Катунь — Урсул 2019

Катунь — Урсул 2019

Отчет

о прохождении водного туристского спортивного маршрута 4 категории (с эл. пешего) в республике Алтай по маршруту:

г. Москва – г. Новосибирск – п. Тюнгур – вдоль р. Кучерла- оз. Кучерлинское – перевал Кара-Тюрек (1А) – оз. Аккем – вдоль реки Аккем – перевал Кузуяк (н/к) – п. Тюнгур – р. Катунь – р. Урсул – п. Еланда – г. Новосибирск – г. Москва,

совершенном с 27 июля по 11 августа 2019 г.

Маршрутная книжка № 1/4 –416

Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич


Оглавление

1               Общие сведения.

1.1            Общая идея маршрута.

1.2            Общие сведения о маршруте.

1.3            Обзорная карта региона.

1.4            Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета;

1.5            Поход рассмотрен МКК.

1.6            Сведения об участниках похода.

1.7            Запланированный график похода.

2               Отчет.

2.1            Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута.

2.2            Туристическая характеристика района [3]

2.2.1        Географическое положение.

2.2.2        Туристические возможности региона.

2.3            Варианты подъезда и выезда.

2.4            Аварийные выходы с маршрута.

2.5            Сведения о ПСС и МЧС.

2.6            Изменения маршрута и их причины..

2.7            Потенциально опасные участки и опасности на маршруте.

2.8            Фактический график движения группы по маршруту.

3               Техническое описание действий группы на маршруте.

3.1            Описание пешей части.

3.1.1        День 1 — г. Новосибирск — п. Тюнгур.

3.1.2        День 2 – Стапель на базе “Зеленый дом”.

3.1.3        День 3 п. Тюнгур – ур. Елань – руч. Текелюшка.

3.1.4        День 4 руч. Текелюшка – оз. Кучерлинское – кедровые стоянки.

3.1.5        День 5 Кедровые стоянки – пер. Каратюрек – ниже оз. Аккем.

3.1.6        День 6 МН – долина 7 озер — МН – долина р. Аккем – руч.

3.1.7        День 7 МН – перед пер. Кузуяк.

3.1.8        День 8 МН – турбаза Зеленый Дом.

3.2            Описание водной части.

3.2.1        День 9 п. Тюнгур – р. Катунь – Аккемский прорыв – устье р. Аргут.

3.2.2        День 10 п. Тюнгур – р. Катунь – Аккемский прорыв – устье р. Аргут.

3.2.3        День 11 МН – ПБ Катуни ниже ур. Сальджир

3.2.4        День 12 МН – ЛБ Катуни ниже пор. Шабаш

3.2.5        День 13 МН – р. Урсул — ПБ Катуни выше притока Улита

3.2.6        День 14 МН – ПБ п. Еланда

4               Итоги, выводы, рекомендации

5               Список литературы и источников

Приложение 1 – Перевальная записка с перевала Кара-Тюрек (1А)

1         Общие сведения

1.1        Общая идея маршрута

Данное путешествие задумывалось как туристическое спортивное мероприятие, призванное выполнить следующие требования:

  • Пройти спортивный туристкий маршрут в республике Алтай;
  • Многие из участников команды уже сплавлялись в данном регионе, в том числе по рекам Катунь и Урсул, поэтому хотелось добавить какую-то изюминку в маршрут;
  • Сроки мероприятия – первая половина августа;
  • Категория маршрута 4 к.с. Общим решением команды было принята концепция совместить активный отдых и спортивные интересы. При этом маршрут должен быть насыщенным и в меру напряженным;
  • Возможность использовать суда для сплава туристические спортивные как катамараны-4 и катамараны-2, каяки;

Данный регион для нас уже не новый – многие из членов команды были здесь в 2014, 2016, 2017 годах. После прошлогодних Саянских приключений (Жомболок и Хара-Мурин) мы снова решили вернуться на Алтай.

Чтобы не повторяться с маршрутом в этот раз мы решили не гоняться за категориями и исключить из связки рек привычную нам Чую, а взамен добавить пеше-горную часть, т.к. никто из команды до сих пор не был в очень популярных среди туристов местах – окрестностях Катунского хребта, Кучерлинском и Аккемском озерах. Исходя из этого наиболее логичным виделся комбинированный маршрут, где первая часть была пешая, реализующая кольцевой трекинг вдоль Кучерлы с переходом через перевал Кара-Тюрек в долину р. Аккем и возвращением в поселок Тюнгур, откуда начиналась вторая часть маршрута по главной водной артерии Алтая – реке Катунь.

1.2        Общие сведения о маршруте

Таблица 1 – Общая информация о походе

Проводящая организация

Группа туристов г. Москвы

Команда Husky Whitewater Team

(huskytm.ru)

Район проведения

Республика Алтай,

Катунский хребет

Нитка маршрута

г. Москва – г. Новосибирск – п. Тюнгур – вдоль р. Кучерла- оз. Кучерлинское – перевал Кара-Тюрек (1А) – оз. Аккем – вдоль реки Аккем – перевал Кузуяк (н/к) – п. Тюнгур – р. Катуньр. Урсул – п. Еланда – г. Новосибирск – г. Москва

Вид туризма

водный, пеше — водный

Категория сложности

4

Протяженность активной

части маршрута

134 км пешком

219 км сплав

Продолжительность активной части маршрута

14 дней

Состав группы

17 человек

Средства сплава

Катамаран-4 “Альтамир” V= 2000 2 шт. (К4)

Катамаран-2 “Red-900” V= 900 1 шт. (К2)

Катамаран-2 “Red-800” V= 800 1 шт. (К2)

Катамаран-2 “Стерх” V= 1200 1 шт. (К2)

Каяк Dagger Mamba К1

Каяк Wave Sport Recon 70

Каяк Pyranha 9R

Сроки проведения

27.07.2019 – 11.08.2019

Уровень воды

р. Катунь до устья с Чуей — ниже средней

р. Катунь от устья р. Чуя – выше средней

р. Урсул – ниже средней

Над отчетом и материалами в него работали:

Гладков М.С – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;

Гладкова О.В – дневник и тех. описание, печать отчета;

Гулящих И.А – видеоматериалы;

1.3        Обзорная карта региона

1.4        Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов, в том числе адрес интернет сайта нахождения отчета;

Печатная версия отчета и DVD-диск с материалами хранится в библиотеке ФСТ — ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1.

Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны в сети интернет по адресу:

Альбом с фотографиями https://vk.com/album-105531646_266907492

Видеоролик о фильме https://www.youtube.com/watch?v=8APQiauwaCw

Техническое видео с водной части https://yadi.sk/d/VHsyovlJWiyYGw

1.5        Поход рассмотрен МКК

Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ (г. Москва) в составе Воротынцев М.А., Цветкова С.В. , Солод С.С.

