Аксаут — Большой Зеленчук — Маруха — Уллу-Кам — Учкулан — Кубань 2023

Аксаут — Большой Зеленчук — Маруха — Уллу-Кам — Учкулан — Кубань 2023

Отчет

о прохождении водного спортивного туристского маршрута

4 категории сложности в республике Карачаево-Черкессия

по маршруту:

река Аксаут — река Большой Зеленчук река Маруха (Ужумское ущелье)река Уллу-Кам (Хурзукский каскад)  – река Учкулан (Учкуланский каскад) — река Кубань (от кан. Аманхит до пор. Желоб) ,

совершенном сборной г. Москвы (команда Husky Whitewater Team) с

28 апреля по 10 мая 2023г

Маршрутная книжка № 1/4 –403

Руководитель группы: Гладкова Ольга Вячеславовна

Содержание

 2  Справочные сведения

2.1  Проводящая организация

2.2  Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

2.3  Общие справочные сведения о маршруте

2.4  Подробная нитка маршрута

2.5  Техническое видео

2.6  Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов

2.7  Определяющие препятствия маршрута

2.8  Состав группы

2.9  Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии)

2.10  Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий

3  Описание ТСМ

3.1  Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

3.2  Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения

3.3  Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута

3.4  Изменения маршрута и их причины

3.5  График движения

3.6  Техническое описание прохождения маршрута группой

3.7  Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

4  Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

.

Список сокращений

Сокращение

Расшифровка

пОП

Предопределяющее препятствие

ОП

Определяющее препятствие

р.

река

МН

место ночевки

г.

гора

п.

поселок

ППМ

Промежуточный пункт маршрута (путевая точка)

руч.

ручей

ПП, ЛП

Правый поворот, Левый поворот реки

ПБ, ЛБ

Правый берег, Левый берег

 

1Справочные сведения
1.1Проводящая организация

Сборная г. Москвы, Команда Husky Whitewater Team (huskytm.ru).

1.2Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (географический регион пройденного маршрута)

Россия, Республика Карачаево-Черкессия.

1.3Общие справочные сведения о маршруте

Таблица 1. Общие сведения о маршруте

Вид маршрута (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность

Продолжительность

активной части, дней

Сроки

проведения

Всего

Ходовых дней

Водный

4 (четвертая)

128 км – сплав

13

9

28.04.2023 – 10.05.2023

.

1.4Подробная нитка маршрута

г. Москва — г. Невинномысск – р. Аксаутр. Маруха (Ужумское ущелье)- р. Большой Зеленчукр. Уллу-Кам (Хурзукский каскад)– р. Учкулан (Учкуланский каскад) – сплав р. Кубань (до пор. Желоб) — г. Невинномысск — г. Москва.

1.5Техническое видео

Фото и видеоматериалы, треки, не представленные в отчете, можно запросить у руководителя похода по эл. почте kolesnikovaolga.reu20@gmail.com

.

1.6Обзорная карта региона (туристского района) с указанием маршрута, подъездов и отъездов.

Обзорная карта

1.7Определяющие препятствия маршрута

Таблица 2. Пройденные ОП и пОП (3, 4 к.т.)

Название

К.т.

Прохождение

участниками

Каньон Красный

3

.

Каньон Два моста

3

.

Пор. Слалом

3

.

Пор. Корнет

3

.

Пор. S-образный

.

Пор. Мустанг

3

.

Каньон Осыпной

4B

.

Пор. Ирбис

Не проходили Станкевич А., Шестакова С.

Пор. Акулий плавник

Не проходили Станкевич А., Шестакова С.

Пор. Дикобраз

Не проходили Станкевич А., Шестакова С.

Пор. Единорог

Не проходили Станкевич А., Шестакова С.

Пор. Песочные часы

Не проходили Станкевич А., Шестакова С.

Пор. Пушка

4B

.

Пор. Взрывной-3

3

.

Пор. Взрывной-4

3

.

Пор. Взрывной-5 (Косой)

3+

.

