Красненькая — Кутсайоки — Тунтсайоки — Тумча 2021

Красненькая — Кутсайоки — Тунтсайоки — Тумча 2021

Отчет

о прохождении водного спортивного туристского маршрута 4 категории

по рекам Кольского полуострова по маршруту:

г. Москва – г. Кандалакша – пос. Алакурти – река Красненькая – река Кутсайоки – пос. Алакурти – река Тунтсайоки – река Тумча — г. Москва,

совершенном сборной г. Москвы (команда Husky Whitewater Team)

с 11 июня по 21 июня 2021 г.

Маршрутная книжка № 1/4 –407

Руководитель группы: Гладков Максим Сергеевич

Содержание

1  Содержание

2  Справочные сведения

2.1  Проводящая организация

2.2  Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

2.3  Общие справочные сведения о маршруте

2.4  Подробная нитка маршрута

2.5  Техническое видео

2.6  Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов

2.7  Определяющие препятствия маршрута

2.8  Состав группы

2.9  Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии)

2.10  Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий

3  Описание ТСМ

3.1  Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

3.2  Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

3.3  Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута

3.4  Изменения маршрута и их причины

3.5  График движения

3.6  Техническое описание прохождения маршрута группой

3.7  Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

4  Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

.

Список сокращений

Сокращение

Расшифровка

пОП

Предопределяющее препятствие

ОП

Определяющее препятствие

р.

река

МН

место ночевки

г.

гора

ППМ

Промежуточный пункт маршрута (путевая точка)

руч.

ручей

ПП, ЛП

Правый поворот, Левый поворот реки

ПБ, ЛБ

Правый берег, Левый берег

.

2Справочные сведения
2.1Проводящая организация

Сборная г. Москвы, Команда Husky Whitewater Team (huskytm.ru).

2.2Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

Россия, Кольский полуостров, Мурманская область.

2.3Общие справочные сведения о маршруте

Таблица 1. Общие сведения о маршруте

Вид маршрута (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность

Продолжительность

активной части, дней

Сроки

проведения

Всего

Ходовых дней

Водный

4 (четвертая)

101 км – сплав

10

8

11.06.2021 – 21.06.2021

.

2.4Подробная нитка маршрута

г. Москва – г. Кандалакша – пос. Алакуртир. Красненькаяр. Кутсайоки – пос. Алакуртир. Тунтсайоки – р. Тумча — г. Москва

.

2.5Техническое видео

На маршруте снято более 100 gb видеоматериалов с препятствий. Краткое скомпилированное видео по прохождению определяющих препятствий представлено в видео по ссылке:.

Дополнительные фото и видеоматериалы, не представленные в отчете, можно запросить у руководителя похода.

.

2.6Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов.


.

 

Рисунок 1. Обзорная карта

2.7Определяющие препятствия маршрута

Таблица 2. Пройденные ОП и пОП (3, 4 к.т.)

Название

К.т.

Прохождение участниками

Гладков

Пятериков

Виданов

Козина

Пикаревская

Каменский

Романюк

Исаченко

Воробьева

.

.

р. Красненькая

Короткий

4B

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Островной

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Прыжок

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Щечки

4B

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Кавказский

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Горка

V

V

V

V

V

V

V

V

V

.

.

р. Кутсайоки

Сомнительный

4B

V

V

V

V

V

V

V

V

O

Муравей

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Оба-На

5

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Маманя

6

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Тесный

3

V

VV

V

X

V

V

V

V

V

Ступенька

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Водопадный

4B

V

V

V

V

V

V

V

V

V

.

.

р. Тунсайоки

Падун

3

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Кривой

3

V

V

V

V

V

V

V

V

K

Яма

3

VV

VV

К VV

К VV

VVV

VVV

VVV

VVV

K VV

Котел

3

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

VVV

.

.

р. Тумча

Карниз

4A

V

V

V

V

V

V

V

V

V

Шляпа

3

VV

VV

VV

VV

VV

VV

VV

VV

VV

.

Итого: пройдено предопределяющих препятствий (пОП): 10 шт. Пройдено определяющих препятствий (ОП): 7 шт, из них : 4А — 2 шт, 4B — 4 шт, 4С — 1 шт

Примечание. В таблицах приняты следующие обозначения: V – проходил (VV-2 раза); K – киль, X – не проходил, О-обнос.

2.8Состав группы

Таблица 2. Данные об участниках

ФИО

Г.Р.