1.6        Сведения об участниках похода

 

Фамилия, имя,

отчество

Год

Рожде-ния

Туристский опыт*

 (У – уч-к, Р — рук-ль)

Обязанности
в группе

1

Гладков Максим Сергеевич

1990

5Р Катунь — Чуя — Урсул (x2)
5Р Жомболок — Ока Саянская
5Р Хара-Мурин
4(5)Р Хангарул-Зунмурин-Утулик
4(5)Р Сев. Кавказ (x4)

Руководитель
Кат4-1 Альтамир кап

2

Гладкова Ольга Вячеславовна

1994

5У Хара-Мурин
5У Жом-болок — Ока
5У Кодор-Чхалта
4У Катунь — Чуя -Урсул
3-4У Сев.Кав

Медик
Кат4-1 Альтамир мат

3

Гулящих Илья Анатольевич

1992

5У Катунь — Чуя — Урсул
5У Бий-Хем — Улуг-О
4Р Чая — Олокит

Кат4-2 Альтамир кап

4

Виданов Иван Валерьевич

1991

3Р Умба
4У Хангурул — Зун-Мурин – Утулик
4Р Сев. Кавказ

Кат2-3 Стерх кап

5

Ковалинский Владислав Владимирович

1986

3У Пшеха
4У Сев. Кавказ

Кат2-3 Стерх мат

6

Богданова Мария Александровна

1988

4У Полярный Урал
3У Пшеха
3У Лоймола-Ууксу

Кат2-2 Ред900 мат

7

Спиридонов Александр Михайлович

1982

4У Полярный урал,
3У Пшеха,
3У Пистайоки —
3У Кереть
2У Воньга

K1-1 Pyranha 9R

8

Хомяков Андрей Александрович

1986

5У Хара-Мурин
5У Жом-Болок — Ока
4У Кольский п-ов

Кат2-2 Ред900 кап

9

Комиссаренко Алла Андреевна

1985

5У Хара-Мурин,
5У Жомболок-Ока Саянская,
5У Катунь-Чуя-Урсул,

Финансист
Кат4-2 Альтамир мат

10

Плотников Константин Александрович

1986

4(5)У Катунь-Чуя
4У Хангарул-Зунмурин-Утулик

3(5)У Кольский п-ов

Кат2 Ред800 кап

11

Ледюкова Алина Олеговна

1990

3У Сев.Шуя-Писта-Кереть,
3(4)У Зеленчук-Аксаут-Теберда,

ЗавХоз
Кат4-1 Альтамир мат

12

Зимин Петр Алексеевич

1993

3(4)У Сев. Кавказ
4(5)У Притоки Кубани — Б.Лаба

Кат2 Ред800 мат

13

Рюмшина Вероника Михайловна

1992

3(4)У Б.Зеленчук — Аксаут — Теберда — Уллу-Кам — Улучкан
5У Хара-Мурин
5У Жомболок — Ока Саянская
4(5)У — Катунь-Чуя

Кат4-1 Альтамир мат

14

Базаева Анна Игоревна

1988

3У Уукса
2У Мста

Кат4-2 Альтамир мат

15

Погорельский Владимир Владимирович

1979

5У Жомболок — Ока Саянская
4(5)У Катунь-Чуя
2Р Нугуш

Кат4-2 Альтамир мат

16

Бесхлебный Глеб Александрович

1997

5У Хара-Мурин
5У Жомболок — Ока Саянская
4(5)У Притоки Кубани — Б.Лаба — Уллукам — Кубань

К1-2 Wave Sport Recon 70

17

Чушов Иннокентий Феодосьевич

1991

4У — Красненькая — Кутсайоки — Тунтсайоки — Тумча
4(5)У Притоки Кубани — Б. Лаба

4(5)У Кольский п-ов

К1-3 — Dagger Mamba 8.0

1.7        Запланированный график похода

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

26.07.2019

 

Вылет из г. Москва

 

самолет

27.07.2019

0

г. Новосибирск — п. Тюнгур

 

самолет

Авто

28.07.2019

1

п. Тюнгур — ур. Елань
ур. Елань — Кедровые стоянки

10
21

Авто

Пешком

29.07.2019

2

Кедровые стоянки — оз. Кучерлинское — перед перевалом Кара-Тюрек
Радиальный выход

13
7

Пешком

Пешком

30.07.2019

3

МН — пер. Кара-Тюрек (1А) — оз. Аккемское

10

Пешком

31.07.2019

4

Полудневка / Радиальный выход
МН — р. Дианду

9
12

Пешком

01.08.2019

5

МН — стоянка 3 Березы — перед пер. Кузуяк

12

Пешком

02.08.2019

6

МН — п. Тюнгур/ Стапель
п. Тюнгур — устье р. Аккем/

16
21

Пешком

Сплав

03.08.2019

7

МН — р. Аргут

16

Сплав

04.08.2019

8

Дневка / Тренировки на пор. Выходной / Радиальный выход к пор. Атланты

5

Пешком

05.08.2019

9

МН — р. Сальджир

51

Сплав

06.08.2019

10

МН — р. Урсул

42

Сплав

07.08.2019

11

р. Урсул / Резервный день

5

Сплав

08.08.2019

12

МН — ЛБ у п. Куюс

42

Сплав

09.08.2019

13

МН – п. Еланда

28

Сплав

10.08.2019

14

Выброска в г. Новосибирск

 

Авто

11.08.2019

15

Вылет в г. Москву

 

самолет

2 Отчет

Категория сложности перевалов и вершин, а также наименования рек, долин, ледников и хребтов даются из «Перечня высокогорных перевалов». Если не указано иное, все понятия «левый» и «правый» даны в орографическом смысле. Приведенное время везде указано местное. Везде на пешей части, где не оговорено особо, километраж приведен с учетом горного коэффициента 1.2.

Высоты, приведенные в отчете, даны по GPS. Времена приведены общие (ТВ) и чистые (ЧХВ) — без учета времени привалов, обедов, технической работы на реке (осмотра, постановки страховки, обносов).

Картографический материал приведен в конце отчета в приложении.

Для удобства работы с отчетом все техническое описание выделено в тексте. Фотографии также приведены сразу в тексте.

При категорировании водных препятствий группа использовала традиционную шести ступенчатую классификацию с использованием подкатегорий A, B, C в категориях 4, 5 и 6 в настоящее время официально принятую ФСТР. [1]

2.1 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

Таблица 2

Название

порога

2019

Наша классификация

Прохождение

Аккемский прорыв

4B

все

пор. Ворота (р. Аргут)

4A

все

пор. Ильгуменский

4B

все

Кадринская труба

4B

все

пор. Мешок

3

все

пор. Шабаш

все

пор. Аяла

все

пор. Тельдекпень -1

все

пор. Тельдекпень -2

4B

все

пор. Еландинский

все

Нижнее ущелье р. Урсул:

4B+4A

все

пор. Замок

4B

все

пор. Розовые ворота

все

пор. Атланты (р. Аргут)

не проходили

Таблица 3 — Препятствия на пеше-горной части:

Препятствие

К.С.

Описание

Перевал Каратюрек (Кара-Тюрек)

Высота 3060 м.

Характер: осыпной

Ориентация северо-запад-юго-восток

Перевал Кузуяк

н/к

Высота 1513 м

Характер: травяной склон, затяжной подъём

Ориентация север-юг

Финальный подъем около 500 м, заросшая и заваленная тропа

2.2        Туристическая характеристика района [3]

2.2.1       Географическое положение

Алтай (от монгольского «алтан» — золотой) — большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).

Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России — Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м, самая высокая точка — г. Белуха (4506м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей — Чуйская степь, Курайская и др.

Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января -19°, июля +18,9°, годовое количество осадков составляет 250-300 мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12° до -31,8°, июля от +9° до +18°. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.

Наиболее значительные реки Алтая — Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. Все реки обского бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса, Бия. Оптимальное время для сплава с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора.

Самая крупная река Горного Алтая — Катунь. Начинается она у южного склона горы Белуха из ледника Геблера. В верхнем, а местами и в среднем течении, река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. При слиянии Катуни с рекой Бией, в 22 км юго-западнее Бийска, образуется река Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. В пределах Алтайского края расположен верхний участок Оби длиной 493 км.