Каньон Аманхыт

3

.

Каменномостский-1

.

Желоб

н/п

Не проходили

Хурзукский каскад

4B

.

Учкуланский каскад

4C

.

.

Итого: пройдено предопределяющих препятствий (пОП): 9 шт. Пройдено определяющих препятствий (ОП):11 шт, из них : 4А — 4 шт, 4B — 5 шт, 4С — 2 шт

1.8Состав группы

Таблица 2. Данные об участниках

ФИО

Г.Р.

Тур. Опыт

Обязанности

1

Гладкова Ольга Вячеславовна

1994

5У Башкаус-Чулышман-Чульча- Чуя-Катунь
Понселийоки-ТавайокиКуржма-Войница

Руководитель

К2-1

2

Васильев Денис Эдуардович

1991

5У Жомболок- Урик, к2
5У Китой-Онот к 2
5У Башкаус — Чулышман — Чульча -Чуя — Катунь
4-5У Сев. Кавказ

К2-2

3

Гладков Максим Сергеевич

1990

5Р Б.М. Сумульта — Чулышман — Башкаус — Чуя – Катунь,

4-5Р Сев. Кавказ 6 раз
5Р Хара-Мурин, к2

Жомболок — Ока Саянская, к4
5Р Хара-Мурин, к4

Зам.Руководителя

К2-2

4

Гулящих Илья Анатольевич

1992

5Р Башкаус-Чулышман-Чульча-Чуя-Катунь
4Р Сев. Кавказ
5У Жомболок — Урик

К2-3

5

Плотников Константин Александрович

1986

5У Жомболок- Урик,

4-5У Сев. Кавказ

К2-3

6

Рюмшина Вероника Михайловна

1992

5У Башкаус-Чулышман-Чуя-Катунь к2
5У Жомболок — Ока, к2
5У Хара-Мурин к4

К2-4

7

Станкевич Ангелина Андреевна

1996

3У Чирка-Кемь

К2-2

8

Шестакова Светлана Игоревна

1992

3У Чирка-Кемь

К2-4

1.9Наличие фото, видео материалов, адрес хранения отчета, адрес интернет-сайта с размещением электронной версии отчета и видео материалов (при наличии).

Фото и видеоматериалы, а также треки можно запросить у руководителя похода.

Руководитель: Гладкова Ольга Вячеславовна, г. Москва,

E-mail kolesnikovaolga.reu20@gmail.com.

Печатная версия отчета хранится в библиотеке ФСТ — ОТМ по адресу: г. Москва ул. Александра Солженицына, д. 17, стр. 1 (https://fst-otm.net/).

Электронная версия отчета и материалы (фото, видео, треки и приложения) доступны на сайте https://huskytm.ru/.

Над отчетом и материалами в него работали:

Гладкова О.В. – компоновка, описание и оформление
Гладков М.С. – компоновка, тех. описание и оформление, видеоматериалы
Гулящих И.А. – фото, видеоматериалы

.

1.10Сведения о выпускающей МКК с указанием кода-шифра и полномочий.

.

Маршрутная книжка: ¼-403. Заявочные документы рассматривались МКК ФСТ-ОТМ, (г. Москва) в составе Солод С.С., Воротынцев М.А., Гольдис А.К.

Код штампа МКК 177-00-56666552

2Описание ТСМ
2.1Общая идея ТСМ, стратегия построения маршрута и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

На майские праздники наша группа решила не изменять себе и выбрала почти всем участникам знакомый регион — Северный Кавказ. Данный регион замечательно подходит для повышения уровня спортивной подготовки водников и отработки командного взаимодействия при прохождении сложных водных препятствий, ввиду своей транспортной доступности. Наше путешествие задумывалось как учебно-тренировочное мероприятие вместе с новыми участниками нашей команды.

