Теберда — Б. Зеленчук — Аксаут — Уллу-Кам — Кубань 2021

Теберда — Б. Зеленчук — Аксаут — Уллу-Кам — Кубань 2021

Отчет

о прохождении водного спортивного туристского маршрута 4 категории

в республике Карачаево-Черкессия по маршруту:

г. Москва — г. Невинномысск – с. Домбай – рад. выходы на Домбай – с. Ниж. Теберда – сплав по реке Теберда – с. Джингирик – с. Архыз – сплав по реке Большой Зеленчук – 1 км. ниже п. «5-ый Взрывной» – 2 км. выше с. Красный Карачай – сплав по реке Аксаут – выше пос. Хасаут-Греческое – 4 км. выше с. Хурзук – сплав по реке Уллу-Кам от погранзаставы – сплав по р. Кубань – с. Каменномостский – г. Невинномысск — г. Москва,

совершенном сборной г. Москвы (команда Husky Whitewater Team) с

30 апреля по 10 мая 2021 г.

Маршрутная книжка № 1/4 –404

Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

 
1Содержание

1  Содержание

2  Справочные сведения

2.1  Проводящая организация

2.2  Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

2.3  Общие справочные сведения о маршруте

2.4  Подробная нитка маршрута

2.5  Техническое видео

2.6  Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

2.7  Определяющие препятствия маршрута

2.8  Состав группы

2.9  Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии)

2.10  Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий

3  Описание ТСМ

3.1  Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

3.2  Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

3.3  Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута

3.4  Изменения маршрута и их причины

3.5  График движения

3.6  Техническое описание прохождения маршрута группой

3.7  Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

4  Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Список сокращений

Сокращение

Расшифровка

пОП

Предопределяющее препятствие

ОП

Определяющее препятствие

р.

река

МН

место ночевки

г.

гора

ППМ

Промежуточный пункт маршрута (путевая точка)

руч.

ручей

ПП, ЛП

Правый поворот, Левый поворот реки

ПБ, ЛБ

Правый берег, Левый берег

2Справочные сведения
1.1Проводящая организация

Сборная г. Москвы, Команда Husky Whitewater Team (huskytm.ru).

1.2Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

Россия, Республика Карачаево-Черкессия.

1.3Общие справочные сведения о маршруте

Таблица 1. Общие сведения о маршруте

Вид маршрута (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность

Продолжительность

активной части, дней

Сроки

проведения

Всего

Ходовых дней

Водный

4 (четвертая)

125 км – сплав

6 км -пешком

11

8

30.04.2021 – 10.05.2021

1.4Подробная нитка маршрута

г. Москва — г. Невинномысск – с. Домбай – рад. выходы на Домбай – с. Ниж. Теберда – сплав по р. Теберда – с. Джингирик – с. Архыз – сплав по р. Большой Зеленчук – 1 км. ниже п. «5-ый Взрывной» – 2 км. выше с. Красный Карачай – сплав по р. Аксаут – ниже каньона «Два моста» – 4 км. выше с. Хурзук – сплав по р. Уллу-Кам – сплав по р. Кубань – с. Каменномостский – г. Невинномысск — г. Москва

1.6Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

 

Рисунок 1. Обзорная карта

Карта доступна по ссылке:

https://nakarte.me/#m=10/43.57890/41.96365&l=O&nktl=zCCWXcG4zzkRocsQy04H8A

 

1.7Определяющие препятствия маршрута

Таблица 2. Пройденные ОП и пОП (3, 4 к.т.)

Название

К.т.

Прохождение участниками

Гладков М.С.

Гладкова О.В.

Носов С.В.

Завьялов Н.В.

Гулящих И.А.

Каменский Д.А.

Плотников К.А,

Дрокин А.А.

Рюмшина В.М.

Дрокин Я.А.

Комиссаренко А.А.

р. Теберда

пор. Гай-порог

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

р. Б. Зеленчук

Шивера Архыз

3

VVV

VVV

VV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

пор. Взрывной-2

3

VVV

VVV

VV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

пор. Пушка

4C

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

пор. Взрывной-4

3

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

пор. Косой (Взрывной-5)

3

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

р. Аксаут

пор. Слалом

3

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

пор. Корнет

3

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

пор. S-образный

3

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

пор. Мустанг

3

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

кан. Осыпной

4B

VV

VV

VV

VV

VV

V

VV

VV

VV

VV

VV

кан. Красный

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

кан. 2 Моста

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

р. Уллу-Кам

Узункольский каскад

V

V

V

V

V

X

V

V

V

V

X

Хурзукский каскад

V

X

V

V

V

X

V

V

V

V

V

р. Кубань

пор. У рудника

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

пор. Даутская шивера

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

пор. 1-й Взрывной

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

пор. Зиг-заг

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

V

кан. Аманхыт

4B

V

V

V

V

V

V

X

V

V

V

V

пор. Каменомосткий-1

4A

V

V

V

V

V

V

X

V

V

V

V

Итого: пройдено предопределяющих препятствий (пОП): 15 шт. Пройдено определяющих препятствий (ОП): 6 шт, из них : 4А — 1 шт, 4B — 2 шт, 4С — 3 шт

Примечание. В таблицах приняты следующие обозначения: V – проходил (VV-2 раза); X – не проходил.

1.8Состав группы

Таблица 2. Данные об участниках

ФИО

Г.Р.