На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь. На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда, в горах горно-подзолистые. Почти треть территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница, кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников: жимолость, смородина, крыжовник, малина. Растет также брусника, голубика и костяника, по берегам рек в равнинной части – облепиха. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами.

В горах растительность расположена в вертикальной поясности. Наибольшую площадь занимает зона тайги – хвойных лесов. Это темнохвойная (кедр, пихта, ель) и светлохвойная тайга (лиственница, сосна). Субальпийские луга начинаются ниже верхней границы леса, в разреженных кедровниках, и поднимаются по склонам лишь немного выше леса, поэтому сплошного пояса альпийских лугов нет. Выше располагается высокогорная тундра.

Животный мир состоит из обитателей сибирской тайги и степей. В тайге водятся олени, лоси, горные козлы, медведи, рыси, соболя. В степях многочисленны грызуны, из хищников — волк, лисица, степной хорек. Много хищных птиц. В реках много рыбы, хотя разнообразие видов невелико, в основном это хариус. Насекомых мало.

Район является опасным для заражения клещевым энцефалитом. Период активности клеща: конец апреля – июнь. Тем не менее, клещ может укусить и в августе. Коренное население Алтайского края и республики Горный Алтай – алтайцы.

2.2.2       Туристические возможности региона

Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности для туризма. Это единственный в РФ туристский регион, где возможно проведение походов любой категории сложности по всем видам туризма.

В Чуйском и Северо-Чуйском хребтах известно более 60 перевалов (включено в перечень 61 перевал), сложностью от н/к до 3Б, наибольшее количество перевалов 2А и 2Б. Следовательно, здесь можно совершать горные походы до 6 к.с. Недостаток горных походов в этих районах связан с большим количеством камнепадов, усиливающихся к концу лета. В тоже время сильная лесистость долин, ненаселенность, наличие сложных переправ позволяют совершать в районе и пешеходные маршруты 2- 6 к.с. включительно.

С конца апреля в долине Катуни появляется возможность проводить водные путешествия, тем более что к этому времени лед на всех реках, представляющих интерес для туристов, уже сходит. Катунь имеет полноводные притоки, пригодные для сплава: Аргут (который также имеет притоки Ак-Алаха, Карагем, Юнгур, Шавла, Джазатор), Чуя, Урсул, Кадрин, Кучерла, Кураган и др. Сплав по этим притокам с выходом в Катунь позволяет пройти маршруты 4-6 к.с. В районе, на реках Чуя и Катунь, сложилась система проведения водных соревнований.

Сезон для проведения горных, пешеходных и водных походов – июнь-август, при этом пик летнего походного сезона — с 15 июля по 15 сентября, пора созревания ягод, орехов, сбора грибов. Особенность летнего периода — большое количество осадков, из-за чего почти половина его является неблагоприятной.

В эти дни большую неприятность, а в некоторых случаях даже опасность, представляет нижняя облачность. Во время дождей она может надолго прикрыть высокогорные перевалы и вершины.

Для лыжных походов сезонное время – это с конца февраля до конца марта, когда в долине Катуни, откуда начинаются маршруты, значительно улучшается погода. Но на перевалах в это время самый суровый период года. Здесь можно проводить лыжные походы 2-6 к.с.

По поводу Катунского района можно также сказать, что близость горного массива, имеющего множество сплавных рек и разветвленной системы дорог, способствует организации комбинированных маршрутов.

2.3            Варианты подъезда и выезда

Маршрут начинается в п. Тюнгур, до которого нужно добираться автотранспортом. В нашем случае мы добирались из Новосибирска до базы “Зеленый дом”, которая была нашим опорным пунктом (стапель, начало и окончание пешей части).

В поисках заброски мы обратились к водителю, контакты которого нашли в отчете С. Валуева [3]. Сергей дал неплохой отзыв об агрегаторе Алтайских водителей (http://transfer22altai.ru/ , Холявик Павел, +79132155044).

У нас было 2 машины – грузовая газель и Fiat Ducato. Стоимость трансфера г. Новосибирск- п. Тюнгур + п. Еланда – г. Бийск (отправка вещей) — г. Новосибирск обошлась нам в 125000 рублей.

2.4        Аварийные выходы с маршрута

На пешей части маршрута довольно людно – много пеших, конных и горных туристов можно встретить в долинах Кучерлы и Аккема. На озере Аккем есть турбаза и ГМС, где имеется вертолетная площадка и спутниковая связь. На Кучерлинском озере также расположена туристическая база.

На водной части маршрута после пос. Тюнгур река Катунь входит в горы и до пос. Инегень имеются только летники и полевые станы. Однако по берегам идут грунтовые дороги, либо тропы. В случае аварийной ситуации на этом участке надо пытаться по этим дорогам и тропам двигаться вниз по течению реки, т.к. этот район гуще населен и имеет лучшие транспортные связи.

Далее от пос. Инегень до устья р. Б. Ильгумень Катунь протекает в достаточно населенном районе. В месте впадения Чуи к реке подходит очень оживленный Чуйский тракт. На этом участке расположены поселки Инегень, Иня, Яломан, в устье реки Б. Ильгумень расположена большая турбаза. Здесь же Чуйский тракт уходит от реки. В этом районе аварийный сход с маршрута не представляет особого труда.

От устья реки Б. Ильгумень до устья реки Урсул Катунь протекает по горному, незаселенному участку. По обоим берегам идут тропы. В случае аварии надо по этим тропам либо возвращаться к базе у пор. Ильгуменьский, либо выходить к турбазе за устьем р. Урсул.

Аналогичная ситуация сохраняется почти до пос. Куюс. Вдоль берега идут грунтовые дороги и тропы. В районе правого притока Бельтерук к Катуни подходит дорога, ведущая в пос. Куюс и далее вниз по течению реки. При сходе с маршрута на этом участке необходимо выходить к турбазе у р. Урсул, либо добираться до Куюса.

Далее вдоль Катуни постоянно идет дорога и с каждым километром движение на ней оживленнее. Аварийный сход здесь возможен в любом месте.

В целом, наиболее сложным кажется выход с Катуни между устьями Кадрина и Урсула (сплошные скальные берега), тогда как ниже устья Сумульты долина начинает расширяться, и кажется (без проверки), что по ней можно выходить вниз по реке.

Все это верно при условии, что у группы сохранилась возможность переправы на другой берег Катуни. В противном случае (при потере всех судов) добираться до ближайшего моста может оказаться очень непростым занятием, особенно на Катуни выше расширения долины перед Куюсом, где даже пешеходных мостов немного.

Вдоль р. Урсул идет автомобильная дорога, поэтому аварийный выход здесь несложен и возможен в любом месте.

2.5        Сведения о ПСС и МЧС

Маршрут проходит в зоне ответственности ПСО, расположенном в г. Горно-Алтайск по адресу Спортивный переулок, д.12. Телефон оперативного дежурного т. +7-388-22-2-29-14. При регистрации необходимо предоставить маршрутную книжку и страховку (если есть). Также есть возможно зарегистрироваться дистанционно через сайт МЧС по Республике Алтай или по телефону, указав нитку маршрута, контрольные сроки.

Зон с ограниченным доступом и заповедников на маршруте не встречается.

Также ПСО МЧС расположен на оз. Аккем, что актуально для пеших и горных групп.

2.6        Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройдет без изменений в нитке и графике. Запланированный резервный день был использован для стапеля и ожидания 4 участников, не улетевших с основной частью группы из Москвы. На водной части участок от п. Тюнгур до устья р. Аргут был пройден за 1 день, вместо запланированных двух.