В этом году мы решили отказаться от прохождения р. Теберда (2-3 к.с.) и решили попытать удачу в прохождении следующих рек: Аксаут, Маруха (где мы еще не были), Большой Зеленчук от пос. Архыз, Уллу-Кам от погранзаставы (но из-за низкого уровня воды получилось пройти только нижний каскад), Учкулан (Учкуланский каскад) и Кубань.

Целями и задачами похода ставилось:

— спортивно отдохнуть, повысить мастерство участников группы;

— провести тренировки и войти в тонус перед летними походами;

— оказать содействие в тренировочном процессе команде с участниками школы Husky Whitewater School 2023 под руководством Виданова И.В. и Кирюшина В.С.

— разведать и пройти новые для группы сплавные секции.

Все участники имели все необходимое специальное водное снаряжение, защиту туриста-водника, НАЗ (спасодеяло + огниво + топливо + обезболивающее в таблетках), водонепроницаемые рации Baofeng повышенной мощности. У каждого экипажа имелся распечатанный экземпляр комплекта всех карт, на группу было 2 навигатора GPS с загруженными картами и путевыми точками.

Группа была зарегистрирована в МЧС. В настоящее время регистрация проводится в режиме онлайн на официальном сайте ведомства. В МЧС сообщали при входе и сходе с маршрута.

.

2.2Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Как правило, водные маршруты по рекам Северного Кавказа начинаются из г. Невинномысск или из г. Минеральные воды.

Для заброски до г. Невинномысск часть участников использовала ЖД транспорт. Время в пути, в зависимости от поезда, от 24 часов до 30.

Второй вариант – авиаперелет до г. Минеральные воды.

Для организации дальнейшего путешествия нами был выбран наиболее удобный и распространенный в данное время вариант – передвижение с машиной сопровождения.

Наши водители — Мусса и Мурат (+79604382324). Занимаются перевозкой много лет, хорошо знают реки, места стоянок. Машины – Газель с прицепом и багажником на крыше, так что мы путешествовали с комфортом. Все контакты для договоренности заранее были через Муссу Джумаева, с кем мы раньше всегда ездили. Мусса же организовал нам этих водителей. Стоимость одной автомашины типа Газель 6000 рублей в сутки + 25 руб/километр.

Заброска на реку Б. Зеленчук производится автомобильным транспортом до поселка Архыз. Движение довольно оживленное, возможно использование общественного транспорта. Сейчас там ремонтируют дорогу, возможны небольшие заторы.

По долине Аксаута идет грунтовая дорога, в некоторых местах разбитая лесовозами. В плохую погоду заехать к верхним каньонам сможет только полноприводная машина, у нас же погода позволила заехать комфортно откуда и можно начинать сплав. Обычно сплав начинают от пос. Красный Карачай до куда можно доехать на Газели, Портере и.т.п. Сплав логично организовывать до окончания Красного каньона или же до поселка Хасаут Греческое, откуда начинается нормальная дорога.

По долине р. Маруха идет грунтовая дорога, которая оказалась даже лучше, чем в долине р. Аксаут. Газель проезжает спокойно, но встречали и кроссоверы, которые продвигались тоже без проблем. Проезд в ущелье осуществляется по паспортам, которые проверяют на пограничном КПП чуть выше пос. Маруха.

От поселка Учкулан до погранзаставы через поселок Хурзук идет грунтовая дорога, по которой в сухую погоду спокойно может проехать газель. Место стапеля — у погранзаставы. Для заброски выше погранзаставы необходимо заказывать погранпропуска заранее в местном отделении ФСБ.

Сплав удобно окончить с правого берега до плотины с водосбросом в пос. Учкулан. Сюда спускается дорога.

Вдоль р. Кубань идет хорошая автомобильная дорога. Сплав заканчивали на левом берегу перед пор. Желоб – ориентир автомобильный мост в поселке Каменномостский.

Заканчивали маршрут в г. Невинномысск. По пути заезжали в комплекс теплых минеральных источников в п. Казьминское (Адрес: Казьминское, Революционная, 72-А).

