Аксаут — Б. Зеленчук — Худес — Кубань — Уллу-Кам — Учкулан 2022

Аксаут — Б. Зеленчук — Худес — Кубань — Уллу-Кам — Учкулан 2022

Отчет

о прохождении водного спортивного туристского маршрута

4 с эл. 5 категории в республике Карачаево-Черкессия

по маршруту:

река Аксаутрека Большой Зеленчук – река Худес (разведка) — река Кубань (от кан. Аманхит до пор. Желоб) — река Уллу-Кам от погранзаставы – река Учкулан (Учкуланский каскад),.

совершенном сборной г. Москвы (команда Husky Whitewater Team) с

1 мая по 9 мая 2022 г.

Маршрутная книжка № 1/4 –503

Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

Содержание

1  Содержание

2  Справочные сведения

2.1  Проводящая организация

2.2  Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

2.3  Общие справочные сведения о маршруте

2.4  Подробная нитка маршрута

2.5  Техническое видео

2.6  Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов

2.7  Определяющие препятствия маршрута

2.8  Состав группы

2.9  Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии)

2.10  Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий

3  Описание ТСМ

3.1  Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

3.2  Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

3.3  Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута

3.4  Изменения маршрута и их причины

3.5  График движения

3.6  Техническое описание прохождения маршрута группой

3.7  Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

4  Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

.

Список сокращений

Сокращение

Расшифровка

пОП

Предопределяющее препятствие

ОП

Определяющее препятствие

р.

река

МН

место ночевки

г.

гора

п.

поселок

ППМ

Промежуточный пункт маршрута (путевая точка)

руч.

ручей

ПП, ЛП

Правый поворот, Левый поворот реки

ПБ, ЛБ

Правый берег, Левый берег

.

1Справочные сведения
1.1Проводящая организация

Сборная г. Москвы, Команда Husky Whitewater Team (huskytm.ru).

1.2Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

Россия, Республика Карачаево-Черкессия.

1.3Общие справочные сведения о маршруте

Таблица 1. Общие сведения о маршруте

Вид маршрута (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность

Продолжительность

активной части, дней

Сроки

проведения

Всего

Ходовых дней

Водный

4 (четвертая)

109 км – сплав

13

9

29.04.2022 – 10.05.2022

.

1.4Подробная нитка маршрута

г. Москва — г. Невинномысск – р. Аксаутр. Большой Зеленчук – р. Худес (разведка) — сплав р. Кубань (от кан. Аманхит до пор. Желоб) — р. Уллу-Кам от погранзаставы – р. Учкулан (Учкуланский каскад) – г. Невинномысск — г. Москва,

.

1.5Техническое видео

Фото и видеоматериалы, не представленные в отчете, можно запросить у руководителя похода.

.

1.6Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

Карта доступна по ссылке:

https://nakarte.me/#m=10/43.57890/41.96365&l=O&nktl=zCCWXcG4zzkRocsQy04H8A

Рисунок 1. Обзорная карта

1.7Определяющие препятствия маршрута

Таблица 2. Пройденные ОП и пОП (3, 4 к.т.)

Название

К.т.

Прохождение

участниками

Каньон Красный

3

.

Каньон Два моста

3

.

Порог Слалом

3

.

Порог Корнет

3

.

Порог S-образный

.

Порог Мустанг

3

.

Каньон Осыпной

4B

.

Каньон Коварный

.

Каньон Горбатый (Худой)

4B

.

Пор. Пушка

4B

.

Пор. Взрывной-3

3

.

Пор. Взрывной-4

3

.

Пор. Взрывной-5 (Косой)

3+

.

Каньон Аманхыт

.

Каменномостский-1

3+

Не проходил Гладков М., Хусаинова Ю.

Желоб

н/п

Не проходили

Прорыв на р. Худес

6

Не проходили

Узункольский каскад

.

Хурзукский каскад

4B

.

Учкуланский каскад

4C — наша оценка

5А — оценка МКК

.

.

Итого: пройдено предопределяющих препятствий (пОП): 9 шт. Пройдено определяющих препятствий (ОП): 9 шт, из них : 4А — 2 шт, 4B — 4 шт, 4С — 3 шт

1.8Состав группы

Таблица 2. Данные об участниках

ФИО

Г.Р.

Тур. Опыт

Обязанности

1

Гладков Максим Сергеевич

1990

5Р Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя – Катунь,

4-5Р Сев. Кавказ 6 раз
Хара-Мурин, к2
Жомболок — Ока Саянская, к4
Хара-Мурин, к4
4-5Р Сев. Кавказ 5 раз

Руководитель

К2-1

2

Балыков Андрей Сергеевич

1985

5Р Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя — Катунь
Жомболок— Урик
4-5Р Сев. Кавказ 6 раз

К2-2, К1

3

Бесов Константин Олегович

1977

5У Башкаус — Чулышман — Чуя
5У Башкаус — Чуя

5У Северный Кавказ

К2-2

4

Богомолов Антон Владимирович

1968

5У Зеленчук — Аксаут — Кубань — Учкулан — Уллу-Кам — Чегем
4У Кокса-Катунь

К2-3

5

Васильев Денис Эдуардович

1991

Кёкёмерен — Малый Нарын — Чон-Кемин
КитойОнот
Чаган-Узун — Башкаус — Чулышман — Чульча — Чуя — Катунь

Зам.Руководителя

К2-3

6

Волощук

Глеб Александрович

1991

Жомболок — Урик
5У Башкаус-Чулышман- Чульча -Чуя- Катунь

Китой-Онот
4У Сев. Кавказ

К2-4

7

Гладкова Ольга Вячеславовна

1994

Жомболок — Урик
Лоймола — Шуя

К2-4

8

Дрокин Александр Анатольевич

1971

5У Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя — Катунь
Жомболок — Ока
Хара-Мурин

К2-5

9

Зимин Петр Алексеевич

1993

Сев.Кавказ
Сев.Кавказ
Писта

К2-5, К1

10

Козина Наталья Васильевна

1994

5У М. Б. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя — Катунь
4(5)У Зеленчук —
АксаутУллукам — Кубань — Б.Лаба

К2-1

11

Комиссаренко Алла Андреевна

1985

5У Жомболок — Урик
5У М. Б. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя — Катунь

К2-7

12

Лысенко Ирина Олеговна

1991

5У Жомболок-Ока
4У Катунь

К2-6

13

Михайлов Алексей Владимирович

1989

5У Абхазия
5У Кольский (Красненькая — Титовка — З. Лица — Колвица)
4Р Сев. Кавказ

К2-8

14

Носов Сергей Викторович

1987

5У Катунь — Чуя — Урсул
4-5У Сев.Кавказ — 3 раза
5У Катунь-Чуя

К2-7

15

Плотников Константин Александрович

1986

5У Жомболок — Урик
4У Катунь — Урсул
4(5)У Сев. Кавказ

К2-8

16

Резниченко Сергей Александрович

1981

5У Жомболок-Ока
5У Чуя-Бакшаус-Чулышман

К2-6

17

Фаритов Фарит Рамилевич

1982

5У Жомболок- Урик
5У Катунь — Чуя — Урсул
5У Жомболок — Ока Саянская

К2-9

18

Хусаинова Юлия Айратовна

1986

5У Чуя-Катунь
4У Сев. Кавказ

К2-9

1.9Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии).

