти тяжеловато, местами много сыпухи. Подъём порядка 300 м. После серпантина небольшой пологий участок, ориентир которого — дерево с ленточками. Отсюда можно свернуть на Пик Черского, мы же продолжили движение по дороге, и где-то через 10 минут ходу тропа начала спускаться в долину. Спуск около 100 м. Далее необходимо пересечь ручей и направиться в сторону перевала Чёртовы ворота. Тропа хорошо читаемая. Подъём на перевал достаточно приятный, тропа широкая, подъём небольшой, особенно в сравнении с предыдущим.

Несмотря на то что подъём на перевал был намного комфортнее и проще, чем первый основной, всё равно было тяжело, т.к. первый подъём вымотал, рюкзаки были наиболее тяжелые и пока ещё плохо уложены. Ночевали на перевале – тут есть два места для ночевки, где могут разместиться несколько небольших групп. Оба были свободны. Первое практически на тропе около озера, второе – на бугре слева от первого. Встали на второе место. Озеро зацвело и заросло. Воду набирали в ручье чуть ниже перевала. Погода хорошая, пока Ника с Глебом дежурили остальные пофотографировались на перевале. (МН: N51° 29.415′ E103° 35.859′)

 

Начало пешей части по серпантину

Серпантин после ГМС

Окончание серпантина после ГМС Хамар-Дабан

Переход ручья по пути к перевалу Чертовы Ворота

Место ночевки у перевала Чертовы Ворота

Чертово Озеро

1.1.1 День 3 14.08.2018 МН — р. Утулик

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
14.08.2018 3 Оз.Чертово — р. Утулик 13 пешком 4:20 3:30 +400

-1350

Днем ясно, +20

Вечером дождь, +15

Ночью приходили бурундуки и прогрызли пакетики с орешками. Люди начинают облегчать рюкзаки, выкидывая не очень нужные вещи. Ночью был дождь. Сегодня Глеб переехал в палатку к Оле с Максом. Собрали вещи и вышли в районе 10 утра. Шли вместе. После серпантина на спуске Оля зацепилась за корень и упала, подвернула ногу. Нога опухла не сильно. Максимально её разгрузили. Приложили холод, Глеб дал суппорт на ногу, и дали обезболивающее. Перекусили. Стали заметно медленнее идти и уже не рассчитывали сегодня перебродить Утулик.

Спуск с перевала сильно круче, чем подъем на него. После крутого спуска тропа идет серпантином, бродя р. Спусковая около 13 раз. В этот раз воды на Спусковой больше, чем у нас в 2016 по пути на р. Утулик, но броды нетрудные и неопасные, даже не всегда намокают ноги – идутся с ходу. Когда тропа вошла в лес уже внизу, возникло ощущение, что мы в джунглях, т.к. было тепло, очень влажно, много высокой травы и деревьев. Тропа хорошая и читаемая, единственная развилка практически перед Утуликом – прямо на брод и стапель, направо – к зимовью. Мы шли прямо и где-то через 20 минут были на стоянке над Утуликом. Встали на стоянке слева от тропы до спуска к р. Утулик. Внизу у реки стандартное место стапеля и конный брод через реку.

Практически сразу же начался дождь. Место для стоянки хорошее, но дров нет. Леса для постройки катамаранов мало. (МН: N51° 25.294′ E103° 38.837′)

На седловине перевала

D:\Облако Яндекс\YandexDisk\YandexDisk\ХараМурин 2018\Хомяк\IMG_20180814_105405.jpg
Тропа спуска с перевала

Стоянка на ЛБ р. Утулик

Вид с перевала Чертовы ворота на долину р. Утулик

Место стапеля и конного брода на р. Утулик

Место стапеля и конного брода на р. Утулик — 2

 

День 4 15.08.2018 МН – брод р. Утулик – брод р. Шибутуй — поляна на р. Дабатый

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
15.08.2018 4 МН – брод р. Утулик – брод р. Шибутуй – поляна в устье р. Дабатый 9 пешком 3:00 2:00 +600

-600

Утром дождь +17

Днем ясно +20

Всю ночь шел дождь. Поиск дров в окрестностях не увенчался успехом: все подобрано, и сушин в ближайшей видимости нет. Готовили на горелках. Пока группа собиралась, Макс и Андрей пошли на разведку брода. Там, где по описаниям надо бродить Утулик, пройти не представлялось возможным. Пока Макс с Андреем разведывали, остальная группа встретила трёх мужчин с лошадью, которые сказали, что только что бродили Утулик в классическом месте, где конный брод, и чуть не остались без лошади, т.к. уровень воды высокий.

