М. Казыр — Б. Казыр — Томь — Бельсу 2022

М. Казыр — Б. Казыр — Томь — Бельсу 2022

Отчет

о прохождении пеше-водного спортивного туристского маршрута 3 категории сложности

в районе Кузнецкого Алатау по маршруту

река Малый Казыр – река Большой Казыр – река Томь – река Бельсу – р. Томь,.

совершенном сборной группой туристов Husky Whitewater Team

с 24 июня по 2 июля 2022 г.

Маршрутная книжка № 1/4 –409

Руководитель группы: Гулящих Илья Анатольевич

 

Содержание

2  Справочные сведения

2.1  Проводящая организация

2.2  Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

2.3  Общие справочные сведения о маршруте

2.4  Подробная нитка маршрута (заявленная и пройденная, отличия)

2.5  Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов

2.6  Определяющие препятствия маршрута

2.7  Состав группы

2.8  Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии)

2.9  Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий

3  Описание ТСМ

3.1  Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

3.2  Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

3.3  Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута

3.4  Изменения маршрута и их причины

3.5  График движения

3.6  Техническое описание прохождения маршрута группой

3.7  Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

3.8  Cписок литературы и источников

4  Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

.

..

2Справочные сведения
 
2.1Проводящая организация

Команда Husky Whitewater Team (huskytm.ru).

.

2.2Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

Кузнецкий Алатау. Россия, Республика Хакасия, Кемеровская область.

.

2.3Общие справочные сведения о маршруте  

 

Вид маршрута (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Продолжительность активной части, дней

Сроки проведения

Всего

Ходовых дней

Водный

3 (третья)

Сплав 100 км.

Пешком 35 км.

9

24.06.2022 –

02.07.2022

 

2.4Подробная нитка маршрута (заявленная и пройденная, отличия)

 

Нитка маршрута заявленная:

г. Москва – г. Междуреченск – п. Амзас – Тальковый карьер – пеший переход в долину р. Малый Казыр – р. Малый Казыр – р. Большой Казыр – р. Томь – п. Амзас – Тальковый карьер – пеший переход до р. Бельсу в 1 км. выше р. Поднебесный – радиальный выход на г. Большой Зуб – р. Бельсу – разведка и сплав по р. Большой Кувас 3 км. выше устья – р. Бельсу – р. Томь – п. Камешек – г. Междуреченск

г. Москва

Радиальный сплав по р. Большой Кувас не был осуществлен по причине отсутствия воды в реке на момент ее разведки. В основной части пройденная нитка маршрута не отличается от заявленной.

  .

2.5Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов

 

 

2.6Определяющие препятствия маршрута

 

Вид препятствия

Кат. сл.

.

Характеристика

Путь прохождения

Река Большой Казыр (уровень воды – низкий)

Связка порогов

«Слоник»,

«Створ», «Щель»

3-

Серия коротких порогов с валами и сливами до 1

м. и сужениями до 5 м.

По центру

Пор. «Палец»

3-

Серия коротких беспорядочных валов. Ширина прохода 4 — 4,5 м. с метровой бочкой.

По центру

Пор. «Чертовы ворота»

3

Русло сжимается скалами до 10 — 12 м. и имеет резкий уклон. В центре русла полуобливной

«зуб», разбивающий поток на две струи. Слева – огромная скала, образующая вместе с «зубом»

«ворота» шириной чуть больше 2 м. и

«канализацию» под ЛБ, шириной около 1 м.

В «ворота» слева

Пор. «Молоко»

3

Ворота шириной примерно 6 м. Бочка 1 м. в воротах и серия валов и бочек за ними.

Заход справа и далее по центру

Пор. «Три фашиста»

3-

Три крупные глыбы делят русло на 3 части. Чистые сливы справа и слева

Слева

Пор. «Каша»

3

Крутой водоскат, валы до 1 м. с навалом на скальный выход в центре струи. На выходе 1,5 м.

слив через всё русло, разорванный несколькими скальными выходами.

Заход по центру с уходом вправо

Пор. «Трек»

3

Скальный выход пород в центре русла образует две струи. Проходы шириной около 3 м.

Слева

Река Бельсу (уровень воды – очень низкий)

Пор. «Ступенька»

3

Простая шивера с обливными камнями. В центре русла крупные камни делят русло на две части.

Сливы до 1 м.

По центру и справа

Пор. «Горло»

3+

Протяженное препятствие, состоящее из трех ступеней.

Сужение реки до 10 м. при увеличении уклона, где через всю ширину реки стоят косые валы до 1,5 м.

Слив водопадного типа высотой около 1,2 м. Длинная шивера с обилием обливных и полуобливных камней и валами до 1 м.

По центру

Пор. «Каменная роща»

3

Две ступени. В первой небольшие камни, затем слив через все русло. Через 30 м. высокая глыба делит русло на две части. Проходы в 3 — 4 м. слева и справа соответственно.

По центру и слева

 

2.7Состав группы

 

ФИО

Г.Р.

Тур. Опыт

Обязанности

1

Гулящих Илья Анатольевич

1992

5У Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя — Катунь

5У Жомболок — Урик

4Р Чая — Олокит

Руководитель, К4 капитан

2

Дрокин Александр Анатольевич

1971

5У Сев.Кавказ

4У Сев.Кавказ

3Р Писта

Зам. Руковод, К4

3

Хазиев Глеб Романович

1994

4У Чая — Олокит

4У Сев. Кавказ

Фотограф, К4

4

Квашнин-Самарин Сергей Иванович

1987

2У Мста

2У Серёжа

Рем. Мастер, К4

5

Кондраков Юрий Павлович

1966

5У Урик-Хончин-Даялык

Зав. Хоз, К2 капитан

6

Обанина Наталья Андреевна

1998

4 Хангарул – Зун-Мурин

Летописец, К2

 

2.8 Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии)

 

Фото и видеоматериалы, а также треки можно запросить у руководителя похода.

