Умба 2017

Умба 2017

Отчёт

о прохождении водного туристического маршрута 3 категории сложности в районе – Мурманская область по реке – Умба, совершенном с 28 июля по 13 августа 2017 г.

Маршрутная книжка № 1/4 – 318

Руководитель группы: Виданов Иван Валерьевич

Помощь в составлении отчета: Панасюк Николай Алексеевич

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю 3 категорией сложности.

Москва 2017 г.


Видео о походе (7,5 мин)


Сведения о походе

Паспорт маршрута*

Вид туризма

Водный с эл. пешего

Категория сложностиТретья
Район путешествияМурманская обл.
Нитка маршрутаг. Москва – г. Апатиты – г. Оленегорск – руд. Карнасурта – оз. Сейдозеро – пос. Пунча – оз. Умбозеро – р. Умба – оз. Верхнее Капустное – оз. Среднее Капустное – оз. Нижнее Капустное – оз. Канозеро – р. Родвинга – р. Низьма – р. Умба – пос. Умба – г. Кандалакша – г. Москва
Протяжённость активной части маршрута200 км (из них пешком 48 км, сплав 152 км)
Продолжительность активной части маршрута11 дней, из них 8 дней сплава и 3 дня пеших
Количество участников11 человек
Средства сплава4 КНБ, 2 байдарки
Время проведения похода28 июля –13 августа 2017 г.
Уровень водыВысокий
Проводящая организацияТурклуб МГТУ им. Н.Э. Баумана
Адрес хранения отчётаг. Москва, ул. Александра Солженицына, 17, библиотека МГЦТК
Маршрут рассмотренМКК ФСТ-ОТМ

* Навигационные характеристики частей маршрута, сведения о уровне воды и расходах группы приведены в приложении Б к настоящему отчёту

 Состав группы

Фамилия, Имя, ОтчествоГод рожденияТуристский опытОбязанности в группе и распределение по средствам сплава
1Виданов Иван Валерьевич1991Оять 2 ВР;

 

Хангарул – Зун -Мурин — Утулик, 4ВУ

Руководитель, казначей,

 

капитан байдарки 1

2Малюгина Ольга Валерьевна1994Оять. 2ВУЗавхоз, матрос байдарки 1
3Бархатов Алексей Вячеславович1995Чирка-Кемь 3 ВУЗав. досуг.

 

капитан байдарки 2

4Уманская Светлана Ивановна1996Чирка-Кемь 3 ВУСчетовод, матрос байдарки 2
5Панасюк Николай Алексеевич1987Оять. 2ВРЗам. адмирала, капитан байдарки 3
6Драгунова Анна Александровна1992Оять. 2ВУМедик,

 

матрос байдарки 3

7Подлесных Андрей Сергеевич1986Чирка-Кемь 3 ВУКостровой, капитан байдарки 4
8Крылов Андрей Владиславович1997Чирка-Кемь 3 ВУЛоцман, капитан байдарки 5
9Голубицкий Савва Романович1998Оять. 2ВУЛетописец, капитан байдарки 5
10Ефимов Антон Владиславович1990Оять. 2ВУРеммастер, капитан байдарки 6
11Живаева Юлия Владимировна1986Оять. 2ВУЭколог, матрос байдарки 6

 Обзорная карта маршрута*

Обзорная карта маршрута по р. Умба часть 1
Обзорная карта маршрута по р. Умба часть 2

* Более подробные карты приведены в приложении А к настоящему отчёту

График движения группы.

ДатыДни путиУчастки маршрутакмСпособы передвиженияХВ
28.07г. Москва – Поезд 
30.071– г. Апатиты / г. Оленегорск Поезд 
30.071г. Оленегорск – руд. Карнасурта Автотранспорт 
30.071Руд. Карнасурта – оз. Сейдозеро12Пешком8:15
31.072оз. Сейдозеро – р. Чивручай12Пешком8:25
01.083р. Чивручай – Гостевой дом «Пунча»24Пешком12:45
02.084Днёвка / Стапель   
03.085Гостевой дом «Пунча» — оз. Умбозеро3Сплав2:30
04.086оз. Умбозеро — 200 м. перед пор. Островной 22Сплав5:20
05.087200 м. перед пор. Островной — пор. Падун14Сплав2:10
06.088пор. Падун – пляж Жемчужное Плёсо34Сплав9:00
07.089пляж Жемчужное Плёсо – исток р. Родвига39Сплав 12:00
08.0810Днёвка    
09.0811исток р. Родвига – 1 км. Ниже пор. Падун на Низьме21Сплав5:00
10.08121 км. ниже пор. Падун-на-Низьме – оз. Медвежье Плёсо9Сплав2:20
11.0813оз. Медвежье Плёсо – мост в дер. Умба10Сплав3:30
11.0813мост в дер. Умба – г. Кандалакша Автотранспорт 
12.08г. Кандалакша –  Поезд 
13.08 – г. Москва  Поезд 

Определяющие препятствия маршрута и прохождение их участниками группы

Название препятствияК.С.Виданов И.В.Малюгина О.В.Бархатов А.В.Уманская С.В.Панасюк Н.А.Драгунова А.А.Подлесных А.С.Крылов А.В.Голубицкий С.РЕфимов А.В. Живаева Ю.В.
пор. Островной2+++++++++++
пор. ПадунХХХХХХХХХХХ
пор. Верхний Капустный2+++++++КК++
пор. Разбойник2++++++++++++
пор. Семиверстный2+++++++++++
пор. Карельский2+++++КК+КККК
пор. Канозёрский3++ХХ++ХХХХХ
пор. Кривец2+++++++++++
пор. Падун на Низьме3+++++++КК++
пор. Паялка3+++++++++++
пор. Горка2+++++++КК++

Примечание: «+» — Проходил; «Х» — Обнос; «К» — киль.

 Определяющие препятствия на маршруте (описание)

Пор. Островной

Категория сложности: 2

Длина препятствия: 500 м.

Ориентиры: После первого небольшого проточного озера, на выходе небольшая шивера на левом повороте реки.

Описание: Порог расположен между небольшими островами в центре реки. Можно выделить 2 основные протоки куда можно идти. Между островом и правым берегом, протока узкая в самом начале, но при этом по нашей воде в нее был грязный заход, т.к. в ней лежали бревна, и прохождение там без повреждения судна маловероятно. И более широкая протока находится между левым берегом и группой островов, при этом левая протока представляет из себя S-образную шиверу с множеством мелководных камней.

Прохождение: Все экипажи прошли порог через левую протоку по S-образному треку. На выходе из порога мелководная шивера.

Участок реки от пор. Островной до пор. Падун

Категория сложности: н.к. — 1 к.с.

Описание: на участке, в 9 километров, от порога Островной до порога Падун, можно выделить шиверу 1 к.с. под мостом автомобильной дороги, с чистым языком и валами после него около 0,5 метра высотой (здесь большинство туристских групп начинают сплав по реке Умба), а также шиверу перед небольшим озером за 1,8 км до порога Падун.

Пор. Падун

Категория сложности:

Длина препятствия: 900 м.

Ориентиры: Заболоченный залив на левом берегу, заметное сужение реки и падение воды ниже по течению. Характерный ориентир — каска на палке, установленной в камнях в русле реки у левого берега.

Осмотр: Чалка на левый берег, к галечной отмели. Далее по краю левого берега идёт тропа для осмотра. Чуть левее от этой тропы идут более широкие тропы для обноса, причём можно обносить как порог целиком, так и отдельные ступени. Группам туристов, собирающимся, как и мы, обносить порог полностью, можно рекомендовать использовать крайнюю левую тропу.

Описание: Порог можно разделить на 3 ступени, которые соединены между собой небольшими участками быстротока.

1 ступень (рисунок Рисунок 1). Река разделена 2 протоки островом, расположенным ближе к левому берегу. Левая протока шириной 4 метра представляет из себя слив, высотой 1 метр, с пенным котлом за ним. На выходе -косая бочка и прижим к левому берегу. Правая протока значительно шире. Представляет из себя пару ступенчатых водопадных сливов высотой 0,7 метра. Слив в правой протоке V-образный, против течения. Судя по структуре слива в центре правой протоки находится пенный котёл, по краям косые бочки.