Тур. Опыт

Обязанности

1

Гладков

Максим

Сергеевич

1990

5Р Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя – Катунь,

4-5Р Сев. Кавказ 6 раз
Хара-Мурин, к2
ЖомболокУрик, к4
Хара-Мурин, к4
4-5Р Сев. Кавказ 5 раз

Руководитель,

К1-1

2

Пятериков

Даниил

Алексеевич

1993

4У Сев. Кавказ
Ю.Шуя
Кодори
2У Мста

Укса
3У Кереть

К1-1

3

Виданов

Иван

Валерьевич

1991

4(5)У Сев. Кавказ
4У Кумир-
Коргон-Чарыш — кат-2
ХангарулЗунМурин — Утулик
4Р Сев. Кавказ

3Р Умба — байдарка

3Р Сев. Кавказ

К2-2

4

Козина

Наталья

Васильевна

1994

4У Сев. Кавказ
4У Катунь

К2-2

5

Пикаревская

Александра


Александровна

1991

4У Чуя-Катунь-Урсул к2
4У Чуя-Катунь к4

4У Казыр к2

К2-3

6

Каменский

Даниил

Александрович

1984

6У Верхний Чулышман (Язулинский каньон) к2
Ой-тал-Тар-КекемеренЧон-Кемин, к4
Мажой (трижды) К2

К2-3

7

Романюк

Василий

Николаевич

1993

3Р Умба
4У Катунь

3У Кереть

К2-4

8

Исаченко

Михаил

Владимирович

1986

3Р Кереть
4У Катунь

3У Умба

К2-4

9

Воробьева

Ольга

Константиновна

1995

3У Кереть, Чирка-Кемь, Шуя, Охта
4У З
еленчук-АксаутБ.Лаба-Белая
4У Красненькая-
Кутса
Кодор-Бзыбь
4У Кара-Самур,
Казимукухское Койсу

Каяк, К1

2.9Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии).

Руководитель: Гладков Максим Сергеевич, г. Москва, тел. +7-903-0186095,

E-mail gladkovi4@gmail.com.

Печатная версия отчета и DVD-диск с материалами хранится в библиотеке ФСТ — ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1 (https://fst-otm.net/).

Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны на сайте https://huskytm.ru/.

Над отчетом и материалами в него работали:

Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы;
Виданов И.В. — дневник
2.10Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий.

Маршрутная книжка: ¼-407. Заявочные документы рассматривались МКК ФСТ-ОТМ, (г. Москва) в составе Солод С.С., Баранов М. В., Болдырев С.С.

Код штампа МКК 177-00-56666552

3Описание ТСМ
3.1Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

Целями и задачами похода ставилось:

— посетить популярные, но для большинства участников группы новые реки по хорошей, высокой воде.

— спортивно отдохнуть, повысить мастерство;

— провести тренировки на Тунсайоки и Тумче со слушателями школы водного туризма и войти в тонус перед летними походами;

Все участники имели все необходимое специальное водное снаряжение, защиту туриста-водника, НАЗ (спасодеяло + огниво + топливо + обезболивающее в таблетках), водонепроницаемые рации Baofeng повышенной мощности. У каждого экипажа имелся распечатанный экземпляр комплекта всех карт, на группу был 1 навигатор GPS + мобильные телефоны с установленными гис-приложениями с загруженными картами и путевыми точками. Также на группу имелся спутниковый GPS-коммуникатор Iridium.

Группа была зарегистрирована в МЧС. В настоящее время регистрация проводится в режиме онлайн на официальном сайте ведомства. В МЧС сообщали при входе и сходе с маршрута.

3.2Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

На реки маршрута из европейской части России можно доехать на поездах, идущих до Мурманска. Мы ехали поездом Москва – Мурманск до станции Кандалакша. Далее от Кандалакши до посёлка Алакуртти можно доехать на транспорте любой проходимости.

Мы для этих целей наняли микроавтобус с прицепом. Договаривались с Павлом +792177256755.

Некоторые группы предпочитают зафрахтовать родео-бас, на котором доехать прямо из Москвы до Алакуртти. Такой вариант может быть оправдан, если группа за поход собирается пройти несколько рек Кольского полуострова, расположенных на некотором удалении друг от друга.

Для того, чтобы доехать от Алакуртти до начала сплава по реке Красненькая, до так называемого «Чёртового моста», требуется полноприводный транспорт. Мы заказали ГАЗ-66 с будкой. Хозяин вездехода – Иван из Алакуртти, тел. +79113348002.

Маршрут проходит в пограничной зоне. Для граждан Российской Федерации это не вызывает особых проблем. Надо лишь зарегистрироваться в Алакуртти в погранотряде.

Для ускорения процесса регистрации целесообразно заранее заготовить списки группы с полными паспортными данными участников.

О выброске на катере в сезон можно договориться прямо на месте. Капитаны катеров дежурят там круглосуточно.