Руководитель: Гулящих Илья Анатольевич

Печатная версия отчета и DVD-диск с материалами хранится в библиотеке ФСТ — ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1 (https://fst-otm.net/).

Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны на сайте https://huskytm.ru/.

2.9Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий

Маршрутная книжка: ¼-409.

Заявочные документы рассматривались МКК ФСТ-ОТМ, (г. Москва) в составе Климин С.В., Кривонос А.В., Гладков М.С.

Код штампа МКК 177-00-56666552.

3Описание ТСМ
 
3.1Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

Группой рассматривались варианты пеше-водных маршрутов 3-4 к.с., доступных для прохождения во второй половине июня.

Остановились на новом для всех участников районе Кузнецкого Алатау. Основными сплавными речками здесь являются р. Большой Казыр и р. Бельсу, имеющие большую популярность у сибирских водников. Ввиду небольшой длины, для наиболее полного ознакомления с регионом было решено объединить их в один маршрут. Кроме того, нас привлекла возможность посетить красивейший горный район — Поднебесные Зубья. В дополнение, нам хотелось разведать и пройти р. Большой Кувас — правый приток р. Бельсу. Информации о прохождении её туристами-водниками мы не нашли, но местные рыбаки поднимались по ней вверх на моторных лодках.

Целями и задачами похода ставилось:

спортивно отдохнуть, повысить мастерство участников группы и руководителя;
побывать в новом для всех участников районе и познакомиться с природой Кузнецкого Алатау;
пройти две известные и достаточно популярные реки 3-4 к.с. за один поход.

Все участники имели все необходимое специальное водное снаряжение, НАЗ (спасодеяло + огниво + топливо + обезболивающее в таблетках). У каждого экипажа имелись водонепроницаемые рации Baofeng повышенной мощности, распечатанный экземпляр комплекта всех карт, ремонтный набор и аптечка.

Группа была зарегистрирована в МЧС. В настоящее время регистрация проводится в режиме онлайн на официальном сайте ведомства. В МЧС сообщали при входе и сходе с маршрута.

На пешей части использовали трекинговую обувь, чтобы разгружать ноги и исключить травмы суставов. Обрабатывали ноги вазелином, чтобы исключить натертости и мозоли. Был организован тщательный подбор группового снаряжения, чтобы уместить все снаряжение и продовольственный запас в допустимые нормы веса на человека.

3.2Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

Заброска на маршрут начинается от ж/д станции Лужба, Кемеровской области.

Автодорог до станции нет, поэтому при планировании маршрута следует учитывать расписание ж/д транспорта:

Поезд 078 Пермь-Абакан прибывает в Лужбу в 1:20 ночи, ходит через день.

Электричка Междуреченск-Абакан. Отправляется ежедневно в 7:50. Прибывает в Лужбу к 9:30.

Подъезды со стороны Абакана или сплав по р. Томь выше Лужбы мы не рассматривали. Так как команда собралась из разных городов России, отправной точкой маршрута стал г. Омск, в котором участники сели на поезд 078 до Лужбы.

От станции следует пройти выше вдоль р. Томь до лодочной переправы, которая начинает работать с 9:00. Приходить туда раньше особого смысла нет. Стоимость – 100р. с человека.

В п. Амзас к месту переправы и ко времени прибытия электрички приезжает Урал, на котором можно доехать до Талькового карьера. Стоимость – 500р. с человека. При наличии большого спроса в туристический сезон, водители могут сделать второй рейс примерно к 11:30.  

Выброска с маршрута происходит из г. Междуреченск.

Закончить маршрут можно в любом удобном месте начиная от п. Камешек (с появлением автомобильной дороги появляется мобильная связь) и далее воспользоваться рейсовым транспортом до вокзала. Электричка до Новокузнецка отправляется ежедневно в 17:47.

Мы же воспользовались заранее заказанным из Новокузнецка автотранспортом местной компании +7-961-7092220. Есть различные варианты авто. 8-ми местный микроавтобус с прицепом обошелся нам в 4500.   

3.3Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута

В случае возникновения в группе на маршруте аварийной ситуации, рекомендуем воспользоваться следующими выходами:

На пешей части до р. Малый Казыр следует вернуться в п. Амзас.

На р. Большой Казыр вдоль левого берега идет набитая тропа с навесными переправами, по тропе можно выйти до тур. базы, находящейся напротив пор. Каша на р. Казыр на правом берегу, там можно получить медицинскую помощь.

Вдоль всего маршрута по р. Томь проходит железная дорога.

На пешей части к р. Бельсу следует выходить обратно в сторону п. Амзас.

С р. Бельсу выходить вниз по течению.

.

Запасным вариантом маршрута в случае возникновения трудностей на пешей части к р. Малый Казыр и невозможности её продолжения на р. Бельсу мы рассматривали вариант сплава по р. Томь до станции Теба и дальнейший переезд на р. Бельсу в районе чуть выше п. Горло.

.

3.4Изменения маршрута и их причины

В ходе прохождения маршрута мы столкнулись с небольшими отклонениями от изначального планируемого варианта, никак не повлиявшими на сложность, безопасность и напряженность:

Пешую часть к р. Бельсу мы планировали по тропе, ведущей к Алгуйским водопадам. Но, потеряв пол дня на переброске, решили пройти по стандартному маршруту пешки, включающим спуск с Талькового перевала и дальнейший подъем вдоль р. Амзас.

Также мы планировали выход к ручью Поднебесный выше одноименного приюта, чтобы сократить время и расстояние радиального выхода на озеро Выпускников. Но отмеченной на карте тропы после перевала Маруха в реальности нет.