2.7        Потенциально опасные участки и опасности на маршруте

На пешей части надо избегать травм, которые могут повлиять на здоровье участника и тем самым увеличить нагрузку на остальных членов группы. Отдельного разговора заслуживает вес рюкзаков – его надо снижать всеми возможными способами. Серьезных бродов по нашему маршруту нет. При подъеме на перевал Кара-Тюрек в зависимости от сезона может лежать снег, а также резко меняться погода. Подъем и спуск в сырую погоду не желателен. Наш опыт показывает, что трекинговые палки при преодолении перевала были не лишними.

На водной части потенциальную опасность несут определяющие водные препятствия маршрута, дикие звери и пьяные местные жители.

2.8        Фактический график движения группы по маршруту

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км[1]

Способы передвижения

ЧХВ

ТВ

Подъем, м

 

Спуск, м

 

Уклон, м/км

26.07.19

 

Вылет из г. Москва

       

27.07.

1

г. Новосибирск — п. Тюнгур

800

автомобиль

    

28.07.

2

п. Тюнгур, турбаза “Зеленый дом” (Стапель)

  

29.07.

3

п. Тюнгур — ур. Елань
ур. Елань – руч. Текелюшка

11.5

25.3

автомобиль

пешком

6:04

0:50

9:16

213

1312

80

876

 

30.07.

4

МН — оз. Кучерлинское — перед перевалом Кара-Тюрек (верхние Кедровые стоянки)

21.7

пешком

7:25

12:00

1718

1026

 

31.07.

5

МН — пер. Кара-Тюрек (1А) — оз. Аккемское

14.8

пешком

4:56

9:33

1029

1155

 

01.08.

6

Полудневка / Радиальный выход
МН — р. Дианду

7.2 +7.2

12

пешком

пешком

2:24

3:00

4:46

4:00

680

334

680

837

 

02.08.

7

МН — стоянка 3 Березы — перед пер. Кузуяк

23.4

пешком

5:50

9:20

1040

1420

 

03.08.

8

МН — п. Тюнгур

18

пешком

4:05

5:05

615

945

 

04.08.

9

МН — устье р. Аргут

36.2

cплав

3:40

4:55

  

2.34

05.08.

10

Радиальный выход к пор. Атланты

Дневка

5+5

 

пешком

сплав

2:13

 

3:09

 

315

 

315

 

 

06.08.

11

МН — ур. Сальджир

53

cплав

4:30

6:20

  

1.6

07.08

12

МН — ниже пор. Шабаш

42.5

сплав

4:50

8:50

  

2.6

08.08.

13

МН — р.Урсул

заброска на р. Урсул

р. Урсул (от моста до устья)

устье р. Урсул — ЛБ у п. Куюс

5

6.7

6.5

31

сплав

пешком

сплав

сплав

0:25

1:30

0:50

2:40

0:43

3:45

1:08

3:50

269

 

212

 

10.8

 

1.65

09.08.

14

МН – п. Еланда

40

сплав

4:20

6:05

  

1.75

10.08.

15

п. Еланда — г. Новосибирск

580

автомобиль

    

1.5

11.08.19

 

Вылет в г. Москву

       

Итого активными способами передвижения без учета повторных участков:  353 км (пешком 134 км, сплав 219 км)

[1] Расстояние для пеше-горной части с учетом коэффициента местности (1.2)

Итого активными способами передвижения без учета повторных участков:  353 км (пешком 134 км, сплав 219 км)


3         Техническое описание действий группы на маршруте

3.1        Описание пешей части

3.1.1       День 1 — г. Новосибирск — п. Тюнгур

Из 17 человек группы 14 добирались в Новосибирск на самолете, трое – поездом.

Илья Г. Добирался из Челябинска, Влад. К из Уфы, Глеб Б. из Москвы поездом с двумя каяками. Каяки перевозились в грузовом купе, что позволило прилично сэкономить на их доставке. Третий каяк ехал грузовой компанией из Москвы.

Накануне, вечером 26 июля часть группы собиралась в Домодедово, вторая часть во Внуково. Как окажется далее, по одним только им понятным причинам, четверо участников (Иннокентий Ч., Вероника Р., Виданов И., Плотников К.) не успеют на посадку в самолет и не улетят в этот вечер. Остальные участники благополучно долетели до Новосибирска, где встретятся с поездной командой.

Узнав, что четверо человек не улетели пришлось немного внести корректировки в наши планы. Решили использовать резервный день для ожидания отстающих, которые на следующий день прилетят в Барнаул и доедут на такси до п. Тюнгур.

Выехали из Новосибирска в районе 11-00 после заезда в транспортную компанию “ПЭК”, офис которой начинал работать с 10-00 по местному времени. На обед останавливались в столовой в г. Бийск.

По пути в Тюнгур у нас было в планах посетить музей Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина в пос. Сростки, так как именно в это время там проходил известный фестиваль «Шукшинские Дни на Алтае». О наших планах мы заранее договорились по телефону и нас там ждали. Мы успели в Сростки уже под окончание основного мероприятия фестиваля, но экскурсовод согласилась провести нам блиц-экскурсию в школе-музее, посвященном известному советскому писателю, актеру и сценаристу.

В этот раз заброска в Тюнгур затянулась, т.к. в целом наш водитель не очень торопился, а на участке грунтовки от Усть-Кана скорость упала до черепашьей. В ночи его подбадривали, чтобы не уснул. На базу “Зеленый Дом” в пос. Тюнгур мы приехали в районе 5 утра уже 28.07.2019.

3.1.2       День 2 – Стапель на базе “Зеленый дом”

В этот день мы особо никуда не торопились и посвятили время сборке судов и подготовке рюкзаков после транспортировки к пеше-горной части.

База “Зеленый Дом” имеет стратегически удобное расположение для нашего маршрута, т.к. отсюда удобно начать пешую часть в долины Кучерлинского и Аккемского озер и имеется место для стапеля на Катуни.

Стоимость услуг на базе достаточно гуманна:

● Хранение вещей/судов на базе 7 дней – 1000 р. за все.

● Проживание на базе в своих палатках с предоставлением дров и инфраструктуры базы на 17 человек: 2000 р. / сутки

● Заброска до ур. Елань (для дальнейшего подъема вдоль Кучерлы) на малом вездеходном транспорте — 400 р. с человека.

● Заброска на ГАЗ-66 через перевал Кузуяк до стоянки Три березы (долина Аккема)  – 1300 рублей с человека.

В районе 19 часов приехали из Барнаула наши приключенцы. К этому моменту мы уже собрали все суда и рюкзаки. Была установлена директива к раннему подъему. Адмирал договорился об автозаброске до ур. Елань, откуда и предстоял наш дальнейший путь в горы. Тема опоздания ребят на самолет ассоциировалась с темой экономии и стала основной темой похода, т.к. опоздали именно те, кто решил сэкономить и полететь «Победой», которая, как известно, не ждет никого и ничего.

3.1.3        День 3 п. Тюнгур – ур. Елань – руч. Текелюшка

Рисунок 1 – День 3 (график дистанция – высота)

Ранний подъем. Рюкзаки уже были собраны с вечера, оставалось только костровое и палатки, под которые было заложено место в рюкзаках. Остальное было сложено на базе и накрыто тентом.

К 8-00 за нами вовремя приехала бортовая буханка и нива. Девушек и одного парня посадили в ниву, остальные в буханку с рюкзаками. Дорога в целом ничего, ехали минут 40 до урочища Елань. Ориентир начала пешей части – памятник на ПБ реки погибшему на Кучерле каякеру – желтый зацементированный каяк с табличкой. Тут же навес и скамеечка.