Тур. Опыт

Обязанности

1

Гладков

Максим

Сергеевич

1990

5Р Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя – Катунь,

4-5Р Сев. Кавказ 6 раз
5Р Хара-Мурин, к2

5Р Жомболок — Ока Саянская, к4

5Р Хара-Мурин, к4

4-5Р Сев. Кавказ 5 раз

Руководитель,

К1

2

Гладкова

Ольга

Вячеславовна

1994

5У Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя — Катунь
5У Катунь — Чуя — Урсул, к2

5У Жомболок — Ока Саянская, к4

5У Хара-Мурин, к4

4-5У Сев. Кавказ 5 раз

К2-1

3

Носов

Сергей

Викторович

1987

5У Катунь — Чуя — Урсул
5У Кодор-Чхалта

4-5У Сев. Кавказ 3 раза

К2-1

4

Завьялов

Николай

Викторович

1962

4У Чуя — Катунь
5У Жомболок — Ока

К2-3

5

Гулящих

Илья

Анатольевич

1992

5У Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя — Катунь
5У Катунь — Чуя — Урсул, к4

4Р Чая — Олокит, к2

Зам. Руководителя

К2-5

6

Каменский

Даниил

Александрович

1984

6У Верхний Чулышман (Язулинский каньон) к2
6У Ой-тал-Тар-Кекемерен-Чон-Кемин, к4

6У Мажой (трижды) К2

К2-5

7

Плотников

Константин Александрович

1986

4(5)У Катунь-Чуя, к2
4У Хангарул — Зунмурин — Утулик,

4(5)У Кольский, к2

К2-4

8

Дрокин

Александр

Анатольевич

1971

5У Сев.Кавказ, к2
3Р Укса, к2

3Р Писта, к2

К2-2

9

Рюмшина

Вероника

Михайловна

1992

5У Катунь — Чуя — Урсул, к2
5У Жомболок — Ока Саянская, к4

5У Хара-Мурин, к4

4-5У Сев. Кавказ 5 раз

К2-4

10

Дрокин

Ярослав

Александрович

1998

3У Укса, к2

4У Сев. Кавказ

К2-2

11

Комиссаренко

Алла

Андреевна

1985

5У Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя – Катунь

5У Хара-Мурин, к4

5У Жомболок — Ока Саянская, к4
5У Катунь — Чуя — Урсул, к4

К2-3

 
1.9Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии).

Фото и видеоматериалы, а также треки можно запросить у руководителя похода.

Руководитель: Гладков Максим Сергеевич, г. Москва

Печатная версия отчета и DVD-диск с материалами хранится в библиотеке ФСТ — ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1 (https://fst-otm.net/).

Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны на сайте https://huskytm.ru/.

Над отчетом и материалами в него работали:

Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;
Гулящих И.А. — тех. описание, техническое видео.
1.10Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий.

Маршрутная книжка: ¼-404. Заявочные документы рассматривались МКК ФСТ-ОТМ, (г. Москва) в составе Климин С.В., Веселов Д.А., Болдырев С.С.

Код штампа МКК 177-00-56666552


1.11Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

На майские праздники наша группа решила не изменять себе и выбрала почти всем участникам знакомый регион — Северный Кавказ. Данный регион замечательно подходит для повышения уровня спортивной подготовки водников и отработки командного взаимодействия при прохождении сложных водных препятствий, ввиду своей транспортной доступности. Наше путешествие задумывалось как учебно-тренировочное мероприятие перед предстоящим сезоном, позволяющее повысить техническое мастерство; размяться и вернуться в спортивную форму после зимы; оценить снаряжение, но и, конечно, отдохнуть, погреться. Длительные праздничные выходные, выпавшие в этом году позволили подготовить максимально насыщенный маршрут для этого региона. Таким образом изначальный план включал в себя все речки данного региона, традиционно посещаемые водниками.

Целями и задачами похода ставилось:

— спортивно отдохнуть, повысить мастерство участников группы и руководителя;

— провести тренировки и войти в тонус перед летними походами;

— посодействовать в тренировочном процессе для участников школы команды Husky Whitewater Team.

Все участники имели все необходимое специальное водное снаряжение, защиту туриста-водника, НАЗ (спасодеяло + огниво + топливо + обезболивающее в таблетках), водонепроницаемые рации Baofeng повышенной мощности. У каждого экипажа имелся распечатанный экземпляр комплекта всех карт, на группу было 2 навигатора GPS с загруженными картами и путевыми точками.

В качестве горного снаряжения взяли на маршрут 50 м. основной веревки (статика), 2 комплекта (жумар, карабины, спусковое устройство, обвзяка).

Группа была зарегистрирована в МЧС. В настоящее время регистрация проводится в режиме онлайн на официальном сайте ведомства. В МЧС сообщали при входе и сходе с маршрута.

 

1.12Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Как правило, водные маршруты по рекам Северного Кавказа начинаются из г. Невинномысск или из г. Минеральные воды.

Для заброски до г. Невинномысск часть участников использовала ЖД транспорт. Время в пути, в зависимости от поезда, от 24 часов до 30.

Второй вариант – авиаперелет до г. Минеральные воды.

Для организации дальнейшего путешествия нами был выбран наиболее удобный и распространенный в данное время вариант – передвижение с машиной сопровождения.

Наши водители — Ибрагим и Мурат (+79034225412). Занимаются перевозкой много лет, хорошо знают реки, места стоянок. Машины – Газель с прицепом и багажником на крыше, так что мы путешествовали с комфортом. Все контакты для договоренности заранее были через Муссу Джумаева, с кем мы раньше всегда ездили. Мусса же организовал нам этих водителей. Стоимость одной автомашины типа Газель 7000 рублей в сутки + 20 руб/километр.

По долине реки Теберда идет отличная асфальтовая дорога к с. Домбай и соответствующему горнолыжному курорту.

Заброска на реку Б. Зеленчук производится автомобильным транспортом до поселка Архыз. Движение довольно оживленное, возможно использование общественного транспорта. Сейчас там ремонтируют дорогу, возможны небольшие заторы.