От сплава и детальной разведки р. Большой Кувас мы отказались по причине полного отсутствия воды в реке. По нашим предположениям возможность сплавляться по ней есть только в паводковую воду.

3.5График движения

 

День

Число

Участок маршрута

Км

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

1

24.06.2022

п. Лужба — п. Амзас

п. Амзас — тальковый карьер

карьер — Куприяновская поляна р. Мал. Казыр

1

— 7

4ч.

Пешком

Авто

Пешком

Нет

Курумник на спуске, броды

2

25.06.2022

м.н. — 3км ниже р. Сургас

9

2ч.

Сплав

Пороги до 3 к.с.

Пор. «Чертовы ворота» 3 к.с.

3

26.06.2022

м.н. — п. Амзас

15

2ч. 20м.

Сплав

Пор. «Молоко» 3 к.с.

Пор. «Три фашиста» 3- к.с.

Пор. «Каша» 3 к.с.

Пор. «Трек» 3 к.с.

4

27.06.2022

м.н. — тальковый карьер

карьер — р. Чистайга 1км. выше устья

8

6ч. 10м.

Авто

Пешком

Курумник на подъеме, броды

5

28.06.2022

м.н. — р. Бельсу в 1 км. выше устья р. Поднебесный

9

5ч. 30м.

Пешком

Перевал «Маруха», броды

6

29.06.2022

м.н. — радиальный выход на озеро Выпускников и г. Большой Зуб — м.н.

10 +

(10)

10ч.

Пешком

Восхождение на г. Большой Зуб

7

30.06.2022

м.н. — 4 км. ниже устья р. Большой Кувас

43

8ч.

Сплав

Пор. «Ступенька» 3 к.с.

Пор. «Горло» 3+ к.с.

Пор. «Каменная роща» 3 к.с.

8

01.07.2022

м.н. — р. Томь 1 км. ниже устья р. Бельсу

21

3ч. 50м.

Сплав

Плесы

9

02.07.2022

м.н. — с. Камешек

12

1ч. 40м.

Сплав

Плесы

.

Итого пройдено: 135 км. Из них 35 км. пешком и 100 км. по воде.

*Расстояния на пешей части считались «по прямой» без учета извилистости и набора или потери высоты.

.

3.6Техническое описание прохождения маршрута группой

 

На маршрут заявлялись группой из семи человек на трех судах, но одного из участников не отпустили с работы. В итоге проходили маршрут вшестером на К4 и К2.

В разделе указано местное время GMT+4 (Кемеровская область). Промежуточные пункты маршрута или ключевые точки маршрута и их координаты помещены в приложение, а в тексте ссылки на них указываются как ППМ № …. Курсивом в отчете приведены описания препятствий и их ориентиры, соответствующие нашему низкому уровню воды. Указана возможная сложность для разных уровней воды.

В связи с низким уровнем воды сложность определяющих маршрут препятствий оказалась соответствующий только 3 к.с., вместо заявленных 4 к.с., что нас немного огорчило, но не расстроило.

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

1

24.06.2022

п. Лужба — п. Амзас

п. Амзас — тальковый карьер карьер — Куприяновская поляна р. Мал. Казыр

1

— 7

4ч.

Пешком Авто

Пешком

Нет

Курумник на спуске, броды

1:20 Выгрузились на ж/д станции Лужба. Пошел сильный дождь, и мы быстро поставили палатки отойдя 50м. от станции. ППМ № 1.

6:30 Подъем. Перепаковали и распределили вещи для пешей части. Переправа расположена в 1 км. выше по р. Томь. ППМ № 2. Идти минут 20 прямо по дороге или пройти по тропинке к реке и идти вдоль неё. Дров нет. Вместо завтрака делаем сухой перекус и ждем лодку до 9:00. Переправляемся в п. Амзас и идем узнавать насчет заброски до талькового карьера. В первых же домах справа по главной дороге расположен туристический приют, в котором можно договориться с машиной, но обычно водители сами приезжают к переправе и везут всех желающих. Здесь же расположен небольшой магазин.

.

Фото 1. Группа на старте в устье р. Амзас

9:45 Дождавшись полной загрузки Урала, мы отправились в часовую поездку до талькового карьера. ППМ № 3.

11:00 Начали пешую часть. Идем ходками по 15-20 минут, затем 10 минут отдыхаем. 2 км.

грунтовой дороги и далее хорошая тропа на перевал Алгуй. По пути расположены несколько туристических приютов. ППМ № 4.

12:50 Встаем на обед прямо на тропе недалеко от ручья. ППМ № 5. Хорошее, оборудованное место оказалось 150 м. ниже.

14:00 Продолжаем движение. Начинается довольно крутой спуск по крупному курумнику вдоль живописного Куприяновского ручья. Периодически встречаются броды. На последних километрах тропа выполаживается.

.

Фото 2-3. Спуск вдоль Куприяновского ручья и брод через него

15:50 Приходим на берег Малого Казыра. Здесь несколько больших, ровных, вытоптанных полян, но без деревьев. Есть приют и баня, но за дровами приходится ходить довольно далеко выше по течению. Начинаем сборку катамаранов. Воды в Казыре мало. Ловится мелкий хариус. ППМ № 6.

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

2

25.06.2022

м.н. – 3 км. ниже р. Сургас

9

2ч.

Сплав

Пороги до 3 к.с.

Пор. «Чертовы ворота» 3 к.с.

9:00 Подъем. Заканчиваем сборку судов.

12:30 Выходим на воду из удобного улова напротив бани. Тактика движения на протяжении всего маршрута – походная колонна К4 за ним К2. Осматриваем ОП, указанные в лоциях как 3-4 к.с.

Иногда снимаем на фото-видео К2, затем проходим К4, снимая только с воды.