Собрались, подготовились. По совету бывалых все смазали ноги кто вазелином, кто «Боро-плюс» — это отличный способ избежать намятостей и натертостей на ногах во время пешки.

В 10-00 вышли на пешку. Макс назначил замыкающим Иннокентия Ч., во главу поставил Андрея Х. Назначили ходовой режим для начала 25 мин-10 мин (ходовое время — отдых).

Практически сразу от места старта пешки тропа круто забирает вверх. После крутого подъема выходит на длинную полку. Тропа хорошая – не теряется и не разделяется. Погода солнечная – все пользуются солнцезащитными очками и кремом.

После двух переходов решаем увеличить режим до 35 – 10. В целом идем ровно.

Обед на ручье Чок-Чок в 14 часов. Прошли 11.5 километров. Горячий обед готовим на бензиновых горелках. У нас два больших алюминиевых котелка с плоским дном. Наличие экранов также ускоряет процесс.

В 14-50 продолжили идти. Людей на тропе встречается немного. Там, где тропа подходит к реке — Кучерла очень красива, но сплавляться по ней достаточно опасно ввиду большого количества завалов. Четко выраженных порогов нет в этим местах, но уклон большой.

19-00 встаем на ночевку в устье руч. Текелюшка и Кучерлы (N49° 56.922′ E86° 25.885′). Стоянка большая, но надо искать места под палатки. Поздравляем Аллу К. с днём рождения.

3.1.4       День 4 руч. Текелюшка – оз. Кучерлинское – кедровые стоянки

Рисунок 2 – День 4

Вышли в 9-00.

Предыдущий день показал, что идти большой группой 17 человек не совсем удобно, т.к. естественно появились лоси и те, кто шли медленнее. Поэтому пришла пора разбить на 2 подгруппы, во главе первой встал Андрей Х. и Зимин П., у обоих имелись навигаторы и карты. На практике разница между группами была минут в 10-15, но экономилось время на разведку тропы. Была определена концепция, где встречаемся, что делаем, если развилка. Также достали и включили рации для связи обоих групп. Во второй группе во главе был руководитель, а замыкающим Иннокентий Ч.

Перед финальным взлетом развилка с табличкой (где можно скинуть вещи и дойти до озера налегке, если дальше планируешь на Кара-Тюрек), указывающей в сторону перевала Кара-Тюрек (налево). К озеру же прямо, забираясь на довольно крутой лоб, чтобы потом вскоре уже спуститься непосредственно к нему. Перед спуском к озеру прекрасное место для фотографий. Есть беседка, где можно пообедать – отдохнуть.

Обед на Кучерлинском Озере в 13-30. Прошли 8 км. Фото, медитация, все дела. По плану сегодня встать перед перевалом на Кедровых стоянках. Самое трудное впереди.

Вышли в 14-50. Вернулись к указателю и направились по конной тропе наверх. Впереди довольно крутой подъем. Чтобы не потеряться следует идти по конной тропе – не ошибетесь. На стоянке (N49° 55.400′ E86° 26.826′) были в 16-20.

 На ней должны были ночевать по плану, но не оказалось воды. Поэтому решили идти дальше до Кедровых. Основной подъем к этому моменту уже пройден, дальше тропа идет траверсом холмов не теряя и не набирая высоты, после чего приходится спуститься к стоянкам. Встали на первой в (N49° 56.362′ E86° 27.776′) в 20-30 пока не наступила темнота. Стоянка неплохая и поместила нашу достаточно большую группу. Единственный минус – спуск к воде руч. Текелюшка неудобный. Ночью шел дождь.

3.1.5       День 5 Кедровые стоянки – пер. Каратюрек – ниже оз. Аккем

Рисунок 3 – День 5

Всю ночь шел дождь, утром он продолжился. Встали в 7. Все в тумане и дождь. Решили подождать, т.к. такая погода не самая лучшая для преодоления категорийного перевала. Вскоре дождь кончился, начинало проясняться. Решили собрать лагерь и, не разделяясь, выдвинуться в сторону перевала.

Вышли в 10-00. По пути встретили 2 небольшие группы, также собирающиеся в сторону перевала. Через 10 минут после выхода необходимо перебродить Текелюшку, там лежит узкое бревно, не глубоко, но можно свалиться. За бродом еще небольшая открытая стоянка.

Далее начинается крутой подъем, тропа местами каменистая. Встречаются небольшие снежники. Слева примыкает тропа, идущая в сторону Кучерлы (в сторону Тюнгура).

После чего следует финальный взлет, и мы оказываемся на перевале. К этому моменту совсем распогодилось и нам открылись прекрасные виды.

В 14-20 мы на перевале. Поднялись к верхнему туру, сняли перевальную записку туристов из г. Нижний Тагил (Приложение 1), написали свою. Сделали групповое фото, вскрыли припасенную для этого случая бутылку шампанского и перевальную шоколадку – у большинства из группы это первый категорийный перевал! Стоит отметить, что есть еще тур чуть ниже вершины и в нем тоже лежат записки. На вершине перевала Погорельский В. поймал связь и созвонился с родными.

 

В 15-10 вышли в сторону долины Аккема. Тропу немного прикрывает неглубокий снежник (по колено). Далее несложный спуск.

В 16-00 сделали обед перед спуском к небольшому ручью. Тут два варианта – идти по тропе на подъем, чтобы перевалить холм, либо пройти вдоль ручья по мелкой тропе и срезать по курумнику. Каждый выбрал свое, благо все в пределах видимости. Спустя небольшое время попадаем на отличную полку-смотровую точку, откуда открывается вид на озеро Аккем и Белуху. Пофотографировались.

 Дальше спуск местами по текущему небольшому ручью, который приводит к ГМС Аккем. Судя по количеству палаток на середине озера – там не протолкнуться, решаем спуститься от ГМС вниз по Аккему, стоянок много – почти все заняты. Посылаем на разведку Глеба Б. – он быстро находит внизу отличную стоянку (N49° 55.177′ E86° 32.604′) чуть в стороне от тропы. Встаем там в 19-30.

Вечером оттуда просто волшебные виды на Аккемскую стенку и Белуху.

3.1.6       День 6 МН – долина 7 озер — МН – долина р. Аккем – руч.

На этот день была запланирована радиалка, тем кто пострадал от предыдущих дней пешки или просто заленился – полудневка и дежурство в лагере. Те, кто шли в радиалку, встали рано, готовили еду на себя, взяли рации и вышли в Долину Семи Озер.

 

 

Рисунок 4 День 6 – Радиальный выход

Вышли в 7-20. До конечной точки радиалки дошли к 10-00. В лагерь вернулись к 14-00 к обеду. Общее расстояние 12 км.  Ребята пообедали, к этому моменту весь лагерь был собран и в 14-20 вся группа выдвинулась на спуск вдоль р. Аккем.

Рисунок 5 – День 6 МН – долина р. Аккем – руч.

В 14-45 прошли большую турбазу на левом притоке Аккема. Там предоставляется большой спектр услуг, даже можно позвонить.

Далее пересеклись с группой, состоящей практически из школьников и боевой женщины-руководительницы. Они были слегка дезориентированы (ориентировались по распечаткам яндекс-карт) и собирались бродить Аккем, чтобы попасть в долину Ярлу. Стоит отметить, что к этому моменту Аккем был сильно вспучившимся от таяния ледника и переходить его было крайне опасно. Руководитель не стал брать грех на душу, объяснил где они находятся и куда им нужно и что переходить реку даже в месте брода сейчас не стоит, а в лучшем случае на следующий день с утра.