Река в этом месте сужается, при этом усиливается уклон и мощь струи. Вода выше пояса. Пришлось искать другое место. Выше сужения течение слабее, но река глубже и шире. Метров в 30 выше этого места Утулик разливается, глубина меньше. На ПБ видна полянка стоянки с костровищем.

Надели спасжилеты, взяли спасконцы и карабины и вдвоем стеночкой перебродили на другой берег. Там есть следы стоянки и костровище. Натянули переправу двумя спасконцами. Начали по очереди переправляться с рюкзаками. Первую ходку шли стенкой с ополовиненными рюкзаками, дальше вернулись и помогли девушкам. Те, кто шли в одну ходку, в это время приготовили обед. Т.к. был до этого дождь, все сушины были сырые, готовили на горелках, но пытались развести костер, чтобы отогреться после брода. После обеда группа упаковала рюкзаки и выдвинулась дальше.

Далее с этого места крутой подъем наверх на полку правого берега без тропы по заболоченному склону на тропу, огибающую скалу ПБ Утулика. Метров через 200 слева примыкает конная тропа. Далее идет хорошая пропиленная тропа вплоть до развилки, на которой влево тропа уходит вдоль Утулика, а вправо по ЛБ Шибутуя, потом бродя его. Подходя к Шибутую, тропа упирается в брод глубиной примерно чуть ниже пояса. Далее тропа идет ПБ Шибутуя, один раз разветвляясь: влево – крутой подъем в обход скалы на ПБ Шибутуя, прямо – через брод.

Видимо, по меньшей воде или на лошадях имеет смысл идти через брод – мы же, предварительно разведав, пошли через верх в обход. К вечеру были на хорошей стоянке у ручья Дабатый. Стоянка расположена прямо на тропе, мимо не пройти. Есть дрова, места под 2-3 палатки. Отметили день рождения Андрея Хомякова, скушали тортик и подарили ему гамак. (МН: N51° 23.871′ E103° 38.050′)

E:\ХараМурин 2018\Алла\sayany2018 221.jpg

Брод через р. Утулик (вид с ПБ)

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0290.JPG

Брод через р. Утулик (вид с ЛБ)

E:\ХараМурин 2018\Алла\sayany2018 234.jpg

Подъем на замшелый ПБ Утулика

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0315.JPG

Привал на пути к р. Шибутуй

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0321.JPG

Брод через р. Шибутуй (вид с ЛБ)

C:\Users\GMS\Pictures\013 Подъем и коменты Оли.mp4_snapshot_00.25.000.jpgПешком вдоль Шибутуя

День 5 16.08.2018 МН – поляна на р. Дабатый

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
16.08.2018 5 МН – поляна на р. Дабатый 11 пешком 5:30 3:50 +1150

-700

Пасмурно, +17

Весь вечер и ночь шел дождь, и погода с утра была пасмурная. Довольно живенько собрались, надели неопреновые носки, трекинговые ботинки, ноги смазали вазелином, т.к предстоял поход по ручью.

Тропа уходит дальше вдоль Шибутуя вверх по долине к Патовым озерам. Практически сразу поворот на р. Дабатый. Тропы не нашли и шли прямо по ручью. Ручей неглубокий, но много перекатывающихся камней. Идти тяжело. Через минут 15-20 ХВ ручей входит в каньон, его уклон заметно возрастает, появляется много булыжников в русле, что по нему не пройти. Поискали тропу на берегах ручья и вышли на ПБ. Далее тропа местами теряется, местами выходит к пропиленным участкам. В каньоне идти по ручью невозможно, т.к. местами перепад достаточно большой и не везде можно вылезти на тропу. После выхода из каньона тропа пару раз бродит ручей.