В начале сплава (2-3 к.с.) река делится на 2 протоки. Проход слева. На слиянии проток (после первых 100 м. сплава) появляется метровый слив через зубчатую гряду и навал воды на большой камень. Практически сразу за сливом справа впадает Куприяновский ручей, и метров через 50 начинается следующее препятствие.

По нашей воде проходима только левая протока, частично перегороженная свисающими и упавшими деревьями. На выходе – едва габаритные для К4 ворота.

Далее 1 км. до стрелки Малого и Большого Казыра не сложная, но динамичная шивера с выступающими полуобливными и обливными камнями и небольшими локальными сливами.

Стрелку Малого и Большого Казыра (2-3 к.с.) видно примерно за 200 метров. Справа высокий скальный берег вдается в реку на несколько метров. Слева мощной струей почти перпендикулярно впадает Большой Казыр. При большом уровне воды это выглядит, как белая стена, пересекающая все русло Малого Казыра под углом в 30-40 градусов. Сильная сбойка струй. Возможен прижим к скальнику правого берега. ППМ № 7.

.

Фото 4-5. Малый Казыр на старте и стрелка с Большим Казыром

По большой воде порог стоит осмотреть. По низкой – для катамаранов можно идти сходу, по центру. Прижима к ПБ не наблюдается. До правого притока р. Сургас на протяжении 3,5 км. несколько простых шивер-перекатов и островов. К 13:10 проходим приток.

После впадения р. Сургас, долина сжимается, образуя каньон. В устье есть поляна для стоянки. Ниже на 200 м. еще одна поляна. От неё по ЛБ проходит тропа, по которой можно разведать пороги до «Чертовых ворот» включительно.

Порог «Безымянный» (Слоник). (2-3 к.с.) Длина 100 м. Река делится островом на две протоки. Мощная шивера, валы до 1 м., небольшой прижим к левому берегу. На слиянии проток пологий метровый слив через всё русло. ППМ № 8.

Порог «Створ» (Щеки). (2-3 к.с.) Длина 50 м. Метров через 15-20 после слияния проток виден «створ»: на левом берегу огромный валун, напоминающий шар. На правом берегу — невысокий скальный выступ, в 1,5 м. от него скала в русле. Ширина прохода между скалами около 5 м., слив около метра. ППМ № 9.

Порог «Щель». (2-3 к.с.) Длина 50 м. Метровый слив между скальных выходов. На выходе струя бьет в крупные подводные камни, образуя подряд две бочки с параллельными сливами между ними. Сразу после порога — большое улово под ЛБ. ППМ № 10.

Эти пороги по низкой воде разумно рассматривать как одно протяженное препятствие.

«Безымянный» шли сходу. «Створ» и «Щель» осматривали по левому берегу.

..

Фото 6-9. Пороги «Безымянный» (вид снизу). «Створ» (К2 и глазами К4). «Щель» (К2)

Через 300 м. следует порог «Палец» (Югус). (3 к.с.) Длина около 80 м. В начале препятствия серия коротких беспорядочных валов, затем отбойный вал от скалы ЛБ. «Зуб» в русле справа возвышается над водой более чем на 1,5 м. Ширина прохода 4 — 4,5 м. с метровой бочкой. В сужении сильная вертикальная турбулентность, опасен бой струи в «зуб». ППМ № 11.

.

Фото 10-11. К4 в пороге «Палец»

Порог чуть интереснее всех предыдущих, осмотр и страховка по ЛБ. К2 прошел чисто, К4 изза обливных камней и мощной струи свалился в ключевую узость лагом.

Через 500 м. проходим порог «Серп». (2 к.с.) Мелкая заходная шивера переходит в мощный прижим к высокому ЛБ, далее крутой на 90 градусов ЛП, в котором пологий слив через обливные камни. ППМ № 12.

.

Отвесные скальные стенки по обоим берегам служат ориентиром порога «Чертовы ворота». (3-4 к.с.) Длина 70 м. Просмотр обязателен! Чалиться необходимо до начала заходной шиверы. Русло сжимается скалами до 10 — 12 м. и имеет резкий уклон. В центре русла полуобливной «зуб», разбивающий поток на две струи. Слева – огромная скала, образующая вместе с «зубом» «ворота» шириной чуть больше 2 м. и «канализацию» под ЛБ, шириной около 1 м. В «воротах» небольшой прижим на скалу. По высокой воде вход в порог по правому берегу через метровый слив и две бочки более двух метров. Проход по левому руслу исключается. По низкой воде справа открываются подводные камни — остается проход слева либо обнос по канализации. ППМ № 13.

13:45 Пошли осматривать порог. Траектория прохождения с воды не читается. Проходили по очереди К2, К4, страховали спасконцом за скалой в улове ЛБ. Для попадания в «ворота» требуется один точный маневр, с которым оба экипажа успешно справились.

.

Фото 12-14. Порог «Чертовы ворота»

От «Чертовых ворот» до следующих препятствий около 2 км. фонового сплава. По обоим берегам начинают попадаться популярные стоянки. По ЛБ практически до устья р. Томь проходит лесная автомобильная дорога. Немного устав от пешей части и не спеша начать следующую, решили не проходить Казыр за один день и в 14:30 встали на стоянку. Ловим хариуса. ППМ № 14.

.

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

3

26.06.2022

м.н. — п. Амзас

15

2ч. 20м.

Сплав

Пор. «Молоко» 3 к.с.

Пор. «Три фашиста» 3- к.с.

Пор. «Каша» 3 к.с.

Пор. «Трек» 3 к.с.

9:45 Выход. Через 15 минут причаливаем для осмотра.