После острова протоки снова объединяются в одну, но при этом происходит сужение реки.

Внимание! Данная часть порога представляет опасность, особенно для байдарочных групп. Вероятность оверкиля в левой протоке достаточно высока, так как если вовремя не совершить правый манёвр, то судно может перевернуть на прижиме левого берега. Дальше поток понесёт аварийное судно с экипажем по краю скальной стенки левого берега, с высоким риском травматизма при контакте со стенкой.

Прохождение правой протки также представляет определённые трудности, так как быстроток, который идёт после неё, бьёт в скальную стену правого берега. Оверкиль на этом участке, как и на последующих, может привести повреждению судна и травмам членов экипажа.

порог Падун 1 ступень

Рисунок 1 — Порог Падун, первая ступень

2 ступень (рисунок Рисунок 2). Быстроток с высокими валами, высотой около 0,8-1 метра, на сужении реки. Длинна участка 200 метров. Страховку можно поставить только в конце участка быстротока, на сужении реки до 15 метров. За сужением расположено улово по левому берегу, подходящее для организации страховки. Данная точка единственная на этом участке, чего может быть недостаточно для организации достаточной страховки. Выше по течению ставить пассивную страховку бесполезно, т.к. если терпящий бедствие турист и сможет поймать спас.конец то в улово его не прибьёт и покинуть струю у него, вероятно, не выйдет. По правому берегу расположен локальный водопадный слив с интенсивной бочкой. Спустя приблизительно десять метров ниже по течению скальная стенка правого берега изгибается налево, образуя прижим.

порог Падун 2 ступень

Рисунок 2 — Порог Падун, вторая ступень

3 ступень (рисунок Рисунок 3). Третья ступень начинается сразу после участка быстротока. Представляет из себя 3 водопадных слива, высотой от 0,5 до 1 метра, образованных подводными плитами. Первая плита расположена у левого берега, слив через неё грязный (торчат обломки камней ближе к центру русла), велика вероятность повредить судно. За сливом есть небольшая бочка. Вторая плита идёт от острова в центре русла реки, перед ней участок быстротока с пульсирующим валом, за сливом мощная держащая бочка. Третья плита во все русло реки, но ближе к левому берегу на сливе за ней образована мощная косая бочка. После чего на выходе идёт прямая шивера с множеством камней по всему руслу реки.

Прохождение: После осмотра порога и оценки всех рисков, было принято решение об обносе порога целиком всей группой.

порог Падун 3 ступень

Рисунок 3 — Порог Падун, третья ступень

Пор. Верхний Капустный

Категория сложности: 2

Длина препятствия: 300 м.

Ориентиры: Порог расположен в левой (дальней) протоке из Верхнего Капустного озера в Среднее Капустное озеро, между коренным берегом и островом.

Осмотр: По правому берегу есть тропа для осмотра порога.

Описание: Порог начинается на сужении русла в протоке, начало порога — мощная шивера с высокими стоячими валами, постепенно берега становятся шире. Уровень воды, а также мощность валов падают ближе к окончанию порога, где порог превращается в мелководную шиверу. На выходе есть небольшие бочки.

Прохождение: На заходе (рисунок Рисунок 4) все экипажи смещались ближе к правому берегу, дальше шли по основной струе до расширения реки (рисунок Рисунок 5). После левого поворота река расширяется ещё сильнее, и на выходе пришлось активно обходить камни. Почти все экипажи смогли пройти порог. У экипажа Андрея и Саввы на больших валах сорвало юбку матроса и на последующих валах байдарка набрала много воды, после чего ребята не смогли удержать крен и судно опрокинулось. Спас. работы по вытаскиванию ребят и байдарки происходили уже на выходе из порога силами страхующих экипажей, прошедших первыми (тандемом) и вставших на активную страховку в уловах за порогом. С помощью двух байдарок прибили перевернувшуюся байдарку с Андреем к левому берегу, а на ещё одной байдарке доставили к тому же месту Савву.

порог Верхний Капустный

Рисунок 4 — Порог Капустный, входная часть

порог Капустный

Рисунок 5 — Порог Капустный, выходная часть

Пор. Разбойник

Категория сложности: 2+

Длина препятствия: 1,1 км.

Ориентиры: Порог находится на выходе из оз. Третья Дедкова Ламбина на правом повороте.

Осмотр: Осмотр порога возможен по левому берегу. По тропе можно осмотреть первые 300 метров порога, дальше осмотру будет препятствовать разлив между островами.

Описание: В самом начале порог представляет из себя простую шиверу, справа больше камней и русло грязнее. Если держаться ближе к левому берегу, то там глубже и чище проход, но при этом в метрах 100-150 от начала порога будет бочка (слева от основной струи, рисунок Рисунок 6), за ней по большой воде можно идти как угодно. Основная струя за бочкой уходит ближе к левому берегу, где расположены косые валы высотой до 0,7-1 метра. Дальше русло реки разделяется на 3 протоки двумя островами. Наиболее глубокий и чистый проход по центральной протоке, в остальные протоки также большей частью проходимы по большой воде, но потом, чтобы выйти на основную струю, потребуется небольшая проводка судов. За островами порог продолжается на широком участке реки чередой прямых валов высотой 1-1,2 метра. На выходе из порога, ближе к центру русла, есть пара прямых бочек (рисунок Рисунок 7).

Прохождение: Так как порог достаточно продолжительный, то было принято решение проходить препятствие парами, выдерживая при этом дистанцию. Первыми ушли проходить порог самые опытные участники (рисунок Рисунок 8). Ребята собрали своим прохождением все бочки, и набрали воды в свои суда, но при этом прошли порог без оверкиля. Остальные экипажи старались выдерживать траекторию, заданную первыми экипажами (возможно, не самую удачную, но не требующую интенсивного маневрирования). У экипажа Саввы и Андрея снова сорвало юбку, и они были вынуждены зачалиться в правой протоке от островов, чтобы слить байдарку. После этого на прямых валах в конце порога у них снова сорвало юбку матроса. Судно набрало воды и ребята, буквально на индивидуальных спас. жилетах, зачалили притопленную байдарку к берегу. При этом одна из страхующих байдарок сопроводила аварийное судно.

порог Разбойник

Рисунок 6 — Порог Разбойник (1)

порог Разбойник

Рисунок 7 — Порог Разбойник (2)

порог Разбойник

Рисунок 8 — В пороге Разбойник

Пор. Семиверстный

Категория сложности: 2

Длина препятствия: 7 км.

Ориентиры: Находится порог на выходе из озера Первая Дедкова Ламбина, на правом повороте реки.

Описание: Порог шиверного типа, продолжительный (~ 9 км.). Стоит отметить начало порога (вторую ступень, рисунок Рисунок 9), где сразу за правым поворотом идёт ускорение потока. Основная струя уходит правее, ближе к центру последовательно расположены 3 прямых бочки. Расстояние между этими бочками около четырёх метров. Их можно либо пробить на скорости, что наиболее предпочтительно если байдарка килевая, либо обойти справа, что, впрочем, требует интенсивного манёвра и более предпочтительно для бескилевых судов. Дальше в пороге расположена череда небольших шивер со множеством камней в русле реки. Также следует упомянуть пятый километр порога, характеризующийся усилением уклона. В центре русла на этом участке много больших камней и основная струя идёт по S-образной траектории со стоячими валами высотой до 1 метра.

Прохождение: порог шли без осмотра со взаимной страховкой после каждой шиверы. Курс задавали самые опытные участники, они же и вставали в улова, для страховки остальных. Порог прошли чисто. После заходной части с бочками чалились и отчерпывали суда.

Порог Семиверстный вторая ступень

Рисунок 9 — Порог Семивёрстный, вторая ступень

Пор. Карельский

Категория сложности: 2

Длина препятствия: 1 км.

