Большой Зеленчук — Аксаут — Уллу-Кам — Кубань 2018
Отчет
прохождении водного туристского спортивного маршрута 4 категории в республике Карачаево-Черкессия (Северный Кавказ) по рекам
Большой Зеленчук — Аксаут — Уллу-Кам — Кубань,
совершенном с 27 апреля по 06 мая 2018 г.
Маршрутная книжка № 1/4 – 401
Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич
Над отчетом и материалами в него работали:
Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;
Гладкова О.В. – дневник и тех. описание, видеоматериалы, печать отчета;
Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчёт и считает, что маршрут может быть зачтён всем участникам и руководителю 4 категорией сложности.
Москва 2018
Оглавление
1.5 Сведения об участниках похода
1.6 Запланированный график похода
2.2 Туристическая характеристика района
2.3 Характеристика сплавных рек региона
2.4 Варианты подъезда и выезда и аварийные выходы
2.5 Фактический график движения группы по маршруту
2.6 Техническое описание действий группы на маршруте
2.6.1 День 1 27.04.2018 — г. Москва — г.Минеральные воды – п. Архыз – р. Б.Зеленчук
2.6.2 День 2 28.04.2018- от п. Архыз до МН
2.6.3 День 3 29.04.2018 МН – ниже пор. Косой – переезд на р. Аксаут
2.6.4 День 4 30.04.2018 МН – выше пос. Красный Карачай — МН
2.6.5 День 6 1.05.2018 МН – п. Красный Карачай – п. Хасаут-Греческое
2.6.6 День 7 2.05.2018 МН – р. Уллу-Кам — заброшенный пионер-лагерь на р. Кубань
2.6.7 День 8 3.05.2018 МН – р. Кубань – каньон Аманхыт
2.6.8 День 9 4.05.2018 МН – р. Кубань – пор. Желоб
2.6.9 День 10 5.05.2018 Антистапель
2.6.10 День 11 6.05.2018 Отъезд в г. Москва
4 Список литературы и источников
Общие сведения
Общие сведения о маршруте
Таблица – Общая информация о походе
Проводящая организация | Группа туристов г. Москвы
Husky Whitewater Team |
Район проведения | Республика Карачаево-Черкессия,
Северный Кавказ |
Нитка маршрута | г. Москва – г. Минеральные воды – п. Архыз – сплав по р. Б. Зеленчук (выше п. Арзыз – п. Нижняя Ермолаевка ) – переезд на р. Аксаут – (сплав от п. Красный Карачай до п. Хасаут-Греческое ) – переезд на р. Уллу-Кам ( от погранзаставы Уллу-Кам до плотины в устье) – сплав по р. Кубань до п. Каменомостский |
Вид туризма | водный |
Категория сложности | 4 |
Протяженность активной
части маршрута | 119 км |
Продолжительность активной части маршрута | 10 дней |
Состав группы | 12 человек |
Средства сплава | Катамаран-2 “Буратино-2” V=1600 2 шт (К2-1, К2-2) Катамаран-2 “Стерх” V=1300 2шт. (К2-3, К2-4) Катамаран-2 Тритон V= 900 1 шт (К2-5) Катамаран-2 “Nafan” V=1200 (К2-6) |
Сроки проведения | 28.04.2018 – 06.05.2018 |
Уровень воды | р. Б. Зелечук – выше среднего
р. Аксаут – средний, затем высокий р. Уллу-Кам — высокий р. Кубань — высокий |
Над отчетом и материалами в него работали:
Гладков М.С – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;
Гладкова О.В – дневник и тех. описание, видеоматериалы, печать отчета;
Обзорная карта региона
Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета;
Печатная версия отчета и DVD-диск с материалами хранится в библиотеке ФСТ ‑ ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1.
Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны по адресу:
huskytm.ru/2018/12/23/kavkaz2018/
Поход рассмотрен МКК
Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ (г. Москва) в составе С. Климин, А. Кривонос, С. Солод.