По долине Аксаута идет грунтовая дорога, в некоторых местах разбитая лесовозами. В плохую погоду заехать к верхним каньонам сможет только полноприводная машина. Сплав обычно начинают ниже, от пос. Красный Карачай до куда можно доехать на Газели, Портере и.т.п. Сплав логично организовывать до окончания красного каньона или же до поселка Хасаут Греческое, откуда начинается нормальная дорога.

От поселка Учкулан до погранзаставы через поселок Хурзук идет грунтовая дорога, по которой в сухую погоду спокойно может проехать газель. Место стапеля — у погранзаставы. Для заброски выше погранзаставы необходимо заказывать погранпропуска заранее в местном отделении ФСБ.

Сплав удобно окончить с правого берега до плотины с водосбросом в пос. Учкулан. Сюда спускается дорога.

Вдоль р. Кубань идет хорошая автомобильная дорога. Сплав заканчивали на левом берегу перед пор. Желоб – ориентир автомобильный мост в поселке Каменномостский.

Заканчивали маршрут в г. Невинномысск. На обратном пути, как и для заброски, мы использовали как ЖД, так и авиатранспорт.

Так как южная граница Карачаево-Черкесской республики одновременно является и государственной границей России, то при посещении некоторых рек данного региона требуется оформление погранпропусков. Желательно делать это заранее – это позволит избежать ожидания при получении пропусков в Черкесске при заброске (как, судя по прочитанным нами отчётам, происходит у большинства групп). В нашем случае оформления погранпропусков не требовалось.

Пограничное управление ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике: 369012, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, д. 84 Б. Телефоны: 8 (8782) 20-18-00, 20-01-33, 26-41-33.

1.13Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута.

Аварийные сходы с маршрута не представляют большой сложности. Вдоль Теберды, Б. Зеленчука (до Архыза и выше), Кубани с Уллу-Камом (до Хурзука) идут хорошие асфальтированные дороги. Вдоль Аксаута идет неплохая лесовозная дорога.

Кроме того, в период майских праздников вдоль всех этих рек катается большое число туристических групп.

Сотовая связь на маршруте:

– на Теберде есть на всём сплавном участке;

– на Бол. Зеленчуке есть на всём сплавном участке;

– на Уллу-Каме и Кубани также есть почти на всём протяжении начиная с верховьев, за исключением отдельных мест, где связь отсутствует из-за конфигурации гор – для её появления достаточно лишь немного пройти по дороге вдоль реки вверх или вниз;

– на Аксауте пропадает через несколько километров выше с. Хасаут-Греческое;

Регистрация туристов в МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике по телефону доверия: 8 (8782) 26-01-00 или на сайте www.09.mchs.gov.ru.

Оперативный дежурный КЧ поисково-спасательного отряда МЧС России Тел. 8 (8782) 23-90-60, 8 (8782) 23-90-61.

1.14Изменения маршрута и их причины.

Из-за недостаточно высокого уровня воды мы не поехали на верхние каньоны р. Аксаут, а повторно прошли участок от пос. Красный Карачай до кан. Красный.

В виду хорошего уровня на р. Уллу-Кам мы воспользовались запасным вариантом и дополнительно к основной нитке прошли верхний каскад (Узункольский) от погранзаставы.

Также заехали на разведку на правый приток Кубани – р. Худес. Провели разведку выходной части, но в виду низкого уровня воды для сплава на ней на катамаранах, выше не поехали и оставили на следующий раз.

1.15График движения
День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

 

30.04.2021

г. Москва – г. Невинномыск

   

Поезд

 
 

01.05.2021

г. Москва – г. Невинномыск

   

Поезд

 

1

02.05.2021

г. Москва – г. Невинномыск

п. Домбай. Стапель.
Радиальный выход-экскурсия.

3

 5-00

Поезд

Пешком

 

2

03.05.2021

МН – место страта на р. Теберда

Сплав по р. Теберда до пор. Гай-порог

45

16

1-50

1-00

3-30

Автомобиль

Сплав

Пор. Гай-порог

3

04.05.2021

Сплав по р. Б. Зеленчук ниже пор. 5-й взрывной (Косой)

Разведка пор. Пушка

Переезд к месту лагеря

Сплав по р. Б. Зеленчук выше пор. Пушка

Переезд к месту лагеря

17

1

20

8

8

1-50

1-05

3-00

0-25

1-05

0-15

Сплав

Пешком

Авто

Сплав

Авто

Пор. Взрывной-2

Пор. Пушка

Пор. Взрывной-3

Пор. Взрывной-4

Пор. Взрывной-5 (Косой)

4

05.05.2021

Сплав по р. Б. Зеленчук ниже пор. 5-й взрывной (Косой)

Переезд на р. Аксаут (Осыпной каньон)

17

90

1-30

1-30

4-00

Сплав

Авто

Пор. Пушка

Пор. Взрывной-3

Пор. Взрывной-4

Пор. Взрывной-5 (Косой)

5

06.05.2021

Переезд к пор. Слалом (выше пос. Красный Карачай). Вытаскивание бревна.

Сплав по р. Аксаут от пор. Слалом до МН (ниже кан. Осыпной)

Переезд к пор. S-образный

Сплав по р. Аксаут от пор. S-образный до МН (ниже кан. Осыпной)

18

17

7

7

1-40

0-50

4-00

2-20

0-50

0-55

Авто

Сплав

Авто

Сплав

16-

Пор. Слалом

Пор. Корнет

Пор. S-образный

Пор. Мустанг

Осыпной каньон

Расчески и бревна

6

07.05.2021

Переезд к пор. Слалом (выше пос. Красный Карачай).

Сплав по р. Аксаут от пор. Слалом до базы (выше пос. Хасаут-Греческое)

Переезд на р. Уллу-Кам.