Так как южная граница Карачаево-Черкесской республики одновременно является и государственной границей России, то при посещении некоторых рек данного региона требуется оформление погранпропусков. Желательно делать это заранее – это позволит избежать ожидания при получении пропусков в Черкесске при заброске (как, судя по прочитанным нами отчётам, происходит у большинства групп). В нашем случае оформления погранпропусков не требовалось.

.

Пограничное управление ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике:

369012, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Доватора, д. 84 Б.

Телефоны: 8 (8782) 20-18-00, 20-01-33, 26-41-33.

2.3Запасные варианты маршрута и аварийные выходы с маршрута.

Аварийные сходы с маршрута не представляют большой сложности. Вдоль, Б. Зеленчука (до Архыза и выше), Кубани с Уллу-Камом (до Хурзука) идут хорошие асфальтированные дороги. Вдоль Аксаута и Марухи идет неплохая лесовозная дорога.

Кроме того, в период майских праздников вдоль всех этих рек катается большое число туристических групп.

Сотовая связь на маршруте:

– на Бол. Зеленчуке есть почти на всём сплавном участке;

– на Уллу-Каме и Кубани также есть почти на всём протяжении начиная с верховьев, за исключением отдельных мест, где связь отсутствует из-за конфигурации гор – для её появления достаточно лишь немного пройти по дороге вдоль реки вверх или вниз;

– на Аксауте пропадает через несколько километров выше с. Хасаут-Греческое;

— на Марухе мобильной связи нет, только внизу, в районе села Маруха.

Регистрация туристов в МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике по телефону доверия: 8 (8782) 26-01-00 или на сайте www.09.mchs.gov.ru.

Оперативный дежурный КЧ поисково-спасательного отряда МЧС России Тел. 8 (8782) 23-90-60, 8 (8782) 23-90-61. Связь с оперативным дежурным осуществляли по телефону.

2.4Изменения маршрута и их причины.

Из-за недостаточно высокого уровня воды мы не поехали на верхний каскад р. Уллу-Кам, и сплавились только по нижнему каскаду – Хурзукскому.

В виду хорошего (достаточного для сплава) уровня на р. Маруха, воспользовались дополнительным вариантом и дополнительно к основной нитке прошли Ужумское ущелье.

Также воспользовались запасным вариантов и по низкой воде прошли Учкуланский каскад на р. Учкулан.

.

Использование запасных вариантов согласовывались с председателем МКК ФСТ-ОТМ Рязанским Н.М SMS с маршрута.

.


.

2.5График движения

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

.

28,29,30.04

г. Москва — г. Невинномыск

.

.

.

поезд

.

1

30.04.2023

р. Аксаут (ниже кан. Осыпной — выше пос. Хасут Греческое)

11

.

1.19

.

.

1.52

.

.

Сплав

.

.

.

Кан. Красный (3)

Кан. Два моста (3)

.

.

2

01.05.2023

р. Аксаут (выше п. Красный Карачай — ниже кан. Осыпной)

.

16

2.16

2.40

Сплав

Порог Слалом (3)

Порог Корнет (3)

Порог S-образный (3)

Порог Мустанг (3)

Каньон Осыпной (4B)

.

3

02.05.2023

р. Аксаут (ниже пос. Красный Карачай — выше пос. Хасаут Греческое)

27

03.40

4.15

Сплав

.

Порог Слалом (3)

Порог Корнет (3)

Порог S-образный (3)

Порог Мустанг (3)

Каньон Осыпной (4B)

Кан. Красный (3)

Кан. Два моста (3)

.

4

03.05.2023

р. Аксаут (ниже кан. Осыпной — выше пос. Хасут Греческое)

Переезд на р. Маруха. Разведка

11

01.30

01.30

Сплав

Кан. Красный (3)

Кан. Два моста (3)

.

5

04.05.2023

р. Мархуа (пор. Ирбис — пос . Маруха)

Переезд на р. Б. Зеленчук (ниже пор. Косой)

21

03.10

05.33

Сплав

Ирбис (4А)

Акулий плавник (4В)

Дикобраз (4А)

Единорог (4С)

Песочные Часы (4В)

6

05.05.2023

р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз — МН)

р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз — МН)

Переезд на р. Кубань

.