Сведения об участниках похода
Фамилия, имя,
отчество | Год
Рожде-ния | Туристский опыт*
(У – уч-к, Р — рук-ль) | Обязанности в группе | ||
1 | Гладков Максим Сергеевич | 1990 | 5Р 4(5)Р Чуя-Катунь-Урсул, К2, К4 5У Кодор-Чхалта-Гвандра-Мрамба-Сакен, К2 4Р Утулик, Зунмурин, Хангарул, К2 4Р Кумир-Коргон-Чарыш, К2 3(4)Р 4Р 3(5)Р Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан, К2, | Руководитель
К2-1 | |
2 | Гладкова
Ольга Вячеславовна | 1994 | 5У Кодор-Чхалта-Гвандра-Мрамба-Сакен, К2 5У Чуя-Катунь-Урсул, К2, К4 4У Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан К2 | К2-1 | |
3 | Драгунова
Анна Александровна | 1992 | 2у Оять
| К2-2 | |
4 | Капачинский Антон Михайлович | 1986 | 5У Кодор-Чхалта-Гвандра-Мрамба-Сакен, К2 4У Чуя-Катунь, К4 3У Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан, К2 | К2-3 | |
5 | Комаров Александр Дмитриевич | 1998 | 5У Чуя-Катунь-Урсул,К2 3(4)У Красненькая-Кутсайоки-Тумча, К4 | К2-3 | |
6 | Комаров Иван Дмитриевич | 1992 | 5У Чуя-Катунь-Урсул,К2 3(4)Р Красненькая-Кутсайоки-Тумча, К4 | К2-4 | |
7 | Комиссаренко Алла Андреевна | 1985 | 5У Чуя-Катунь-Урсул, К4 4У Утулик, Зунмурин, Хангарул, К2 3У Охта, байдарка 2У Нугуш, байдарка | К2-4 | |
8 | Носов Сергей Викторович | 1987 | 5У Кодор-Чхалта-Гвандра-Мрамба-Сакен, К2 5У Чуя-Катунь-Урсул, К4 4У Чуя-Катунь, К4 3У Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан, К2 | К2-5 | |
9 | Панасюк Николай Алексеевич | 1987 | 1р Пулома,
2у Тутока-Явосьма-Паша, 2р Оять, | К2-2 | |
10 | Рюмшина Вероника Михайловна | 1992 | 3(4)У — Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан, кат2 3(4)У — Красненькая — Кутсайоки — Тумча, кат2 3У — Тохма-Уукса, кат4 4У — Пшавская Арагви, Хевсурская Арагви, Кура, кат2 4(5)У — Катунь-Чуя, кат2 | К2-6 | |
11 | Сарумов Константин Михайлович | 1987 | 4У Чуя-Катунь, К4 3(5)У Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан, К2 | К2-5 | |
12 | Ярошук
Илья Вадимович | 1987 | 5У Чуя-Катунь-Урсул, К4 3(4)У Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан, К2 | К2-6 |
Запланированный график похода
Даты | Дни пути | Участки маршрута | Км | Способы передвижения |
28.04.2018 | 1 | г. Москва (Внуково) — г. Минеральные воды г. Минеральные воды – п. Архыз стапель, радиальный выход на пер. Софийское Седло | —
210 | Самолет Авто Пешком |
29.04.2018 | 2 | Заброска выше п. Архыз р. Б. Зеленчук – ш. 1,2 Взрывные пор. Пушка – пор. 3,4,5 Взрывной – пос. Нижний Архыз Переезд на р. Аксаут к МН в районе кан. Красный | 12 10+22 100 | Авто
Сплав |
30.04.2018 | 3 | п. Красный Карачай – р. Аксаут – пор. S-образный, “У моста”, Мустанг – каньоны Осыпной, Красный, Два Моста — п. Хасаут — Греческое | 35 | Сплав |
01.05.2018 | 4 | Радиальный выход к оз. Кынгыр-Чад Переезд на р.Маруха к МН в районе г. Пастухова | 6+6 70 | Пешком Авто |
02.05.2018 | 5 | р. Маруха (от МН г. Пастухова) – пор. Ирбис, Акулий плавник, Дикобраз, Единорог, Песочные часы — выше п. Маруха | 30 | Сплав |
03.05.2018 | 6 | Резервный день на р. Маруха переезд в Верховья р. Кубань – МН выше п. Хурзук | 150 | Авто |
04.05.2018 | 7 | Р. Уллу-Кам (от погранзаставы) – Узункольский Каскад, Хурзукский каскад Возвращение к МН | 18 10 | Сплав Авто |
05.05.2018 | 8 | Переброска к р. Учкулан Р. Учкулан (от автомобильного моста выше п. Верхний Учкулан ) – Учкуланский каскад Р. Кубань ( от устья Учкулана) – выше кан. Аманхыт | 20 8 32 | Авто Сплав Сплав |
06.05.2018 | 9 | МН — г. Минеральные воды г. Минеральные Воды — г. Москва (Внуково) | 160 | Авто Самолет |
Отчет
Общая идея маршрута
Данное путешествие задумывалось как учебно-тренировочное мероприятие, призванное выполнить следующие требования:
- Размяться и вернуться в спортивную форму после зимы;
- Познакомить с спортивным сплавом на катамаранах-двойках новых членов команды, имеющих преимущественно байдарочный опыт.
- Сроки мероприятия – первые майские праздники
- Категория маршрута и определяющих препятствий 3-4 к.с.;
- Возможность совместить спортивный сплав и отдых;
Данный регион для нас уже не новый – многие участники команды традиционно приезжают сюда весной, т.к. наиболее удобного во всех отношениях региона для весеннего похода с невысокой ценой дороги и обильным количеством рек и порогов.
Путешествие было организовано группой туристов г. Москвы как учебно-тренировочный поход по сплаву на катамаранах. Так как половина группы имела сплавной опыт, в основном, по рекам Центрального региона и Карелии, преимущественно на байдарках. Были выбраны не сложные, но техничные реки для знакомства с Кавказским регионом и сплавом на катамаранах в целом.