Ориентиры: Туристская база на левом берегу, сразу за ней начинается порог Карельский.

Описание: Порог шиверного типа (рисунок Рисунок 10), достаточно продолжительный, в самом начале несколько косых бочек в русле реки. Дальше серия валов высотой 0,5 метра. Главная опасность порога — много обливных камней и каменных гряд, которые плохо читаются с воды. Ближе к концу порога, на разливе, обливные гряды идут почти через все русло, проходы между ними малы. Прохождение требует интенсивного маневрирования.

Прохождение: Экипажи Подлесных, Бархатова и Уманской, Виданова и Малюгиной порог прошли чисто, маневрируя между бочками и обливными камнями. Эти же экипажи организовали страховку на выходе. Экипаж Ефимова и Живаевой при заходе в порог не набрали достаточную скорость и не пробили заходную бочку, перевернулись и почти весь порог прошли самосплавом рядом с судном. Экипаж Крылова и Голубицкого на заходных валах и бочках набрали воды. При маневрировании между камнями попали лагом на один из них, перевернулись, и оставшуюся часть порога проходили самосплавом рядом с судном. Экипаж Панасюка и Драгуновой на выходе из порога налетели на камень лагом и перевернулись (причина аварии – тактическая ошибка, держали слишком большую скорость на разливе реки среди гряд и мелких камней после окончания участка с валами и бочками). Всех у кого произошёл оверкиль, в конце порога отстраховали с воды успешно прошедшие препятствие экипажи.

порог Карельский

Рисунок 10 — Порог Карельский

Пор. Канозёрский

Категория сложности: 3

Длина препятствия: 1 км.

Ориентиры: На правом повороте реки, ближе к правому берегу небольшой каменный остров с деревом.

Осмотр: Тропа осмотра идёт вдоль левого берега, обеспечивая удобный осмотр. Левее тропы для осмотра есть накатанная дорога, по которой можно обнести как весь порог, так и только заходную его часть (обносить только заходную часть, впрочем, нецелесообразно – окончание порога всё равно проходить проводкой из-за мелководного разлива. Лучше уж, если обносить, так весь порог).

Описание: Заходная часть порога разделена на две части скальными обломками в центре русла реки (рисунки Рисунок 13-Рисунок 14). Левая протока около 10 метров шириной, в ней несколько сливов через каменные гряды, высотой до 0,7 метра. После сливов — прижим к скальной стенке левого берега. Идти в эту протоку на байдарке опасно, в первую очередь из-за острых камней в сливах и мелководья. Правая протока шире и глубже. Начинается правая протока чередой интенсивных стоячих валов высотой около одного метра, за ними – три последовательно расположенные мощные косые бочки. Дальше основная струя бьёт в каменную гряду, тянущуюся от середины русла до самого правого берега. Чтобы её обойти, нужен интенсивный манёвр влево. Сложность представляют три косые бочки и ограничивающие протоку скальные обломки. Для безопасного прохождения препятствия необходимо держаться при заходе в порог на 2-3 метра правее от скальных обломков, которые разделяют реку. При этом мощные косые бочки можно пройти, лишь зацепив по левому их краю. Основная сложность порога — заходная часть. Чтобы определить правильную траекторию в ней, обязательно требуется осмотр порога. Косые бочки правой протоки, скальная гряда за ними – не видны с заходной части препятствия за интенсивными валами. Единственный ориентир – хаотично набросанные скальные обломки в центре реки (рисунок Рисунок 11). За сложным в прохождении началом порога идёт шивера, ближе к концу порог разделён небольшими островами, наиболее глубокая и чистая протока левая. После островов становится очень мелко, требуется проводка судов.

Прохождение: Экипаж Крылова и Голубицкого руководителем группы сразу был отправлен на обнос, так как при киле в предыдущем пороге Карельский было потерянно металлическое «очко» от байдарки «Форель-2», что не позволило надеть одну из юбок. Экипажи, не до конца уверенные в своих силах, по согласованию с руководителем группы и его заместителем приняли аналогичное решение. При этом они обнесли начальную (и самую сложную) часть порога, а остальное прошли до проводки судов. Порог прошли всего два опытных экипажа (Виданова и Малюгиной, Панасюка и Драгуновой). Линию движения экипажи обоих судов строили через правую протоку, держась ближе к скальным обломкам в центре реки. На заходе в препятствие экипажи разогнали суда и пробили стоячие валы, замедлившие оба судна (более лёгкая и шедшая правее байдарка «Снаряжение» Виданова и Малюгиной оттормозилась значительно сильнее тяжёлой «Свири» Панасюка-Драгуновой, что затруднило экипажу «Снаряжения» прохождение косых бочек). Экипаж Виданова и Малюгиной зашёл в порог правее намеченной траектории и, не без труда пробив три последовательные косые бочки, интенсивным манёвром влево обошли впритык каменную гряду торчащих обливных камней. За грядой экипаж вернулся на заранее намеченный курс. Экипаж Панасюка и Драгуновой пробили валы и бочки, держась на два метра левее траектории штурмового экипажа (рисунок Рисунок 12). Эта траектория позволила пройти интенсивные косые бочки по левому их краю с меньшей потерей скорости и полого обойти каменную гряду за ними (что было принципиально для тяжёлой и не слишком манёвренной «Свири»). За шиверой и островами в конце порога оба экипажа провели суда до глубокой воды.

порог Канозерский

Рисунок 11 — Порог Канозёрский, заходная часть. Единственный ориентир — скала в центре

порог Канозерский

Рисунок 12 — Порог Канозёрский, проход между скальными обломками и бочками

схема порога Канозерский (1)

Рисунок 13 — Схема порога Канозёрский (1)

схема порога Канозерский (2)

Рисунок 14 — Схема порога Канозёрский (2)

Река Низьма

Пор. Кривец

Категория сложности: 2

Длина препятствия: 800 м.

Ориентиры: небольшой заболоченный залив на правом берегу.

Описание: простая продолжительная шивера с обливными камнями на S-образном участке реки.

Прохождение: по основной струе держась ближе к центру русла реки, т.к. там наиболее глубокая и чистая вода. Все экипажи прошли успешно.

порог Кривец

Рисунок 15 — Порог Кривец

Пор. Падун на Низьме (Низьменская ступенька)

Категория сложности: 3

Длина препятствия: 1 км.

Ориентиры: Залив на правом берегу, ниже по течению виден сильный перепад по уровню воды. Если подойти ближе — виден островок с ряжевой стенкой и брёвнами на нем (рисунок Рисунок 16). Впрочем, лучше с воды на ряжевую стенку не любоваться, а встать в улово до того, как она попадёт в зону видимости. Иначе можно и не успеть причалить к берегу, а порог требует обязательного осмотра.

Описание: Осмотр порога можно проводить по обоим берегам реки, справа более простая тропа для осмотра. Чтобы сделать осмотр с левого берега, необходимо перед самым сливом зачалиться в улово у левого берега, что представляется небезопасным из-за близости препятствия и сильного течения. Остров с ряжевой стенкой делит русло реки на 2 протоки, правая узкая и забитая остатками брёвен, не пригодна для прохождения на любом типе судна. Левая же, наоборот, более широкая. Между островом и коренным берегом находится водопадный слив высотой около одного метра. Слева берег имеет скалистый выступ, образуя за сливом мощную сбойку струй, после чего около километра идёт шивера (рисунок Рисунок 17). Мощность валов в шивере по мере удаления от водопадного слива становится все меньше, но при этом под конец порога увеличивается количество обливных камней, требующих интенсивного маневрирования. В русле реки на всём протяжении порога хаотично разбросаны обливные камни, особо опасные в начале препятствия.