18

13

.

.

2.16

2.15

.

2.54

2.15

.

.

.

Сплав

Сплав

Пор. Пушка (4B)

Пор. Взрывной-3 (3)

Пор. Взрывной-4 (3)

Пор. Взрывной-5 (Косой) (3)

7

06.05.2023

р. Уллу-Кам (выше пос. Хурзук — плотина в пос. Учкулан)

.

р. Учкулан (от погранпоста до пос. Учкулан)

8

.

.

7

.

0.52

.

.

1.03

.

1.06

.

.

2.20

.

сплав

.

.

сплав

.

Хурзукский каскад (4В)

.

.

Учкуланский каскад (4С)

8

07.05.2023

р. Кубань от пос. Учкулан до МН

24

02.30

2.40

Сплав

Даутская шивера (3)

9

08.05.2023

р. Кубань от МН до пор. Каменомосткий-1

.

24

.

.

2.30

.

.

03.04

.

.

Сплав

.

.

Каньон Аманхит (3)

Каменомостский-1 (4А)

.

Итого: сплав, идущий в зачет активной части: 128 км.

.

Примечание. Жирным выделены участки, идущие в зачет активной протяженности маршрута.

.

2.6Техническое описание прохождения маршрута группой

В разделе указано местное время GMT+3.

.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

1

30.04.2023

р. Аксаут (ниже кан. Осыпной — выше пос. Хасут Греческое)

11

.

1.19

.

1.52

.

Сплав

.

.

Кан. Красный (3)

Кан. Два моста (3)

.

.

.

02-24 Прибыли в г. Невинномыск. Грузимся на Газели. Отправляемся в п. Хабез за вещами, которые получили наши водители.

6-00 Заехали в п. Хабез. Взяли газовые баллоны, которые предварительно были заправлены водителями. В настоящее время с заправкой бытовых баллонов в КЧР проблема, лучше договариваться с водителями заранее. Купили свежего хлеба на группу на несколько дней вперед.

09-00 Приехали на р. Аксаут на нашу традиционную стоянку на ЛБ ниже кан. Осыпной (ППМ № 1). Большая поляна абсолютно пустая, других групп нет. На поляне ПБ ниже кан. Красного стоит несколько больших лагерей.

11-00 Готовим завтрак и начинаем сбор судов.

14-30 Проводим инструктаж, настраиваем рации, обозначаем порядок движения в походной колонне. Пару тренировочных заездов в районе лагеря на каяках с отстрелом и тренировкой его поимки катамаранами. Проведение тренировочных мероприятий с участниками школы.

15-00 Начинаем сплав от базового лагеря до пос. Хасаут Греческое. На участке серьезных порогов нет, вспоминаем базовые маневры, чалку, траверс, выход на струю.

16-30 Продолжение сплава. Проходим кан. Красный походным порядком. Каньон несложный и линия движения читается сходу. Идем походным порядком..

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Красный

3

Около 1.5 км. Осыпные высокие берега красного цвета. Небольшие шиверы чередуются со спокойными участками. В русле сливы, надводные и обливные камни. Линия движения видна с воды

N 43.61437°

E 41.64685°

.

Следом идет каньон Два моста. Сложностей тоже не вызывает. Проходится походным порядком.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Два моста

3

600 метров. Начинается за а/м мостом, сужение реки в скальных высоких берегах. Небольшие сливы, скалы в русле, линия движения видна с воды

N 43.61791

E 41.66219

.

За каньоном Два моста особых препятствий нет. На ПБ у памятника советским воинам стоит большой лагерь каякеров и туристов. За мостиком навешана слаломная трасса..

Далее характер реки – фон 2 к.с. Позволяет безопасно отрабатывать маневры, спасработы, постановку на ровный киль.