Фото и видеоматериалы, а также треки можно запросить у руководителя похода.

Руководитель: Гладков Максим Сергеевич, г. Москва

Печатная версия отчета и DVD-диск с материалами хранится в библиотеке ФСТ — ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1 (https://fst-otm.net/).

Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны на сайте https://huskytm.ru/.

Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;

Маршрутная книжка: ¼-503. Заявочные документы рассматривались МКК ФСТ-ОТМ, (г. Москва) в составе Рязанский Н.М, Кривонос А.В., Зыков К.А.

Код штампа МКК 177-00-56666552

2Описание ТСМ
2.1Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

На майские праздники наша группа решила не изменять себе и выбрала почти всем участникам знакомый регион — Северный Кавказ. Данный регион замечательно подходит для повышения уровня спортивной подготовки водников и отработки командного взаимодействия при прохождении сложных водных препятствий, ввиду своей транспортной доступности. Наше путешествие задумывалось как учебно-тренировочное мероприятие вместе с участниками нашей традиционной школы водного туризма.

В этом году мы решили отказаться от прохождения р. Теберда (2-3 к.с.) и решили попытать удачу в прохождении следующих рек: Аксаут (с верхними каньонами, на которых мы еще не были), Большой Зеленчук от пос. Архыз, Уллу-Кам от погранзаставы, Учкулан (в планах были верховья Махар и Гондорай и сам Учкуланский каскад), Худес и Кубань.

Целями и задачами похода ставилось:

— спортивно отдохнуть, повысить мастерство участников группы;

— провести тренировки и войти в тонус перед летними походами;

— посодействовать в тренировочном процессе команде с участниками школы Husky Whitewater School 2022 под руководством Гулящих И.А.

— разведать и пройти новые для группы сплавные секции.

Все участники имели все необходимое специальное водное снаряжение, защиту туриста-водника, НАЗ (спасодеяло + огниво + топливо + обезболивающее в таблетках), водонепроницаемые рации Baofeng повышенной мощности. У каждого экипажа имелся распечатанный экземпляр комплекта всех карт, на группу было 2 навигатора GPS с загруженными картами и путевыми точками.

Группа была зарегистрирована в МЧС. В настоящее время регистрация проводится в режиме онлайн на официальном сайте ведомства. В МЧС сообщали при входе и сходе с маршрута.

.

2.2Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Как правило, водные маршруты по рекам Северного Кавказа начинаются из г. Невинномысск или из г. Минеральные воды.

Для заброски до г. Невинномысск часть участников использовала ЖД транспорт. Время в пути, в зависимости от поезда, от 24 часов до 30.

Второй вариант – авиаперелет до г. Минеральные воды.

Для организации дальнейшего путешествия нами был выбран наиболее удобный и распространенный в данное время вариант – передвижение с машиной сопровождения.

Наши водители — Мусса и Мурат (+79604382324). Занимаются перевозкой много лет, хорошо знают реки, места стоянок. Машины – Газель с прицепом и багажником на крыше, так что мы путешествовали с комфортом. Все контакты для договоренности заранее были через Муссу Джумаева, с кем мы раньше всегда ездили. Мусса же организовал нам этих водителей. Стоимость одной автомашины типа Газель 7000 рублей в сутки + 20 руб/километр.

Заброска на реку Б. Зеленчук производится автомобильным транспортом до поселка Архыз. Движение довольно оживленное, возможно использование общественного транспорта. Сейчас там ремонтируют дорогу, возможны небольшие заторы.

По долине Аксаута идет грунтовая дорога, в некоторых местах разбитая лесовозами. В плохую погоду заехать к верхним каньонам сможет только полноприводная машина, у нас же погода позволила заехать к погранзаставе на верхнем каньоне, откуда и можно начинать сплав. Обычно сплав начинают ниже, т.к. в верхних каньонах может быть мало воды, от пос. Красный Карачай до куда можно доехать на Газели, Портере и.т.п. Сплав логично организовывать до окончания Красного каньона или же до поселка Хасаут Греческое, откуда начинается нормальная дорога.

От поселка Учкулан до погранзаставы через поселок Хурзук идет грунтовая дорога, по которой в сухую погоду спокойно может проехать газель. Место стапеля — у погранзаставы. Для заброски выше погранзаставы необходимо заказывать погранпропуска заранее в местном отделении ФСБ.

Сплав удобно окончить с правого берега до плотины с водосбросом в пос. Учкулан. Сюда спускается дорога.

Вдоль р. Кубань идет хорошая автомобильная дорога. Сплав заканчивали на левом берегу перед пор. Желоб – ориентир автомобильный мост в поселке Каменномостский.

Вдоль реки Худес идет неплохая грунтовая дорога. Периодически приходится объезжать упавшие на дорогу камни. К “царским воротам” идет крутой финальный спуск, желательно заранее посмотреть прежде, чем съезжать вниз.

Заканчивали маршрут в г. Невинномысск. По пути заезжали в комплекс теплых минеральных источников в п. Казьминское (Адрес: Казьминское, Революционная, 72-А).

Так как южная граница Карачаево-Черкесской республики одновременно является и государственной границей России, то при посещении некоторых рек данного региона требуется оформление погранпропусков. Желательно делать это заранее – это позволит избежать ожидания при получении пропусков в Черкесске при заброске (как, судя по прочитанным нами отчётам, происходит у большинства групп). В нашем случае оформления погранпропусков не требовалось.

.

Пограничное управление ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике:

369012, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, д. 84 Б.

Телефоны: 8 (8782) 20-18-00, 20-01-33, 26-41-33.

2.3Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута.

Аварийные сходы с маршрута не представляют большой сложности. Вдоль, Б. Зеленчука (до Архыза и выше), Кубани с Уллу-Камом (до Хурзука) идут хорошие асфальтированные дороги. Вдоль Аксаута и Худеса идет неплохая лесовозная дорога.

Кроме того, в период майских праздников вдоль всех этих рек катается большое число туристических групп.

Сотовая связь на маршруте:

– на Бол. Зеленчуке есть на всём сплавном участке;

– на Уллу-Каме и Кубани также есть почти на всём протяжении начиная с верховьев, за исключением отдельных мест, где связь отсутствует из-за конфигурации гор – для её появления достаточно лишь немного пройти по дороге вдоль реки вверх или вниз;

– на Аксауте пропадает через несколько километров выше с. Хасаут-Греческое;

— на Худесе мобильной связи нет.

Регистрация туристов в МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике по телефону доверия: 8 (8782) 26-01-00 или на сайте www.09.mchs.gov.ru.

Оперативный дежурный КЧ поисково-спасательного отряда МЧС России Тел. 8 (8782) 23-90-60, 8 (8782) 23-90-61.

.

2.4Изменения маршрута и их причины.

Из-за недостаточно высокого уровня воды мы не поехали на верхний участок р. Учкулан – притоки Махар и Гондорай.

Также не поехали на р. Маруха, т.к встретили по пути знакомую группу каякеров, которые потратили много времени на новой погранзаставе в п. Маруха, а далее забросившись выше отказались от ее прохождения из-за маловодности и большого количества завалов. Также они сообщили, что в нижней части реки изменено русло и сделаны свежие укрепления берега бетонными плитами.