В Алакуртти и в Зареченске работает мобильный оператор связи Мегафон. В других местах маршрута мобильная связь отсутствует.

3.3Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута.
 1-ый аварийный выход с маршрута возможен после окончания реки Красненькая по лесной дороге в сторону нежилой деревни Вуоярви и поселка Алакуртти.
 2-ой вариант возможен примерно через 5 км от пор. «Тесный» (1 час сплава) в месте, где на реке сохранись остатки разрушенного моста, а на север уходит дорога в сторону нежилой деревни Вуоярви и поселка Алакуртти. Это место так называемой «бани», сюда подходит вполне приличная для этих мест дорога.
 3-ий аварийный выход – после пор. «Водопадный»: ~1 км ниже порога на ПП реки, на ЛБ перед чёрной скалой есть болотистый приток, поднявшись по которому можно найти тропу и дойти до хорошей наезженной дороги, по которой группу может забрать ГАЗ-66, УАЗ (буханка).
 4-ый вариант – доплыть до порога «Шляпа», у которого в сезон практически постоянно дежурят катера, доставляющие туристские группы в Зареченск.


.

3.4Изменения маршрута и их причины.

Изменений в нитке маршрута не было.

.

3.5График движения

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

.

11.06.2021

г. Москва — г. Кандалакша

.

.

.

поезд

.

1

12.06.2021

г. Кандалакша – пос. Алакуртти – Чертов мост на р. Красненькая

Чертов мост – ПБ ниже пор. Островной

4

0-25

1-20

Авто

Сплав

Короткий

Каменистый

Островной

2

13.06.2021

МН – ПБ стоянки Баня

15

4-20

9-30

Сплав

Прыжок

Щечки

Кавказский

Горка

Сомнительный

Муравей

Оба-На

Маманя

Тесный

3

14.06.2021

МН – ЛБ ниже пор. Водопадный

29

7-30

9-00

Сплав

Ступенька

Водопадный

4

15.06.2021

Переброска на р. Тунсайоки

Пос. Алакуртти – пор. Кривой

14

.

3-20

2-30

4-00

Авто

Сплав

Падун

Кривой

5

16.06.2021

МН – пор. Красивый

18

4-30

4-50

Сплав

Пороги 1-2 к.т.

6

17.06.2021

МН – пор. Котел

7

1-50

4-00

Сплав

Яма

Котел

7

18.06.2021

МН – пор. Карниз

7

1-20

4-20

Сплав

Карниз

8

19.06.2021

МН – ниже пор. Шляпа

7

1-30

3-30

Сплав

Шляпа

.

20.06.2021

Антистапель

МН – пос. Зареченский

Пос. Зареченский – г. Кандалакша

.

.

.

.

Катер

Авто

.

 

21.06.2021

г. Кандалакша – г. Москва

.

.

.

поезд

.

 
3.6Техническое описание прохождения маршрута группой

В разделе указано местное время GMT+3.

Промежуточные пункты маршрута или ключевые точки маршрута и их координаты помещены в приложение, а в тексте ссылки на них указываются как ППМ № ….

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

.

11.06.2021

г. Москва — г. Кандалакша

.

.

.

поезд

Поезд был проходящим через Москву, так как конечные точки маршрута были Новороссийск и Мурманск, и часть поезда возвращалась с моря, либо ехали в путешествие на три дня выходных в южную Карелию, поэтому после Петрозаводска осталось в поезде совсем немного людей.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

1

12.06.2021

г. Кандалакша – пос. Алакуртти – Чертов мост на р. Красненькая

Чертов мост – ПБ ниже пор. Островной

4

0-25

1-20

Авто

Сплав

Короткий

Каменистый

Островной

.

В 1-30 мы были в первом пункте назначения, где нас встречала первая машина и везла до посёлка Алакуртти, в нём мы должны пересесть на более проходимый транспорт и поехать на начальную точку спортивного маршрута.

Обычно группы завозят в воинскую часть, где для туристов проводят инструктаж, куда не стоит ходить и чего не нужно делать, так как рядом находится действующий полигон, на котором проводя учения. Мы были в этом посёлке ночью, и поэтому мы только перегрузились с микроавтобуса на Газ-66.

Маршрут начинался на реке Вуоснайоки (для туристов последние 5 км река имеет название Красненькая, или Карельский Башкаус). После того как мы собрали все свои катамараны, повторили инструктаж по безопасности и что надо делать в случаях если катамаран перевернулся.

В 6 утра были на месте. Покушали, подремали.

 

Рисунок 1. Поляна стапеля

Неспеша вышли на воду и начали сплав по реке, и спустя 1 км, нас ждал первый сложный порог — каньон Короткий.