18

17 + 10

110

3-00

1-30

5-10

4-30

Авто

Сплав

Авто

Пор. Слалом

Пор. S-образный

Пор. Мустанг

Осыпной каньон

Каньон два моста

Красный каньон

7

08.05.2021

Разведка Узункольского каскада р. Уллу-Кам (от погранзаставы)

МН – Погранзастава

Погранзастава – Узункольский каскад – Хурзукский каскад — плотина в пос. Учкулан

Сплав по р. Кубань от пос. Учкулан до кан. Аманхыт

2+2

6

17

36

1-50

3-20

2-20

3-40

Пешком

Авто

Сплав

Сплав

Узункольский каскад

Хурзукский каскад

Взрывные пороги р. Кубань (3 к.т.)

8

09.05.2021

МН – выше кан. Аманхыт

Выше кан. Аманхыт – выше пор. Желоб

Антистапель. Выше пор. Желоб – г. Невинномыск

7

6+

12

2-00

0-10

2-40

Авто

Сплав

Авто

Каньон Аманхыт

Каменномостский-1

 

1.16Техническое описание прохождения маршрута группой

В разделе указано местное время GMT+3.

Промежуточные пункты маршрута или ключевые точки маршрута и их координаты помещены в приложение, а в тексте ссылки на них указываются как ППМ № ….

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

 

30.04.2021

г. Москва – г. Невинномыск

   

Поезд

 

21-50 Отправились с Казанского вокзала. Весь поезд набит туристами-водниками. У нас целый вагон туристов-водников.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

 

01.05.2021

г. Москва – г. Невинномыск

   

Поезд

 

Целый день в поезде.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

1

02.05.2021

г. Москва – г. Невинномыск

п. Домбай. Стапель.
Радиальный выход-экскурсия.

3

 

5-00

Поезд

Пешком

 

02-40 Приехали в Невинномыск. Грузимся на Газели.

5-00 Заехали в п. Хабез. Взяли газовые баллоны и заправили их. Купили свежего хлеба на группу на несколько дней вперед.

8-00 Приехали в п. Домбай. Встаем в бывшем альплагере на частной территории (ППМ № 1). Это самый удобный и дешевый способ погостить в Домбае и при этом совместить экскурсионную программу с стапелем. Территория закрытая и охраняется, можно без проблем оставить снаряжение и выйти в поселок или горы на прогулку.

13-00 Выходим на радиальный выход по окрестностям Домбая. Поднимаемся на подъемниках на вершину.

18-00 Возвращаемся с прогулки. Заканчиваем стапель.

20-00 Ужин.

22-00 Отбой.

Рисунок 1. Виды с Домбая

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

2

03.05.2021

МН – место старта на р. Теберда

Сплав по р. Теберда до пор. Гай-порог

45

16

1-50

1-00

3-30

Автомобиль

Сплав

Пор. Гай-порог

8-00 Подъем.

9-00 Сбор лагеря. Погрузка судов на машины. Суда вяжем специальными стропами с “крокодилами”, что сильно ускоряет процесс привязки. Переезд к началу старта на р. Теберда в районе одноименного поселка. Выше начинать сплав бессмысленно — порогов нет и проблемы с Тебердинским заповедником.

12-20 Прибыли на место старта (ППМ №2). Разгрузка, загидривание. Сплав осуществляем без вещей. С собой ремнабор (судовые и групповой) и аптечка. У каждого экипажа на судне рация и комплект карт с отмеченными порогами.  

13-00 Проводим инструктаж. Назначаем следующий порядок движения: К2-1, К2-2, К1, К2-3, К2-4, К2-5. Сегодня на воде все.

Рисунок 2. Место старта на р. Теберда (вид с ЛБ)

Рисунок 3. Место лагеря в заброшенном альплагере в Домбае

13-30 Проплываем экскаваторы в русле реки. В данным момент ведутся работы по строительству газопровода и русло сильно меняют. Сплав с фоном около 2 к.т. — самое то для того, чтобы разгрестись после долгой зимы.

15-00 Подходим к пор. Гай-порог, который находится перед мостом в пос. Джингирик.

Чалимся к хорошей полке ПБ. Осматриваем по ПБ. Порог в этот раз хороший, мощный. Ставим для первых катамаранов спасконец на ПБ на скальном выступе. Все экипажи выбрали линию движения под ПБ, как наиболее интересную. К2-2 и К1 обходили большую бочку под ПБ с левой стороны, остальные — проходили по центру, пробивая бочку. К2-3 держало в ней полторы минуты, но они активно пытались вылезти из нее. В итоге сместились к центру и бочка их отпустила.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Гай-порог

3

Длина около 80 м. Перепад около 4х метров. Поток делится на две части каменной грядой в центре русла. Часть потока, текущая у правого берега более полноводная. В средней части порога серия мощных сливов с косыми валами за ними. В конце правой протоки мощный слив с глубокой большой бочкой.

N 43.73492

E 41.89275

 

 

Рисунок 4. Прохождение К2-2, К1, К2-3 пор. Гай-Порог

16-20 После прохождения проходим около 150 м и чалимся на ПБ на большую поляну. Разгидриваемся. Грузим суда на машины, готовимся к переезду на Б. Зеленчук.

19-30 Приезжаем на р. Б. Зеленчук выше пос. Архыз, встаем на поляну (ППМ № 3). Поляна большая, рядом стоит много туристов-водников. Пообщались, прояснили обстановку на реке. Говорят, что криминальных мест, завалов и бревен нет.

20-30 Ужин.