В виду хорошего уровня на р. Уллу-Кам мы воспользовались запасным вариантом и дополнительно к основной нитке прошли верхний каскад (Узункольский) от погранзаставы.

Также заехали на разведку на правый приток Кубани – р. Худес. Провели разведку участка от устья до “Царских ворот”. Разведанные препятствия нижнего прорыва реки мы оценили 6 к.т и не проходили.

.

2.5График движения

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

.

29,30.04

г. Москва — г. Невинномыск

.

.

.

поезд

.

1

01.05.2022

г. Невинномыск – п. Хабез – р. Аксаут (ЛБ ниже кан. Осыпной)

.

ЛБ ниже кан. Осыпной – ПБ перед пос. Хасаут-Греческое

140

.

.

.

11

.

.

.

.

.

1.10

.

4.00

.

.

.

1.45

.

Авто

.

.

.

Сплав

.

.

Кан. Красный (3)

Кан. Два моста (3)

.

.

.

2

02.05.2022

МН – выше пос. Красный Карачай

.

Сплав по р. Аксаут до базового лагеря

.

МН –Красный Карачай

.

Сплав по р. Аксаут до базового лагеря

.

.

15

.

.

16

.

.

13

.

.

14

.

.

.

.

0.50

1111

.

.

.

0.50

.

.

1.20

.

.

1.30

.

.

1.30

.

.

1.05

.

.

Автомобиль

.

.

Сплав

.

Автомобиль

.

.

.

Сплав

.

.

.

Порог Слалом (3)

Порог Корнет (3)

Порог S-образный (3)

Порог Мустанг (3)

Каньон Осыпной (4B)

.

3

03.05.2022

МН – кан. Разбойник

.

Разведка каньонов

.

.

Кан. Разбойник — МН

28

.

.

.

.

.

14 + 16

.

.

.

.

.

2.40

2.40

.

.

2.00

.

.

3.20

Авто

.

Пешком

.

.

.

Сплав

Каньон Коварный (4С)
Каньон Горбатый (4
B)

Каньон Осыпной (4B)

4

04.05.2022

МН – р. Б. Зеленчук (ЛБ, пор. Пушка)

.

Базовый лагерь – 3 км выше пос. Архыз)

.

Сплав по р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз 3 км – 2 км ниже пор. Косой)

.

.

90

.

.

6

.

.

.

.

16

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1.40

.

.

.

.

.

2.30

.

.

0.15

.

.

.

.

2.00

.

.

.

.

.

авто

.

.

авто

.

.

.

.

Сплав

.

.

.

.

Пор. Пушка (4B)

Пор. Взрывной-3 (3)

Пор. Взрывной-4 (3)

Пор. Взрывной-5 (Косой) (3)

5

05.05.2022

МН – 3 км выше пос. Архыз)

.

Сплав по р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз 3 км – 2 км ниже пор. Косой)

.

Переезд на р. Кубань, ПБ выше кан. Аманхит

.

6

.

.

.

16

.

.

.

.

100

.

.

.

.

.

.

1.40

.

.

.

.

.

.

.

0.15

.

.

.

3.00

.

.

.

.

2.3

.

.

авто

.

.

.

сплав

.

.

.

.

авто

.

Пор. Пушка (4B)

Пор. Взрывной-3 (3)

Пор. Взрывной-4 (3)

Пор. Взрывной-5 (Косой) (3)

6

06.05.2022

МН – р. Кубань — пор. Желоб

.

Пор. Желоб – МН

.

Разведка р. Худес (МН – Царские ворота (16 км от устья р. Худес) -МН)

14

.

.

15

.

31 + 31

1.40

.

.

.

.

.

.

2.00

.

.

0.30

.

.

4.30

Сплав

.

.

Авто

.

.

Авто

Каньон Аманхыт (4A)

Пор. Каменномостский-1 (4A)

7

07.05.2022

МН – р. Уллукам Узункольский каскад (погранзастава) — МН

.

.

р. Уллукам – плотина в п. Учкулан

.

.

47 +

38

.

15

.

.

.

.

.

1.50

.

.

1.40

.

.

3.00

.

.

авто

.

.

сплав

.

.

Узункольский каскад (4C)

Хурзукский каскад (4B)

.

.

.

8

08.05.2022

МН – погранзастава на р. Учкулан

.

р. Учкулан (Учкуланский каскад – п. Учкулан)

.

р. Кубань — устье р. Худес

.

38

.

.

6

.

.

17

.

.

.

.

0.40

.

.

2.10

.

0.40

.

.

1.40

.

.

2.40

.

авто

.

.

сплав

.

.

сплав

Учкуланский каскад (4С)

9

09.05.2022

Тренировки в кан. Аманхит

.

МН – п Хабез – ст. п. Казьминское – г. Невинномыск

.

г. Невинномыск – г. Москва

2

.

.

180

.

.

.

.

.

.

.

.

.

3.00

.

.

3.00

.

.

.

сплав

.

.

сплав

.

.

.

Каньон Аманхит (4A)

 

2.6Техническое описание прохождения маршрута группой

В разделе указано местное время GMT+3.

Промежуточные пункты маршрута или ключевые точки маршрута и их координаты помещены в приложение, а в тексте ссылки на них указываются как ППМ № ….

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

1

01.05.2022

г. Невинномыск – п. Хабез – р. Аксаут (ЛБ ниже кан. Осыпной)

.

ЛБ ниже кан. Осыпной – ПБ перед пос. Хасаут-Греческое

140

.

.

.

11

.

.

.

.

.

1.10

.

4.00

.

.

.

1.45

.

Авто

.

.

.

Сплав

.

.

Кан. Красный (3)

.

Кан. Два моста (3)

.

.

.

04-30 Прибыли в г. Невинномыск. Грузимся на Газели. Отправляемся в п. Хабез за вещами, которые получили наши водители.

6-00 Заехали в п. Хабез. Взяли газовые баллоны, которые предварительно были заправлены водителями. В настоящее время с заправкой бытовых баллонов в КЧР проблема, лучше договариваться с водителями заранее. Купили свежего хлеба на группу на несколько дней вперед.

Рисунок 1 Место стоянки на Аксауте, верхняя полка

10-00 Приехали на р. Аксаут на нашу традиционную стоянку на ЛБ ниже кан. Осыпной (ППМ № 1). Большая поляна абсолютно пустая, других групп нет. На поляне ПБ ниже кан. Красного стоит несколько больших лагерей.

Рисунок 2 Нижняя полка, где стоял базовый лагерь

 

11-00 Готовим завтрак и начинаем сбор судов.

14-30 Проводим инструктаж, настраиваем рации, обозначаем порядок движения в походной колонне. Пару тренировочных заездов в районе лагеря на каяке с отстрелом и тренировкой его поимки.

Рисунок 3 Тренировки К2-1 поимки каяка в районе лагеря (Зимин П., Балыков А.)