Порог «Молоко». (3-4 к.с.) Длина 150 м. Начинается на левом повороте русла короткой шиверой. Далее река с большой скоростью входит скальные ворота шириной примерно 6 м. Перед сужением в центре русла полуобливной камень, образующий 1 м. бочку. Левая скальная стенка подмыта и выступает над струей. На выходе из сужения серия беспорядочных валов. Через 30 м.

пологий слив через всё русло. ППМ № 15.

Почти сразу за ним находится следующий порог «Три Фашиста». (3-4 к.с.) Длина 40 м. Пирамидальная скала в центре русла. Слева и справа от неё еще две небольших скалы. Проход у ЛБ вдоль вертикального скального обрыва и у ПБ метра три-четыре шириной со сливом 1-1,5 метра. Прохождение через центр в любую воду грозит поломкой судна.

.

Фото 15-17. Обзор порогов «Молоко» и «Три фашиста»

Прошли тандемом оба порога сразу. В «Молоко» заходили ближе к ПБ и пробивали бочки. «Три фашиста» — заранее ушли под ЛБ и аккуратно прыгнули в основной слив. Через 1 км. относительно спокойного сплава за правым поворотом расположен порог «Каша». Здесь же подвесной мост через реку и турбаза.

.

Фото 18. К4 в ключевом месте порога «Молоко»

.

Фото 19. К4 проходит «Три фашиста» по левому сливу

Порог «Каша». (3-4 к.с.) Длина 200 м. Первая ступень – крутой водоскат, валы до 1 м. с навалом на скальный выход в центре струи. После короткого участка быстротока на выходе 1,5 м. слив через всё русло, разорванный несколькими скальными выходами. Чистый проход под ПБ. Под ЛБ струя уходит в прижим к большой скале. За скалой хорошее улово, удобное для страховки. ППМ №16.

Проходили по очереди К2, К4. В первой ступени мощная струя, отбивающая от скального навала, прижимает к ЛБ, удалось развернуть четверку. Вторую ступень оба экипажа прошли под ПБ.

Порог удобно снимать и страховать с ЛБ. В 11:05 Закончили прохождение «Каши».

.

Фото 20-22. Прохождение порога «Каша»

Через 500 м. порог «Бом» (2 к.с.), представляющий собой прижим к бому на ПБ. ППМ № 17.

Еще через 500 м. порог «Трек». (3 к.с.) Длина 100 м. Просмотр по ЛБ. Начинается пологим правым поворотом широкого русла. Скальный выход пород в центре русла образует две протоки. Левая забита крупными валунами. Чистая в начале правая часть заканчивается каменным мешком с единственным проходом в конце шириной не более 3,5 м. и сливом около 1 м. ППМ № 18.

Прошли сходу. Единственный возможный по нашей воде проход шириной около 3 м. – между основным скальным выходом и крупным валуном около ЛБ.

Через 100м. Мост автодороги. Все проходы относительно чистые. Через 250м. от моста порог «Яма». (2 к.с.) Небольшая бочка в половину русла под ПБ. Представляет интерес по большой воде. ППМ № 19.

12:05 После непродолжительного сплава по Томи вернулись в п. Амзас. В это время с талькового карьера приехала машина, но делать второй рейс водитель категорически отказался за любые разумные деньги. Договорились уехать завтра в первую очередь. Делаем полудневку в 500 м. от устья р. Амзас на небольшой поляне сразу за домиками. ППМ № 20. Хорошая, солнечная погода позволяет основательно высушиться перед пешкой. Зашли в магазин, чтобы скрасить долгий вечер свежими булочками и холодным пивом.

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

4

27.06.2022

м.н. — тальковый карьер карьер — р. Чистайга 1км.

выше устья

8

6ч. 10м.

Авто

Пешком

Курумник на подъеме, броды

9:45 Снова едем на Урале до карьера. На этот раз чуть менее комфортно ввиду чуть большей загруженности. ППМ № 1.

11:00 Выходим. Идти по дороге вдоль левой стороны карьера, далее небольшой подъем на поляну, за которой следует крутой спуск длиной около 1 км. вниз до р. Амзас. Небольшой дождь делает тропу скользкой и не приятной, приходится идти медленно и осторожно.

.

Фото 23. Спуск с талькового перевала в сторону р. Амзас

12:30 Спускаемся к Амзасу. Далее тропа идет по крупным камням вдоль ручья. Идти тяжело.

.

Фото 24. Пока еще хорошая тропа вдоль р. Амзас

13:50 Делаем обед. Здесь хорошая поляна для стоянки. На право вдоль ручья уходит тропа к Алгуйским водопадам. ППМ № 21.

Фото 25. Один из многочисленных бродов

15:00 Продолжаем маршрут. По пути периодически встречаются хорошие стоянки. Через 10 минут развилка. Вперед – тропа ведет к крутому бому, проходить который с тяжелыми рюкзаками проблематично. Направо – тропа обходит бом, поднимаясь вдоль ручья и затем сворачивая налево. Мы пошли справа. ППМ №

22.

17:15 Снова развилка. Налево – идти вдоль ручья с несколькими бродами, направо – подняться на небольшую полку и идти по ней. Здесь выбрали левый вариант. ППМ № 23.

17:45 Проходим слияние Амзаса и Чистайги. Есть небольшая стоянка. После брода через Амзас следует несложный подъем. Тропа хорошая, через некоторое время спускается к Чистайге.

18:20 Встали на стоянку на хорошей поляне. ППМ № 24. Проблем с дровами нет. Отмечаем день рождения Александра.

 

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

5

28.06.2022

м.н. — р. Бельсу в 1 км. выше устья р. Поднебесный

9

5ч. 30м.

Пешком

Перевал «Маруха», броды

9:30 Выход. Первый переход простой: болотистая местность, пара бродов. Затем крутой подъем протяженностью примерно 1 км. Далее подъем выполаживается и до вершины перевала идти не так трудно.

