Правила категорирования водных маршрутов

Классификация туристских водных маршрутов 

Действует с июня 2018 года

(Категорирование маршрута и его определяющих препятствий и факторов)

  1. Общие положения и требования.

1.1. Маршруты должны быть как правило непрерывными, без разрывов, вызванных переездами
между участками реки, пребыванием в населенном пункте без необходимости.
В случаях связки частей маршрута (рек и т.п.) допускается использование транспорта в пределах
данного туристского района, если это обосновано логикой похода, инфраструктурой района, не
нарушает его целостности и способствует более широкому освоению региона группой.
1.2. Категория сложности маршрута зависит от количества и технической трудности
определяющих препятствий (ОП), протяженности, продолжительности и других определяющих
факторов (ОФ) (большое количество протяженных препятствий, сложность разведки и страховки,
удаленность, уклон, сложность рельефа, осложняющий разведку и прохождение, сложные
природные условия и др.).
1.3. Категория сложности туристских водных маршрутов определяется на основе действующего
Перечня классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий
(далее — Перечень).
1.4. Протяженность маршрута по Табл.1 принимается как номинальная для маршрута данной
категории сложности.
1.5. Продолжительность маршрута по Табл.1 принимается как номинальная продолжительность
активной части для маршрута данной категории сложности.
1.6. В активную часть маршрута включаются участки, не связанные с использованием
транспорта, в том числе: пешая часть маршрута (подход к началу сплава, пешеходные переходы
между участками маршрута, выход с места окончания сплава), обносы и протяженные просмотры,
если в них принимала участие вся группа. Повторное прохождение участков маршрута, отдельных
препятствий, не включается в активную часть маршрута.
1.7. В число активных дней включаются:
1.7.1. Дни активных туристских действий по маршруту — сплав, пешие и горные переходы,
разведки препятствий, организация страховки, обносы препятствий, сборка и разборка судов,
ремонт снаряжения, радиальные выходы).
1.7.2. Днёвки, составляющие не более 15% от общей продолжительности активной части
маршрута.
1.7.3. День приезда/отъезда/переезда засчитывается в активные, только если в этот день группа
выполняла активные туристские действий по п.1.7.1. При этом если группа переезжала из одной
точки маршрута в другую точку маршрута более 2-х дней, то в зачет активных дней идет 2 дня
переезда.
1.8. Радиальным выходом считается небольшой, относительно всего маршрута, участок
маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в
кольцевых радиальных выходах (возвращение в исходную точку другим путем) засчитываются
полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (возвращение по тому же пути),
засчитываются только в одном направлении. Однако, радиальный выход с изменением способа
передвижения, например, пешком в одну сторону и сплавом обратно или наоборот, не связанный с
повторным прохождением участка маршрута, засчитывается в активную часть маршрута
полностью.
1.9. Протяженность маршрута рассчитывается с помощью спутниковых средств
позиционирования (GPS), либо с помощью доступных программных средств анализа спутниковой
информации (Google Earth, SAS Planet или подобных). При отсутствии доступа к спутниковой
информации допускается измерять протяженность маршрута по карте масштаба
1 : 100 000 с умножением полученного расстояния на коэффициент 1,2.

Классификационные требования к туристским водным маршрутам.

2.1 Классификационные требования к водным маршрутам указаны в Таблице 1.

Таблица 1.

Классификационные параметры маршрута Категория сложности маршрута
1 2 3 4 5 6
Нормативная (минимальная) протяженность активной части маршрута (км) 100 100 100 100 100 100
Нормативная (минимальная) продолжительность активной части маршрута (дней) 4 5 7 9 10 10
Категория трудности и минимальное количество ОП 1 категория трудности 2
2 категория трудности 2
3 категория трудности 3
4 категория трудности 3
5 категория трудности. 3
6 категория трудности 3