Название

К.т

Описание

Каньон Короткий

4B

Две ступени. Первая ступень – 2 слива в скальном сужении с прижимом к скале ЛБ в первом, и к ПБ во втором. Вторая ступень – два слива через всю реку с россыпью острых камней. В большинстве ключевых мест проходы в габарит катамарана, вероятность повредить судно высокая, много острых полуобливных камней.

.

Осмотр по тропе ПБ. Страховку первого экипажа осуществляем спасконцами с ПБ после первой ступени и второй. Линия движения всех судов под ЛБ. Первым проходят К2-2, в первой ступени экипаж поджимает под скалу ЛБ. После откренки на препятствия экипаж успешно входит во второй слив. Далее К2-3 и К2-4 проходят успешно, выдержав траекторию. Далее выйдя с береговой страховки и фото-видео проходит штатно К2-1 и замыкает каякер.

Далее следуют несколько порогов 2 к.т., которые группа идет сходу в походном порядке: К2-1, К2-2, К1, К2-3, К2-4.

 

Рисунок 2. Пор. Короткий, К2-3

 

Рисунок 3. Пор. Короткий, К2-4

 

Рисунок 4. Пор. Короткий, К2-2

 

Рисунок 5. Пор. Короткий, К2-1

 

Рисунок 6. Пор. Короткий, К2-1

 

Рисунок 7. Пор. Короткий, К1

Название

К.т

Описание

Островной

3

По центру крупный каменистый остров. По центру замусоренная острыми камнями протока, протока справа чище, но требует резкой отработки вправо.

.

В пороге Островной К2-3 задел монобаллоном обливной острый камень в левой протоке и посадил большой порез около полутора метра. Встали на стоянку на ПБ сразу за порогом на ночевку и ремработы. Разобрали поврежденный баллон для того, чтобы зашить и заклеить. На улице непрекращающийся дождь.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

2

13.06.2021

МН – ПБ стоянки Баня

15

4-20

9-30

Сплав

Прыжок

Щечки

Кавказский

Горка

Сомнительный

Муравей

Оба-На

Маманя

Тесный

5-00 Подъем. Приготовление завтрака, сбор баллона отремонтированного катамарана.

8-30 Вышли на воду

Проходим пор. Прыжок штатным порядком.

Название

К.т

Описание

Прыжок

3

Порог представляет из себя слив высотой 2,5-3 м через всю реку. Слив везде кривой, торчат камни. Под ЛБ проход более чистый.

Далее следует небольшая шивера и начинается пор. Щечки. Чалимся на ПБ для осмотра и выставки страховки. Для осмотра, спуска и подъема по ПБ требуется спасконец.

Название

К.т

Описание

Щечки

4B

Порог начинается разгонной шиверой в скальном сужении, в конце которой несколько косых валов, за ними улово у скалы ПБ, а левее — слив с прижимом к скале ЛБ. За сливом область обратного течения, затягивающая под слив. Страховка затруднена.

Линия движения у всех одинаковая, пройти шиверу, уйти от прижима перед сливом к скале ПБ и зайти в слив чуть выставив носы влево. На береговой страховке экипаж К2-1. Проходит К2-2, К2-3, К2-4. Один спасконец ставим для вытаскивания из области обратного течения, другой ниже по течению. Несмотря на то, что слив не очень мощный, К2-2 он подкусил очень хорошо и не очень сильно кинул в скалу. Остальные катамараны прошли штатно. Далее К2-1, а за ним К1. К2-1 проходит успешно по намеченной траектории, К1 цепляет улово под ПБ, его разворачивает и он проходит слив кормой, ложится, но самостоятельно встает на ровный киль.

 

 

Рисунок 8. Пор. Щечки, К2-2

 

Рисунок 9. Пор. Щечки, К2-4

 

Рисунок 10. Пор. Щечки, К1

 

Рисунок 11. Пор. Щечки, К1

 

Рисунок 12. Пор. Щечки, К2-1

Далее подошли к порогу Кавказский.

Название

К.т

Описание

Кавказский

Расположен после небольшого разлива за Щечками. Представляет собой непрерывную цепочку сливов, валов, мощных бочек, прижимов. Последний слив высотой более метра, основная часть струи бьет в камень в виде зуба, расположенный ближе к ПБ.

Осмотр по ПБ. Поставили страховку морковкой за сливом с зубом и видеосъемку. Линия движения везде по центру русла, с уходами от прижимов. В конце проход слива по центру, левее большого обливного камня.

Страховка с берега экипажем К2-1, одна морковка сразу после финального слива на ПБ, вторая на ПБ перед затяжкой в следующий порог.