11:50 Перевал «Маруха» не выражен. На самой верхней точке есть небольшая полочка под одну две палатки. ППМ № 25. Хорошего источника воды по пути от подъема до Поднебесного ручья не видели. За перевалом плавный спуск. Других отмеченных на карте троп, кроме тропы на приют Поднебесный, мы не нашли. Последние 600 м. спуск становится чуть круче.

.

Фото 26-27. Виды и группа на спуске с перевала «Маруха»

14:15 Спустились к ручью Поднебесный. ППМ № 26. В приют не заходили. Идем к верхней стоянке на Бельсу. Встретившийся по пути смотритель говорит, что рыба ловится плохо, просит соблюдать чистоту.

15:00 За 20-25 минут дошли до Бельсу. Дорога ведет через небольшое болото. Поляна отличная, места много, спуск к воде беспроблемный, дров — море. Строевой лес выше по течению. Там же небольшой порожек. К вечеру собираем суда, ловим пару хариусов. ППМ № 27.

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

6

29.06.2022

м.н. — радиальный выход на озеро Выпускников и г.

Большой Зуб — м.н.

10 +

(10)

10ч.

Пешком

Восхождение на г. Большой Зуб

6:30 Подъем. 8:00 Выходим налегке в сторону озера Выпускников», взяв с собой еду, рации и тент. Саша решил остаться в лагере. Идем по 40-50 минут, отдыхаем по 10-15. Тропа хорошо набита, на протяжении 2,5 км. следует плавный подъем. На следующих 1,5 км. — два крутых подъема. Затем снова 2 плавных километра.

10:30 Пришли к озеру. ППМ № 28. 11:00 Прошли его половину, дойдя до самых живописных мест. Трезво оценив свои силы, подниматься до вершины Большой Зуб решили Юра и Илья. Остальные отдыхают в районе озера и через некоторое время выдвигаются назад. Держим связь по рации.

.

Фото 28-29. Озеро Выпускников

11:45 Пришли к месту, называемому «Татьянин камень». ППМ № 29. Длинный подъем к нему по крупному курумнику, тропы как таковой нет. Второй подъем — через густые заросли кустов. Вышли на ровное плато метров 500 протяженностью. Подниматься дальше решили вдоль одного из сбегающих ручьев по мелкому курумнику. Камни постепенно становятся крупнее. Оказавшись на вершине одной из гряд зубьев, двигаемся правее «по азимуту» на Большой Зуб. На последних 200 м. — очень крутой подъем по траве с элементами свободного лазанья.

....

Фото 30-35. Подъем на «Большой Зуб».

.

14:00 Взошли на Большой Зуб. ППМ №30. Открываются красивые виды на окрестности и весь район Поднебесных зубьев. Ветра нет, солнечно.

.

Фото 36-37. Вид на долину р. Казыр и на озера с вершины Большой Зуб

.

Фото 38-39. Илья и Юра на вершине Большой Зуб

14:30 Пообедав, аккуратно спускаемся обратно. По рации связываемся с озерной группой, они собираются возвращаться в лагерь. К 16:20 спускаемся к озеру, купаемся.

.

Фото 40. Наташа у ручья Поднебесного на спуске с озера

18:00 Вернулись в лагерь. С утра было желание вернувшись с горы продолжить сплав, но к вечеру решили, что проще будет догонять график уже завтра. Прогулку к озеру Выпускников и подъем на «Татьянин камень» мы можем порекомендовать всем желающим. Подъем на «Большой Зуб» за этот же день требует неплохой физической подготовки. Если верить навигатору, то лагерь на берегу Бельсу находится на высоте 650 м., озеро на 1180 м., а Большой Зуб – 2040 м. над уровнем моря. Т.е. за день на протяжении десяти километров нужно набрать почти 1400 м. высоты и еще столько же спуститься.

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

7

30.06.2022

м.н. — 4 км. ниже устья р. Большой Кувас

43

8ч.

Сплав

Пор. «Ступенька» 3 к.с.

Пор. «Горло» 3+ к.с.

Пор. «Каменная роща» 3 к.с.

9:20 Выходим на воду.

Первые 1,5 км. довольно бодрая шивера, с большим количеством полуобливных камней, требующая активных маневров. Линия движения читается сходу.

Затем 10 км. до порога «Ступенька» течение быстрое, встречаются перекаты с валами до 1 м. и пара локальных порожков с прижимами на поворотах. Отдельно можно выделить чистый слив 0,7 м. через всю реку. ППМ № 31.

Порог «Ступенька». (3 к.с.) Длина 250 м. Две ступени. Первая – простая шивера с обливными камнями. Вторая расположена за поворотом. В центре русла крупные камни делят русло на две части. Правая более широкая с плавным перепадом через обливные камни. Левая более чистая, но заканчивается сливом 0,7 м. через камень. ППМ № 32.

Участок шли сходу, понравилась шивера на первых километрах. К 11:00 дошли до «Ступеньки». Вторую ступень К4 прошли под правым берегом, К2 – по центру.

.

Фото 41-42. К4 в пороге «Ступенька». Первая и вторая ступени

До порога «Горло» 26 км. На реке встречаются простые перекаты и шиверы 2 к.с. За 5 км. до порога их характер немного меняется – в русле появляются крупные полуобливные камни. ППМ № 34. 14:00 Встаем на полуторачасовой обед. ППМ № 33.

16:20 Слева к реке подходит дорога. ППМ № 35. Сюда можно заехать на полноприводном транспорте от п. Теба. Все чаще встречаются местные рыбаки на моторных лодках.

16:45 Чалка перед горлом на ПБ.