22-00 Отбой.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

3

04.05.2021

Сплав по р. Б. Зеленчук ниже пор. 5-й взрывной (Косой)

Разведка пор. Пушка

Переезд к месту лагеря

Сплав по р. Б. Зеленчук выше пор. Пушка

Переезд к месту лагеря

17

1

20

8

8

1-50

1-05

3-00

0-25

1-05

0-15

Сплав

Пешком

Авто

Сплав

Авто

Пор. Взрывной-2

Пор. Пушка

Пор. Взрывной-3

Пор. Взрывной-4

Пор. Взрывной-5 (Косой)

8-00 Подъем.

9-00 Завтрак.

10-30 Подготовка катамаранов к сплаву. Ремработы К2-1 (отклеился штуцер).

11-00 Выход на воду (ППМ № 4). Макс Г. идет на К2-1 вместо Носова С. На каяке никто не идет. Запланировано размяться, разведать весь участок реки, т.к. совсем недавно на Б. Зеленчуке был сильный паводок, поэтому возникают большие опасения насчет бревен и других предметов в русле.

11-15 Проходим под мостом в пос. Архыз. Тут хорошее место для тренировки траверса и выхода на струю. Проводим тренировку. Далее несложная Шивера Архыз 2-3 к.т., идем сходу походным порядком.

Рисунок 5. Тренировки у моста в пос. Архыз

11-40 Продолжаем сплав.

Рисунок 6. К2-3 На выходе пор. Взрывной-2

12-30 Чалимся на ЛБ (ППМ № 5) перед порогом Пушка для разведки. Разведываем по ЛБ. Разведка производится по тропе, необходимо спуститься непосредственно к реке. Пушка в этот раз очень мощная и злая. В кульминационной части две бочки друг за другом, которые тормозят, держат и даже киляют. Идем штатным порядком. Первый тандем страхуем спасконцом с берега в конце порога. Далее с воды, координируя действия по рации. В целом все выдержали заданную линию, разве что экипаж Дрокиных хорошо подкусило в бочке в кульминационной части, подкинуло и развернуло на 180 градусов.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Пушка

Начинается входной шиверой с валами до 1.5 м. Постепенно река сужается, а берега повышаются (особенно ЛБ), в русле камни. На основной струе несколько жёстких косых валов и несколько глубоких бочек. Ближе к концу порога река делает плавный правый поворот. В этом месте река расширяется, у ЛБ – небольшие валы до 0.7 м и обливные камни. У правого – косые валы около 1 м. и навал на большой камень-скалу у ПБ. На выходе – крутой левый поворот с мощным сливом и бочкой за ним. Далее шивера.

Начало

N43.57306° E41.36180°

Рисунок 7. На осмотре пор. Пушка

Рисунок 8. На выходе кульминационной части пор. Пушка

Рисунок 11. Свечка К2-2 в бочке в пор. Пушка
Рисунок 12. В бочке выходной части пор. Пушка

Проходим порог Взрывной -3 на взаимной страховке.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-3

3

Около 100 м. На ПП. Шивера с валами до 1м и сильным течением.

N 43.58424577

E 41.37909807

Проходим Взрывной-4. По нашей воде огромный обливник почти полностью залит, за ним стоит мощная бочка, в левой части порога — дорожка валов. Линия читается с воды. Выход на берег в этом пороге затрудителен. Все экипажи проходили под ЛБ сходу.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-4

3

Около 150 м. На ПП, серия больших валов до 1.5 метров. Огромный обливной камень по центру русла с большой бочкой сбоку и за ним. Перед порогом и после шивера.

N 43.59096

E 41.3854194

Рисунок 13. Камень в пор. Взрывной-4. Фото с дороги

Чалимся на ЛБ перед порогом Взрывной-5. По такому уровню воды порог упростился. Камень по центру залит почти полностью, поэтому навал на него не так страшен. Идем штатным порядком. Первый экипаж страхуем спасконцом в конце порога. Остальных тандемом и с воды. Практически всем удалось обойти обливной камень кроме К2-5, который левым баллоном заехал на камень по центру, но удачно с него съехал. Последний экипаж фотографирует.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-5 (Косой)

3+

Резкий ЛП. Перед ним нависает газопровод желтого цвета. На входе в порог полуобливной камень по центру русла, слева – валы, справа — слив и бочка. Через 30м. по центру навал на большой обливной камень, делящий струю на 2 части. Большая часть воды уходит направо.

N 43.60836944

E 41.38428611

Рисунок 14. На выходе пор. Взрывной-5 (Косой)

Рисунок 15. К2-2 проходит порог Взрывной-5

Рисунок 16. К2-5 заехал на обливной камень

14-00 Заканчиваем сплав на ЛБ в 5 минутах ниже пор. Косой. Грузим катамараны.

15-00 Обед в лагере. Повторное прохождение верхнего участка до пор. Пушка измененными экипажами. Идем всеми экипажами, Макс на каяке.

16-30 Заканчиваем сплав на ЛБ перед порогом Пушка на стоянке около водопада (ППМ № 7). Грузим катамараны, переезжаем к месту ночевки. Зеленчук по такой воде всем понравился, решили остаться и прокатиться на следующий день еще раз.

19-00 Ужин.

22-00 Отбой.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

4

05.05.2021

Сплав по р. Б. Зеленчук ниже пор. 5-й взрывной (Косой)

Переезд на р. Аксаут (Осыпной каньон)

17

90

1-30

1-45

4-00

Сплав

Авто

Пор. Пушка

Пор. Взрывной-3

Пор. Взрывной-4

Пор. Взрывной-5 (Косой)

8-00 Завтрак

12-00 Собираем лагерь, грузим в машины. Выходим на воду. Машины нас ждут на вчерашнем финише после пор. Косой. Уровень воды упал где-то на 30 см по сравнению со вчерашним днем. Изъявил желание не сплавляться Каменский Д. Проходим весь участок на взаимной страховке с двумя остановками на размять ноги. Препятствия немного упростились.