Встали в 16-20 на стоянку на ручье (N49° 59.568′ E86° 31.180′) ниже правого притока Аккема р. Текелю. Хорошая стоянка, но предыдущие постояльцы не удосужились убрать мусор после себя, а также оставили в костровище частично наполненный газовый баллон! Пришлось заниматься общественно полезным делом и приводить экологию в порядок.

3.1.7       День 7 МН – перед пер. Кузуяк

Рисунок 6 – День 7

Вышли в 9-00. Вскоре проходим следующие стоянки – они заняты.

Тропа хорошая, но бывает завалена крупными деревьями – лошади тут не ходят, потому ничего не пропилено.

Иногда тропа проходит совсем вблизи Аккема по камням.

В месте, где установлена табличка погибшим при переправе через Аккем стоит уходить влево и вверх.

Встаем перед стоянкой “Три Березы” сразу после большого информационного стенда про заказник и ручья в 15-30. Прошли 15 км. Идем на разведку. На стоянке “Три Березы” дежурят местные алтайцы на ГАЗ-66 и есть кафешка, где продают местные лепешки, пирожки, сигареты, пиво по спекулятивной цене. Тут же есть баня и можно платно поставить палатки.

Выясняем насчет выброски. ГАЗ-66 довозят до Тюнгура за 1100 р. с человека. Торговаться отказываются, мотивируя ценой на дизель и проезд через перевал и высоким сезоном. Хотят выяснить сколько нас.  В группе есть желающие доехать, есть желающие сэкономить. Общение водителей не очень доброжелательное, а скорее какое-то хабалистое, не торгуются. Хотя стоит две машины, а клиентов что-то не много. В итоге руководитель решает, что если кто-то не едет – значит не едут все и топаем дальше пешком, у нас все же спортивный поход, несмотря на то что отпуск. Обедаем и выходим в 17-00 до ближайшей удачной стоянки.

Выходим в большую просторную степь. Солнечно и зелено – очень красиво, вот он настоящий уже не такой горный Алтай.

Увы, хорошую стоянку на ЛБ Аккема на которую мы имели виды, занимает конная группа прямо перед нашим носом. Движемся дальше, находим место перед перевалом рядом с водой в районе 19-40. Ландшафт не очень, но это не главное. Самое неприятное — очень много гнуса в высокой траве, но делать нечего – перевал брать не успеваем уже по времени. «Зато сэкономили!» – проскакивает мысль у многих в команде. Несмотря на не очень удачно место, душевно сидим вечером у костра – дров тут много. И даже какая-то ностальгия по аналогичным диким стоянкам прошлогоднего Хара-Мурина.

Рисунок (лев.) на пути к перевалу , (пр.) на Перевале

Уже в ночи по дороге в сторону перевала мимо нас едут два знакомых ГАЗ-66.  В кузове на 2 машины всего 4 человека. Проезжая мимо нас замедляют ход, так что удалось перекинуться парой фраз с пассажирами и спросить за сколько их везут. Отвечают: «За 1400 с человека!». Желаем удачи, а сам долго думаем про себя и алтайских предпринимателей: «Кто-то сэкономил деньги, а кому-то конкретно сэкономили на мозгах.. ».

 

3.1.8       День 8 МН – турбаза Зеленый Дом

Рисунок 7 – День 8

Выходим в 9-00. Идет дождь, по раскатанной дороге текут грязные ручейки. Подъем не сложны, но грязный.

В 10-30 мы на перевале Кузуяк. Официально принимаем решение переименовать его в перевал Экономистов. Погода налаживается. На спуске очень много ягод растет по сторонам – в основном красная смородина.

Спускаемся на большое ровное поле, погода прекрасная – идти легко. Бодро и весело идем в Тюнгур. По пути заглядываем посмотреть на Катунь – вода чуть выросла, но все равно ее немного. Значит Аккемский прорыв не представляет большой сложности – успеем разгрестись перед ним. Поэтому в планах объединить сегодняшний запланированный день сплава до Аккема с завтрашним и дойти сразу до устья с р. Аргут и там устроить долгожданную дневку. А сегодня отдохнуть, спокойно собраться и загрузиться, сходить на базе в баню.

На базе мы в 14-00. Обедаем. Готовимся к сплаву. Созваниваемся с координатором и сообщаем, что у нас все хорошо.

Вечером баня.  Часть группы уходит в магазин и погулять. На турбазе «Высотник» открытый wi-fi в кафешке. За символический чай можно зайти в интернет. Вообще на базе очень дружелюбно и цивильно. Имеет смысл рассматривать это место на будущее для стоянки в палатках, но там есть и домики.

3.2        Описание водной части

3.2.1       День 9 п. Тюнгур – р. Катунь – Аккемский прорыв – устье р. Аргут

Как обычно, выход на воду затягивается. От турбазы достаточно удобно можно спуститься к Катуни. В случае большой воды – река будет совсем под боком. Поэтому вышли только в 11-15.

Назначаем следующий порядок – впереди штурмовая двойка, потом две четверки, за ними 3 каякера, дальше двойки. Замыкает двойка с групповым ремнабором. На каждом судне рация, держим небольшую дистанцию. Если кто-то отстает все по цепочки чалятся и ждут.

В 14-40 чалимся перед прорывом (т. N50°09.640′ E86°36.195′ ). Подкачиваемся, подтягиваем упоры. Обсуждаем тактику прохождения препятствия. Напоминаем, что лишний раз в бочки лезть не стоит, по такой воде они там должны обплываться, но если залезть, то можно лечь. Напоминаем сигналы, передаваемые от судна к судну. Порядок тот же, но дистанция метров 15-20 между судами. После прохождения каждой ступени чалимся, дожидаемся остальных, переводим дух и продолжаем. С воды все читается и понятно, что стоит объезжать.

Метров через 150 начинает резко возрастать уклон, появляются локальные нежесткие бочки и валы 0.5-0.7 м. На горизонте появляется треугольная гора – ориентир начала порога.

Далее, спустя метров 200 быстротока левая стенка каньона становится отвесной, около правого берега находится крупный камень-валун и сужение русла первая ступень. По нашей воде прохождение справа от камня невозможно. По центру несколько косых бочек на все русло и подобие языка по центру, перегораживающих полностью русло. Проходили по языку, заранее набрав скорость и активно пробивая косые валы.

 

После первой ступени серия мощных валов до 1.5 метров после которых видно еще одно локальное сужение реки – вторая ступень. Левый берег крутой, правый – крупный курумник. С воды виден язык между двумя косыми бочками, за которым с левой стороны еще одна косая бочка. После бочки по центру идет серия мощных пирамидальных валов до 1.5 метров.

Далее через 15-20 метров вторая часть второй ступени, представляющая собой мощные валы слева и большую, подпертую камнями бочку справа. Шли по центру, пробивая валы левым баллоном и чуть-чуть цепляя бочку и пробивая ее правым. Далее через 50-60 метров быстротока неглубокая, но во все русло бочка – 3 ступень. Пробивали ее по центру.

Далее участок быстротока, левый берег снова выполаживается и на нем появляется крупная растительность (кустарники, деревья). Последняя, и наиболее простая из всех ступень представляет собой крупный обливной камень-плиту под правым берегом с крупной бочкой за ней и серией косых бочек под левым берегом. Шли по центру, заранее отгребаясь от камня-плиты.

 

Прохождение прорыва заканчиваем в 15-40. Далее река успокаивается и в 16-00 встаем на стоянке “Кафе Аргут”. На стоянке стоит небольшая группа две двойки, поэтому мы располагаемся в северной части стоянки ( N50° 14.275′ E86° 40.480′ ). В Катуни воды немного, а вот Аргут вполне себе полноводный. На следующий день запланирована дневка, тренировки на пороге «Ворота» и баня.