По пути пообедали на неплохой большой полянке. От нее еще около часа ХВ шли то по левому берегу, то по ручью. Тропа неявная, иногда стоит лучше разведать, чем ломить напролом через лес. Иногда тропа становится заболоченной, постоянные небольшие перепады высоты. Встали стоянкой на замшелой полянке в лесу на ЛБ ручья чуть дальше разрушенной избы-зимовья на ПБ ручья. Больше по пути удобных мест для ночевки нет.

На поляне есть костровище, ровное место для 2-3 палаток, стоянка метрах в 200-250 от ручья. (МН: N51° 22.367′ E103° 42.601′)

C:\Users\GMS\Pictures\13. День 4. Уходим.MP4_snapshot_00.01.000.jpg

Место ночевки около р. Дабатый

C:\Users\GMS\Pictures\14. День 4. Вверх по ручью.MP4_snapshot_00.03.751.jpg

Вверх по р. Дабатый

C:\Users\GMS\Pictures\DSCF0338.JPG

Камни на р. Дабатый

C:\Users\GMS\Pictures\P80816-120148.jpg

Переход тропы с берега на берег

C:\Users\GMS\Pictures\P80816-120151.jpg

р. Дабатый входит в каньон

C:\Users\GMS\Pictures\15. День 4. Глеб открывает перекус.MP4_snapshot_00.02.876.jpg

Обеденная поляна

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0352.JPG

Местный житель (бурундук)

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (162).jpg

Стоянка на замшелой поляне

День 6 17.08.2018 МН – за перевал 1760м — МН

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
17.08.2018 6 МН – за перевал 1780м

за перевал 1780м (точка вещи) — МН

8

6

пешком 3:10

2:05

2:30

0:25

+820

-419

+200

-600

Солнечно, +25

Располовинили рюкзаки и вышли вчетвером (Макс, Ника, Андрей, Глеб) разведывать тропу и отнести часть вещей за перевал. Оля и Ника остались в лагере.

Тропа практически сразу после стоянки перешла на левый берег ручья в брусничные заросли. Крутой подъем и болотистая брусничная полка, упирающаяся в очередной брод в месте разбоя ручья на три рукава. После брода резкий подъем вверх на правый берег, где небольшая полянка – потенциальное место для стоянки. Далее тропа следует по этому берегу, местами разветвляется. Пару раз приходилось разведывать. Ближе к перевалу много свежих и не очень поваленных на тропу деревьев. При подходе к перевалу тропа идет под ощутимым уклоном. Движение по ней в сырую погоду опасно. Перевал лесистый, есть тур. Спуск с перевала приятный и пологий.

Сняли записку 2016 года группы пеших туристов из Москвы (Приложение 1) и оставили свою. Прошли около 20 минут до полянки с ручьем, где оставили вещи. Немного отдохнули и выдвинулись обратно. Идти налегке и на спуск было существенно проще. Через 2 часа были в лагере. В это время Оля и Глеб, оставшиеся в лагере, устроили хозяйственный день, помылись, высушили вещи. Всё время жгли костёр, чтобы дикие животные не подходили к стоянке.

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0356.JPG

Разрушенное зимовье

C:\Users\GMS\Pictures\P80817-142210.jpg

Вид на перевал

C:\Users\GMS\Pictures\14 На безымянный перевал.MOV_snapshot_00.01.209.jpg

От тропы одно название

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0382.JPG

Пишем перевальную записку

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0388.JPG

Перевальные записки

E:\ХараМурин 2018\Алла\sayany2018 254.jpg

Спуск в строну Нарин-Гола и Дзымхи

День 7 18.08.2018 МН – стоянка на р. Дзымха

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
18.08.2018 7 МН — перевал 1780м – ЛБ р. Дзымха 15 пешком 6:20 4:20 +960

-950

Солнечно, +22

Пасмурно, затем дождь

Встали пораньше. С располовиненными рюкзаками шли по уже изученной тропе. Хорошая погода позволила довольно быстро добраться до перевала, около 3–4 часов. Пофотографировались, отдохнули. Дошли до места схрона вещей – все цело. Устроили обед недалеко от вещей.