15-00 Начинаем сплав от базового лагеря до пос. Хасаут Греческое. На участке серьезных порогов нет, вспоминаем базовые маневры, чалку, траверс, выход на струю. На каяках идут участок Зимин П. и Андрей Б. Остальные на катамаранах. Участок

16-30 Продолжение сплава. Проходим кан. Красный походным порядком. Каньон несложный и линия движения читается сходу. Идем походным порядком.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Красный

3

Около 1.5 км. Осыпные высокие берега красного цвета. Небольшие шиверы чередуются со спокойными участками. В русле сливы, надводные и обливные камни. Линия движения видна с воды

N 43.61437°

E 41.64685°

.

Рисунок 4 В каньоне Красный

Следом идет каньон Два моста. Сложностей тоже не вызывает. Проходится походным порядком.

Рисунок 5 К1 (Зимин П.) на заходе в каньон

 

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Два моста

3

600 метров. Начинается за а/м мостом, сужение реки в скальных высоких берегах. Небольшие сливы, скалы в русле, линия движения видна с воды

N 43.61791

E 41.66219

.

За каньоном Два моста особых препятствий нет. На ПБ у памятника советским воинам стоит большой лагерь каякеров и туристов. За мостиком навешана слаломная трасса.

Рисунок 6 Мост-окончание Красного каньона

.

Далее характер реки – фон 2 к.с. Позволяет безопасно отрабатывать маневры, спасработы, постановку на ровный киль.

.

Двигаемся походной колонной, стараемся выдерживать оптимальную дистанцию между судами. Связь поддерживается по рациям и визуальными жестами. На участке несложные пороги 2-3 к.т., которые проходятся сходу и без просмотра с берега. Именные препятствия не представляют сложности.

Погода портится и резко падает температура. Все довольно сильно начинают подмерзать.

18-00 Заканчиваем сплав на ПБ перед охотхозяйством (ППМ №2).

Переезжаем к лагерю.

20-00 Ужин.

22-00 Отбой.

.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

2

02.05.2022

МН – выше пос. Красный Карачай

.

Сплав по р. Аксаут до базового лагеря

.

МН –Красный Карачай

.

Сплав по р. Аксаут до базового лагеря

.

.

15

.

.

16

.

.

13

.

.

14

.

.

.

.

0.50

.

.

.

.

0.50

.

.

1.20

.

.

1.30

.

.

1.30

.

.

1.05

.

.

Автомобиль

.

.

Сплав

.

Автомобиль

.

.

.

Сплав

.

.

.

Порог Слалом (3)

Порог Корнет (3)

Порог S-образный (4)

Порог Мустанг (3) Каньон Осыпной (4B)

.

.

8-00 Подъем.

9-00 Пока дежурные готовили завтрак часть группы сбегала просмотреть Осыпной каньон на предмет бревен и траектории. Осмотр с берега показал, что каньон чист и завалов нет.

12-00 Стартовали с ЛБ Аксаута чуть выше моста, расположенного перед началом порога Слалом (ППМ №3). Выше и ниже есть места для стоянки. Вокруг стоит много групп.

Шли походным порядком. В этот проход все были на К2, каяки не брали. Порог Слалом начинается сразу за мостиком в месте старта.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог Слалом

3

Затяжная шивера в нешироком каньоне. Заканчивается перед мостом в пос. Красный Карачай. Обливные камни, неглубокие бочки.

N 43.5145729139°

E 41.5521086729°

.

Рисунок 8 К2-2 В пор. Слалом (Гладков М, Бесов К.)

Тренировались чалке на струе. После Красного Карачая бодрый участок с фоновыми порогами 2-3 к.с., не представляющими сложности. Все идется сходу.

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог Корнет

3

Слалом в шивере и между обливными камнями. Навала на крупный камень в русле.

N 43.53016°

E 41.56685°

.

Рисунок 9 Порог Корнет (Гладков М, Бесов К.)

 

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог S-образный

4A

После мощной разгонной шиверы на правом повороте. Несколько сливов до 1м с бочками за ними. Слалом между обливными камнями, небольшие валы

N 43.55930°

E 41.59389°

.

Рисунок 10 В пороге S-Образный (Гладков М, Бесов К.)

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог Мустанг

3

После разгонной шиверы на правом повороте. Два слива до 1м с бочками за ними.

N 43.56120°

E 41.59883°

 

.

Рисунок 11 Порог Мустанг (Гладков М, Бесов К.)

В месте разбоя на две протоки – в левой протоке низко висящая расческа, под которой можно было проехать, прижавшись к ЛБ. Все прошли без проблем, но тем не менее взаимно друг друга подстраховывали на случай неприятностей.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Осыпной

4B

Начинается на резком левом повороте за мостом. Мощная протяженная шивера с обливными и надводными камнями, валами и сливами до 1м. Условно можно выделить 3 небольших порога в каньоне. Заканчивается простой шиверой.

Начало

N 43.60640°

E 41.62131°

Осыпной каньон проходим тандемами по 2 катамарана, между тандемами увеличенная дистанция. Первый тандем зачаливается после ключевой ступени для активной страховки последующих катамаранов. Линия движения читается сходу.

13-30 Заканчиваем прохождение. Всем понравилось. Обедаем. Решаем проехать второй раз от пос. Красный Карачай. В лагере остается 3 катамарана. Организовываем съемку Осыпного каньона с квадрокоптера. Меняемся экипажами.

16-00 Стартуем повторное прохождение.

17-00 Заканчиваем прохождение.

20-30 Ужин. Решаем, что завтра стоит попробовать съездить на верхние каньоны. Воды, кажется, достаточно.

22-00 Отбой.

Рисунок 12 – Каньон Осыпной К2 (Резниченко С., Лысенко И.)

 

Рисунок 13 – Каньон Осыпной К2 (Васильев Д., Козина) и К2 (Гладков М, Комиссаренко А.)
Рисунок 14 – Каньон Осыпной К2 (Васильев Д., Козина) и К2 (Гладков М, Комиссаренко А.)

.

Рисунок 15 – Каньон Осыпной К2 (Гладков М, Комиссаренко А.) и К2 (Васильев Д., Козина)

.

Рисунок 16 Каньон Осыпной К2 (Гладкова О., Носов С.)

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

3

03.05.2022

МН – кан. Разбойник

.

Разведка каньонов

.

.

Кан. Разбойник — МН

28

.

.

.

.

.

14 + 16

.

.

.

.

.

2.40

2.40

.

.

2.00

.

.

3.20

Авто

.

Пешком

.

.

.

Сплав

Каньон Коварный (4С)
Каньон Горбатый (4
B)

Каньон Осыпной (4B)

.

7-00 Подъем.

8-00 Завтрак.

8-30 Выдвигаемся в сторону верхних каньонов.

11-20 Доезжаем до третьего каньона (снизу) – каньона Горбатый. От моста (ППМ №4) по ПБ производим разведку до ключевого места (ППМ №5).

Рисунок 17 Мост через Аксаут в конце кан. Горбатый

Грузимся, едем дальше. По пути просматриваем заход в каньон Горбатый. После моста дорога идет по ПБ Аксаута и отходит от реки.

Подъезжаем ко второму каньону – кан. Коварный. В начале каньона бревно перегораживает все русло. Спуститься можно на спасконцах ниже бревна (ППМ №6). Производим просмотр по ПБ. Далее бревен нет. Все ходибельно.