Экипаж К2-2 проходит и чалится в улове справа после порога, встает на страховку. Далее К2-4 также чалится в данное улов. Экипаж К2-2 встает на береговую страховку, К2-4 с воды. По очереди проходят К2-1 и К2-3. К2-1 в финальном сливе заходит левее на каменную гряду и ломает переднюю левую трубу в месте стыка, обломок трубы пробивает баллон и экипаж экстренно чалится на ПБ. К2-3 финальный слив успешно проходит полулагом. Замыкает К1, его подкусило в бочке перед финальным сливом, но каякер успешно сделал эскимос до попадания в слив и успешно зашел.

Рисунок 13. Пор. Кавказский, К2-2

 

Рисунок 14. Пор. Кавказский, К1

 

Рисунок 15. Пор. Кавказский, К2-4

 

Рисунок 16. Пор. Кавказский, К2-1

 

Рисунок 17. Пор. Кавказсский, К2-3

Трубой пробита была шкура и образовалась 5 порезов. Ремработы заняли примерно 2 часа, пригодилась запасная труба. Во время ремработ пообедали.

Далее следует порог Горка – заключительный порог Красненькой.

Название

К.т

Описание

Горка

Расположен через 50 м плеса после пор. Кавказский. Сначала идет водоскат с перепадом высот 2-2,5 м и длиной около 8 м с небольшой косой бочкой и прижимом к скале ПБ, левая часть русла забита камнями.

Осмотрели порог по тропе ПБ, на выходе поставили спасконец для страховки первого экипажа. После порога большой разлив и спокойная вода. Линия движения – заход под ПБ, далее смещение под ЛБ маневрируя и вписываясь в ворота-камни в центральной части порога. Успешно прошли по очереди выдержав линию движения все экипажи: К2-1,К1, К2-2, К2-3, К2-4.

 

 

Рисунок 18. Пор. Горка, К2-2

 

Рисунок 19. Пор. Горка, К2-3

 

Рисунок 20. Пор. Горка, К2-4

 

Рисунок 21. Пор. Горка, К1

Далее спокойный сплав до пор. Сомнительный. Чалимся на ЛБ в районе дорожного знака, сигнализирующего о близости препятствия.

Название

К.т

Описание

Сомнительный

4B

Сужение русла, небольшой правый поворот, за ним левый. Чалка до левого поворота к автомобильному знаку «Прочие опасности» (восклицательный знак в треугольнике) на ЛБ. В пороге сначала два слива через все русло примерно по 1,5-2 м, разделенных быстротоком длиной около 7 м. После второго слива мощная держащая бочка. За ними быстроток, слева большое улово для организации страховки, русло делает небольшой зигзаг вправо, в котором располагается 2-я ступень — небольшой слив с валами, края забиты камнями.

 

 

Рисунок 22. Пор. Сомнительный, К2-4

 

Рисунок 23. Пор. Сомнительный, К2-2

 

Рисунок 24. Пор. Сомнительный, К2-3

 

Рисунок 25. Пор. Сомнительный, К2-1.

Осматриваем порог по ЛБ. Ставим две морковки: одну на ЛБ около бочки 2 слива, вторую перед 3 ступенью на ЛБ. Линия движения – все сливы проходить по центру, на максимальной скорости.

К2-3 успешно проходит и встает на страховку в улово ПБ после 2 ступени. Далее К2-2, которого хорошо подкусывает во втором сливе, но они успешно цепляются. Далее К2-3 штатно. При прохождении К2-1 Макс Г. ломает ручку весла ралт, но проходят порог успешно. Каякер решил, что перспектива заварки в бочке после 2 слива ей не очень нравится и порог занесла.

Далее спокойный участок до пор Муравей. Порог бегло осматриваем по ЛБ.

Название

К.т

Описание

Муравей

3

На резком повороте влево лесистый островок ближе к ПБ, чалка на ЛБ. На входе воротца из полуобливных камней у ЛБ, ПБ и центр забиты камнями. Далее мощный быстроток, сужение с валами и камнями.

Все катамараны прошли штатно, все встали в хорошее улово ЛБ сразу за порогом. Последним шел каякер К1, где-то в середине порога на камне лег, где его неплохо головой повозило по камням, но в пороге успешно встал и зачалился на ЛБ. Отдышались, проверили боеготовность каякера и двинулись дальше.

Походным порядком проходим порог БСТ, зная, что в левую часть порога под прижим в камень с отрицательным уклоном лучше не соваться – проходим весь порог под ЛБ. В целом техническая сложность порога не более 2 к.т.

Через пару минут после порога БСТ чалимся к ЛБ перед порогом-водопадом Оба-На. Разгружаем катамараны и вместе с обносом осматриваем водопад.