Маршрут был организован в качестве технической тренировки и повышения уровня участников для подготовки к летним походам 5 к.с. в Прибайкалье и Саяны.
Перед группой были поставлены следующие задачи:
— повышение уровня спортивной подготовки спортсменов;
— отработка командного взаимодействия при прохождении сложных водных препятствий;
— отработка тактических схем прохождения порогов;
— всестороннее физическое развитие, достигаемое применением на практике в реальных походных условиях необходимых умений и навыков;
— формирование особо ценных психофизических и волевых качеств – коллективизма, дисциплинированности, воли, настойчивости, мужества и пр.;
Туристическая характеристика района
Особенности климата Карачаево-Черкессии определяются геофизическим положением, близостью Черного и Каспийского морей, сложностью и разнообразием рельефа. Район Теберды относится к среднегорной зоне, где климат умеренно влажный. Здесь на высоте 1200-2000 м. над уровнем моря в формировании микроклимата велика роль Скалистого и Бокового хребтов, они служат надежной зашитой от холодных ветров и туманов, проникавших с северо-востока и юго-запада. Для Теберды характерна высокая интенсивность солнечной радиации, которая является основным источником тепла. В кур. Теберда мало ветра, среднегодовая его скорость 1,6 м/с. среднегодовой показатель относительной влажности составляет 70% . Осадков в среднем в год выпадает 700 мм. Лето в Теберде умеренно теплое, со средней температурой Т=15,5 градуса Цельсия.
Реки Карачаево-Черкессии берут начало с ледников (которых здесь насчитывается более 350), либо вытекают из высокогорных озер, крупнейшая река Карачаево-Черкессии – Кубань. Река Кубань берет свое начало у ледников на западных склонах Эльбруса. Общая ее протяженность 941 км. (из них 187 км река течет по Карачаево-Черкессии).
В своих верховьях Кубань принимает ряд правых притоков (Худес, Индыш и т. д.), слева в нее впадают Учкулан, Даут, Теберда и другие реки. Теберда впадает в Кубань у города Карачаевска, это одна из самых многоводных рек Карачаево-Черкессии. Образуется река Теберда слиянием Гоначхира и Аманауза, В нее впадают сотни больших и малых рек, большинство которых питается от таянья ледников и снежников. В их числе левые притоки Ходжибей, Уллу-Хатипара, Муху, Гидам, Амгата и правые – Гедеж, Уллу-Мурджу, Шумка, Джамагат. В Карачаево-Черкессии около 400 озер, К крупнейшим озерам в верховьях Кубани относятся Уллукель (бассейн реки Учкулан) и Хурлакель (левобережье реки Худес). В бассейне реки Теберды насчитывается более 100 озер ; крупнейшие из них : Муруджимские, Клухор, Туманлыкель. Карачаево-Черкессия богата разнообразными минеральными источниками. Особенно много их в Приэльбрусье. Несколько источников имеется с долинах Учкулана и его притоков, в бассейне рек Даут, Индыш, Худес, Мара и других. Наиболее популярны Джамагатские нарзаны в верховьях реки Джамагат. Находятся они в девяти километрах от города- курорта Теберда на высоте более 1800 м. Около 30% всей территории Карачаево-Черкессии занимают леса, в которых насчитывается более 120 видов кустарников и деревьев, некоторые из них являются реликтами и эндемиками, занесены в Красную книгу. Животный мир Карачаево-Черкессии характерен тем, что среди его представителей немало эндемиков, т.е. животных, обитавших только в данной местности на небольшой территории, среди таких обитателей здесь – тур западнокавказский, кавказский тетерев, кавказский улар. Наиболее богаты дикими животными горные леса. Здесь можно встретить зубра, кавказского оленя, косулю, дикого кабана. Живут в лесах бурый медведь, куница, лесной кот, кавказская выдра, рысь и другие дикие животные, в горах Карачаево-Черкессии обитают несколько десятков видов птиц (альпийская галка, беркут, черный гриф и др.). Встречается немало пресмыкаюшихся – ящерицы, гадюки, ужи, медянки. В горных реках водится ручьевая форель, в некоторых озерах – озерная форель.
На территории Карачаево-Черкессии проживают более 371 тыс. человек (данные 1979 г.), 92 национальностей и народностей. Из них русских 45,1%, карачаевцев-29,7%, черкесов-9,4% и т,д, основные занятия коренного населения – скотоводство (карачаевская порода овцы наилучшая на Кавказе, широко известны лошади кабардинской (черкесской) породы).