14-00 Закончили сплав. Погрузили вещи. Приготовили горячий обед на полянке у дороги, в месте окончания сплава по Б. Зеленчуку.

15-00 Выехали в сторону Аксаута.

19-00 Встали на ночевку на поляне ЛБ после каньона Осыпной (ППМ №8). К нашему удивлению эта популярная поляна была абсолютно пустая.

20-00 Ужин. Встретили ребят из ТК МАИ, они уже несколько дней тут катаются и стоят ниже. Они рассказали, что на реке есть пара расчесок и бревно через всю реку.

22-00 Отбой.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

5

06.05.2021

Переезд к пор. Слалом (выше пос. Красный Карачай). Вытаскивание бревна.

Сплав по р. Аксаут от пор. Слалом до МН (ниже кан. Осыпной)

Переезд к пор. S-образный

Сплав по р. Аксаут от пор. S-образный до МН (ниже кан. Осыпной)

18

17

7

7

1-40

0-50

4-00

2-20

0-50

0-55

Авто

Сплав

Авто

Сплав

16-

Пор. Слалом

Пор. S-образный

Пор. Мустанг

Осыпной каньон

Расчески и бревна

7-30 Подъем. Быстрый завтрак.

8-40 Выехали в сторону Красного Карачая, по пути просматривая реку в поисках расчесок и бревен, о которых нас предупредили. В первый проход в лагере остался Каменский Д. и каяк Макса.

9-00 Около пор. S-образный обнаружили бревно через все русло.

Рисунок 17. Бревно в Аксауте в районе порога S-образный

11-30 С помощью веревочного и горного снаряжения сделали полиспаст, привязали к Газели и вытащили бревно на берег. Тут же его и распилили. Сделали общественно полезное дело. Отправились выше.

12-40 Доехали до места старта у пор. Слалом.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог Слалом

3

Затяжная шивера. Заканчивается перед мостом в пос. Красный Карачай.

N 43.5145729139°

E 41.5521086729°

Рисунок 18. В пороге Слалом.

13-00 Старт. Идем на взаимной страховке. К2-1 указывает линию движения и сообщает в рацию. Остальные следуют за ними. Дистанция около 10 метров между судами. Все в пределах видимости.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог Корнет

3

Слалом в шивере и между обливными камнями. Навала на крупный камень в русле.

N 43.53016°

E 41.56685°

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог S-образный

3

После мощной разгонной шиверы на правом повороте. Несколько сливов до 1м с бочками за ними. Слалом между обливными камнями

N 43.55930°

E 41.59389°

Рисунок 20. В пороге S-образный

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог Мустанг

3

После разгонной шиверы на правом повороте. Два слива до 1м с бочками за ними.

N 43.56120°

E 41.59883°

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Осыпной

4B

Начинается на резком левом повороте за мостом. Мощная протяженная шивера с обливными и надводными камнями, валами и сливами до 1м. Условно можно выделить 3 небольших порога в каньоне. Заканчивается простой шиверой.

Начало

N 43.60640°

E 41.62131°

Рисунок 21. В осыпном К2-4

 

 

 

Рисунок 22 В осыпном К2-1 и К2-2

15-20 Чалка на ЛБ к месту нашей ночевки.

15-40 Быстрый обед и решаем сделать повторное прохождение от S-образного.

16-30 Выход на воду.

17-20 Окончание сплава.

19-00 Ужин. Воды в Аксауте не очень много, решаем не ехать на верхние каньоны, а еще разочек прокатиться по сегодняшнему участку завтра и переехать в верховья Кубани.

22-00 Отбой.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

6

07.05.2021

Переезд к пор. Слалом (выше пос. Красный Карачай).

Сплав по р. Аксаут от пор. Слалом до базы (выше пос. Хасаут-Греческое)

Переезд на р. Уллу-Кам.

18

27

110

3-00

1-30

5-10

4-30

Авто

Сплав

Авто

Пор. Слалом

Пор. S-образный

Пор. Мустанг

Осыпной каньон

Каньон Два моста

Красный каньон

8-00 Подъем

10-00 Завтрак. Сбор основной части лагеря.

11-00 Выезд к пор. Слалом.

12-30 Разгрузка судов. Подкачка катамаранов. Загидривание.

13-20 Старт.

15-40 Обед. Погрузка вещей в машину. Идем штатными экипажами.

16-30 Продолжение сплава. Проходим кан. Красный походным порядком.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Красный

3

Около 1.5 км. Осыпные высокие берега красного цвета. Небольшие шиверы чередуются со спокойными участками. В русле сливы, надводные и обливные камни

N 43.61437°

E 41.64685°

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Два моста

3

600 метров. Начинается за а/м мостом, сужение реки в скальных высоких берегах. Небольшие сливы, локальные бочки, линия движения видна с воды

N 43.61791

E 41.66219

За каньоном Два моста особых препятствий нет.

 

Рисунок 23. В каньоне Красный и Два моста.

18-30 Заканчиваем сплав на хорошей поляне на ПБ (ППМ №10).

19-30 Погрузка на машину. Выезжаем в сторону Уллу-Кама.

0-10 Приезжаем на Уллу-Кам. Встаем ниже Узункольского каскада на ПБ (ППМ № 11)

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

7

08.05.2021

Разведка Узункольского каскада р. Уллу-Кам (от погранзаставы)

МН – Погранзастава

Погранзастава – Узункольский каскад – Хурзукский каскад — плотина в пос. Учкулан

Сплав по р. Кубань от пос. Учкулан до кан. Аманхыт

2+2

6

17

36

1-50

3-20

2-20

3-40

Пешком

Авто

Сплав

Сплав

Узункольский каскад

Хурзукский каскад

Взрывные пороги и Даутская шивера

8-00 Подъем.