Название

К.т

Описание

Оба-На

5B

Расположен сразу за углом после порога БСТ. В правой части – маловодный отвесный водопад около 7 метров. В левой — водоскат с перепадом высот 8-10 м, длиной более 25 метров. В левой нижней части водоската – мощный камень-«петух», на который хорошо наносит поток. В конце водоската мощная бочка.

После обноса катамаранов привязываем вещи и перечаливаемся под ПБ к знаку кирпич, который находится ниже по течению около 200 м. Отвязываем вещи и по явной тропе обноса заносим вещи и катамараны через скальный перевал за водопад. Вначале довольно крутой подъем, далее более пологий, но длинный спуск, приводящий к неплохой стоянке на ПБ. На стоянке стоят туристы-белорусы, любезно предложившие чаю и горячего супа, ну а мы не отказались.

Название

К.т

Описание

Маманя

н/п

Расположен сразу за ЛП после водопада Оба-На. Водопад сложной конфигурации высотой около 20 м.

.

Передохнув, привязали вещи, перечалились на ЛБ к водопаду. Посмотрели, сфотографировались и выдвинулись дальше.

Сведений о прохождении Мамани катамаранами с туристами неизвестны и не подтверждены. А вот 4-5 каякеров каждый год прыгают водопад, но не всегда без приключений.

Рисунок 26. Группа на фоне водопада Маманя

Далее препятствий до пор. Тесный нет. Гребем спокойную воду.

Подходим к порогу, чалимся на ПБ для осмотра порога. Порог в нашу воду сложности не представляет. На ПБ неплохая стоянка.

Название

К.т

Описание

Тесный

3

Скальные выходы, сужение, река «кончается». 1-я ступень порога — в сужении посередине скала, на 2-ке можно пройти как справа, так и слева, справа логичнее. 2-я ступень — через несколько метров еще 1 скала, проход только справа, сначала на нее наваливает, за сливом струя идет от стенки ПБ. 3-я ступень — по центру «мышеловка» — нагромождение из камней, попав туда, выбраться проблематично, можно уйти как вправо, так и влево, влево попроще, так как справа есть риск, что смоет в «мышеловку».

Наметили линию движения: в 1 ступени под ПБ, во второй ступени под ПБ и далее смещаемся под ЛБ. Козина Н. попросила ее заменить на прохождении, т.к. порядком утомилась за день. Вместо нее на К2-2 сел для прохождения Пятериков Д. Все экипажи прошли успешно порог по намеченной линии.

Рисунок 27. Пор. Тесный, К2-3

Рисунок 28. Пор. Тесный, К2-2. Вместо Козиной Г. – Пятериков Д.

Рисунок 29. Пор. Тесный, К2-1.

Далее участок плеса до бани. На бане встаем на ПБ лагерем. На ЛБ много народу, люди антистапелятся, приезжают-уезжают.

ДеньЧислоУчасток маршрутаКмЧХВТВСпособ передвиженияПрепятствия
314.06.2021МН – ЛБ ниже пор. Водопадный297-309-00СплавСтупенька

 

Водопадный

9-00 Вышли на воду.

На участке до порога пара несложных шивер.

12-30 Чалимся для осмотра и прохождения пор. Ступенька. При выставке фототочки обнаруживается, что фотоаппарат в герме отсырел и перестал включаться.

НазваниеК.тОписание
Ступенька3Расположен за поворотом, видны плиты у ПБ. Сначала лучше зачалиться метров за 70 до плит, разведать место чалки, потом перечалиться поближе. Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей реку («ступеньки»). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями. Камни левого слива под достаточно приличными водяными подушками, справа велик риск напороться на подводные зубья. Затем мощная длинная выходная шивера, во второй половине шиверы мелко.

Бегло осматриваем порог, проходим штатным порядком по левой стороне порога.

Далее около 3-х часов скучного сплава по плесу до пор. Водопадный. Останавливаемся на быстрый обед на горелках. Чалимся на ПБ для разведки.

НазваниеК.тОписание
Водопадный4BРека делает ПП, упираясь в скалу ЛБ. Чалка на ПБ до поворота.

 

1-я ступень — левая часть реки перегорожена грядой камней, что осложняет заход. Правая часть чистая. Дальше почти вся вода устремляется в левую часть русла, образуя водоскат-горку с перепадом высот 3,5-4 м и длиной чуть более 10 м. В центре ярко выраженный неширокий (около 2 м) язык.

Затем следует левый поворот, короткий (около 10 м) быстроток и 2-я ступень: бочка через всю реку, справа и по центру до 1,5 -2 м в длину, слева послабее, однако за несколько метров до нее по центру стоит надводный камень, который может не дать уйти в правую часть русла. Далее спокойный участок.