Характеристика сплавных рек региона
Река Большой Зеленчук является левым притоком Кубани. Река образуется от слияния рек Псыш и Кизгыч южнее поселка Архыз на высоте около 1500 м над уровнем моря. Общая протяженность реки с истоками составляет 160 км. Большинство притоков впадает в нее в верховьях. Левый исток Б. Зеленчука, река Псыш образуется слиянием Белой и Анакауза. Слева Псыш принимает реку Архыз, а справа – Софию, которая начинается у ледников. Правым истоком Б .Зеленчука рекой Кизгыч, в верховьях пробит узкий каньон у урочища Чертова Мельница. Сплавной участок реки – от пос. Архыз до аула Бесленей (120 км). На всем его протяжении вдоль реки идет асфальтированная дорога. Наиболее сложные пороги – “Пушка” и “4-й Взрывной”. После строительства газопровода русло реки сильно заужено, часть порогов исчезла (1-й и 2-й Взрывные) и представляет из себя низкокатегорийные шиверы (1-2 к.с.). Из-за подмыва берегов в реке встречается много бревен и завалов. По берегам всегда есть хорошая асфальтированная дорога, часто выходящая к берегу. Машины ездят также очень часто. Верхняя часть бассейна заповедна – Архызский участок Тебердинского заповедника. Здесь встречаются тис, красное дерево, пихты. На территории заповедника есть и археологические памятники, руины аланского городища, мавзолеи. Спортивный сплав на реке интересен на участке от поселка Архыз до места антистапеля ниже пор. 5-й Взрывной (в некоторых лоциях – пор. Косой). Ниже по течению следует участок сплава без ярко выраженных препятствий, обильно содержащий завалы и разбои реки. Данный участок сплава спортивного интереса не представляет.
Река Аксаут (от “аксаут” — “белая, чистая вода, которой поят лошадей”) – левый исток Малого Зеленчука. Она берет свое начало из Аксаутского ледника и течет на север до слияния с Марухой, образуя Малый Зеленчук. Питание преимущественно ледниковое. Категорийность для катамарана – 3 (средний для майских праздников уровень), летом 3-4. Технически Аксаут интереснее Б. Зеленчука. Наибольший интерес представляют 3 каньона в верховьях. Каньоны проходимы на К2 при среднем уровне воды. Воды в реке мало, скорость течения очень высокая, мощных порогов нет. Типичное препятствие Аксаута – хаотичное скопление большого числа камней в русле.
Река Уллу-Кам (карач.-балк. “большое ущелье”) – орографический правый исток реки Кубань. Берет начало от Эльбруса с ледника Уллу-Кам. В верхнем течении река, прорезая поперечные хребты, прокладывает путь в каньонах и ущельях. Основные притоки Уллу-Озень, Уллу-Хурзук, Кичкине-Кол, Узункол, Чирюкол. Питание реки ледниковое и снеговое. Половодье в июне-июле.
В устье Уллу-Кама и Узункола находятся значительные выходы мелкозернистых серых гранитов. До войны здесь ломали гранит и вывозили его в Черкесск, после чего переправляли в Москву на строительство Дворца Советов. Впоследствии, привезенные гранитные кубы были распилены на плиты и пошли на строительство трибун Красной площади и вестибюлей метро.
На юго-востоке видна долина реки Хурзук, где находится древний карачаевский аул с сохранившимися старинными саклями, срубленными из сосновых бревен, с плоскими, заросшими травой крышами. Над аулом на скале возвышается башня Гошаях. Башня имеет пирамидальную форму, когда-то она была высотой в 3 этажа. К западу от башни находится просторная поляна, называемая джурт. Согласно преданиям – здесь находилась точка отсчета истории карачаевского народа.
Кубань, крупнейшая река Западного Кавказа, образуется при слиянии рек Уллу-Кам и Учкулан, берущих свое начало на ледниках Эльбруса. Ниже г. Черкесск в Кубань впадают насколько многоводных притоков: Малый Зеленчук (образованный слиянием Аксаута и Марухи), Большой Зеленчук, Уруп, Лаба. Это левые притоки Кубани, которые рождаются в Карачаево-Черкессии и протекают по ее территории.
В верхней части Кубань течет протоками по широкой безлесной долине. Мощных локальных препятствий нет, но при летнем высоком уровне воды средняя сложность сплава составляет 3-4 к. с. из-за высокой скорости течения, отдельных мощных бочек, прижимов и участков валов. Весной и осенью (при среднем уровне воды) сложность участка не выше 2-3 к. с.
Каньон Аманхит раньше считался самым серьезным препятствием Кубани. После одного из крупных паводков этот каньон перемыло, оставив в русле только крупные камни. Его протяженность около 2 км, а сложность соответствует 3-4 к.с. Ниже каньона Аманхит сплав не представляет сложности до пос. Каменомостский. В самом поселке расположен порог “Каменомостский-1″.
Последнее препятствие Кубани порог “Желоб”. Весной сложность прохождения этого узкого скального коридора определяется наличием плиты в русле. Летом зажатый в узком проходе поток поднимается на несколько метров над плитой, возможность прохождения порога определяется конкретной конфигурацией струй в мощнейших бочках.
Ниже Желоба на Кубани есть несколько техногенных препятствий.
Варианты подъезда и выезда и аварийные выходы
Заброска на реку Б. Зеленчук производится автомобильным транспортом до поселка Архыз. Движение довольно оживленное, возможно использование общественного транспорта.