Прохождение: Слив проходится по языку, нужно держаться по центру слива, так как слева можно угодить в скалу левого берега. О ряжевую стенку у острова можно повредить байдарку (к ряжевой стенке справа судно подтягивает небольшим прижимом, при прохождении нужно учитывать). За водопадным сливом идёт S-образный участок реки, где рационально держаться ближе к центру русла реки, так как там несколько глубже и есть пространство для манёвра. Маневрировать, чтобы обходить камни и небольшие бочки, придётся. Ближе к концу порога есть небольшой прижим к правому берегу, но от него можно уйти к галечной мели левого берега. Почти все экипажи прошли порог без оверкиля, кроме экипажа Крылова и Голубицкого. Ребята снова набрали воды в байдарку и, налетев на отмель, неправильно переложили крен и их байдарку перевернуло струёй. Порог достаточно грязный из-за множества обливных камней в русле и, после прохождения порога, 4 байдарки из 6 получили повреждения.

Падун на Низьме

Рисунок 16 — Порог Падун-на-Низьме, заходная часть

Падун на Низьме

Рисунок 17 — Порог Падун-на-Низьме

Пор. Паялка (пор. Вознесенский и пор. Куреньгский)

Категория сложности: 3

Длина препятствия: 800 м.

Ориентиры: Остров в центре реки, слева на коренном берегу остатки разрушенного моста и избушки рыбаков. Справа большой залив, для осмотра чалку удобно совершать к правому берегу. После первой части порога необходимо осмотр второй ступени (порог Куреньгский) совершать уже с левого берега, т.к. правый берег перед этой частью порога крутой и без уловов.

Описание: Первая ступень, или по некоторым лоциям — порог Вознесенский (рисунок Рисунок 18), имеет протяжённость 250 метров. Препятствие начинается на правом повороте реки. Река в этом месте разделена островом, правая протока чистая. По лоциям прошлых лет над ней натянут трос, но сейчас его нет, можно при осмотре увидеть лишь остатки бухты на правом берегу. Левая протока узкая, между островом и коренным берегом расположен разрушенный мост, проход в эту часть невозможен, посему порог необходимо идти через правую протоку. В районе острова в обоих протоках возрастает уклон и после соединения проток (в правой протоке мощные валы) в центре русла образуется сбойка струй высотой около 1 метра. Затем идут высокие косые валы, ближе к выходу из этой части порога расположена мощная косая бочка под правым берегом, после этой бочки высота валов становится значительно меньше. Дальше поток немного успокаивается, но спокойный участок всего 250 метров, после чего следует вторая ступень (пор. Куреньгский, рисунок Рисунок 19) представляющая из себя участок на сужении с заметным падением уровня. Для препятствия характерно хаотичное расположение мощных стоячих валов высотой до 1-1,5 метров, по центру русла расположена мощная бочка, под правым берегом бочка чуть меньше, чем по центру русла, продолжительность участка 300 метров.

Прохождение: Все экипажи в первой ступени старались от захода строить траекторию так, чтобы уйти от сбойки струй после острова, смещаясь правее неё. После суда уходили к центру русла, избегая косой бочки под правым берегом (впрочем, не всем это удалось). Активную страховку организовали на участке за порогом. Страховка с берега из-за интенсивного течения не ставилась. После прохождения первой части вышли осмотреть вторую ступень препятствия. Вторую ступень шли последовательно, держась ближе к правому берегу и обходя мощную бочку в центре русла, при этом пробили бочку под правым берегом. Все экипажи смогли пройти этот порог чисто.

порог Паялка первая ступень

Рисунок 18 — Порог Паялка, первая ступень

Паялка вторая ступень

Рисунок 19 — Порог Паялка, вторая ступень

Пор. Горка

Категория сложности: 2

Длина препятствия: 250 м.

Ориентиры: Высокий стоячий вал, очень похожий издалека на отбойный вал от берега. Порог находится в конце небольшого озера (расширения реки).

Описание: Порог представляет из себя небольшой участок падения с мощными стоячими валами (рисунок Рисунок 20), вал на входе в порог имеет высоту около двух метров. При этом он имеет опрокидывающуюся шапку, издалека это похоже на мощный отбойный вал от правого берега.

Прохождение: Выбор траектории может быть произвольным, во всех местах река глубокая и налететь на камни не представляется возможным. Впрочем, желающих соваться в мощный вал по центру не нашлось. Экипажи проходили препятствие последовательно, с организацией активной страховки. При выходе из порога экипаж Крылова и Голубицкого перевернулись на поганке. После этого оставшиеся ребята помогли зачалить перевёрнутую байдарку и слить с неё воду.

порог Горка

Рисунок 20 — Порог Горка

Отчёт.

Общая идея похода.

Поход является реализацией пеше-водного маршрута в Мурманской области, характеризующегося совмещением непродолжительной пешей части через Ловозерские тундры (три ходовых дня) и также сплава на уровне 3 категории сложности по р. Умба. В качестве тренировки перед этим маршрутом туристы провели весенний поход 2 к.с. на реку Оять (Ленинградская губерния, левый приток Свири). Летом группа в неполном составе совершила учебный выезд в Липецкую область на Елецкий порог. Также были организованы три пеших ПВД для тренировки общетуристических навыков и выносливости участников.

Основные идеи организации похода были следующими:

1. Освоение нового для участников региона – Кольского полуострова.

2. Проведение интересного и насыщенного автономного путешествия.

3. Повышение общего технического уровня руководителя и отдельных участников группы в препятствиях 3 к.с при прохождении их на байдарках.

4. Посещение достопримечательностей региона – оз. Сейдозера, Скалистого острова с петроглифами на Канозере.

 Туристическая характеристика района.

Кольский полуостров находится в северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами — гранитами, гнейсами. Рельеф полуострова обусловлен многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы воздействия ледников. Крупные реки полуострова, образовавшиеся ещё до оледенения, текут в U-образных долинах, разработанных ледником, а мелкие, появившиеся после оледенения, — в узких каньонообразных долинах.

Большая часть полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому здесь полтора месяца летом не заходит солнце. Весна поздняя. Снег сходит в конце мая — в начале июня (в Ловозёрских тундрах сплошной снежный покров держался ещё за три недели до начала нашего путешествия!), в это же время вскрываются озера. Лето наступает с установлением полярного дня. В конце июня обычно распускаются цветы, на деревьях появляется листва, прекращаются ночные заморозки. Полярное лето длится 2,5 — 3 месяца: с середины июня по конец августа. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) 12-13 градусов тепла. Температура неустойчивая. В любое время летом возможны заморозки из-за столкновения масс холодного воздуха с тёплыми воздушными течениями. Полуостров относится к районам избыточной влажности (около 80%).

На Кольском полуострове большое количество рек и озёр. Озера в основном мелкие, ледникового происхождения, за исключением крупных озёр Имандра, Умбозеро и Ловозеро. Русла рек сложены скальными породами в сочетании с валунами, галькой, иногда песком. Выходы твёрдых кристаллических пород или вымытые из ледниковых отложений крупные камни образуют пороги и водопады. Основным источником питания рек Кольского полуострова служат талые снеговые воды, составляющие до 60% годового стока. Весеннее половодье длится 2-2,5 месяца (май-июнь), после чего реки сильно мелеют. Уровень воды в них зависит от летних дождей.

На Кольском полуострове три зоны растительности: тундровая, лесотундровая, лесная. Основная растительность для тундровой зоны – это мхи, лишайники, стелющиеся разновидности карликовой берёзы и ивы; в лесотундровой — берёзовое криволесье с примесью ели и низкорослой сосны, различные виды кустарников, обширные ягодники (брусника, морошка, голубика, черника).

Следует отметить большое количество мошки, против которой спасают только самые мощные средства, которые вопреки инструкции приходится наносить даже на лицо. Впрочем, из-за позднего лета в нашем путешествии нас донимали в основном комары.

Заброска / Выброска / Аварийные выходы с маршрута.