3.2.2       День 10 п. Тюнгур – р. Катунь – Аккемский прорыв – устье р. Аргут

Соседи уехали с раннего утра. Подъем свободный. С утра сходили к пор. Атланты прогуляться и посмотреть на порог. В обед проводили тренировки по прохождению порога Выходной и самосплаву.

Пор. Атланты

Порог Атланты (5С) начинается на левом повороте реки. По ПБ высокая скала, напоминающая собачью морду. Заметно нарастает уклон. По реке хаотически разбросаны небольшие бочки. По нашей воде в основной части порога, рядом с навесающим над водой камнем по ЛБ, по центру русла расположен большой камень, который надо обходить слева. Далее участок быстротока, бьющий в скальный выступ ПБ с сифоном. Наиболее безопасная траектория – проход в притирку к ЛБ на протяжении всего порога. Страховка катамараном в улове за скалой.

В обед также начали топить баню, в 19 парились.

Порог Выходной (4А) – последний порог р. Аргут, представляющий собой сужение реки, с нежесткой бочкой и косыми валами 1- 1.2 м у ЛБ и косой бочкой ямой со сбойкой струй у ПБ. Порог некриминальный, но довольно мощный и эффектный. Отлично подходит для организации всех видов тренировок на воде.

Тренировки на пор. Выходной р Аргут.

3.2.3       День 11 МН – ПБ Катуни ниже ур. Сальджир

В 10-15 вышли на воду.

Встречаются локальные валы. Фон 2 кс. ОП нет.

Обедали в устье Чуи в 14-40.

Встали на стоянку в 16-30 на ПБ (N50° 33.501′ E86° 35.259′) чуть ниже урочища Сальджир.

3.2.4       День 12 МН – ЛБ Катуни ниже пор. Шабаш.

Вышли в 10-00. В 11 зачалились на ЛБ для просмотра порога Ильгуменский. Тропа просмотра по левому берегу. Просмотрели, выставили фото-видео точку. Прошли в 11-50.

Порог Ильгуменский (4B). Большое улово и большой песчаный пляж справа, слева каменистый берег. Ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам – начало порога. В настоящее время самым надежным ориентиром являются домики турбазы на ЛБ. Их около 20 штук и они хорошо видны с воды при подходе. В пороге сужение русла, по центру цепь валов до 3 м высотой. Валы крутые и жесткие с обратными гребнями. Справа такая же картина, но валы менее высокие. Слева одна за другой две крупные бочки. Осмотр, съемка как с правого, так и с левого берега. Длина порога около 400 м.

Прохождение пор. Ильгуменский

Шли в следующем порядке: две 4ки и каякеры, далее двойки.

12-40 мы в Кадринской трубе.

Порог Кадринская труба (4C). Начинается от перед устьем р. Кадрин. Представляет собой серию сужений в скальных берегах, многочисленные шиверы с валами до 2 м. Валы, зачастую, разнонаправленные. На плесах между сужениями река вскипает обширными поганками. Ближе к концу «трубы» шиверы становятся мощнее и сложнее. Уклон на участке около 3м/км, средняя скорость около 13 км/ч.

Бодрый фон, локальный бочки и валы. Каякеров колбасит знатно.

Порог Мешок (3) завершает Кадринскую трубу небольшим круглым озером в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка (эта струя – и есть порог). Обширные поганки, водовороты. Технически несложное, но очень красивое место, с многочисленными скальными островками в русле реки. На выходе «Мешка» находится очень большое улово (давшее название порогу), при сильной струе из которого затруднен выход.

14-20 встаем на обед на отличной стоянке ПБ не доходя пор. Шабаш (N50° 43.871′ E86° 31.578′).

В 16-00 выдвинулись в сторону пор. Шабаш.

Порог Шабаш (4С) к.с. — одно из самых серьезных препятствий Катуни. Отмель на ЛБ и огромный камень в русле реки ближе к ПБ. Мимо проехать сложно. Разведка с ПБ нужна в любую воду. Имеет 2 ступени. 1 ступень Шабаша — мощные бочки на входе и далее серия больших валов, идущих по центру реки слева от камня ПБ. Около ПБ мощная бочка-вал. По нашей воде справа от камня прохода нет. Далее около 150 м быстротока. 2 ступень «Шабаша». На входе у ЛБ косые валы и бочки, справа к центру через полреки тянется огромный косой пульсирующий вал. По центру длинный язык, переходящий в серию впечатляющих валов, причем самые большие из них (около 3 м) расположены не сразу, а метров через 60-70 после языка и имеют не совсем понятную направленность, т.е. не стоят перпендикулярно потоку, но и не являются косыми. Справа от этих валов расположилась серьезная бочка. Обнос по ПБ.

16-15 встаем на ПБ для осмотра порога. Осматриваем заход в первую ступень. Под левым берегом бочка-одеяло, в этот раз не пульсирует. Под правым берегом тоже бочки и валы, но не очень крупны – все объезжается.

Во второй ступени под ПБ мощная бочка. Дальше 2 косые бочки и под ПБ серия больших динамических валов.

Сначала шли 2ки, затем каякеры. Потом шли 2 четверки.

Отфестивалил только Андрей Х. с Аней Б. В первой ступени заехали в бочку и Андрей вылетел из упоров, но не оторвался от ката, и на прогонном участке между ступенями залез в кат. Во второй ступени они залезли в валы справа, не смогли пробить один из валов, их развернуло и они кильнулись через баллон. Их поймали стоящие за порогом двойки и зачалили на ПБ.

К 18-10 закончили прохождение всеми экипажами.

Планировали встать на стоянку в устье Урсула (на его пб), чтобы на следующий день покатать Урсул. Но при прохождении Шабаша пересеклись с коммерческой группой Expert-river и узнали, что они уже там стоят. Поэтому пришлось выбрать другую стоянку.

Встали на стоянку ЛБ за пор. Шабаш (N50° 46.117′ E86° 31.959′).

3.2.5       День 13 МН – р. Урсул — ПБ Катуни выше притока Улита

Вышли в 10-30. В 10-50 в устье Урсула. Воды немного, но для сплава достаточно. Выгружаем вещи на стоянке и начинаем занос катов наверх в 11-15. Подъем крутой до асфальтовой дороги. Ребята с каяками совсем упахиваются.

По пути от жары лопнул баллон у одного Стерха – рвануло по старому большому шву.

В 13-40 на месте старта у моста через Урсул. Проводим ремработы по зашиванию катамарана – размер происшествия, конечно, впечатляет. Шьем в 6 рук.

Стартуем в 15-00. До пор. Замок минут 5 сплава. Чалимся перед ним, просматриваем. Воды для прохождения достаточно, даже для 4ки.

Порог Замок (4B). Ориентиры: за 500м. до порога остатки моста, начало порога — резки и крутой ПП после пологого левого. На ПБ перед поворотом — большие ели, и остатки (наносы) паводковых бревен. Порог начинается сразу за ПП, но зачалиться на ПБ нужно до поворота .На ПБ отличная стоянка, хорошая тропа для осмотра порога и возможного обноса вещей к нижней стоянке (800м). Порог длиной 200м состоит из трех ступеней. Первая — собственно Замóк — 2 камня по центру реки оставляющие узкие проходы справа и слева. Основная струя бьет в негабаритную щель между камнями, поэтому уход как вправо, так и влево очень сложен. 2-я и третья ступень — сливы с бочками. Во второй более простой поход справа. Замком начинается нижний каньон Урсула (4B), заканчивающийся впадением реки в Катунь. Протяженность 3-3.5км. Выделяется пор. Ворота (Розовые Ворота) (4А) в середине каньона. Ориентир — резкое сужение в конце длинного прямого участка, скальные стенки с обоих берегов. Осмотр возможен как по ПБ так и ЛБ. Порог представляет собой мощный узкий прижим к ЛБ. Ниже первый в каньоне спокойный плес.