В случае аварийной ситуации сход с реки возможен в любой точке маршрута – вдоль реки идет хорошая автомобильная дорога с интенсивным движением.
По долине Аксаута идет грунтовая дорога в некоторых местах разбитая лесовозами. В плохую погоду заехать к верхним каньонам сможет только полноприводная машина. Сплав обычно начинают ниже, от пос. Красный Карачай до куда можно доехать на Газели, Портере и.т.п Если до заброски прошли дожди – дорога ухудшается и есть вероятность застрять на крутых подъемах.
Сплав логично организовывать до поселка Красный Карачай, откуда начинается нормальная дорога. Так же присутствует общественный транспорт.
От поселка Учкулан до погранзаставы через поселок Хурзук идет грунтовая дорога, по которой в сухую погоду спокойно может проехать газель. Место стапеля — у погранзаставы. Для заброски выше погранзаставы необходимо заказывать погранпропуска заранее в местном отделении ФСБ.
Сплав удобно окончить с правого берега до плотины с водосбросом в пос. Учкулан. Сюда спускается дорога. В плотине торчит арматура и маловодный пологий слив, есть риск для судна и здоровья.
Вдоль р. Кубань идет хорошая автомобильная дорога. Сплав начинали с поляны выше каньона Аманхыт.
Сплав заканчивали на левом берегу перед или после пор. Желоб – ориентир автомобильный мост в поселке Каменномостский.
Фактический график движения группы по маршруту
Даты | Дни пути | Участки маршрута | Км | Способы передвижения |
27.04.2018 | 1 | г. Москва — г.Минеральные воды – п. Архыз – р. Б.Зеленчук
Осмотр выше и ниже пор. Пушка | —
4 | Самолет
пешком |
28.04.2018 | 2 | от п. Архыз до МН | 3 x 9 | сплав |
29.04.2018 | 3 | МН- ниже пор. Косой | 2 x 8 | сплав |
30.04.2018 | 4 | р. Аксаут, радиальный выход по долине Аксаута | 2 x 12, 5 | сплав пешком |
01.05.2018 | 5 | п. Красный Карачай – Хасаут Греческое | 23 | сплав |
02.05.2018 | 6 | Р. Уллукам- р. Кубань — пионерлагерь | 28 | сплав |
03.05.2018 | 7 | МН – ниже каньона Аманхыт | 15 | сплав |
04.05.2018 | 8 | МН — пор. Желоб | 15 | сплав |
05.05.2018 | 9 | Антистапель | — | |
06.05.2018 | 10 | Г. Мин. Воды – г. Москва | — |
Всего 119 км.
Техническое описание действий группы на маршруте
День 1 27.04.2018 — г. Москва — г.Минеральные воды – п. Архыз – р. Б.Зеленчук
Авиаперелет в ночь с 26 на 27 апреля в Минеральные воды. Нас встречает наш традиционный водитель на Кавказе – Мусса. Быстро грузимся, т.к. летели налегке без багажа, а вещи и суда были заранее отправлены грузовой компанией на имя водителя. Доезжаем до а. Хабез, где ожидают наши вещи. Вяжем вещи, что-то в машину, что-то на крышу. В районе 6 утра открывается местная пекарня и мы накупили там свежего хлеба на несколько дней вперед.
В районе 10 утра приезжаем на р. Б. Зеленчук и ставим лагерь на ЛБ реки перед пор. Пушка. Это наше традиционное место стоянки. Правда в этом году появилась железная будка с надписью, что это частная территория. Но никаких встреч и разговоров с хозяевами не было.
Группа в г. Минеральные воды
Собрали палатки и с 11 до 14 сон, т.к. всю ночь не спали. С 14 часов стапель. Собрав суда отправились вниз по течению реки осматривать русло на предмет завалов, т.к. по слухам от местных рафтеров – они там есть. (МН: N43° 34.069′ E41° 21.090′)
День 2 28.04.2018- от п. Архыз до МН
Подъем в 9. С вечера привязали катамараны на крышу и сразу после завтра отправились в п. Архыз. Надували катамараны у моста через Б. Зеленчук. В лагере остался Антон К. и Сергей Н. Далее тренировки около моста по ТВТ: выход на струю, траверс струи, сход со струи и т.д. После тренировки в походном режиме сплавлялись до места ночевки. После чего еще дважды повторили сплав для закрепления и в других экипажах.
До места ночевки ярко выраженных порогов нет. Участок шиверистый с фоном 2 к.с. – идеальное место для тренировок и знакомства с катамараном. Взрывные пороги – довольно условное выделение локальных шивер среди фона. В первый проход стоит идти с опаской – так как возможны завалы или неприятные бревна в русле. Тренировали наших байдарочников Аню Д. и Колю П. в составе разных капитанов и на 3 раз в совместном экипаже. Ночевали в прежнем месте. Вечером сходили вниз к Пушке и обнаружили свежее бревно через все русло.