До городов Апатиты и Оленегорск можно добраться на любом поезде из г. Москвы в сторону г. Мурманск (номера поездов №016А «Арктика», №242А, №092). Мы же добирались до г. Апатиты на поезде №092 с прибытием в 4:45 утра. Дальше, чтобы провести классический маршрут по р. Умба, группы обычно заказывают транспорт от станции до моста через Умбу. У нас задача была сложнее. По плану, мы должны были отправить все сплавное снаряжение и то что нам не пригодится в пешей части похода, в гостевой дом в посёлке Пунча. Для этого, по предварительной договорённости, в г. Аппатиты у нас был заказан транспорт, который довёз все указанные вещи до Пунчи. С этим нам помог Сергей (моб. +7921 034-98-73), водитель а/м УАЗ Патриот. Транспорт у платформы стоял к моменту прибытия поезда, стоимость его услуг составила 9000 рублей. Также у нас была предварительная договорённость с гостевым домом, управляет им Владимир (моб. +7921 605-62-43) за хранение и баню в гостевом доме мы отдали 3 000 руб. (Владимир от денег отказывался, так как ночевали мы не у него, а в палатках, но мы настояли).

Отправив вещи, группа дождалась местной электрички до Мурманска, оправлением в 6:45 утра. Электричка ходит до г. Мурманск 2 раза в неделю по пятницам и воскресеньям. На станции Оленегорск она останавливается в 8:38. Дальше от станции у нас был заказан микроавтобус до рудника Карнасурта. Следует отметить, что автобус может добраться до самой проходной рудника. Обойти рудник не получится, но охрана на проходной предприятия доброжелательна к туристам. Администрация рудника просит не снимать территорию предприятия.

Выброска с маршрута происходила из посёлка Умба, от последнего моста через одноимённую реку, до г. Кандалакша. Транспортом послужили 2 минивена с прицепами.

Аварийные выходы с маршрута.

При разработке маршрута также были проработаны аварийные выходы с маршрута. Из Ловозерских тундр самим можно выйти либо к руднику Карнасурта и оттуда добираться до посёлка городского типа Ревда (7 км.), или, если вы в южной части горного массива, можно спуститься к гостевому дому в посёлке Пунча. Впрочем, следует учитывать, что Пунча – заброшенный посёлок, кроме гостевого дома жилых зданий там нет. Впрочем, мобильная связь ловит хорошо.

С водной части можно сойти в следующих местах:

— автомобильный мост на дороге Апатиты – пос. Октябрьский, где традиционно группы начинают маршрут;

— по левому берегу реки Умба, на некотором отдалении от последней, проходит дорога пос. Октябрьский – дер. Умба. Реально до неё добраться пешком лишь в районе Нижнего Капустного озера и на Канозере;

— перед порогом Карельский есть туристская база, на которой мы заметили моторные лодки, от неё идёт укатанная дорога до порога Канозёрский;

— на Скалистом острове (Канозеро) организован памятник-музей «Петроглифы Канозера», в котором часто работают учёные. Сотрудники посещают острова на моторных лодках, однако постоянно там не находятся;

— ниже впадения в Умбу реки Низьмы, примерно в 30 минутах хода, по правому берегу расположены строения, на воде сооружены рыбозаградительные сети. Там дежурят сотрудники рыбного хозяйства, при моторных лодках;

— в районе нежилой деревни Погост на левом берегу — нынешние дачи, но людей там поймать реально лишь в выходные. На правом берегу располагается турбаза;

— мост трассы пос. Умба – г. Кандалакша. Нижний участок реки проходит в непосредственной близости к пос. Умба, здесь по берегам располагаются постройки, которые относятся к деревне.

Дневник похода.

30.07 День 1 – Чудеса логистики.

Рано утром, (в 4:45) наша группа приехала в город Апатиты. На месте нас ждал наш одиннадцатый участник похода, Савва, который закончив один поход, сразу же пошёл во второй. На вокзальной площади нас уже ждал водитель Сергей, с которым была договорённость заброски судов и сплавного снаряжения в гостевой дом. Погрузив все вещи, мы уточнили расписание местной электрички и купили билеты. Электричку на платформу подали в районе 6:20 и потихоньку она начала собирать в себя народ. Были как туристы, которые ехали в Хибины, так и местное население. В 6:45 электричка двинулась в сторону г. Мурманск. В электричке было время подремать, так как на станцию назначения (г. Оленегорск) она прибывает в 8:38. К этому времени нас уже ждал второй автотранспорт, который должен был нас доставить до рудника Карнасурта. Около 10 часов утра мы были у проходной рудника. Замадмирал Николай сходил договорился на КПП о том, что мы группой пройдём через рудник, а обратно через него проходить не будем. На КПП нас попросили не фотографировать на территории рудника. От рудника есть накатанная дорога в сторону перевала Геологов и хорошо протоптанная тропа по долине ручья Ильмарайок. Видимая и хорошо протоптанная дорога идёт до подъёма, дальше тропа периодически теряется среди камней и курумника но выложенные каменные туры не дают сбиться с тропы. Погода солнечная и немного ветреная, комаров на подъёме на перевал не встречали. К 12 часам группа поднялась на вершину перевала, где у Крылова Андрея у рюкзака сломалась фурнитура крепления плечевых лямок. Вынужденный привал, медик Аня достала нитки и пришила лямки рюкзака, на все это дело ушло около 30 минут. После починки рюкзака группа выдвинулась с перевала в сторону оз. Сейдозеро. Тропа с перевала хорошо протоптана группами туристов, иногда она разделяется, при этом пересекает несколько раз в верховьях реку Эльмарайок. В районе 14 часов группа устроила обед. Через 40 минут группа продолжила своё движение по маршруту. Около 17 часов мы оказались на развилке дорог. Дорога прямо идёт к Сейдозеру, сначала через небольшой лес, потом через болото и упирается в берег озера. Направо есть указатель «Мост», правая дорога ведёт к мосту через р. Эльмарайок и на южный берег Сейдозера. Мы пошли прямо и в итоге вышли на «смотровую площадку», что находится с западной стороны оз. Сейдозеро. Там, в районе 18 часов встали лагерем. Место для стоянки живописное и, похоже, популярное. В этом месте найти дрова для костра задача не из лёгких. Нашли пару поваленных сухих деревьев у болота, которые попилили и пустили на дрова. Приготовили ужин, и долго не сидя у костра ввиду накопившейся усталости, все рано ушли спать.

31.07 День 2 – Прогулки под дождём.