Порог «Горло». (3-4 к.с.) Длина около 1 км. Представляет собой протяженное препятствие, состоящее из трех ступеней. Ориентиром начала порога может служить сужение реки и нагромождение крупных валунов по обоим берегам. Просмотр и страховка по ПБ. ППМ № 36.

Первая ступень представляет собой сужение реки до 10 м. при увеличении уклона, где через всю ширину реки стоят косые валы до 1,5 м., чередующиеся с бочками и сливами. Длина участка 150 — 200 метров. После препятствия следует участок быстротока, с которого можно зачалиться в улово справа.

Вторая ступень представляет собой слив водопадного типа через всю реку, разделенный обливными камнями на несколько сливов, при некотором расширении русла. Длина около 20 м. По низкой воде высота слива около 1,2 м., проход по центру.

Третья ступень (длина около 500 м.) характеризуется обилием крупных обливных и полуобливных камней, сливов, валов, бочек, плавно переходит в шиверу.

После осмотра решили идти первую ступень тандемом, а ключевой слив пройти по очереди и отснять с берега. Оба экипажа успешно прошли его по центру. В третьей ступени требуются активные маневры, особенно на первых 200 метрах, проходили тандемом.

.

Фото 43-44. К4 и К2 в первой ступени порога «Горло»

.

Фото 45-46. Вторая ступень порога «Горло». К2 и К4

.

Фото 47-48. Третья ступень порога «Горло»

17:45 подходим к правому притоку р. Большой Кувас. Планировалось разведать и пройти её последние 2-3 км., но воды в речке нет совсем, так что её можно перейти пешком. В устье есть домик, и скошенная площадка, на которой можно поставить палатки, но они уже заняты приезжими рыбаками, так что уходим дальше. Неплохая стоянка была в 300 м. выше на ЛБ.

.

Фото 49-50. Р. Большой Кувас в нашу воду и ожидаемые по большой воде пороги в 3 км. выше устья

Через 1,3 км. – последний именной порог «Каменная роща». (3 к.с.) Длина 250 м. Расположен за большим галечным островом. Две ступени. В первой небольшие камни, затем слив через все русло. Через 30 м. высокая глыба делит русло на две части. Проходы в 3-4м. слева и справа соответственно. ППМ № 37.

Проходим порог сходу. Четверке в пороге тесновато, но проходимо. Вторую ступень прошли под левым берегом.

..

Фото 51-53. Порог «Каменная роща» 18:50 Встали на хорошую стоянку на ПБ. ППМ № 38.

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

8

01.07.2022

м.н. — р. Томь 1 км. ниже устья р. Бельсу

.

21

3ч. 50м.

Сплав

Плесы

10:30 Вышли на воду. В 14:20 Встали на ЛБ Томи у ручья. ППМ № 39. Хороших стоянок до этого не заметили.

До устья несколько шивер и перекатов, позднее – плесы. Течение 3-4 км./ч. на плесах и 5-6 км./ч.

на перекатах. Много мелей, возможно проводка.

Фото 54. Глеб на фоне типичного участка в низовьях Бельсу

Д.

Число

Участок маршрута

Км.

ХВ

Способ передвижения

Препятствия

9

02.07.2022

м.н. — с. Камешек

12

1ч. 40м.

Сплав

Плесы

9:10 Выход. В 10:00 Проплываем поселок Камешек, здесь около автобусной остановки заканчивают сплав рыбаки. ППМ № 40. В 10:50 Приплываем к мосту в п. Майзас. Антистапель на ПБ. ППМ № 41. К 14:00 за нами приехал заказной автобус. До Новокузнецка ехали примерно 2 часа.

.

Фото 55. Группа в поселке Камешек

3.7Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

 

Статья расходов

На 1 человека

На группу 6 человек

ЖД билеты – Омск — Лужба Новокузнецк — Омск

7 000 р.

42 000 р.

Заброска

1 100 р.

6 600 р.

Выброска

750 р.

4 500 р.

Продуктовая раскладка

2 655 р.

15 930 р.

Ремнабор и аптечка групповой

150 р.

900 р.

Багаж

130 р.

780 р.

Итого:

11 785 р.

70 710 р.

4Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

.

1. Наша группа выполнила основную поставленную перед собой задачу, пройдя интересный маршрут 3 к.с. в районе Кузнецкого Алатау.

2. Заброска на маршрут состоит из коротких пеших частей и хорошо подходит в качестве первого или тренировочного пеше-водного похода. Тропы ко всем рекам хорошие и уверенно читаются, пешая часть очень живописна. Отдельной изюминкой можно считать возможность радиального выхода в сторону Поднебесных Зубьев.

3. Мы застали довольно низкий уровень воды в регионе. По более высокой воде препятствия на р. Казыр смело можно классифицировать 4 к.с. и выпускаться на этот маршрут в конце мая – начале июня следует как в 4 к.с. В июле-августе, по низкой воде, маршрут можно рекомендовать как хорошую тройку. Физическая и техническая подготовка группы позволяла пройти нам многие препятствия сходу.

4. Оптимальным средством сплава являются катамараны двойки. Однако четверки, несомненно, выигрывают в весе, что немаловажно при пеших подходах.

5.Река Большой Казыр, несмотря на свою короткую протяженность, довольно насыщенна разнообразными техничными препятствиями 3-4 к.с. и является очень хорошей рекой «выходного дня».

6. Река Бельсу – хороший выбор для начинающих водников в экспедиционном плане. Сложность сплава соответствует простой 3 к.с.

7. Нам очень повезло с погодой, и не очень с кровососущими насекомыми. В конце июня их довольно много. Клещи, наоборот, теряют свою активность, но всё еще встречаются.

.