Б. Зеленчук до МН (перед пор. Пушка)
День 3 29.04.2018 МН – ниже пор. Косой – переезд на р. Аксаут
Подъем. Тренировка по метанию морковки. Собираем основную часть лагеря. В лагере остаются Коля П. и Аня Д. как наименее опытные, остальные же едут пор. Пушка и ниже.
Порог Пушка (4B) 0:15/0:15 Чалка и осмотр затруднены, поэтому стоит осматривать порог заранее, например при заброске на место старта. Ориентир с дороги – съезд, довольно замусоренная поляна, туалет из пеноблоков. Обычно на этой стоянке стоит много групп, особенно в сезон. Мы осматривали порог при заброске, по нему же можно качественно определить уровень воды в Б. Зеленчуке. Важно, чтобы в русле не было бревен и завалов. Порог представляет собой мощную шиверу с бочками и высокими валами до 1.5 метров. До поворота русла необходимо выдерживать траекторию движения по центру. Прохождение порога после поворота слева направо по диаганоли к большому камню по ПБ. Категорийность порога по нашей воде – 4B, самосплав крайне нежелателен – об камни можно хорошо побиться. Прохождение на взаимной страховке, просмотр обязателен. Штурмовой экипаж зачалился на ПБ за камнем для активной страховки остальных экипажей.
В пор. Пушка
После пор. Пушка общий фон 2-3 к.с. некоторые выделяют Взрывные пороги – на наш взгляд эти локальные препятствия слабо отличаются от фона на данном участке реки. Шли походной колонной с небольшой дистанцией около 10 м между катамаранами.
Можно выделить локальный порог Косой, после которого спортивный сплав по реке Б. Зеленчук можно заканчивать и переезжать на другую реку.
Порог Косой (3 —4А) 0:40/1:08 Резкий поворот налево. Труба газопровода проходит над рекой. На левом резком повороте по центру небольшой полуобливной камень. Справа множество мелких камней. На выходе большие камни-валуны за которыми большое улово. Необходимо отработать заранее вправо – на безопасную линию движения. При навале на камень – возможен киль. Страховка морковкой и катамараном после камней на левом берегу. Необходим просмотр с левого берега. На выходе шивера с мелкими камнями в русле. В прошлые года на повороте часто застревали бревна, которые представляли реальную опасность для сплава, поэтому просматривать порог крайне необходимо. Просмотр по ЛБ. Чалились на ЛБ перед поворотом и по сыпухе поднимались на высокий ЛБ. Видение прохождения отличалось у некоторых экипажей, штурмовой экипаж решил пойти слишком безопасно совсем слева и встать на страховку за валунами. Кто-то поступил также, а кто-то старался отрабатывать вправо от навала на центральный валун. Все прошли штатно и без происшествий.
Спустя 5-7 мин на ЛБ есть подъезд по которому удобно вытаскивать катамараны. За нами приехала машина и мы вернулись в лагерь, дособрали его и покидали все вещи в машину а сами отправились повторить сплав но уже всеми экипажами. Новичков посадили с опытными капитанами.
После второго прохождения сдули и погрузили суда на машину и отправились в долину р. Аксаут.
На Аксаут приехали уже в сумерках. На въезде в долину есть что-то вроде КПП, инструктируют по противопожарной безопасности и дают листовки-памятки. На ночевку встали на ЛБ реки Аксаут на выходе из Осыпного каньона. Поляна большая и вмещает большое количество групп. Единственный минус – довольно крутой спуск к поляне для автомобиля. Не каждый водитель решится съезжать.
(МН: N43° 36.823′ E41° 38.665′ )
День 4 30.04.2018 МН – выше пос. Красный Карачай — МН
Утро показало большое количество групп на Аксауте. Уровень воды на реке был очень хорошим, поэтому не откладывая решили ехать наверх, разведать и сплавиться до места ночевки. В лагере оставили Колю и Аню.
Дорога на Аксауте, конечно, так себе. Заехали где-то на 4 км выше моста в поселке Красный Карачай и там застапелились. До моста хороший бодрый участок 2-3 к.с., требующий навыков слалома (в лоциях пор. Слалом).
После моста в п. Красный Карачай длинный шиверистый участок 2 к.с и пара локальных порогов Мустанг, S-образный, выделяемых в лоциях (3 к.с). По данной воде не сильно отличались от фона. Шиверы со слаломом между камней, локальными нежесткими бочками.
Участок до Осыпного каньона
Далее после моста через Аксаут река постепенно входит в каньон.
Каньон Осыпной (4A) представляет собой мощную шиверу. В нём выделяют отдельные пороги Пирамида, Носорог, Кривой. После слияния проток уклон резко возрастает, и начинается каскад мощных и сложных порогов. Порог Пирамида начинается сразу за слиянием проток. Ориентиром порога является резкий левый поворот. Зачалились перед началом поворота на правый берег. За поворотом виден огромный камень под правым берегом. Напротив него, в 1.5 м, в струе — еще один, перед которым два зуба. Через 20 м под правым берегом — огромный камень и рядом с ним камень — «пирамида». Перепад около 2-х метров на 30 метрах длины. Заходили в порог из-под правого берега. Затем перед зубьями уходили под левый берег. Просматривали порог с крутого правого берега, заросшего деревьями. За порогом — 50 м быстротока под осыпной стенкой левого берега. Далее следует правый поворот. После поворота — шивера с обилием открытых камней. После просмотра прошли по 2 экипажа на взаимной страховке. Чалились в тени за большими камнями.