Едем смотреть самый верхний каньон – кан. Разбойник. Подъезжаем к заставе (ППМ №7). На заставе никого нет. Каньон рядом, просмотрели — не впечатлил, просто слалом среди среднего размера камней, по ощущениям 3-4 к.с. Принято решение не рисковать с бревном в начале следующего кан. Коварный и потому начать сплав от него.

14-00 Решено стартовать ниже бревна (ППМ №5). Спускаем по очереди катамараны на спасконцах. Отчаливаем тандемами по 2 катамарана, т.к. места для судов в месте спуска очень мало.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Коварный

Длина около 2 км. Крутые высокие стенки каньона, русло реки довольно узкое и загромождено крупными камнями-глыбами. Множество обливных камней, косых сливов с больших камней-глыб. Заканчивается выполаживанием реки до затяжки в след. каньон.

Начало:

N 43.41628° E 41.48157°, Конец:

N 43.43068° E 41.48175°

.

Идем тандемами по 2 катамарана, после каждого ключевого момента подстраховываем с берега. В целом вариантов при прохождении немного и приходится всегда идти туда, куда уходит большая часть струи. Из-за крупных скал-булыжников линия движения не всегда просматривается в поворотах, поэтому необходимо заранее посмотреть с по ПБ до спуска в каньон.

.

Рисунок 18 Кан. Коварный К2 (Зимин П., Балыков А.)

 

Рисунок 19 Кан. Коварный, К2 (Васильев Д, Козина Н.)
Рисунок 20 Бревно в начале каньона Коварный

.

Рисунок 21 В каньоне (Гладков М, Комиссаренко А.)

 

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Горбатый (Худой)

4B

Протяженность около 1300 м.

Начинается S-образным поворотом в крутых стенках, после чего следует довольно крутопадающая горка. Большое нагромождение обливных камней. Заканчивается автомостом.

Начало: N 43.43960° E 41.47746°

конец: N 43.44692° E 41.47943°.

.

Рисунок 22 В каньоне Горбатый (Гладков М, Комиссаренко А.)

.

.

Рисунок 23 На выходе из каньона Горбатый К2 (Васильев Д., Козина Н), К2 (Фаритов Ф., Дрокин А.), К2 Михайлов А, Плотникова К.)

 

Рисунок 24 Сплав по участку разбое в р. Аксаут К2 (Козина. Н, Васильев Д.)

 

14-40 Закончили прохождение каньонов, продолжили сплав до лагеря.После прохождения каньонов сплавились до лагеря. На участке много разбоев, порогов нет.Пару раз обнесли заваленные протоки по берегу. Всегда выбирали наиболее полноводные и просматриваемые протоки.

Далее штатно прошли вчерашний участок от п. Красный Карачай, что не вызвало особых трудностей. Единственное погода сегодня была хуже, и под вечер вместе с усталостью все начали дружно подмерзать на сплаве.

18-00 Закончили сплав в лагере. Решили перенести отъезд на Б. Зеленчук на следующий день.

.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

4

04.05.2022

МН – р. Б. Зеленчук (ЛБ, пор. Пушка)

.

Базовый лагерь – 3 км выше пос. Архыз)

.

Сплав по р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз 3 км – 2 км ниже пор. Косой)

.

.

90

.

.

6

.

.

.

.

16

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1.40

.

.

.

.

.

2.30

.

.

0.15

.

.

.

.

2.00

.

.

.

.

.

авто

.

.

авто

.

.

.

.

Сплав

.

.

.

.

Пор. Пушка

Пор. Взрывной-3

Пор. Взрывной-4

Пор. Взрывной-5 (Косой)

.

8-00 Завтрак. Сбор лагеря.

10-00 Выехали с поляны в сторону Б. Зеленчука.

12-30 Встаем на ЛБ на стоянке у пор. Пушка ППМ №8. Внимание, по информации от наших водителей — на октябрь 2022 данную территорию огородили забором с воротами с указанием, что теперь это частная территория.

Ставим лагерь, просматриваем порог.

Обедаем и в сплавном отправляемся на место старта сплава выше пос. Архыз. Стартуем только на К2 без каяков.

15-00 Старт с поляны на ЛБ Б. Зеленчука (ППМ№ 9). Место огорожено забором, но при этом заезд свободный. Как оказалось – на данной территории памятник культурного наследия – древние стоянки и ночевать туристам здесь разрешается.

До пор. Пушка несложный фоновый сплав 2-3 к.с. Порог Пушка проходим тандемами по 4 катамарана. В центре порога две крупные косые бочки. Кто-то эти бочки пробивал на скорости, кто-то уходил влево или вправо. Во второй бочке развернуло К2 (Гладкова, Носов) и прилично подзаварило. Экипаж отработал и вылез из бочки. Остальные все прошли штатно.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Пушка

4B

Начинается входной шиверой с валами до 1.5 м. Постепенно река сужается, а берега повышаются (особенно ЛБ), в русле камни. На основной струе несколько жёстких косых валов и несколько глубоких бочек. Ближе к концу порога река делает плавный правый поворот. В этом месте река расширяется, у ЛБ – небольшие валы до 0.7 м и обливные камни. У правого – косые валы около 1 м. и навал на большой камень-скалу у ПБ. На выходе – крутой левый поворот с мощным сливом и бочкой за ним. Далее шивера.

Начало

N43.57306° E41.36180°

Рисунок 25 Пор. Пушка К2 (Гладков М., Козина Н.), К2 (Резниченко С., Лысенко И.)

 

Рисунок 26 Пор. Пушка, в первой ключевой бочке К2 (Волощук Г., Богомолов А.)

Рисунок 27 Пор. Пушка, заварка в бочке, К2 (Гладкова О., Носов С.)

Далее походной колонной проходим пороги Взрывной-3 на взаимной страховке.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-3

3

Около 100 м. На ПП. Шивера с валами до 1м и сильным течением.

N 43.58424577

E 41.37909807

.

Рисунок 28 Пор. Взрывной-3, К2 (Гладков М, Козина Н.)

Проходим Взрывной-4. По нашей воде огромный обливник торчит и не обливается (в большую воду обычно залит!). Под ПБ расческа. Все экипажи шли под ЛБ слева от камня.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-4

3

Около 150 м. На ПП, серия больших валов до 1.5 метров. Огромный обливной камень по центру русла с большой бочкой сбоку и за ним. Перед порогом и после шивера.

N 43.59096

E 41.3854194

.

Рисунок 29 Пор. Взрывной-4, К2 (Гладков М, Козина Н.)

Чалимся на ЛБ перед порогом Взрывной-5 (Косой). Просматриваем порог, намечаем линию движения под ПБ. Все проходят либо прыгая через слив или бочку или обходя их чуть ближе к центру.

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-5 (Косой)

3+

Резкий ЛП. Перед ним нависает газопровод желтого цвета. На входе в порог полуобливной камень по центру русла, слева – валы, справа — слив и бочка. Через 30м. по центру навал на большой обливной камень, делящий струю на 2 части. Большая часть воды уходит направо.

N 43.60836944

E 41.38428611

.

Рисунок 30 Пор. Взрывной-5

17-00 После порога идем еще около 5 минут и чалимся к ЛБ для подъема судов (ППМ №11).