Двигаемся походной колонной, стараемся выдерживать оптимальную дистанцию между судами. Связь поддерживается по рациям и визуальными жестами. На участке несложные, хоть и именные, пороги 2-3 к.т., которые проходятся сходу и без просмотра с берега. Именные препятствия не представляют сложности.

Погода портится и резко падает температура. Все довольно сильно начинают подмерзать.

18-00 Заканчиваем сплав на ПБ перед охотхозяйством.

Переезжаем к лагерю.

20-00 Ужин.

22-00 Отбой..

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

2

01.05.2023

р. Аксаут (выше п. Красный карачай — ниже кан. Осыпной)

.

16

.

2.16

.

2.40

.

.

.

Сплав

.

.

.

.

Порог Слалом (3)

Порог Корнет (3)

Порог S-образный (3)

Порог Мустанг (3)

Каньон Осыпной (4B)

.

.

8-00 Подъем.

9-00 Пока дежурные готовили завтрак часть группы сбегала просмотреть Осыпной каньон на предмет бревен и траектории. Осмотр с берега показал, что каньон чист и завалов нет.

13-00 Заехали несколько выше п. Красного Карачая, подготовили суда, стартовали.

Шли походным порядком. Характер реки – шиверистый.

Тренировались чалке на струе. После Красного Карачая бодрый участок с фоновыми порогами 2-3 к.с., не представляющими сложности. Все идется сходу.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог S-образный

4A

После мощной разгонной шиверы на правом повороте. Несколько сливов до 1м с бочками за ними. Слалом между обливными камнями, небольшие валы

N 43.55930°

E 41.59389°

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Порог Мустанг

3

После разгонной шиверы на правом повороте. Два слива до 1м с бочками за ними.

N 43.56120°

E 41.59883°

 

В пороге S-Образный

.

.

Все прошли без проблем, но тем не менее взаимно друг друга подстраховывали на случай неприятностей.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Осыпной

4B

Начинается на резком левом повороте за мостом. Мощная протяженная шивера с обливными и надводными камнями, валами и сливами до 1м. Условно можно выделить 3 небольших порога в каньоне. Заканчивается простой шиверой.

Начало

N 43.60640°

E 41.62131°

Осыпной каньон проходим тандемами по 2 катамарана, между тандемами увеличенная дистанция. Первый тандем зачаливается после ключевой ступени для активной страховки последующих катамаранов. Линия движения читается сходу.

15-30 Заканчиваем прохождение. Всем понравилось. Обедаем. Решаем проехать второй раз от S-образного. В лагере остается часть группы. Меняемся экипажами.

16-30 Стартуем повторное прохождение.

17-30 Заканчиваем прохождение.

20-30 Ужин. Решаем, что завтра стоит попробовать съездить на верхние каньоны. Воды, кажется, достаточно.

22-00 Отбой.

.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

3

02.05.2023

р. Аксаут (ниже пос. Красный Карачай — выше пос. Хасаут Греческое)

.

.

27

.

03.40

.

4.15

.

Сплав

Порог Слалом (3)

Порог Корнет (3)

Порог S-образный (3)

Порог Мустанг (3)

Каньон Осыпной (4B)

Кан. Красный (3)

Кан. Два моста (3)

.

 

08-00. Подъем

09-00 Завтрак

10-00 Грузимся в машины, едем наверх, решаем сегодня прокатить все интересные участки на Аксауте, поэтому забрасываемся чуть ниже пос. Красный Карачай, где начинаются уже пороги.

12-00 Старт сплава. Меняемся экипажами, т.к. часть группы идет вместе в летний поход, нужно потренироваться планируемыми экипажами. А участникам с маленьким опытом будет полезно поработать с другими капитанами. Идем все сходу, двигаемся довольно быстро. Останавливаемся перед кан. Осыпной размяться. Дальше доходим до конца без проблем.

16-00 Заканчиваем сплав, грузимся и уезжаем в лагерь

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

4

03.05.2023

р. Аксаут (ниже кан. Осыпной — выше пос. Хасут Греческое)

Переезд на р. Маруха. Разведка

.