9-00 Завтрак.

10-00 Разведка Узункольского каскада. Алла К. предложила свою кандидатуру не идти в это раз, чтобы пойти только катамаранами. Макс на каяке идти не горит желанием.

11-30 Принимаем решение о прохождении. Проходим тандемами по очереди. Сначала три экипажа К2-4, К2-5. Первых страхуем морковкой в ключевой части. Затем К2-1, К2-, К2-3. Страховка с воды из улова ПБ за мостом.

12-00 Старт от погранзаставы.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Узункольский каскад

Каскад начинается от погранзаставы. Сложность постепенно увеличивается, а русло сужается. Сливы с бочками от 0.5 до 1.5 метров. Прапктически нет уловов и очень большой уклон. Местами обливные камни в середине русла, требующие точной отработки в сторону. Кульминационная часть перед мостом – серия сливов с глубокими тормозящими бочками и камнями. После моста река резко успокаивается.

Начало

N 43.35845

E 42.18975

Рисунок 24 В Узункольском каскаде

12-35 Дошли до места лагеря.

13-10 Быстрый обед. И выход дальше

14-00 Подошли к Хурзукскому каскаду. Вместо Ольги Г. на К2-1 садится Алла К.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Хурзукский каскад

4C

Река сужается до 10-12м. На протяжении всего участка – шивера с большим количеством камней в русле. Сливы в габаритных воротах до 1м. Сложность локальных препятствий постепенного нарастает к середине каскада. Есть возможность зачалиться между отдельными ступенями. Кульминационная часть после прохождения 2 моста в пос. хурзук.

Начало

N43.43367

E 42.14097

Идем на взаимной страховке с чалками после основных ступеней. Всех держим в зоне видимости. Пару закрытых поворотов просматриваем на предмет наличия бревен в русле.

 

 

 

Рисунок 27. Раскадровка с К2-1

14-50 Чалка на ПБ перед плотиной в пос. Учкулан. Обносим плотину и сплавляемся по Кубани до пор. Аманхыт всеми экипажами. Общий фон 2-3 к.с., Взрывные пороги и Даутская шивера явно не выделяются на общем фоне.

Осматриваем правый приток Кубани – р. Худес. К сожалению, в русле мало воды, но видно, что ее бывает сильно больше (правый берег подмыт очень сильно, так, что заброшенная турбаза на берегу медленно сваливается в реку). Кстати, летом этого года каякеры съездили на верхний Худес и нашли там немало интересных порогов. Так, что эта река еще ждет своих первопроходцев от туризма.

Рисунок 28. В устье Худеса.

18-40 Чалимся на ПБ перед каньоном Аманхыт. Все поляны заняты, переезжаем за каньон, где без проблем встаем. (ППМ № 14)

20-00 Ужин.

22-00 Отбой. В планах завтра заехать выше Аманхыта, разгрестись перед каньоном и дойти до Каменомосткого-1.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

8

09.05.2021

МН – выше кан. Аманхыт

Выше кан. Аманхыт – выше пор. Желоб

Антистапель. Выше пор. Желоб – г. Невинномыск

7

6+12

2-00

0-10

2-40

Авто

Сплав

Авто

Каньон Аманхыт
Каменомосткий-1

8-00 Подъем.

9-00 Завтрак. Сборы лагеря.

11-00 Заброска на 7 км выше каньона, чтобы разгрестись.

11-30 Выход на воду.

12-10 Прохождение каньона. Сегодня на воду не идет Плотников К.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Аманхыт

4B

Каньон начинается на ЛП спустя 200 метров после поляны по ПБ. Берега круто поднимаются, по берегам расположены крупные камни-валуны. Локальные валы до 0.5 метра. Сложных препятствий в каньоне нет. Основное препятствие – в заключительной части космой слив около метра, за которым мощная бочка во все русло реки (в сужении, подпертая скалами). Пробивать нужно на скорости. Далее небольшая шивера и слалом между камнями-валунами. Особой сложности каньон не представляет.

N 43.65658

E 41.97981

 

Рисунок 29. В каньоне Аманхыт

13-00 На пор. Каменномостский-1. Осмотр и выставка страховки спасконцами на ЛБ.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каменномостский-1

Представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. На входе большой обливной камень по центру, не очень чётко видимый с наплыва Проход по центру или под ПБ. Слева проход замусорен обливными острыми камнями. Под ПБ на входе хорошая бочка после крупного слива чуть меньше метра. Страховка штурмового экипажа спасконцом на ЛБ после порога, там же улово для страховки катамаранов других экипажей

N 43.74365

E 41.91202

13-40 Чалка на ЛБ после пор. Каменномостский-1. За порогом после забора чалка на ЛБ, после чего можно занестись к хорошей поляне на ЛБ порога. Сюда же есть подъезд на машине. Антистапель.

Рисунок 30. К2-3 в пор Каменомосткий-1.

Рисунок 31. Вид от первого лица на Каменомосткий-1

16-00 Выдвигаемся в сторону Невинномысска. По пути заезжаем в Хабез, оставляем часть вещей для отправки грузовой компанией.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

 

09.05.2021

г. Невинномыск – г. Москва

   

Поезд

 
 
1.17 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Статья расходов

На 1 человека, руб

Железнодорожные билеты

6800

Автосопровождение

6000

Продуктовая раскладка

3300

Страховка

300

Аптечка групповая

200

Ремнабор групповой

200

Спутниковая связь

200

Транспортная компания ПЭК (обратно)

300

4 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группой был успешно пройден сложный, красивый и интересный водный маршрут, представляющий собой прохождение связки рек 4 к.с. в условиях высокой воды.