3-я ступень — гряда камней через всю реку с перепадом высот около 1-1,5 м, ближе к ПБ есть косой слив слева направо. Далее около 50 м быстротока и 4-я ступень: еще один перепад (около 2 м) среди плит и камней, с берега просматривается плохо, с воды читается трудно. Есть чистый проход по косому сливу справа налево.

Выставляем страховку спасконцами – за 2 ступенью и за 4-й экипажем К2-1. Поочередное прохождение катамаранами: К2-2, К2-3, К2-4, К1. Основной слив все успешно прыгают по языку, бочка не сильная.

После прохождения идем до места выброски на ЛБ ниже порога около 1.5 км. Ориентир – резкий поворот реки на 90 градусов вправо. Ставим лагерь, сдуваем катамараны. До выхода к дороге около 250 метров по дороге. Отправляем сообщение водителю. На утро у нас договоренность о переброске на Тунсайоки.

ДеньЧислоУчасток маршрутаКмЧХВТВСпособ передвиженияПрепятствия
415.06.2021Переброска на р. Тунсайоки

 

Пос. Алакуртти – пор. Кривой

143-204-00Авто

 

Сплав

Первенец

 

Падун

Кривой

7-00 Приехал Газ-66. Катамараны вяжем на крышу, крепим спасконцами и стропами.

8-00 Стартуем в сторону Аллакрути.

14-00 Надули катамараны и стараемся не задерживаться в поселке. Сплав от автомобильного моста.

Проходим порог Первенец сходу походной колонной К2-1,К2-2, К1, К2-3, К2-4. Линия движения читается с воды.

НазваниеК.тОписание
Первенец3Три протоки. Центральная удобна для прохождения «мягких» судов — кривой трек справа налево по мелким плитам. В обоих случаях далее мощная выходная шивера. Проход в правую вдоль острова. Разгонная шивера с зубьями в струе, косой слив 1,5 м на левом повороте, прижим вправо, слаломная выходная шивера с валами около 1 м, проход в центральный пролёт моста, прижимаясь к левой опоре.

.

Проходим порог Падун слева походной колонной. Линия движения читается с воды.

НазваниеК.тОписание
Падун3Разгонная шивера, затем река разделяется на 2 протоки, островом: Проход байд — справа, катов – слева. Правая – узкая слаломная, прижим к скале ПБ, левая – основная: 2 косых слива по 1,5 и 2 м с бочками, после соединения проток – выходная шивера с валами около 1 м, зубья в струе

.

Далее следуют пороги 2 к.т. : Двойной, Каменистый, Водопадный, которые проходим сходу.

Катамараны сходу проходят порог Кривой по сливу в левой части порога. К1 заваривается в бочке после слива, после чего следует отстрел. К2-1 сразу же вылавливает каяк, К2-3 вылавливает каякера.

НазваниеК.тОписание
Кривой3Ориентир. Остров. Слева — входная шивера. Проход в левый слив водопадного типа. Осмотр возможен с ЛБ. Главный слив — за крутым левым поворотом. Слив 1,5 м, держащая бочка, выходная шивера с зубьями в струе.

Встаем на стоянку ЛБ.

ДеньЧислоУчасток маршрутаКмЧХВТВСпособ передвиженияПрепятствия
516.06.2021МН – пор. Красивый184-304-50СплавПороги 1-2 к.т.

Неспешный подъем. Выход в 12-00.

На данном участке пороги 1-2 к.т., которые не вызывают спортивного интереса.

В районе пор. Кошмарики проходим правой протокой, чтобы срезать участок плеса.

Встаем на стоянку у пор. Красивый (2 к.т.), хорошая рыбалка на пороге.

ДеньЧислоУчасток маршрутаКмЧХВТВСпособ передвиженияПрепятствия
617.06.2021МН – пор. Котел71-504-00СплавЯма

 

Котел

Доходим до пор. Яма, где чалимся для осмотра на ЛБ. На пороге много народу. Осмотрели, все кроме каякера решили идти по центрам.

Кроме К2-2 все прошли штатно. В первое прохождение К2-2 подкусила бочка и положила через баллон. Экипаж самостоятельно выбрался на кат и зачалился. У К2-1 возникла проблема с штуцерами, поэтому пока его ремонтировал, остальные в режиме тренировки обкатывали препятствие. Килей катамаранов больше не было, а вот каякер один раз из 3х отстрелился. Каякер на берег вышел сам, каяк зачалили катамараном.

Рисунок 30 — 35 Пор. Яма

НазваниеК.тОписание
Яма3Короткая несложная разгонная шивера, 2 пологих слива 2 и 1 м, мощные бочки, на выходе – сбойка струй. Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников.