Заказываем общую баню в пос. Архыз вместе с другой нашей группой. Из-за холодной погоды баня была очень востребована.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

5

05.05.2022

МН – 3 км выше пос. Архыз)

.

Сплав по р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз 3 км – 2 км ниже пор. Косой)

.

Переезд на р. Кубань, ПБ выше кан. Аманхит

.

6

.

.

.

16

.

.

.

.

100

.

.

.

.

.

.

1.40

.

.

.

.

.

.

.

0.15

.

.

.

3.00

.

.

.

.

2.3

.

.

авто

.

.

.

сплав

.

.

.

.

авто

.

Пор. Пушка

Пор. Взрывной-3

Пор. Взрывной-4

Пор. Взрывной-5 (Косой)

8-00 Завтрак

12-00 Собираем лагерь, грузимся, переезжаем на вчерашнее место старта выше пос. Архыз. Выходим на воду. Сегодня еще более холодная погода, чем в предыдущие дни. Тем не менее на каяках решили пойти Балыков А. и Фаритов Ф.

На ЛП перед порогом Пушка в небольшой бочке завариватся К1 Фаритов Ф. и отстреливается. Он самостоятельно вылазит на ЛБ с веслом, мы успеваем зачалить каяк до пор. Пушка.

После поимки отдыхаем, выходим на взаимной страховке в пор. Пушка. На выходе на струю перворачивается и после нескольких попыток эскимоса отстреливается Балыков А.. Его до кульминационной части успевает подобрать К2, каяк удалось забить в улово уже ниже порога. Также в бочке в кульминационной части отстреливается Фаритов Ф, он самостоятельно сходит со струи на ЛБ, а каяк расклинивает в обливных камнях по центру струи.

Около часа пытаемся вытащить каяк различными методами. В итоге удалось бревном его подспихнуть и ниже по течению выловить. Далее без проблем дошли до финиша.

C:\Users\m.gladkov\YandexDisk\Фото-видео\2022\Кавказ 2022 - Агрегатор\Фарит\Кавказ 2022 фото\Распин лодки\2018_0101_195231_002.JPG
C:\Users\m.gladkov\YandexDisk\Фото-видео\2022\Кавказ 2022 - Агрегатор\Фарит\Кавказ 2022 фото\Распин лодки\2018_0101_195256_003.JPG

15-00 Закончили сплав. Погрузили вещи. Приготовили горячий обед на полянке у дороги, в месте окончания сплава по Б. Зеленчуку.

15-30 Выехали в сторону р. Кубань.

Встали на ночевку на поляне ПБ перед каньоном Аманхыт (ППМ №12).

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

6

06.05.2022

МН – р. Кубань — пор. Желоб

.

Пор. Желоб – МН

.

Разведка р. Худес (МН – Царские ворота (16 км от устья р. Худес) -МН)

14

.

.

15

.

.

31 + 31

1.40

.

.

.

.

.

.

2.00

.

.

0.30

.

.

4.30

Сплав

.

.

Авто

.

.

Авто

Каньон Аманхыт

Пор. Каменномостский-1

7-30 Подъем.

8-00 Завтрак. Собираемся, проходим участок Кубани до пор. Желоб.

12-00. На воду не выходят Гладков М. и Хусаинова Ю. из-за неважного самочувствия. Зам. руководителя назначен Васильев Денис.

Сразу после стоянки начинается каньон Аманхыт. В каньоне нет ничего сложного, линия движения читается сходу. Есть ключевое место – слив с нежесткой бочкой в скальном сужении, требующий ровного захода на скорости относительно течения. Проходится походной колонной на взаимной страховке.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Аманхыт

4A

Каньон начинается на ЛП спустя 200 метров после поляны по ПБ. Берега круто поднимаются, по берегам расположены крупные камни-валуны. Локальные валы до 0.5 метра. Сложных препятствий в каньоне нет. Основное препятствие – в заключительной части косой слив около метра, за которым мощная бочка во все русло реки (в сужении, подпертая скалами). Пробивать нужно на скорости. Далее небольшая шивера и слалом между камнями-валунами. Особой сложности каньон не представляет.

N 43.65658

E 41.97981

.

Рисунок 31 Ключевой слив каньона К2 (Носов С., Гладкова О.)

13-30 Подходим к пор. Каменомосткий-1. Осмотр по ЛБ вдоль хоз. участков. Страховка первых экипажей спасконцом с ЛБ, потом катамараном из улова. Проходим поочередно.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каменномостский-1

3+

Представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. На входе большой обливной камень по центру, не очень чётко видимый с наплыва Проход по центру или под ПБ. Слева проход замусорен обливными острыми камнями. Под ПБ на входе хорошая бочка после крупного слива чуть меньше метра. Страховка штурмового экипажа спасконцом на ЛБ после порога, там же улово для страховки катамаранов других экипажей

N 43.74365

E 41.91202

Рисунок 32 Прохождение порога Каменомосткий -1

 

14-00 Заканчиваем прохождение. Выход с реки на ЛБ в 50 м ниже по течению от порога, не доходя до пор. Желоб (ППМ№ 13). Желоб посмотрели, в текущей конфигурации возможности его прохождения на катамаранах – нет. Возвращаемся в базовый лагерь.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Желоб

н/п

Крутопадающая горка в скальном сужении. Ближе к мосту серия крутых сливов в котел, подпертый обрушившейся в центр русла скалой. Слева и справа от скалы негабаритные сливы и сифоны.

N 43.75202

E 41.908712

Рисунок 33 Пор. Желоб, вид на порог выше по течению (верхнее фото) и ниже по течении (нижнее фото).

14-30 Обедаем и отправляемся на разведку р. Худес.

17-30 Доезжаем до Царских ворот – скальному сужению и мосту через р. Худес. Это порядка 16 км от устья по дороге вдоль р. Худес.

Рисунок 34 р. Худес, Царские ворота

В целом, интересующий участок порогов сконцентрирован в т.н. Прорыве р. Худес, который условно начинается от широкой ровной поляны на ЛБ, после чего река резко начинает уходить в каньон.

Река входит в каньон, делает сначала ПП, потом ЛП. На входе большая не обливная скала. Далее после резкого ЛП начинается первое препятствие прорыва Х-1

Рисунок 35 Место начала прорыва на р. Хулес. Поляна на ЛБ.

  Х-1 Начинается нагромождением крупных камней в левой части русла, слева габаритный проход и прижим к крупной скале. После прижима шивера с обливными камнями, заканчивающаяся скальным сужением и небольшим косым сливом справа-налево. После чего следует около 30 м быстротока и следующий порог. Обработка и просмотр по ЛБ.

.

Рисунок 36 р. Худес, порог Х-1
Рисунок 37 р. Худес, конец порога Х-1, начало Х-2

Х-2 Косой слив в скальном сужение в правой части русла с прижимом к скале ПБ. Далее прямой быстроток около 100 м и резкий ПП. Обработка и просмотр по ЛБ.

Х-3 На резком ПП каскад сливов с обливных камней. Множество обливных камней. После чего река снова собирается в единое русло и плавно поворачивает влево. Обработка по ЛБ.