Наша группа выполнила основную поставленную перед собой задачу, пройдя интересный в техническом плане тренировочный весенний маршрут 4 к.с. в районе Северного Кавказа. Подобный маршрут с трудом можно назвать классическим «походом», так как словосочетание «активный отдых» подходит куда больше в силу большой заселенности и транспортной доступности региона. Заброска и выброска на маршрут осуществляется «колесами в воду» и не доставляет сложностей. Для прохождения маршрута настоятельно рекомендуем использовать машину сопровождения, которая позволяет существенно экономить время и получать наибольшее удовольствие от похода. Прохождение «автономного» маршрута на Северном Кавказе считаем занятием весьма странным.

Погода в мае на Северном Кавказе относительно других регионов РФ — теплая. Иногда могут идти дожди, ведущие к быстрому изменению уровня воды в реках. За многолетнюю практику заморозков, снега, непогоды в мае в этом регионе мы не встречали.

Познавательной и приятной является прогулка на Домбай, которой можно как начать, так и завершить данный маршрут.

Резюмируя:

 Запланированный график позволил с большой степенью надежности и безопасности пройти указанный маршрут. Специфика региона позволяет быстро и безболезненно менять и подстраивать планы в случае низкого уровня воды на конкретной реке.
 В результате подготовки к походу и в процессе прохождении маршрута, члены группы получили много новых знаний и опыта;
 Наличие схоженного костяка группы позволяет уверенно планировать и реализовывать сложные маршруты.
 Оптимальным средством сплава по рекам Северного Кавказа являются катамараны двойки.
 Теберда в техническом плане река несложная, но заставляющая туристов-водников совершенствовать навыки в чтении воды (выбор наиболее верных траекторий и проток) и экстренной чалки при обнаружении завалов.
 Река Б. Зеленчук – отличная «раскаточная» речка, с которой начинают сплав большинство туристов на Северном Кавказе. В этот раз на ней был очень большой уровень воды и препятствия стали мощными и интересными, в результате чего не терялся интерес при повторных прохождениях. Особое внимание стоит обратить на наличие бревен в ключевых препятствиях и не пренебрегать разведкой.
 Аксаут – очень техничная и слаломная река, позволяющая быстро научиться «читать воду» и выбирать безопасную траекторию прохождения, а в случае неудачного выбора – проводить спасательные работы. Самые верхние каньоны Аксаута имеет смысл идти только по высокой воде. Дополнительно к этому не каждый водитель хочет ехать выше с. Красный Карачай к этим каньонам. Также подкупает дикость и автономность ущелья Аксаута, поэтому большинство групп предпочитают там задержаться подольше.
 Узункольский каскад реки Уллу-Кам доступен для прохождения при среднем и выше уровне воды, категория сложности колеблется от 4 до 5 (по высокой воде). Определенно, этот участок не для групп, идующих свою первую четверку на Сев. Кавказе и недооценка сложности и опасности данного участка может закончиться довольно плачевно. Хурзукский каскад – длинная шивера, требующая активного маневра при любом уровне воды, при этом не очень мощная и с возможностью промежуточных чалок.
 Кубань – довольно шустрая большерасходная речка, с большим количеством простых шивер 2-3 кс и интересными по большой воде каньоном Аманхит и Каменномостскими порогами.

Согласно действующим правилам группой при прохождении маршрута выполнены требования по:

 Протяженности. 125 км > нормативных 100 км.
 Продолжительности. 8 активных дней для группы с туристким опытом 4 к.с. (4 к.с. участники и 4 к.с. руководителя)
 Количеству ОП и пОП. ОП: 6 шт, пОП: 15 шт, что значительно превышает нормативные требования.

Таким образом считаю возможным засчитать всем участникам и руководителю данный спортивный маршрут 4 к.с.

Приложение 1. Координаты ключевых точек

№ ППМ

Описание

Координаты

Комментарий

1

МН 02.05.2021

N 43.29264°

E 41.62235°

Стоянка в разрушенном альплагере Домбай

2

Старт на р. Теберда

N43.63109° E41.87083°

Бетонный мост через р. Теберда

3

МН 03.05.2021, 04.05.2021

N43.55464° E41.26897°

Стоянка в лесу у ручья. Условно-бесплатная, но уже подходят и пытаются деньги собирать

4

Старт на р. Б. Зеленчук

N43.55456° E41.27148°

Удовлетворительный крутоватый спуск к реке

5

Место чалки перед пор. Пушка

N43.57080° E41.35798°

ЛБ, перед турбазой

6

Окончание сплава на р. Б. Зеленчук

N43.61474° E41.38272°

ЛБ, удобный подъем к дороге

7

Стоянка ЛБ

N43.56783° E41.35020°

ЛБ, хорошая стоянка. Подъезд закрыт отбойником

8

МН 05.05.2021, 06.05.2021

N43.61374° E41.64398°

Хорошая поляна на ЛБ после Осыпного каньона.

9

Место старта р. Аксаут

N43.51458° E41.55246°

Хорошая полянка на ЛБ

10

Окончание старта р. Аксаут

N43.67913° E41.66471°

Хорошая полянка на ПБ

11

МН 07.05.2021

N43.39584° E42.18173°

Полочка на ПБ. Съезд с дороги

12

Место старта р. Уллу-Кам

N43.35267° E42.19085°

Спуск к воде около забора погранзаставы

13

Окончание старта р. Уллу-Кам

N43.45768° E42.10304°

Чалка к ПБ перед водозабором плотины. К месту чалки подходит дорога

14

МН 08.05.2021

N43.66263° E41.95837°

Большая поляна для ночевки у разрушенного моста через Кубань

 

Приложение. Картографический материал

.