Далее шли по тропе по правой стороне долины, т.к. слева тропа ведет в долину р. Нарин-Гол. В определенный момент тропа, по которой шли, начинает ветвиться, и основная часть уходит вдоль притока р. Дзымха, Медвежьей Пади, на запад. Тут необходимо вовремя найти тропу, ведущую на спуск. Спуск довольно крутой, но если погода сухая – безопасный. Спуск ведет в долину притока Дзымхи. В районе его впадения в Дзымху тропа теряется, и приходится идти по азимуту по замшелому лесу. Много поваленных деревьев, идти нелегко. Иногда тропа проявляется и приводит к маленькой стоянке с костровищем на ЛБ берегу Дзымхи. Минут через 15 ходового времени находится еще одна стоянка – побольше и поудобнее.

Пока позволило время, Глеб и Андрей разведали дальнейшую тропу. Результаты были неутешительны: тропа в скором времени совсем исчезала, а уклон и рельеф становился хуже. С вечера пошел затяжной дождь. (МН: N51° 20.091′ E103° 49.248′)

E:\ХараМурин 2018\Алла\sayany2018 246.jpg

Завалы тропы по пути на перевал

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0404.JPG

Группа на перевале 1711 м

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (216).jpg

Стоянка за перевалом

C:\Users\GMS\Pictures\29 Подъем, челнок к перевалу.MOV_snapshot_00.01.208.jpg

Тропа к притоку Дзымхи

C:\Users\GMS\Pictures\37 Вдоль Дзымхи.MOV_snapshot_00.02.125.jpg

Крутой спуск к притоку Дзымхи

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (226).jpg

Стоянка на ЛБ р. Дзымха

День 8 19.08.2018 МН – челнок за вещами – МН

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
19.08.2018 8 МН — (точка вещи) — МН 14 пешком 5:30 3:20 +820

-820

Дождь, +14

Всю ночь шел дождь. Вода в р. Дзымха поднялась на 30–40 см. С утра надели неопреновые носки, взяли с собой дождевики – вышли за вещами, которые остались у перевала. В лагере оставили Олю и Нику, т.к. Ника в предыдущий ходовой день повредила ногу, а у Оли всё никак не проходила нога после травмы на спуске с пер. Чертовы ворота. Подъем налегке осложнялся влажной тропой и погодным фактором – низкой температурой и дождем. Дошли до вещей, закинули их по рюкзакам и выдвинулись обратно. Спускались медленно и аккуратно. Самый опасный участок – в начале спуска в долину притока Дзымхи, где тропа резко забирает вниз. По сырой погоде довольно скользкая. Вернулись к лагерю, идти дальше не решились, т.к. по описанию и карте впереди предстоял участок с опасными крутыми склонами и движение по сырой погоде крайне не рекомендовалось.

День 9 20.08.2018 МН – устье р. Хара-Мурин – МН

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
20.08.2018 9 МН – устье р. Хара-Мурин — МН 7

6

Пешком 3:15

2:40

3:00

2:05

+430

-620

+450

-270

Ясно, +20

К утру дождь прекратился, и втроём Андрей, Макс и Глеб около 7.30 утра отправились в разведку с ополовиненными рюкзаками, взяв с собой рацию. Рация разрядилась через полчаса ходу, но ребята это заметили не сразу. А девушки еще поспали, и, проснувшись около 9 утра, решили связаться с ребятами, но, естественно, ничего не получилось. Часа 3 еще не было никаких вестей, после чего рация прорезалась буквально на несколько секунд и Максим сообщил, что рация разрядилась. Запасная батарейка была у Глеба, который вспомнил об этом, только у слияния Дзымхи и Хара-Мурина.

Через 15-20 минут хода по ЛБ Дзымхи от стоянки тропа начала исчезать, и приходилось лезть по крутому заросшему склону, часто перелезая через бурелом. Уклон Дзымхи впечатлял: в нее бы побольше воды, и это получится мегаэскалатор для каякеров. НО! Сплав не рекомендуется, т.к. уклон около 60 м/км, очень много валунов в русле, которые по большой воде образуют массу бочек. Либо негабарит. Очень много водопадных сливов.