Далее через несколько минут хода пор. Котел. Чалимся на ЛБ для осмотра. Катамараны прошли под ЛБ, каякер под ПБ. Встали на ночевку на поляне ЛБ.

НазваниеК.тОписание
Котел3Слив 2 м с бочкой вдоль ЛБ, прижим к ЛБ, по центру подковообразный котел, выходная шивера с зубьями в струе. Слив, пена, просмотр и проход слева. Отличная стоянка на Л

Рисунок 36. Пор. Котел, К2-4

Рисунок 37. Пор. Котел, К2-2

Рисунок 38. Пор. Котел, К1

Рисунок 39. Пор. Котел, К2-1

ДеньЧислоУчасток маршрутаКмЧХВТВСпособ передвиженияПрепятствия
718.06.2021МН – пор. Карниз61-204-20СплавКарниз

Доходим до пор. Карниз, где встречаем школу-группу из МО на стоянке ПБ. Проводим совместные занятия и катание на пор. Карниз (правой протоке).

НазваниеК.тОписание
Карниз3Каменный остров ближе к ЛБ. 2 протоки: слева – узкий водопадный слив в скальной щели, проходим по высокой воде, справа – основной широкий слив 2,5 м имеющий разную структуру: у ЛБ – водопадный, у острова справа более пологий, но требуется манёвр на сливе. После слива – выходная шивера с несколькими ступеньками по 0,5 м, на выходе в скальной узости – сбойка струй с валами 1,5 м

Рисунок 40. Порог Карниз К2-4

Рисунок 41. Пор. Карниз, К1

Рисунок 42. Пор. Карниз, К2-4

Рисунок 43. К2-1

Все экипажи прокатились по разным траекториям. Килей или опасных ситуаций не было.

Тут и заночевали.

ДеньЧислоУчасток маршрутаКмЧХВТВСпособ передвиженияПрепятствия
819.06.2021МН – ниже пор. Шляпа71-303-30СплавШляпа

Встали рано. Дошли до пор. Шляпа, где вместе с школьной группой организовали тренировку самосплава на пороге после прохождения порога. Сначала инструктаж, потом демонстрация инструкторами, потом каждый по несколько раз самосплавился. Страховали катамаранами после порога. Вся обработка порога удобна по ЛБ.

Рисунок 44. Тренировки на пор. Шляпа

Рисунок 45. Порог Шляпа, К1

НазваниеК.тОписание
Шляпа3Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень — сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота. 2 протоки: правая более маловодная, левая – основная. По высокой воде возможны прохождения обеих проток. По средней и низкой воде левая протока проходима ближе к острову по косому пологому сливу 1,5 м с сильным прижимом к скале острова справа, по высокой воде возможно прохождение левой протоки слева через мощную бочку, не попадая в прижим. На выходе из левой протоки – вторая ступень – слив около 0,5 м с прижимом к ЛБ

После тренировки встали на ЛБ ниже стоянки катеров. Антистапель.

ДеньЧислоУчасток маршрутаКмЧХВТВСпособ передвиженияПрепятствия
.20.06.2021Антистапель

 

МН – пос. Зареченский

Пос. Зареченский – г. Кандалакша

...

Катер

Авто

.

Закончили антистапель. К 10-00 пришел катер непосредственно к стоянке. Погрузились и отправились в пос. Зареченский.

В Зареченском нас ждала машина, которая отвезла в г. Кандалакша на ж/д вокзал.

3.7 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Статья расходовНа 1 человека, руб
Железнодорожные билеты9500
Автотранспорт3000
ГАЗ-66 (заброска+переброска)2000
Продуктовая раскладка2300
Страховка300
Аптечка групповая200
Ремнабор групповой200
Спутниковая связь200

4 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группой пройден классический маршрут по Кольскому полуострову. Маршрут интересен в спортивном плане в начале июня, когда уровень воды высокий.

Проведены совместные тренировки с школой водного туризма.

Удалось совместить спортивную составляющую с отдыхом.

Все препятствия пройдены гружеными катамаранами, за исключением обноса водопадов Оба-На, Маманя и повторных прохождений порогов при тренировках.

Согласно действующим правилам группой при прохождении маршрута выполнены требования по:

• Протяженности. 101 км >= нормативных 100 км.
• Продолжительности. 8 активных дней для группы с туристким опытом 4 к.с. (4 к.с. участники и 4 к.с. руководителя)
• Количеству ОП и пОП. ОП: 7 шт, пОП: 10 шт, что значительно превышает нормативные требования.

Таким образом считаю возможным засчитать всем участникам и руководителю данный спортивный маршрут 4 к.с.

Приложение. Карты

 

.