11

.

01.30

.

01.30

.

Сплав

Кан. Красный (3)

Кан. Два моста (3)

.

.

08-00 Подъем

09-00 Завтрак. Решаем, что желающие могут катнуть вниз от лагера.

10-30 Собираем лагерь, грузимся в машину и уезжаем\уплываем вниз.

12-00 Закончили сплав Аксауте, грузимся в машину и решаем ехать на р. Маруха на просмотр.

.

Проехали весь сплавной участок вверх, чуть выше моста в районе порога Ирбис нашли отличную поляну, где удобно будет начинать сплав на следующий день. Также неплохое место для лагеря непосредственно у желтого автомобильного моста (после пор. Ирбис).

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

5

04.05.2023

р. Аксаут (ниже кан. Осыпной — выше пос. Хасаут Греческое)

Переезд на р. Маруха. Разведка

.

21

.

03.10

.

05.30

.

Сплав

Ирбис (4А)

Акулий плавник (4В)

Дикобраз (4А)

Единорог (4С)

Песочные Часы (4В)

.

При заброске просматривали весь сплавной участок – Ужумского ущелья с квадрокоптера. Было обнаружено два завала через всю реку. К ним и к ключевым порогам спускались с берега, проход от автомобильной дороги не затруднен.

Старт от места лагеря (на пор. Ирбис) ниже ключевого места порога. Выходим походным порядком: К2 (Гладков-Васильев) штурмовым экипажем, К2 (Плотников – Рюмшина), К2 (Гулящих — Гладкова) замыкающим. Шестакову С. и Станкевич А. принято решение на реку не выпускать в силу малого опыта и древесно-завальной славы р. Маруха.

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Ирбис

4А ниже кульминационной части

(4С полностью)

.

Слева автомобильный брод. Остров-коса по центру, дальше начинается затяжка в порог. В пороге на ПП остров, разделяющий реку на 2 протоки.

Основной поток сваливается влево, где по центру протоки крупный камень. Левее камня — слив 0.7 0.8 метра с бочкой. Мощная струя через 15м после слива разбивается о гребёнку острых подводных камней, перекрыв 3/4 русла. Прорыв через камни. Узкий чистый проход правее гребёнки вдоль острова, но туда сложно уйти со струи. За слиянием проток лабиринт из крупных полуобливных камней. Основная струя идет вначале вдоль ПБ, а затем переходит под ЛБ. В русле сливы до 1 метра. Порог заканчивается перед желтым а/м мостом через реку.

N 43.61035°

E 41.51738°

.

Спустили катамараны чуть выше места лагеря за ключевым местом пор. Ирбис. Ключевое место посчитали негабаритным и не стали рисковать.

За ключевым местом длинная полноводная шивера, заканчивающаяся за мостом. Место промежуточной чалки в уловах за мостом. Все катамараны походным порядком прошли шиверу, выполняя слаломные упражнения. Сбор в уловах справа и слева после автомобильного моста.

.

Далее после сбора группы в уловах выдвинулись походным порядком. Воды в реке немного, периодические висящие над руслом мелкие расчесы, перекаты.

Около 10 минут сплава и подходим к пор. Акулий плавник. Обработка по ПБ.

.

..

Название

К.Т

Описание

Координаты

Акулий плавник

4B

ПП реки после продолжительного прямого участка реки.

Сужение русла и заметная затяжка в порог.

На заходе далее по центру огромный (шириной с кат) полуобливной камень, справа и слева от него поток поджат берегами, слив чистый как слева, так и справа. Далее, перед локальным поворотом направо, вся струя валит на скалу-пирамиду (Акулий плавник) в центре, справа непроход, слева слив. Проход слева, но там, в центре струи сразу за скалой-плавником зуб поменьше. Далее небольшие бочки за обливными камнями. Далее обливные и полуобливные камни.

N 43.61446°

E 41.53035°

.

.