В определенный момент на ЛБ уперлись в довольно крутой скальный склон и решили-таки перебродить Дзымху на ПБ. Искали место для брода, т.к. течение довольно мощное и в русле обильное количество больших валунов. Перебродя стенкой реку, вылезли на полку ПБ, обильно поросшую кустарником и сосенками. Тропа обнаружилась не сразу. Она местами то появлялась, то исчезала и в определенный момент вышла на участок с курумником – полем крупных камней. После него тропа упирается в брод на ЛБ, где расположены следы старой стоянки и старое костровище. Тропа заходит в лес и резко пропадает. Стенка ЛБ становится круче, ее пару раз пересекают крутые кулуары с сыпучими или скальными стенками.

Более-менее удачное место для спуска было достаточно неприятным – сыпучий крутой кулуар длиной около 10 метров, заканчивающийся вертикальной стенкой высотой около 3 м. Либо спускаться вниз, где более-менее виднелся проход, либо искать обход сверху. Траверсить его было невозможно из-за очень крутой полуотрицательной стенки. Макс, несмотря на увесистый рюкзак, довольно быстро сполз вниз по щели с сыпухой, которая входила на крутую скальную ступеньку, от которой еще, полувися где-то в 2,5 метрах от земли, пролез пару метров и, наконец, спустился. Снизу этот спуск выглядел гораздо эффектнее и опаснее, чем сверху. Глеб с Андреем, посмотрев на это, решили попытать шанс обойти сверху, в случае чего воспользовавшись морковкой. Договорились встретиться за скалой. Глеб минут 30 обходил сверху, Андрей же в процессе решил все-таки спуститься низом, использовав морковку. Это заняло у него больше времени. Поэтому когда Макс встретил Глеба, был удивлён, что он один, т.к. про решение Андрея всё-таки пойти низом еще не знал. Хорошо, что у всех были свистки – их слышно на значительном расстоянии. Нашли его после спуска по звуку свистка. Поиск Андрея занял около часа. После чего двинулись в сторону финальной точки на слиянии р. Дзымхи и р. Хара-Мурин. Пришлось делать несколько траверсов крутых склонов, которые еще и в поваленных деревьях, после чего выбрались на полку, на которой обнаружилась старая тропа к месту стапеля. Дойдя до конца, парни оставили вещи, и предстояла непростая дорога обратно в лагерь. Пошли примерно тем же путем, перебродили р. Дзымху на правый берег, нашли тропу и около 8–9 вечера вернулись в лагерь, где ждал уже горячий ужин и обед.

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0452.JPG

Склон по ЛБ р. Дзымха

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0499.JPG

Завалы на тропе

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0468.JPG

Дзымха у места ночевки

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0431.JPG

Участок после места ночевки

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0427.JPG

Участок р. Дзымха после стоянки

C:\Users\GMS\Pictures\38 Вдоль Дзымхи.MOV_snapshot_00.19.333.jpg

Сыпуха на склоне

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0457.JPG

Глеб Б. на фоне долины р. Дзымха

E:\ХараМурин 2018\Вероника\Фото\P80821-170412.jpg

Крутой спуск в обход скалы

День 10 21.08.2018 МН – устье р. Хара-Мурин

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
21.08.2018 10 МН – устье р. Хара-Мурин 6 Пешком 3:30 4:20 +512

-754

Ясно, +23

Крайний ходовой день должен был быть непростым. Сказывалась общая усталость и предвкушение непростого участка. Поскольку вода в Дзымхе уже прилично спала (ниже колена), перебродили практически в месте лагеря и дальше шли по ПБ. Рельеф тут более приятный и видна тропа, изредка проходящая по стланику. Из неприятных мест – курумник, поросший мхом, из-за чего не видно, что подо мхом, то ли твердо, то ли яма. Плюс некоторые камни живые, и все это тоже покрыто стлаником, но в меньшей мере. Довольно большие поляны с голубикой и брусникой. Около 1,5 часа шли по правому берегу, после чего тропа подходит к броду и уходит на левый берег. Почти сразу после брода тропа забирает сильно наверх по крутому склону. Но движение по верху до места стапеля невозможно, потому что склон становится всё круче и круче, местами поваленные деревья, которые здесь уже никто не пилил, поэтому пришлось спускаться.