Подъем на этот день был назначен на 8 утра. Завтрак и сборы. Погода ранним утром радовала глаз, солнечно и лёгкий ветер, но к 10 часам нагнало с севера тучу, и буквально только мы накинули на себя лямки рюкзаков, начался холодный ливневый дождь. Утром было решено, что мы не будем возвращаться до тропы, а по краю реки Эльмарайок выйдем к мосту. По карте тропка по краю реки якобы была, но так как зима была снежная, да и снег сошёл в этих местах поздно, эта тропа была сильно заболочена и подтоплена рекой, поэтому до моста пришлось топать по азимуту через заболоченный берег. Через полчаса хода, тропа упёрлась в протоку от озера, через которую лежало, изображая мост, два бревна. Через брёвна группа перебиралась по одному, т.к. прочностью они не отличались. Около десяти минут идти импровизированного моста через ручей до обозначенного на карте и на указателе моста «Потрясного». Мост полностью оправдывает своё название, от каждого шага его и правда трясёт. Прошли мост по одному, дальше тропа уходит левее, после чего на ней находится развилка. Если пойти прямо, то тропа упирается в заболоченный берег и там тупик. Для того чтобы обойти озеро, нужно свернуть на развилке направо, дальше тропа доходит до болота и пропадает. Поэтому пришлось около ста метров идти на юго-запад по болоту, где тропа вновь нашлась. Затем тропа снова упирается в ручей, через которые лежит поваленная берёза. Первые два героя прошли по ней без особых проблем, а вот лоцман Андрей на середине бревна решил убить на лице комара, и не удержавшись, свалился в ручей. Сам по себе ручей не глубокий, поэтому Андрей смог подняться и выйти на берег сам. Однако намок не только лоцман, но и GPS-навигатор. Навигатор работать перестал и дальше мы шли по старинке, по карте и компасу. Остальные туристы увидев это феерическое фиаско решили, что безопаснее ручей вброд перейти. Хотя были и отважные кто не желая мочить ноги решился пройти по дереву. А зря, потом всё равно промокли. После дошли до небольшой полянки, где решили выжать собственные носки и намазать свои ноги вазелином, чтобы не стереть их. На стоянке открылись просто потрясающие виды как на озеро, так и на горный массив. После кратковременного утреннего ливня погода ненадолго прояснилась. Сделав все свои дела, группа продолжила своё движение по тропе. Тропка в основном идёт почти под самым берегом. В районе 14 часов группа встала на обед на одной из удобных полянок, при этом погода начала ухудшаться. Мы натянули между деревьями тент, дабы переждать надвигающийся дождь. Руководитель, пока ребята натягивали тент, сходил на разведку тропы, дабы оценить приблизительное расстояние до ручья Чивручай. До него мы недошли совсем немного. Переждав дождь, и завершив обед группа в 15:30 выдвинулась дальше по маршруту. Через полчаса мы вышли на новую развилку с указателем «Изба». Какое-то время подумав, сверив карту и показания компаса, ушли по указателю к «Избе». Путь до «Избы» занял около сорока минут. Около неё можно встать на стоянку, есть места, но оставленный другими туристами мусор у нас это желание отбил. Да и понимание того факта что за следующий день нам надо будет выйти к Пунче повлиял на решение о продолжении пути выше по ручью к перевалу. От «Избы» снарядили разведгруппу. В «Избе» есть стол, лавки, карты и немного посуды. В итоге определили, где должна проходить тропа к перевалу, и выдвинулись к месту стоянки. От «Избы» до места стоянки мы прошли около часа, встали лагерем на небольшой полянке, в зоне горной лесотундры. Место неудачное, вода далеко, из деревьев есть карликовая берёза и небольшие кустарники. Все же смогли найти немного сырых дров для костра, чем и воспользовались. День был не сложнее прошлого, но, по сравнению с первым днём, идти под ливнем и небольшим дождём неприятно. Какая бы не была одежда, всё равно намокает и увеличивает собственный вес, что сказывается на усталости. Ужин и отбой, завтра день ещё сложнее…

1.08 День 3 – Штурм перевала и окончание пешей части.

День начался рано и обещал быть сложным, так как по плану нам надо было пройти ещё один перевал и выйти к гостевому дому в Пунче, где нас ждало всё сплавное снаряжение. Погода не сказать, чтобы радовала, было пасмурно и облака в этот день были низкими. Собрав лагерь, группа выдвинулась к перевалу. Около полутора часов занял переход от места лагеря до озёр у истоков Чивручая. Там мы встретили группу туристов, спустившихся с перевала прошлым вечером. У них мы узнали, где проходит дорога вверх, на плоскогорья. А им мы сообщили, сколько идти до избы. После озёр тропа начинает резко уходить вверх и периодически пропадает в камнях. Седловины перевала видно не было, так как в этот день были очень низкие облака. Подъем даётся с трудом, на пути вверх на одном из привалов разгружаем рюкзак адмирала. В верховьях можно увидеть небольшие водопады. Дорога уводит левее, после этого тропа окончательно теряется и оставшуюся часть пути мы прокладываем по курумнику сами. Чем ближе к вершине перевала — тем больше снега. У самого истока Чивручая лежал сплошной снежник, что не типично для начала августа. Предпоследний переход перед плато (перевалом) совершаем через небольшой снежник. На самом плато крайне плохая видимость, доходим до тура и там снимаем перевальную записку. Делаем привал. Подъем от стоянки до вершины со всеми привалами занял четыре часа. Пока снимали записку попытались определить уточнить направление движения. Сильно мешала плохая видимость, временами до тридцати метров. От тура взяли азимут и пошли в облаке искать спуск с перевала. За десять минут умудрились развернуться на сто восемьдесят градусов, в тумане ориентиры ненадёжны – надо чаще сверяться с компасом (замадмиралу на заметку). Как результат — мы вышли на другой край ущелья долины р. Чивручай, куда нам ни разу не было надо. Сверив карты и азимут, поняли, что вышли не туда. Пока холодный обед доставали и делили на всех, группа разведчиков ушла в короткую радиалку. Через полчаса они вернулись, так как нашли нужную нам долину р. Киткуай. Пообедав мы выдвинулись к ней. Выйти по прямой до ручья не получилось мешает крутой обрыв цирка. К ручью спуститься можно по одному из краёв ущелья, справа от долины ручья снова идёт небольшой набор высоты, слева более пологий склон. Решили уходить налево. Огибая цирк (долину ручья) в поисках пологого спуска провели пару часов, дошли до крайней вершины, после чего снова организовали разведку за место спуска. Южный склон оказался ступенчатый и не самый удобный, в итоге спустились к ручью Киткуай. Весомым аргументом в пользу движения по долине Китрукая оказалась накатанная грунтовая дорога по правую сторону от ручья. Крутой спуск к ручью шли цепочкой, в долине ручья густые заросли. Добравшись до ручья, адмирал сходил разведать лучшее место для брода. В районе 18-30 мы оказались на дороге, отдохнули и продолжили путь до Пунчи. Через час пути мы пришли ко второму броду. Ручей стал глубже и мощнее, адмирал прошёл первым и страховал остальных членов команды при переправе. Затем прошли ещё двести метров, а дальше воды в ручье было настолько много, что он вышел из русла и тёк по грунтовой дороге. И так полкилометра. Через сорок минут вышли на новую развилку дорог. Снова организовали разведку. Выбрав направление, дошли до старой разобранной железной дороги, дальше пошли по ней до гостевого дома в Пунче. В 21-35 мы пришли на место, разбили лагерь. Спасибо хозяину гостевого дома, Владимиру, за радушный приём. В его сарае мы взяли часть отправленных продуктов и специй для ужина. После чего без сил ушли спать. День был длинным и, наверное, самым выматывающим из всех, что были до этого. За день было пройдено приблизительно 24 км с подъёмом и спуском с перевала, на все примерно ушло 12 часов (много времени потратили на разведку). В идеале маршрут пройденный за этот день стоит разбивать на 2 дня и идти с меньшей нагрузкой. По словам Владимира у южного склона Ловозерских тундр бродит медведица.

I:\В отчёт по Умбе\qVktr_L6lEw.jpg

Рисунок 21 — На перевале

Долина Сейдозера

Рисунок 22 — Вид на долину Сейдозера

2.08 День 4 – Днёвка / Стапель.

Подъем назначен был поздний, так как изначально предполагался разгрузочный день. Единственное, что необходимо было сделать — собрать все суда, что хранились в сарае. Напряжённая пешка в предыдущие дни дала о себе знать – руководитель группы слёг с ангиной. Медик Аня поставила больному конскую трёхвёдерную клизму с патефонными иголками приступила к лечению. Рассматривали возможность эвакуации пациента от Пунчи, однако решили выждать день, и если в состоянии больного не будет улучшений – эвакуировать его от а/м моста у истока р. Умба. На три часа назначили баню. К вечеру все суда были неспешно собраны, день прошёл с пользой.

3.08 День 5 – Шторм на Умбозере.

День начался в девять утра, дальше начались первые сборы перед выходом на воду. Как это часто бывает в начале похода, собирались долго. К полудню на воде полностью собранными было пять из шести судов. У местных рыбаков мы поинтересовались на счёт прогноза погоды и чего сегодня нам ждать на озере. Туземцы ответили, что по приметам ещё пару часов будет спокойно а потом поднимется ветер. Однако, угадали. Через сорок ходовых минут обнаружили, что байдарка «Снаряжение» под адмиральским штандартом начала набирать воду, чалка к берегу и поиски места пробоины. Организовали быстрый ремонт и снова вышли на воду. Задул ветер, в полном согласии с предсказанием старожилов, и постепенно начала подниматься волна. Это стало сильно мешать движению по нужному курсу и вот, через двадцать минут, мы причалили к берегу. Решили переждать волнение на озере и назначили контрольное время на принятие решения по дальнейшему движению. Организовали горячий обед, разведали берег. В итоге, через два часа волна не стихла, а только наоборот усилилась. У адмирала температура поднялась (опять) до 38 градусов. Ветер ещё посвежел, на озере разгоняет волну всё больше. Связались с куратором группы в Москве (спасибо, Хаски!), уточнили прогноз погоды. Неутешительно, штормить перестанет только через сутки. Принимаем решение встать лагерем на ночь.