2.2. Параметры классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов (далее –
КМ), приведенных в Перечне, могут не совпадать с данными Таблицы 1, так как при их
классифицировании могли быть учтены ОФ, которые не приводятся в Таблице 1 (автономность
маршрута, горный рельеф, сплав по высокой воде, сложность проведения страховки и т.д.). При
полном прохождении КМ за нормативную продолжительность, приведенную в Таблице 1 для
данной категории, или большее количество дней, но без снижения напряженности характерной для
данной категории, маршрут имеет категорию сложности, указанную в Перечне. При частичном
прохождении КМ (сокращенная протяженность, уменьшенное количество ОП), а также при
прохождения КМ за время меньше нормативного, маршрут должен оцениваться на основании
Таблицы 1.
2.3. В нормативную протяженность активной части водного маршрута (Таблица 1) может быть
засчитано не более 25 километров, пройденных не на средствах сплава.
2.4. При категорировании маршрута, не совпадающего с КМ, требование к его нормативной
протяженности может быть снижено не более чем на 25 километров (кроме маршрутов 1-3 к.с.) за
счет большего, чем указано в Таблице 1, количества ОП для маршрута соответствующей категории
сложности. При этом допускается добавлять к фактически пройденным километрам маршрута
эквивалентные километры за прохождение ОП сверх указанного в табл.1 количества. При этом
каждое пройденное, сверх указанного в Таблице 1, ОП повышает протяженность маршрута на 5
километров.
2.5. При протяженности маршрута ниже нормативной, приведенной в Таблице 1 для данной
категории, категория сложности маршрута должна быть снижена до того предела, когда, с учетом п.
2.4. (увеличение количества ОП в счет снижения протяженности), маршрут попадет в одну из
низших категорий. В этом случае маршрут засчитывается как маршрут этой (низшей) категории
сложности с элементами трудности реально пройденных препятствий. При протяженности
маршрута, не позволяющей зачесть его первой категорией сложности, маршрут засчитывается как
некатегорийный с элементами категории трудности реально пройденных препятствий.
Некатегорийным считается маршрут, не содержащий категорированных технических препятствий,
либо имеющий протяженность менее маршрута 1 категории сложности, либо пройденный за время
меньшее, чем определено для маршрута 1 категории сложности.
2.6. Продолжительность прохождения маршрута зависит от квалификации, подготовленности
группы идти маршрут без потери безопасности. Для обеспечения достаточного времени на
организацию безопасного сплава вводится значение нормативной продолжительности, приведенное
в таблице 1 и условие зачета группе категории сложности пройденного маршрута (п.2.7, 2.8) в
зависимости от сокращения продолжительности по сравнению с нормативной
продолжительностью.
2.7. Требование нормативной продолжительности к маршрутам 4, 5 и 6 категории сложности
может быть снижено, но не менее чем до 7 дней, если все участники туристской группы имеют
опыт прохождения, а руководитель опыт руководства прохождением маршрута данной или более
высокой категории сложности.
Опыт прохождения (руководства) маршрута более низкой категории сложности, но содержащий
препятствия равной или более высокой категории трудности, не учитывается.

2.8. Если продолжительность маршрута меньше, чем определено для данной категории сложности
в Таблице 1, то маршрут засчитывается более низкой категорией (вплоть до некатегорийного), в
соответствии с Таблицей 1 с элементами трудности реально пройденных препятствий.
2.9. Категория трудности водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и
технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем
опасности для здоровья и риска для жизни, которым подвергается член экипажа, попавший в воду.
2.10. Категория трудности водных препятствий может меняться в зависимости от уровня воды.
При определении категории трудности пройденных водных препятствий, в том числе пройденных
впервые, используется Таблица 2.
2.11. Для более детальной оценки технической трудности и опасности препятствий используется
разделение препятствий 4, 5 и 6 категории трудности на три подкатегории А, В, С.
Подкатегория с индексом “А” означает, что препятствие относится к указанной категории
трудности, но технически проще и безопаснее, чем эталонное препятствие этого класса трудности.
Индекс “B” означает эталонное значение трудности препятствия для данной категории трудности.
Индекс “C” означает повышенную сложность и опасность данного препятствия по сравнению с
эталонным препятствием той же категории трудности.
2.12. Препятствия большой протяженности (многоступенчатые) могут засчитываться как
несколько препятствий в том случае, если это определено в Перечне. Такое решение может быть
принято полномочной Маршрутно-квалификационной комиссией в случае отличия характеристик и
ОФ маршрута, включенного в Перечень, изменения уровня воды, изменения самого протяженного
препятствия, появление нового препятствия на участке КМ. Обоснованием принятия такого
решения может служить так же стратегия его прохождения и организации страховки. В любом
случае участки быстротоков (плесов) между ступенями протяженного препятствия должны
позволять осуществлять просмотр, прохождение и страховку отдельных ступеней. При этом
категория трудности ступеней может быть ниже, чем совокупная категория трудности
многоступенчатого препятствия.
2.13.Если маршрут не совпадает с КМ и содержит меньше ОП, чем указано в Таблице 1, то он
оценивается более низкой категорией сложности, для которой количество пройденных ОП является
достаточным, с элементами трудности реально пройденных препятствий ( маршрут с элементами
более высокой к.с.).
Аналогично засчитываются и КМ, в которых были пройдены не все препятствия.
2.14. При зачете маршрута в маршрутных документах и справках о зачете прохождения маршрута,
делается запись о реально пройденных препятствиях каждым участником.
2.15. Зачетная оценка категории сложности пройденного водного маршрута каждым участником и
руководителем осуществляется по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП,
протяженности, продолжительности маршрута и др.) с учетом наличия реальных факторов
маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.) на основе отчета и фото/видео
материалов. Последние должны иллюстрировать факт прохождения каждым участником.
В результате рассмотрения МКК отчетных материалов о прохождении маршрута зачетная
категория сложности пройденного маршрута может быть снижена по отношению к заявленной.
2.16. Повышение категории сложности маршрута по сравнению с заявленной недопустимо.
2.17. К руководителю, капитанам судов и другим участникам группы при выпуске на маршрут
могут быть предъявлены дополнительные требования: наличие опыта сплава на конкретных судах,
опыта прохождения технических препятствий при наличии различных факторов (автономности,
сплава при большой воде, горной подготовки и др.), которые могут встречаться на маршруте.
2.18. Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и
препятствий подлежит регулярному пересмотру в связи с климатическими изменениями,
изменениями структуры и количества препятствий на реках (сели, обвалы, землетрясения,
наводнения, проведение мелиоративных, строительных и других работ и т.п.), а также с изменением
средств сплава и роста мастерства спортсменов.