Рисунок 38 р. Худес, порог Х-3

Х-4 После плавного поворота и быстротока в 20 метров начинается нагромождение камней-булыжников, между которыми очень слабые габаритные проходы для К2. В конце очень мало вероятностный габарит для К2 – река зажата между двумя крутыми скалами и двумя крупными камнями-затычками. Обработка по ЛБ.

Рисунок 39 р. Худес, порог Х-4

Х-5 Далее следует резкий ЛП на 90 градусов на котором мощный слив и Г-образный поворот влево с прижимом к крутой черной скальной глыбе на ПБ. Обработка по ЛБ.

Рисунок 40 р. Худес, порог Х-5

Х-6 !!! После поворота мощная шивера с сливами с обливных камней и бревнами в русле. После шиверы несколько мощных бочек через все русло на ЛП реки. После бочек под ЛБ проход закрыт двумя крупными валунами, основная струна уходит под ПБ и скатывается влево с каменной горки, замусоренной камнями. После этого вся река свалива6ется в узкий габаритный для К2 лоток, с навалом и сложно закрученным потоком, наваливающим на левую стенку лотка.

Рисунок 41 р. Худес, порог Х-6

Рисунок 42 р. Худес, порог Х-6 (продолжение)

После порога Х-6 идут несложные пороги до автомобильного моста через 500 метров, не представляющие особой сложности.

Проведя разведку оценили данный каньон суммарно 6 к.т и проходить не стали.

20-00 Вернулись в лагерь.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

7

07.05.2022

МН – р. Уллукам Узункольский каскад (погранзастава) — МН

.

р. Уллукам – плотина в п. Учкулан

.

Разведка р. Учкулан

.

47 +

38

.

.

.

15

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

1.50

.

.

.

.

.

1.40

.

.

.

.

3.00

.

.

.

.

авто

.

.

.

.

сплав

.

.

.

.

Узункольский каскад (4C)

Хурзукский каскад (4B)

.

.

.

.

.

.

9-30 Выезжаем из лагеря.

11-00 Разведываем квадрокоптером Хурзукский а затем Узункольский каскад на предмет бревен. Характер препятствий по данной воде мы и так знаем из предыдущих походов.

  11-30 Приезжаем к погранзаставе на Уллу-Каме (ППМ №14 ). По пути разведываем оба каскада. Уровень воды – чуть ниже среднего. Собираем суда. На погранзаставе собирает лагерь Московская группа Кривоноса А.В, обмениваемся впечатлениями, а пройденных реках, пока у погранцов идут стрельбы.

  12-00 Выходим группами по 2 К2 в тандеме. Между тандемами увеличенная дистанция.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Узункольский каскад

Каскад начинается от погранзаставы. Сложность постепенно увеличивается, а русло сужается. Сливы с бочками от 0.5 до 1.5 метров. Практически нет уловов и очень большой уклон. Местами обливные камни в середине русла, требующие точной отработки в сторону. Кульминационная часть перед мостом – серия сливов с глубокими тормозящими бочками и камнями. После моста река резко успокаивается.

Начало

N 43.35845

E 42.18975

Все прошли штатно за исключениеем экипажа К2 (Михайлов А., Плотников К.), которые кильнулись при попытке слезть с обливного камня в ключевой части перед мостом. Плотников К ушел с катамарана. Михайлов с К2 зачалили другие экипажи через 20 метров, Плотников К. выбрался сам на берег.

Рисунок 43 Узункольский каскад, К2 (Богомолов А, Бесов К.)
Рисунок 44 Узункольский каскад, киль К2 (Михайлов А, Плотников К.)

.

Рисунок 45 Узункольский каскад, К2 (Балыков П, Зимин К.), К2 (Гладков М, Козина Н.)

 

Далее прогонный участок до пос. Хурзук, в котором начинается следующий каскад.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Хурзукский каскад

4B

Река сужается до 10-12м. На протяжении всего участка – шивера с большим количеством камней в русле. Сливы в габаритных воротах до 1м. Сложность локальных препятствий постепенного нарастает к середине каскада. Есть возможность зачалиться между отдельными ступенями. Кульминационная часть после прохождения 2 моста в пос. Хурзук.

Начало

N43.43367

E 42.14097

.

Шли сходу в походном порядке на взаимной страховке. Без происшествий. В целом довольно протяженный участок слалома.

Рисунок 46 Хурзукский каскад, К2 (Носов С, Гладкова О.)

14-30 закончили сплав на ПБ перед разрушенной плотиной (ППМ №15) в п. Учкулан. Перекусили. Часть группы поехала в лагерь, часть одной машиной на разведку Учкуланского каскада.

Доехав до начала Учкуланского каскада обнаружили, что перед мостом поставили погранзаставу (ППМ №16). Нас на разведку и сплав пускали без документов с просьбой не фотографировать заставу и не удаляться из зоны видимости в сторону границы. Вообще пропускают дальше по паспортам.

Разведали, воды немного, но достаточно для прохождения. Наверх, в сторону Махара и Гондорая по такой воде даже решили не ехать. Прохождение наметили на след. день. Вернулись в лагерь и отдыхали

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

8

08.05.2022

МН – погранзастава на р. Учкулан

.

р. Учкулан (Учкуланский каскад – п. Учкулан)

.

р. Кубань — устье р. Худес

.

38

.

.

6

.

.

17

.

.

.

.

0.40

.

.

1.20

.

0.40

.

.

1.40

.

.

1.40

.

авто

.

.

сплав

.

.

сплав

Учкуланский каскад (4С)

9-00 Подъем.

12-00 На погранзаставе у моста через р. Учкулан.

12-30 Просматриваем всеми экипажами по ЛБ каскад, намечает траекторию, выставляем береговую страховку и фото-видео. Идем тандемами по 2 катамарана.

Учкуланский каскад

4C — наша

5А — МКК

Длина 1500 м. Начинается за мостом. Крупные камни в русле образуют сливы и навал на ЛБ. Далее участок 500 м. хаотичных валов бочек и сливов. Перед кульминационной частью галечный остров с двумя протоками. Далее на правом повороте много камней, образуют едва габаритные проходы. Через 100 м., за островами порог плавно переходит в шиверу.

Начало

N 43.43300°
E 42.03345°

.

Рисунок 47 Учкуланский каскад, К2 (Гладков, Плотников)

 

Рисунок 48 Учкуланский каскад, К2 (Васильев, Балыков), К2 (Зимин, Волощук)
Рисунок 49 Учкуланский каскад, К2 (Гладков, Плотников), К2 (Бесов, Богомолов)

.

Рисунок 50 Учкуланский каскад, К2 (Зимин, Волощук), К2 (Васильев, Балыков),

.

Рисунок 51 Учкуланский каскад, К2 (Гладков, Плотников), К2 (Бесов, Богомолов)

 

Рисунок 52 Учкуланский каскад, К2 (Гладков, Плотников)

13-00 Заканчиваем сплав у автомоста в пос. Учкулан.

15-00 Доходим до устья р. Худес (ППМ№17). Вода в притоке уже спала и изменила цвет с кирпичного на мутно-серый.

15-30 Обед. Начали антистапель, так как погода позволяет подсушить снаряжение. Оставляем пару катамаранов и каяков в надежде на следующий день потренировать кили и спасработы в каньоне Аманхыт. Впервые за поход светило солнце.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

9

09.05.2022

Тренировки в кан. Аманхит

.