4.08 День 6 – Умбозеро.

Стояли лагерем весь день, ветер ослаб только к вечеру. Заблаговременно свернув лагерь, вышли на озеро в пять часов. В связи с болезнью адмирала на время движения по озеру перетасовали экипажи. Хотя и заметно ослабевшие, волны и ветер всё равно мешали держать намеченный курс. Через два часа мы причалили к острову Сарвановский, размяли ноги, организовали небольшой перекус и двинулись дальше к истокам реки Умба. По озеру ходили шквалы, но нам повезло – все прошли мимо. После стоянки на острове мы покинули береговую линию и пересекали озеро напрямик. Ориентир начала р. Умба — дома на берегу (посёлок Зашеек на Умбозере). Проплывая мимо него следует быть аккуратными — низко над рекой висят провода, лучше проходить под самым берегом. Постепенно начало темнеть, мы начали искать место для стоянки по берегам р. Умба ниже Зашейка. В 22:20 встали за двести метров до порога Островной на левом берегу. Там были видны остатки тропы для рыбаков и небольшие костровища, мест стоянок туристических групп не замечено. Что закономерно, так как от Умбозера мало кто ходит этот маршрут, как правило группы туристов стартуют от моста ниже по течению. Состояние руководителя улучшилось, поэтому с эвакуацией больного решили повременить – спасибо медику. День оказался насыщенным и длинным, на следующий день руководитель назначил поздний подъём на десять утра.

5.08. День 7 – Путь до порога Падун.

День начался в 10 утра, завтрак, сборы, небольшие ремонтные работы. Группа полностью на воде в 13-30. Не спеша, основным порядком, проходим порог Островной и встаём на рем. работы, так как повредили дно у байдарки «Свирь». Быстро заклеили и снова в путь. Добрались до автомобильного моста, нагнали небольшую группу туристов на катамаране — четвёрке. В 15:40 группа вышла на берег для осмотра порога Падун. На осмотр ушло около часа, в итоге было принято решение о полном обносе всего порога. Причина – очень большая вода, недостаточное количество точек для страховки с берега, сложная, не по уровню начинающих туристов структура препятствия. Тропа для обноса идёт в глубине берега, по ней можно добраться до удобного улова за порогом. Обнос порога занял около часа и, так как было уже позднее, решили, что остаёмся здесь на ночёвку. Стоянки на этом пороге популярные, поэтому с дровами худо. Чтобы их добыть нужно уходить в глубину леса. Стоянки на Падуне представляют определённую опасность – на левом берегу реки живёт обнаглевший медведь, людей не боится, любит грабить туристов. На всякий случай достали фальшфейеры. Нам, впрочем, повезло – миша не пришёл. Воспользовавшись случаем мы произвели осмотр и ремонт некоторых судов. «Снаряжение» интенсивно набирает воду, повреждение найти не удаётся. После ремонтных работ ещё раз осмотрели порог, руководитель группы прочитал короткую лекцию о структуре водных препятствий, тактике и технике их прохождения. Второй осмотр мнения о нецелесообразности прохождения сложного препятствия имеющимися силами не изменил. В 22 часа была дана команда «отбой».

6.08 День 8 – порог Падун – пляж Жемчужное плёсо.

День начался рано. Подъем в шесть утра, завтрак в гидрокостюмах. Подобные увлекательные мероприятия были для некоторых участников в новинку. Замадмирала проникся и все последующие дни без гидры не завтракал, нездоровый бастард. На воде мы в 9 утра. Штатным порядком проходим насквозь Верхнее Капустное озеро, с которого открывается замечательный вид на Хибины. Подошли к порогу Верхний Капустный. После краткого инструктажа группа проходит порог, не без приключений. Перевёрнутую байдарку «Форель» и Андрея выловил страхующий экипаж и транспортировал на левый берег. Савву экипаж «Снаряжения», (получившую меткое прозвище «Аквариум» из-за постоянной нелокализуемой течи) транспортировал с правого берега, куда тот выбрался самостоятельно, на левый. Слили байдарку, подвели итоги прохождения порога. Краткий результат — утопили половину весла и намочили Саввину шапочку, беда. Слили байдарки, попили чаю и снова в путь. До выхода в Среднее Капустное озеро на берегах видны хорошие стоянки, и, по первоначальному оценочному взгляду, эти стоянки лучше, чем на пороге Падун. Дальше идёт плёс, по лоции 2010 года в Среднем Капустном озере был мост. Сейчас моста нет, есть только его остатки. В Нижнем Капустном озере встречаются рыбаки. На участке до озера Третья Дедкова Ламбина есть пара небольших перекатов, а на выходе из озера — порог «Разбойник». Порог по большой воде оказался интересным и произвёл яркое впечатление. После порога есть хорошая стоянка, на ней мы устроили обед. В 15-30 мы ушли с обеда, после плёса добрались до порога Семиверстный. Особой сложности порог не представляет, прошли слажено и чисто, периодически совершали чалку к берегу для того, чтобы отчерпать суда. За порогом, на левом берегу — красивый сосновый лес и высокий песчаный берег. Это ориентиры пляжа «Жемчужное Плёсо». В шесть вечера мы встали на одной из стоянок на этом участке реки. Стоянок там много, и многие облагорожены, стоять приятно. Отставание от графика движения, вызванное штормом на Умбозере и неизбежным снижением скорости передвижения из-за болезни руководителя частично скомпенсировано.

7.08 День 9 – Пляж «Жемчужное плёсо» — исток р. Родвига.

В этот день по плану должны были пройти пороги Карельский и Канозёрский, встать лагерем на озере Канозеро. В десять утра группа вышла со стоянки, около часа ходового времени занял участок до порога Карельский. При прохождении этого несложного препятствия неожиданно перевернулись три судна, задав работу страхующим экипажам. Самый неприятный инцидент случился с экипажем «Форели». Судно, после переворота, зацепилось очком за камень, мощное течение начало разбивать байдарку. Матрос Савва только и успел спросить проходящего мимо на «Аквариуме» руководителя — «А что мне с этим делать?». Волей случая всё закончилось благополучно — привязанную морковку вымыло из «Форели» и, схватившись за неё, застрявший ниже по течению на мелководье экипаж сам сумел сдёрнуть своё аварийное судно с камня. В сухом остатке – утопленное очко от «Форели», легко отделались. Два других перевёртыша (Панасюк-Драгунова и Ефимов-Живаева) самосплавились с судами без особых проблем. После порога слили все перевернувшиеся байдарки, выводы неутешительные – без одного очка «Форель» дальше не сможет идти пороги. Причиной такого грязного прохождения препятствия стало слишком большое количество обливных камней в пороге и неверно выбранные траектории движения (впрочем, Ефимов-Живаева перевернулись из-за недобора скорости перед бочкой). Краткое резюме – порог стоит осматривать, в конце препятствия лучше не разгоняться, а в начале, наоборот, держать максимальную скорость. В 12:25 группа пошла осматривать порог Канозерский, при осмотре сразу было принято решение, что экипаж «Форели» (уже прозванные «Ни дня без киля»), будет совершать обнос порога. Первым препятствие успешно (хотя и рискованно) прошёл экипаж адмирала. Вторыми прошли Панасюк-Драгунова на «Свири». За характерную тактику прохождения и нежелание утруждать себя излишними манёврами экипаж «Свири» получил прозвище «Таран». Следует отметить, что порог для прохождения труден. Основная сложность – малоразличимые ориентиры на входе. Ошибка при построении траектории во входной части порога на два метра чуть было не довела адмиральский экипаж до неприятного контакта со скальной грядой и продолжительного самосплава по мелкой шивере с интенсивным течением. Трёхметровая ошибка исключает возможность безаварийного прохождения порога. Взвесив все за и против, оставшиеся три экипажа первую часть порога разумно обнесли. После порога, на левом берегу, есть поле с морошкой. Именно на нем группа и встретилась, там же устроили обед. В 16 часов группа вышла в Канозеро. Перед озером экипажи, в учебных целях, поменялись судами, дабы проверить на сколько отличны в ходовых качествах байдарки. В 17-30 группа причалила к острову Скалистый где мы посетили местный музей «Петроглифы Канозера». Над скалой с петроглифами возведён купол, на острове работают учёные-этнографы. Нам повезло, и за 15 минут для нас провёл обзорную экскурсию по музею ведущий специалист по периоду неолита Кольского полуострова в России. В 18 часов мы вышли снова на воду, и так как стоять сейчас на островах Канозера запрещено (дабы сохранить уникальные петроглифы), мы отправились на поиски стоянки. Спустя час мы причалили к берегу приблизительно в 5 км от острова, где, по факту оценив обстановку на воде и собственные силы решили перегрести озеро до самого конца. Благо погода позволяла. Дырявый «Аквариум» чуть не потонул, в остальном озеро прошли благополучно. В 22:00 группа причалила к песчаному пляжу на южном берегу Канозера. На следующий день назначили днёвку, ребятам нужен был отдых, да и нужно было провести ремонтные работы с судами, которые пострадали в этот день.