 Таблица 2. Оценка трудности водных препятствий.

Категория
трудности принятая ранее
Категория трудности уточненная Характеристика препятствия
1 1 Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, в которых не требуется выбора линии движения и разведки. Определяющее препятствие маршрутов 1 к.с.
2 2 Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 2 к.с.
3 3 Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов 3 к.с.
  4 4A  .Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и стоячими валами. Ущелье, «щеки» с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, так как линия движения неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с.
4B  То же, что и предыдущее, но валы косые или пульсирующие. Валы на реке с большим расходом, не позволяющие страховать судно спасконцом. Линия движения неоднозначна, требуется разведка, которая производится без особых затруднений. Ключевые места страхуются. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с.
Протяженный или многоступенчатый порог или шивера. Обилие камней, за которыми пенные ямы или высокие валы на реках с большим расходом. Линия движения определяется после предварительной разведки.  Требуется организация страховки. Определяющее препятствие маршрута 4 к.с.
5 Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения.  В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к.т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, так как возможна аварийная ситуация. Просмотр и страховка не затруднены.  Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с.
5B То же, что и предыдущее, но бочки и пенные ямы способны держать, как оторвавшегося гребца, так и все судно. Препятствие может включать в себя водопадный слив. Возможен продолжительный просмотр для выбора мест страховки и линии движения. Уход с оптимальной линии движения грозит поломкой судна. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с.
То же, что и предыдущее, но большой протяженности. Препятствие многоступенчатое, или по большой воде несколько препятствий слились в одно. Ключевых мест несколько. Требуется просмотр и организация нескольких точек страховки. Определяющее препятствие маршрутов 5 к.с.
6 6A Сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные
препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены. Опасное локальное
препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Водопады и сифоны. Мощные
прижимы с подсосами. Валы, сравнимые с длиной судна или более длины судна. Проходятся после
тщательной разведки и со страховкой. Объективно опасное препятствие для гребца, оторвавшегося
от судна. При отступлении от оптимальной линии движения возможна авария с последующей
поломкой или утратой судна. Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с.
6B То же, что и предыдущее, но большой протяженности. Каньонные участкиo со сложной
организацией страховки и просмотра препятствия. Как правило, водопадные сливы и мощные
“бочки” в препятствии. Линия движения сложна и проходит через несколько ключевых мест.
Препятствие представляет реальную опасность при несоблюдении линии движения. Разведка и
страховка обязательны. Определяющее препятствие маршрутов 6 к.с.
6C То же, что и предыдущее. Препятствие ранее пройдено малым числом экипажей, либо не
проходилось. Проходится на пределе возможностей судна и экипажа, как правило, при оптимальном
уровне воды в реке. Разведка и страховка затруднены и очень трудоемки. Крайне опасное
препятствие. Препятствие экстра-класса.
6* «Сверхопасное» препятствие. Непроходимое для большого класса судов (завалы, водопады,
водосбросы, ущелья…).