Шивера длиной около 70 м заканчивается левым поворотом, за которым расположен порог Носорог. На повороте под правым берегом огромный камень, перед ним вдоль берега еще 4 небольших. 2/3 левой части русла забито огромными подводными камнями. Проход, максимально прижимаясь правым бортом к первому из четырех камней, и затем в чистый слив у огромного камня.
Далее начинается порог «Кривой». На входе в порог — камень, на который сильный навал воды. Проход возможен как слева, так и справа. Через 40 м под правым берегом глыба, а через 10 под левым — еще две, расположенные перпендикулярно струе. Проход, максимально прижимаясь к правобережной глыбе, и за ней уходить вправо. В пороге — мощные валы и сливы. Справа водопадом впадает ручей. За порогом необходимо уйти в центр, а затем под левый берег. Шли тандемом с зачалкой после порога «Носорог» и просмотром порога «Кривой» с левого берега.
Далее идет мощная шивера, протяженностью 800 м, заканчивающаяся, пожалуй, первым плесом на реке длиной 50-70 м. Слева отличная поляна, где стоял наш базовый лагерь.
Дошли до места стоянки. Покушали и снова забросились наверх к пос. Красный Карачай прокатить данный участок, но уже с новичками. Аксаут нам очень понравился, тем более что во второй проход сложилось впечатление что воды в него прибавилось.
От места нашей ночевки вышли на радиалку на горный хребет на ПБ Аусаута. Шли по тропе. Погода и виды отличные. В лагере остались Константин С. И Сергей Н. Нафотографировались. Встретили группу, переезжающую с Марухи – они сказали, что воды там нет совсем. Решили остаться и завтра еще покатать Аксаут и переезжать на Кубань. Просмотрели нижний каньон.
День 5 1.05.2018 МН – п. Красный Карачай – п. Хасаут-Греческое
Встали пораньше, собрали лагерь и закинулись снова до п. Красный Карачай. Воды в Аксауте прибавилось и это стала несколько другая река – более полноводная и мощная. Камни залило и образовались валы и мощные бочки.
Стартовали от моста и шли до поселка Хасаут. Прошли каньоны Осыпной и Красный (3 кс). Шли штатно тандемами на взаимной страховке. Между ними обнесли завал. Далее привезали каты и переехали в верховья р. Уллу-Кам к погранзаставе. (МН: N43° 20.998′ E42° 11.804′).
День 6 2.05.2018 МН – р. Уллу-Кам — заброшенный пионер-лагерь на р. Кубань
Ночевали около погранзаставы Уллу-Кам. Погранцы проверили наши документы, маршрутную книжку и паспорта. Около места ночевки начинается Узункольский каскад. Т.к. воды по ощущениям больше обычного провели осмотр обоих каскадов р. Уллу-Кам.
Верхний каскад выглядел довольно мощно, особенно в кульминационной части, поэтому было принято решение наименее опытных членов группы туда не пускать и выставить береговую страховку и фото-видео точки.
Уллу-кам на месте старта спокойный, слева красивые хвойные леса, берега усыпаны камнями средних размеров. Через 5 минут сплава характер реки кардинально изменяется, резко увеличивается уклон, начинается жесткий слалом через хаотически раскиданные камни в русле, довольно жесткие бочки и практически нет уловов. По ощущениям категория 4C и по чуть большей воде возможно будет 5 кс. Кульминационная часть начинается на левом повороте реки и заканчивается после небольшого моста через реку. В ней несколько мощных бочек друг за другом со сливами до 1.5 метров и крупными камнями-валунами в русле. Требуется выдерживать сложную слаломную траекторию. В процессе прохождения зачаливались в небольшие улова для отдыха и выдерживания дистанции между катамаранами.
Узункольский каскад
Узункольский каскад (продолжение)
Узункольский каскад (продолжение)
Узункольский каскад (продолжение)
В конце второго участка Узункольского каскада (4C) река начинает выполаживаться, ширина увеличивается, появляются участки чистого быстротока. Далее следует довольно спокойный участок реки до пос. Хурзук. Участок после после Узункольского каскада отличается обилием разбоев, заваленных проток и мелководных перекатов.
Спокойный участок длится до поселка Хурзук. Хурзукский каскад (4B) начинается в самом поселке на правом повороте реки перед 2 мостом. Уклон начинает нарастать, в русле появляются крупные необливные камни.
В начале каскада траектория движения довольно тривиальная, встречаются сливы до 0.5 – 0.7 м. Валы до 1 м. Финальный участок каскада начинается крупными камнями как по берегам, так и в русле. Требуется активный слалом. Тут встречаются полуобливные крупные камни в русле, очень много ворот. Траекторию довольно трудно определить заранее.