3.8Cписок литературы и источников
1.Перечень классифицированных и эталонных туристких спортивных маршрутов и препятствий ТСССР ФСТР 2008 г.
2.Малюков М.В. Технический отчёт о водном туристском спортивном походе IV (четвертой) категории сложности в районе Кузнецкий Алатау по маршруту р. Казыр, р. Томь, совершенном с 1 июля по 23 июля 2010 г. Маршрутная книжка № 1/4 – 408
3.Кошкаров А.В. Отчет о прохождении туристского спортивного водного маршрута 4 (четвертой) категории сложности по рекам Казыр, Томь и Теба, совершенном с 11 июня по 16 июня 2014 г.
4.Ефимова О.С. Отчет о водном (катамараны) туристическом путешествии III к.с. в районе Кузнецкого Алатау по рекам Бельсу и Томь, совершенном с 08 июня по 18 июня 2007 г. Маршрутная книжка № 5(В)-07.
5.Суворов А. М. Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута третьей категории сложности по Кузнецкому Алатау по рекам Бельсу, Томь совершенном с 27 июня по 3 июля 2021 г. Маршрутная книжка № 33/2021.

 

   .

.

№ ППМ

Описание

Координаты

Комментарий

1

МН 23.06.2022

N53° 39.536′ E88° 52.562′

У ЖД станции

2

Переправа

N53° 39.611′ E88° 53.348′

Лодочная переправа через реку Томь

3

Тальковый карьер

N53° 41.910′ E88° 58.459′

Начало пешей части на р. Казыр и р. Бельсу

4

Развилка

N53° 42.502′ E89° 00.257′

Направо Куприяновский ручей, налево «Пик Дураков»

5

Обед 24.06.2022

N53° 42.471′ E89° 00.954′

Лучше пройти 150 м. по тропе

6

МН 24.06.2022

N53° 41.709′ E89° 02.712′

Большая поляна на несколько групп, приют, баня. Дрова далеко

7

Пор. «Стрелка»

N53° 41.172′ E89° 02.528′

Просмотр по ЛБ или ПБ.

8

Пор. «Безымянный»

N53° 39.252′ E89° 02.641′

Просмотр по ЛБ

9

Пор. «Створ»

N53° 39.147′ E89° 02.534′

Просмотр по ЛБ

10

Пор. «Щель»

N53° 39.123′ E89° 02.467′

Просмотр по ЛБ

11

Пор. «Палец»

N53° 39.003′ E89° 02.288′

Просмотр по ЛБ

12

Пор. «Серп»

N53° 38.748′ E89° 01.932′

Просмотр по ПБ

13

Пор. «Чертовы ворота»

N53° 38.557′ E89° 01.572′

Просмотр по ЛБ

14

МН 25.06.2022

N53° 38.353′ E89° 00.851′

Небольшая вытоптанная стоянка для маленькой группы. В 100 м.

ниже и выше еще стоянки

15

Пор. «Молоко»

N53° 38.074′ E89° 00.322′

Просмотр по ЛБ

16

Пор. «Каша»

N53° 37.599′ E88° 59.739′

Просмотр по ЛБ

17

Пор. «Бом»

N53° 37.678′ E88° 59.060′

Просмотр по ЛБ

18

Пор. «Трек»

N53° 37.664′ E88° 58.615′

Просмотр по ЛБ

19

Пор. «Яма»

N53° 37.563′ E88° 58.306′

Просмотр по ЛБ

20

МН 26.06.2022

N53° 39.835′ E88° 53.752′

Небольшая поляна у ручья Амзас

21

Обед 27.06.2022

N53° 43.271′ E88° 58.053′

Небольшая полочка с костровищем. В 30 м. по тропе полноценная стоянка

22

Развилка направо

N53° 43.556′ E88° 58.073′

Обход скального бома

23

Развилка

N53° 44.641′ E88° 58.501′

Обход ручьев и бродов

24

МН 27.06.2022

N53° 45.421′ E88° 58.592′

Ровная площадка, дрова в 50 м.

ниже по тропе

25

Перевал «Маруха»

N53° 46.934′ E88° 58.724′

Высшая точка перевала, место под 1-2 палатки

26

Поднебесный ручей

N53° 48.845′ E88° 57.440′

Стоянка

27

МН 28-29.06.2022

N53° 49.241′ E88° 57.183′

Хорошая стоянка для нескольких групп

28

Озеро Выпускников

N53° 47.945′ E89° 00.912′

Стоянка

29

Татьянин Камень

N53° 47.529′ E89° 01.884′

Обзорная площадка

30

г. Большой Зуб

N53° 47.512′ E89° 02.658′

Обзорная площадка

31

Пор. «Чистый слив»

N53° 47.269′ E88° 54.832′

Просмотр по ЛБ

32

Пор. «Ступенька»

N53° 46.272′ E88° 54.240′

Вторая ступень. Просмотр по ПБ

33

Обед 30.06.2022

N53° 46.180′ E88° 44.717′

Недалеко можно найти место под палатку

34

Шиверы

N53° 46.401′ E88° 41.801′

Крупные камни в русле

35

Дорога

N53° 46.739′ E88° 39.540′

Дорога от п. Теба

36

Пор. «Горло»

N53° 45.947′ E88° 38.136′

Начало порога. Просмотр по ЛБ

37

Пор. «Каменная роща»

N53° 45.430′ E88° 34.927′

Просмотр по ЛБ

38

МН 30.06.2022

N53° 44.399′ E88° 33.372′

Хорошая стоянка

39

МН 01.07.2022

N53° 40.095′ E88° 20.900′

Площадка под 2-3 палатки. С дровами проблемы

40

П. Камешек

N53° 38.989′ E88° 15.331′

Автобусная остановка

41

Антистапель

N53° 37.984′ E88° 12.979′

Мост в п. Амзас

.

.

.