порог Канозерский

Рисунок 23 — Экипаж «Аквариума» проходит порог Канозёрский

8.08 День 10 – Днёвка.

На днёвку потратили один из резервных дней. Экипажи восстановили силы, суда отремонтировали. Загадочную течь на «Аквариуме» найти не смогли, решили, что старое судёнышко интенсивно фильтрует через микроповреждения. Стоянка очень понравилась, есть и дрова, и длинный, удобный пляж с прекрасным видом на Канозеро (рисунок Рисунок 24).

стоянка на Канозере

Рисунок 24- Удобная стоянка на Канозере

9.08 День 11 – исток р. Родвига – 1 км ниже порога Падун-на-Низьме.

После днёвки выходить на маршрут было немного лениво, группа полным составом была на воде в 13 часов. Сразу вошли в р. Родвига. Спустя сорок ходовых минут река разделилась. Направо уходит река Низьма, налево – продолжается Родвига. Мы пошли по Низьме. В самом начале реки — небольшой перекат, уровень воды в этих реках значительно ниже чем в Умбе. Родвига, по лоциям прошлых лет полноводнее Низьмы. Но при этом длиннее за счёт плёсов. На реке Низьма можно выделить только два значимых препятствия, первое из которых — порог Кривец, шивера длинной метров 800, сразу после этого порога на левом берегу есть стоянка. После Кривца идёт ряд шивер и перекатов, идти до следующего порога (Падун на Низьме) около 5 км. Осмотр порога и прохождение заняло около часа. Порог оказался грязным, и после него четыре судна были повреждены острыми камнями, плохо различимыми в пенных валах. Повреждения требовали полноценного ремонта судов. За самим порогом мест под стоянку нет, поэтому около одного километра, отчерпывая воду на ходу, мы шли до нормальной стоянки. Нашли хорошее и оборудованное место и начали ремонт. Как прокомментировал один остряк и любитель ходить пороги самосплавом — игрища с иголкой и нитью над бедным судном. В тот же вечер, проверив карту, прикинули, что до места запланированного окончания похода (а/м мост перед посёлком Умба) остаётся не более 20 км. В море идти нам не хотелось, но и время ещё оставалось, так что решили дополнительно пройти цепочку «морских» порогов в посёлке Умба и встать на антистапель перед морем.

10.08 День 12 — 1 км ниже порога Падун на Низьме – оз. Медвежье Плёсо.

Так как идти оставалось всего ничего, группа позволила себе, не сильно напрягаясь, двигаться до точки выброски. В 14 часов все байдарки были на воде, после слияния рек прошли небольшой перекат. За ним, по всей длине русла реки, стоят сети рыбхоза, проход через них через ворота под правым берегом. Дальше река расширяется и образует небольшой порожек, не сложнее 1 к.с. Находится он чуть выше населённого пункта Погост. Перед поворотом русла направо на правом же берегу есть туристская база, по отчётам прошлых лет заканчивать поход можно и здесь. Мы прошли мимо и на озере Медвежье Плёсо начали искать место для стоянки. В 16 часов пристали к скале на левом берегу и расположились лагерем на высоком холме.

11.08 День 13 – оз. Медвежье Плёсо – пос. Умба.

Так как наш транспорт должен был прибыть в Умбу в 17 часов, снова был назначен ранний подъем, чтобы мы смогли помыть и частично просушить суда на антистапеле. В 9 часов утра группа вышла со стоянки, в 11:10 причалились к правому берегу для осмотра порога Паялка. На пороге выставили фото/видео точки и страховку. Порог проходили по очереди. С первой ступенью все справились на ура, вторая ступень также была пройдена чисто, сказался набранный за поход опыт. Следующий, третий из «морских», порог Горка не отпустил ребят на «Форели». Поганка за порогом не дала завершить поход без последнего оверкиля. В 12:30 группа причалила к левому берегу перед последним мостом в населённом пункте Умба. На берегу нашли небольшую травянистую площадку для антистапеля. Подход к воде удобный, подходит для ритуального притопления высшего командного состава.

порог Паялка

Рисунок 25 — Порог Паялка, первая ступень

Итоги, выводы, рекомендации по маршруту.

1. Группа уверенно прошла заявленный маршрут 3 категории сложности. Маршрут получился насыщенным, как и в пешей части, так и в водной. Группа получила хороший туристический опыт в новом для себя географическом регионе. Туристы отработали тактику и технику преодоления водных препятствий, включая сложные (пороги Канозёрский, Падун-на-Низьме, «морские» пороги).

2. Пройденый маршрут подтвердил обоснованность спланированного графика похода и выбранное количество резервных дней. Выбранный график движения был умеренно комфортным, позволяя совместить спортивный характер похода и отдых в условиях красивой природы Кольского полуострова. Поход подтвердил практикой необходимость выделять резервные дни, позволяющие комфортно переносить нештатные ситуации в виде рем. работ, болезней участников группы, неблагоприятных погодных условий и т.д.

3. Маршрут можно пройти в более сжатые сроки. Но не нужно.

4. Задачи похода выполнены в полном объёме. Результатом похода и подготовки к нему стало формирование слаженной группы туристов, способной на прохождение маршрутов четвёртой категории сложности.

Фото группы

Приложение А – Картографические материалы

Начало пешей части маршрута.

Пешая часть маршрута.

Пешая часть маршрута.

Пешая часть маршрута.

Окончание пешей части маршрута и начало водной части.

Начало водной части маршрута.

Водная часть маршрута.

Водная часть маршрута.

Водная часть маршрута.

Водная часть маршрута.

Водная часть маршрута.

Водная часть маршрута.

Водная часть маршрута.

Водная часть маршрута.

Окончание водной части маршрута.

Приложение Б – Таблицы

  1. Характеристика пешей части маршрута
Дистанция48,3 км
Высота над уровнем моря, начало маршрута398 м
Высота над уровнем моря, конец маршрута150 м
Максимальная высота, на маршруте927 м
Минимальная высота, на маршруте150 м
Общая высота подъема1119 м
Общая высота спуска1367 м
  1. Характеристика водной части маршрута
Дистанция152,5 км
Высота над уровнем моря, начало маршрута150 м
Высота над уровнем моря, конец маршрута4 м
Средний уклон реки Умба0,83 м/км
Средний уклон реки Родвига0,91 м/км
Средний уклон реки Низьма2,2 м/км
Расход воды в реке Умба78,2 м3/с
  1. Расходы группы
Статья расходовНа человека, руб
Ж/д билеты6650
Грузовые квитанции430
Заброска/Выброска2500
Продуктовая раскладка3700
Баня и хранение байдарок275
Ремнабор220
Аптечка180
Итог13955