Хурзукский каскад (продолжение) | |
Пообедали около плотины и отправились дальше сплавляться по Кубани. Сплавной участок с фоном 2-3 к.с., локальными бочками и шиверами. Заночевали на ПБ около заброшенного пионерлагеря.
Верхний участок р. Кубань
День 7 3.05.2018 МН – р. Кубань – каньон Аманхыт
Каньон начинается спустя 200 метров после поляны по ПБ. Берега круто поднимаются, по берегам расположены крупные камни-валуны. Сложных препятствий в каньоне нет. Основное препятствие — мощная бочка во все русло реки. Пробивать нужно на скорости. Далее небольшая шивера и слалом между камнями-валунами. Течение здесь уже довольно спокойное. Особой сложности каньон не представляет. Шли тандемами на взаимной страховке. Категорийность 4А к.с. За каньоном возле разрушенного моста хорошая стоянка на ПБ. Шли тандемами.
Ориентиром окончания каньона является сломанный паводком автомобильный мост через реку. После него справа находится поляна, на которой стоял наш базовый лагерь.
День 8 4.05.2018 МН – р. Кубань – пор. Желоб
В этот день осталось два последних препятствия маршрута:
Порог Каменномостский – 1 представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. На входе большой камень по центру, не очень чётко видимый с наплыва, у нас наполовину залитый. Проходы с обеих сторон. Слева почти обливной зуб. В правом проходе на входе хорошая бочка. Струя после неё старается прижать к камням ПБ. Страховка штурмового экипажа спасконцом на ЛБ после порога, там же улово для страховки катамаранов других экипажей. Категория 4B.
Желоб (5B) Порог находится между скальными стенами в узком проходе под мостом. Общее падение до 7 м на 100 м. Перед порогом мощная шивера, на входе в порог слив, далее серия валов и бочек. По середине порога от ПБ до центра лежит большой камень, образуя отбойный вал и водоворот. От которого идет узкий слив под ЛБ с прижимом. На выходе слив и мощный прижим к ПБ. За порогом река расширяется и быстротоком стекает в шиверу.
Осмотрели и решили не идти. Вернулись на МН и начали антистапель.
День 9 5.05.2018 Антистапель
День 10 6.05.2018 Отъезд в г. Москва
Итоги, выводы, рекомендации
Была пройдена интересная и разнообразная по структуре и характеру связка рек на Северном Каказе. Для большей части группы это были первые реки с такой динамикой и характером препятствий, новый регион после “классической” Карелии или Кольского полуострова. Маршрут являлся разминочным и учебно-тренировочным перед предстоящими в этом сезоне летними походами в Саяны и Прибайкалье.
Река Б. Зеленчук с средним уровнем воды позволила быстро “вкататься” новичкам, научиться правильно преодолевать основные водные препятствия, обкатать экипажи и прочувствовать свои суда. Ключевые участки удалось пройти несколько раз.
Сплав по реке Аксаут, позволил научиться быстро и с воды выбирать траекторию прохождения, принимать решения без особых опасностей при совершении ошибок. В виду достаточной маловодности повторно Аксаут проходить не стали. Категорийность в нашу воду 3+ — 4. Самые верхние каньоны Аксаута имеет смысл идти только по высокой паводковой воде. При среднем майском уровне воды сплав выше а. Красный Карачай не интересен в спортивном плане.
Верховья реки Кубань позволили потренироваться в гребном слаломе, использовать уже полученные ранее навыки и опыт. Узункольский каскад Уллу-Кама представляет довольно интенсивный и технически напряженный слаломный сплав для экипажей, чувствующих себя уверенно на воду. Прохождение нижнего Хурзукского каскада сопряжено с меньшими рисками и туда можно выпускать людей с меньшим опытом. Категорийность всей реки – 4 к.с.
Сама же Кубань особого спортивного интереса не представляет, за исключением порогов Каменномосткий-1 и Каменномосткий-2 (Желоб). По данной воде очень порадовал каньон Аманхыт 4B. Суммарно ее можно охарактеризовать как 2 к.с с элементами 4.
Удалось совместить в одном походе как несложные сплавные участки, используемые для раскатки, так и очень интересные в техническом плане, сочетать пороги различного характера: ледникового типа с большой протяженностью, каньонного типа и локальные мощные пороги.
Выбранная для раскатки река Большой Зеленчук, вполне оправдала себя.
Техническая насыщенность препятствиями и протяженность маршрута соответствует походу 4 к.с.
Список литературы и источников
- Перечень классифицированных и эталонных туристких спортивных маршрутов и препятствий ТСССР ФСТР 2008 г
- Гладков М.С. Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута 3 категории сложности с элементами 4 в районе Северного Кавказа (Карачаево-Черкесская Республика) по рекам Большой Зеленчук, Аксаут, Теберда, Уллу-Кам, Учкулан, Кубань, совершенном с 29 апреля по 09 мая 2016 г. Маршрутная книжка № 1/4 – 304 с эл. IV