 

Препятствия нижнего каньона слились почти в одну непрерывную хорошую шиверу 4кс, с большим количеством камней, периодически встречались мощные вала и бочки. Улова есть, разведка всех не просматриваемых с воды участков возможна, хотя и не обязательна. Шли все с ходу.

Осматриваем, ставим морковки и фото-точки. Сначала проходят двойки, затем каякеры. Далее на взаимной страховке едем все Нижнее ущелье. В устье мы в 16 часов. Обедаем и выдвигаемся дальше. В 16-40 продолжаем сплав по Катуни.

В 19-40 встаем на песчаном пляжике на ПБ Катуни (N50° 55.773′ E86° 17.863′) чуть выше левого притока Улюта.Хорошая стоянка, но приходится снова проводить экоработы по захоронению консервных банок, которых тут лежит целая гора.

3.2.6       День 14 МН – ПБ п. Еланда

Вышли в 10-30. Погода подпортилась. В 12-40 зачалились на ЛБ перед пор. Тельдекпень-1 для осмотра и обеда беляшами, которые делают тут же – у Ороктойского моста.

Порог Тельдекпень 1 (). Ориентиры: правый приток – р. Эдиган, на правом повороте ЛБ засыпан галечником, после поворота на ПБ песчаный пляж, реку пересекает ЛЭП. На повороте мощная шивера с высокими косыми валами и бочкой под ПБ. По большей воде этой шиверы нет. Порог представляет собой скальный коридор с большими глубинами. Здесь нет классических валов и бочек. Вода вскипает грибами, крутятся воронки, структура потока очень сложная и неустойчивая. Вода легко захватывает катамараны и крутит их, как щепки. Осмотр препятствия возможен с обоих берегов, но наиболее удобен с моста, который расположен над порогом, проход к которому удобнее делать по ПБ.

В 15-20 прошли Тельдекпень-1. Для катамаранов ничего особенного, каякеров воронки слегка покусали. За ним Тельдекпень-2. Большая воронка на все русло реки никого не оставила равнодушным.

Порог Тельдекпень 2 (4A) находится в скальном сужении через 8 мин. сплава после предыдущего препятствия. Ориентиры: справа устье р. Чеба, широкий песчаный пляж по ЛБ, за ним местный левый поворот, порог начинается на этом повороте. Особенность порога – обильная и исключительно сложная турбулентность. Воронки, грибы и поганки постоянно возникают и сменяют друг друга. Поток очень неустойчив и непредсказуем.

 Порог Еландинский (4A). Ориентир порога – шахта в скале на ПБ и близко подходящая автомобильная дорога. Русло делится скалой на 2 протоки: левую основную и правую побочную. Правая протока относительно чистая. В левой на заходе у ЛБ мощная глубокая бочка, после которой идет дорожка валов 1.2 м. Справа чистый язык, который упирается в косой вал, за которым еще одна мощная бочка. Траектория движения S-образная и при должной отработке попасть в нее сложно, но если попасть в самый центр, куда несет течением – вероятен киль. Лучше осматривать по ПБ или идти правой протокой.

На стоянку для антистапеля (N51° 12.633′ E86° 05.081′) встали в 16-40.  Искупали адмирала. Поход успешно завершён!

4         Итоги, выводы, рекомендации

Удалось реализовать отличное сочетание хорошего водного маршрута 4 категории и полноценного пешего похода по красивейшим местам Алтая. Этот маршрут определенно стоит сходить, особенно если времени в наличии две недели, а в планах на воду только Катунь.

Перед походом проводились тренировочные выходы на р. Мста, р. Каширка, р. Быстрая Сосна, где отрабатывались навыки ТВТ. Также проводились пешие ПВД для проверки физического состояния участников и оптимизации снаряжения.

На пешей части у всех участников были треккинговые палки и ботинки, ноги мазали вазелином – поэтому серьезных травм ног удалось избежать. Оптимальный вес рюкзаков позволял выдерживать бодрый темп и не отставать от графика. Особенно полезным оказалось идти по времени. Для нас нормальный темп был где-то 30-35 мин. /10 мин (ход/отдых).

 Стратегически верным было решение взять с собой топливные горелки для приготовления пищи на пешей части. С дровами там большие проблемы. Мы использовали 2 бензиновые горелки TRAMP, 2 алюминиевых котла (предварительно отчистив их дно от копоти), таганок АльтаМир и пару ветрозащитных экранов с Алиэкспресс. На полный цикл приготовления пищи в день (с чаем) на 17 человек у нас уходило чуть менее литра бензина «Галоша». Это сильно дешевле, чем готовить на туристическом газу. Оставшийся бензин мы использовали для приготовления обедов на водной части, потому что это достаточно быстро. Горячий обед занимал примерно минут 40.

Рации использовались как на пешей части, так и на водной.

На водной части все участники имели необходимое личное специальное снаряжение и знали как им пользоваться ( спасжилеты, каски, сухие или неопреновые костюмы, стропорез, аварийный набор, состоящий из спасодеяла, огнива, сухого топлива и пары таблеток обезболивающего). Перед походом участники изучали нитку маршрута и стратегию прохождения ОП чтобы не допустить разделения группы в случае НшС.

Для нас это первый опыт автономного похода смешанной группой (катамараны и каяки). Стоит отметить, что он оказался достаточно удачным. Характер реки позволяет двигаться в одном темпе, а препятствий – страховать на взаимной страховке.

Особое внимание руководителем уделялось к тренировочному процессу, а именно отработке маневров на ровной воде в начале похода (т.к. все экипажи были смешанными и такими составами ранее не сплавлялись), катанию пор. Выходной, отработке спасработ на суше (бросание морковки) и на воде (самосплав и активная страховка на пор. Выходной р. Аргут), когда условия более приближены к боевым, отработке постановки катамарана на ровный киль. Таким образом все члены команды получили или подтвердили практические навыки по управлению судном, страховке и самоспасению при самосплаве.

Группа уверенно прошла данный маршрут с запасом технической прочности и безопасности, все участники прошли спортивный поход 4 категории и получили огромное удовольствие.

Увы, большая часть фотоматериалов с пешей части с штатного фотоаппарата вместе с носителем была утеряна в г. Новосибирск, поэтому в отчете в основном приведены скриншоты с видеокамер и фото с телефонов участников.

5         Список литературы и источников

1.  Классификация водных туристких маршрутов 2019

2.   Перечень классифицированных и эталонных туристких спортивных маршрутов и препятствий ТСССР ФСТР 2008 г

3. Валуев С.В. Отчет о походе 4 к.с. город Москва-город Новосибирск-пос. Тюнгур-пер. Кузуяк (н/к — 1513 м)-р. Аккем-оз. Аккемское (2039 м.)-пер. Студентов (1А — 3000 м)-оз. Аккемское=пер. Каратюрек (1А — 3060 м.)=р. Кучерла-пос. Тюнгур-сплав по реке Катунь-пос. Чемал 2015

4. Гладков М.С. Отчет о водном походе 5 к.с. по рекам Катунь – Чуя – Урсул 2017

 

Приложение 1 – Перевальная записка с перевала Кара-Тюрек (1А)