Спуск очень крутой. Алла и Ника сняли рюкзаки, все остальные стали спускаться вместе с ними. Глеб с Андреем потом поднялись за рюкзаками девочек. Спуск возможен только на попе, тормозить ногами. Прям поперек спуска лежит дерево, которое нужно перелезть, но вставать страшно. Склон в сыпухе. После спуска по этому склону до самого берега дальше виден бом, который обходится только по верху. Поэтому пришлось снова набирать высоту и лезть по живым камням на верх скалы. Много времени потратили на спуске по неприятному кулуару, который в предыдущий день уже преодолевали парни, спуская сначала на спасконце людей, потом рюкзаки и весла. Потратив на 50 м пути около 2 часов, продолжили движение то вдоль берега, то поднимаясь выше. Незадолго до места стапеля снова забрали выше, т.к. берег был сильно каменистый и заросший. Вокруг поляны стапеля кругом деревья, кустарники, но видно несколько троп, неясно откуда и куда ведущих, но в целом выводящих на эту самую поляну.

Поляна большая, приятная, много места, много деревьев для рамы катамаранов. Читали, что на правом берегу Дзымхи в месте слияния с Хара-Мурином тоже есть стоянка, но там заканчивается верхний каньон р. Хара-Мурин, потому спуск катамаранов на воду крайне неудобен. На поляне левого берега (наше место стапеля) спуск к воде доступный, комфортный. Пришли уже под вечер, но пока было светло, и Андрей решил сходить за деревьями для будущих рам катамаранов. Раму ребята решили делать из березы.

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0466.JPG

Брод р. Дзымха у МН

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0495.JPG

Сыпучие спуски на ЛБ

E:\ХараМурин 2018\Вероника\Фото\P80821-120633.jpg

Заросли терника на ПБ

C:\Users\GMS\Pictures\41 По ПБ Дзымхи.MOV_snapshot_00.17.209.jpg

Крутые подъемы

E:\ХараМурин 2018\Вероника\Фото\P80821-150828.jpg

Крутые спуски

E:\ХараМурин 2018\Вероника\Фото\P80821-122841.jpg

Курумник на ПБ

E:\ХараМурин 2018\Алла\sayany2018 316.jpg

Спуск рюкзаков и людей при помощи морковки

C:\Users\GMS\Pictures\54 Алла спуск вниз.MOV_snapshot_02.38.750.jpg
E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\DSCF0510.JPG

Нижний каньон р. Дзымха перед ее устьем

День 11 22.08.2018 Стапель

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения ЧХВ ТВ Подъем, м

Спуск, м

Уклон, м/км

Метео-условия
22.08.2018 11 Дневка, постройка судов Солнечно, +20

В этот день решили выспаться и потом начинать постройку судов. В нашем распоряжении был всего один топор и одна пила, посему Андрей пошёл валить берёзы, Макс их чистил, Глеб начал собирать кат-2, а девочки собирали кат-4. После обеда стало понятно, что на воду сегодня уже не выйдем. На раму брали стандартные вязки от железной рамы, но березы оказались сильно толстые, пришлось «пальцы» перевязывать армскотчем. 1,5 мотка скотча не хватило на 2 катамарана, остатки доматывали обычным. В итоге полная постройка судов заняла целый день, закончили часов в 6 вечера, и адмирал решил, что первый день на воде переносится на завтра. Зато освободился целый вечер. Глеб ловил рыбу, кто-то отдыхал в палатке, кто-то дежурил, а вечером устроили рыбный пир.

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (238).jpg

Обработка жердей для рамы

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (257).jpg

Постройка К4

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (254).jpg

Постройка К2

E:\ХараМурин 2018\Вероника\Фото\P80822-185708.jpg

Свежевыловленный хариус

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (252).jpg

Алла К. собирает бруснику

E:\ХараМурин 2018\Хомяк\Фото\Homa_phone (270).jpg

Ботинки кончились вместе с пешей частью