МН – п Хабез – ст. п. Казьминское – г. Невинномыск

.

г. Невинномыск – г. Москва

2

.

.

180

.

.

.

.

.

.

.

.

.

3.00

.

.

3.00

.

.

.

сплав

.

.

сплав

.

.

поезд

Каньон Аманхит

.

8-00 общий подъем.

Желающие потренироваться и покататься на каяках 3 раза катают Аманхит вместе с параллельной группой из нашей школы туризма. Тренировочные кили, и не очень учебные отстрелы у каякеров. В один из заездов отстрелилось сразу два каяка в ключевом сливе Аманхита, но были пойманы экипажами К2.

Очень пригодились прусики-ловушки с карабинами для того чтобы цеплять каяки и чалить к берегу.

14-00 разбираем катамараны и стартуем в сторону горячих источников под Невинномыском, но прежде заезжаем в п. Хабез для того чтобы сгрузить наши вещи водителям для отправки.

2.7Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Статья расходов

На 1 человека, руб

Железнодорожные билеты

7000

Автосопровождение

8000

Продуктовая раскладка

3300

Страховка

300

Аптечка групповая

200

Ремнабор групповой

200

Транспортная компания ПЭК (обратно)

300

3 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группой был успешно пройден сложный, красивый и интересный водный маршрут, представляющий собой прохождение связки рек 4 к.с.

Наша группа выполнила основную поставленную перед собой задачу, пройдя интересный в техническом плане тренировочный весенний маршрут и разведав интересные новые участки.

К сожалению, с учетом уровня воды все элементы, где мы планировали найти препятствия 5 к.т. не были настолько сложными:

— Верхние каньоны р. Аксаут – Коварный и Горбатый при высоком уровне воды могу составлять препятствия 5 к.т. У нас же вода на Аксауте была около среднего уровня, что позволило их пройти без особого труда габариты были везде.

Учкуланский каскад и Узункольский каскад по высокой определенно составляют препятствия 5 к.т., однако такую воду нужно поймать, и бывает она не очень часто, например на майские праздники примерно такой уровень был в 2014 г., 2016 г., 2021 г. При этом уровень воды в Учкулане и Уллукаме не всегда коррелирует.

— На р. Худес был уровень воды для возможного сплава на К2, мы провели детальную разведку, но оценили Прорыв на данной реке 6 к.т., что не входило в наши планы.

— На р. Маруха было немного воды, но много завалов. Многие оценивают участок ниже водопадов при хорошем уровне воды 5 к.т. в силу большой опасности завалов и довольно большого среднего значения уклона. Маруха в КЧР – в чем-то аналог алтайской Шавлы.

— Так же интересны верхние притоки Учкулана – Махар и Гондорай, но надо понимать, что на них имеет смысл ехать, исследовать, и возможно проходить только в случае высокой воды в самом Учкулане.

Подобный маршрут с трудом можно назвать классическим «походом», так как словосочетание «активный отдых» подходит куда больше в силу большой заселенности и транспортной доступности региона. Заброска и выброска на маршрут осуществляется «колесами в воду» и не доставляет сложностей. Для прохождения маршрута настоятельно рекомендуем использовать машину сопровождения, которая позволяет существенно экономить время и получать наибольшее удовольствие от похода. Прохождение «автономного» маршрута на Северном Кавказе считаем занятием весьма странным.

Погода в мае на Северном Кавказе относительно других регионов РФ — теплая. Но в этот раз мы застали аномально холодную погоду, даже днем. За ночь у людей замерзало сплавное снаряжение, люди мерзли на сплаве – с такой погодой мы столкнулись впервые за 8 лет постоянного посещения региона в майские праздники.

.

Резюмируя:

 Запланированный график позволил с большой степенью надежности и безопасности пройти указанный маршрут. Специфика региона позволяет быстро и безболезненно менять и подстраивать планы в случае низкого уровня воды или других обстоятельств на конкретной реке.
 В результате подготовки к походу и в процессе прохождении маршрута, члены группы получили много новых знаний и опыта;
 Наличие схоженного костяка группы позволяет уверенно планировать и реализовывать сложные маршруты. Также удается потренироваться самим и передать опыт менее опытным товарищам из школы туризма.
 Оптимальным средством сплава по рекам Северного Кавказа являются катамараны двойки.

.

.

Согласно действующим правилам группой при прохождении маршрута выполнены требования по:

 Протяженности. 109 км > нормативных 100 км.
 Продолжительности. 9 активных дней > нормативных 8 дней для группы с туристким опытом 4 к.с. (4 к.с. участники и 4 к.с. руководителя)
 Количеству ОП и пОП. ОП: 9 шт, пОП: 9 шт, что значительно превышает нормативные требования.

Таким образом считаю возможным засчитать всем участникам и руководителю данный спортивный маршрут 4 к.с.

Приложение 1. Координаты ключевых точек

№ ППМ

Описание

Координаты

Комментарий

1

МН 01.05.2022, 02.05.2022,

03.05.2022

N43.61374° E41.64398°

Хорошая поляна на ЛБ после Осыпного каньона.

2

Окончание сплава р. Аксаут

N43.67913° E41.66471°

Хорошая полянка на ПБ

3

Место старта р. Аксаут

N43.51458° E41.55246°

Хорошая полянка на ЛБ

4

А/м мост. Конец каньона Горбатый

N 43.44646°
E 41.47867°

Дорога для разведки кан. Горбатого по ЛБ

5

Ключевое место каньона Горбатый

N 43.44172°
E 41.47471°

Просматривается с конца дороги

6

Бревно в каньоне Разбойник

N 43.41694°
E 41.48150°

За первой ступенью в каньоне. Осмотр по ПБ

7

Застава в верховьях р. Аксаут

N 43.40803°
E 41.47718°

Не действует

8

МН 04.05.2022

N 43.57863°
E 41.36814°

На настоящий момент – частная территория

9

Старт на р. Б. Зеленчук

N43.55456° E41.27148°

Удовлетворительный крутоватый спуск к реке

10

Место чалки перед пор. Пушка

N43.57080° E41.35798°

ЛБ, перед турбазой

11

Окончание сплава на р. Б. Зеленчук

N43.61474° E41.38272°

ЛБ, удобный подъем к дороге

12

МН 05.05.2022, 06.05.2022, 07.05.2022, 08.05.2022

N 43.66082°
E 41.98570°

Большая удобная поляна на несколько групп

13

Конец сплава по р. Кубань

N 43.74539°
E 41.91138°

ЛБ. Удовлетворительный крутоватый спуск к реке

14

Место старта р. Уллу-Кам

N43.35267° E42.19085°

Спуск к воде около забора погранзаставы

15

Окончание сплава р. Уллу-Кам

N43.45768° E42.10304°

Чалка к ПБ перед водозабором плотины. К месту чалки подходит дорога

16

Место старта р. Учкулан

N 43.43324°
E 42.03330°

Большая поляна. Проезд через КПП

17

Р. Худес. Окончание сплава по р. Кубань

N 43.59638°
E 42.13448°

ПБ. Удовлетворительный крутоватый спуск к реке

.