К2-1 (Гладков-Васильев) зашли в основную часть порога правее и немного засели на обливных камнях. После чего сделали траверс под ПБ и акулий плавник обогнули с левой стороны.

Экипаж К2 (Рюмшина – Плотников) в кульминационной части зашли правее плавника и плотно застряли в камнях. После нескольких минут напряженно вытаскивания катамарана вышли на основную струю и благополучно прошли порог.

Экипаж К2-3 (Гулящих – Гладкова) прошли как и экипаж Гладкова-Васильева..

До следующего порога около километра прогонного сплава.

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Дикобраз

На плавном ЛП реки дорога подходит непосредственно к реке. Заход в порог осложнен обливными глыбами в основной струе. После чего идет серия камней ворот и горка с обливными камнями и с неглубокими бочками.

Обливные камни – острые! Порог заканчивается несильным прижимом в крутую скалу ЛБ.

N 43.61721°

E 41.54446°

.

Первый экипаж зашел между камнями, далее выполнив интенсивный слалом успешно встал на чалку ПБ. У остальных порог также не вызвал сложностей. Собрались на ПБ, далее два экипажа выдвинулись вперед на прохождение пор. Единорог, организацию страховки и распиливание бревна. На просмотре порогов для зачалки большего количества катамаранов перед бревном места не нашли.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Единорог

Слева крутая скала. ПБ заросший, низкий, начинается повышение. Начинается на ПП разгонной шиверой. ПБ вновь повышается. Сразу за поворотом 3 последовательных косых слива в левой части русла. Между сливами — маневр среди камней. Основной слив около 1,5м с острым подводным камнем. Через 50м русло сужается грядами камней слева и справа. По центру струи «зуб» на который идет мощный навал воды. С обеих сторон от него — узкие чистые проходы. Далее еще около 100 метров слалома между крупными камнями и улов у ПБ перед ЛП русла.

N 43.61995°

E 41.54594°

.

К2-1 и К2-2 пошли тандемом. Заходили по широкому радиусу ближе к ЛБ. В все три слива зашли ровно. На выходе из порога чалились в улово ПБ. Далее перечалка к ЛБ для обработки завала.

Порог осложняется криминальным бревном на выходе, под которое несет вся основная струя реки.

.

К2-1 в пор. Единорог

С собой брали бензопилу и спасконцы. С виду небольшое бревно пилилось довольно тяжело.

Распил и вытаскивание бревна занял около часа.

.

Бревно распилили на несколько частей и вытащили на ЛБ, чтобы оно не ушло дальше.

Далее встали на страховку экипажа К2-3..

Далее через 500 метров зачалились на ПБ для обноса толстого бревна, перегораживающего проход. (N 43.62192° E 41.55269°). На ПБ в качестве ориентиров для чалки заприметили черные пакеты, которые явно повешены, как маячки. Бревно очень толстое и лежит здесь, судя по всему, уже очень давно и капитально, решили его не пилить и просто обнести. Это бревно заприметили с берега при осмотре. По описаниям и фотографиям из отчетов место соответствует пор. Калибр. Сам порог из себя сложности не представляет.

Обнос бревна по курмнику ПБ.

.

.

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Песочные Часы

4B

Локальный ПП и река вплотную подходит к дороге, идущей невысоко над водой. Впереди видно резкое сужение русла на ЛП. Чалились к ПБ для просмотра. В сужении русла поток образует серию мощных сливов с общим перепадом около 2-х м, затем река резко расширяется, несколько гряд камней образуют «лабиринт» с достаточно сложной линией движения. Заканчивается он перед ПП в устье правого притока.

N 43.61995°

E 41.54594°

.

.

К2-1 в пор. Песчаные часы

Штурмовой катамаран взял левее и после основного слива немного расперся в обливных камнях. По рации и визуально остальным передали, что необходимо целится левее. Остальные штатно прошли у ЛБ, огибая обливные камни.

Далее несложный фоновый сплав до поселка 2-3 к.с.

Также по лоциям числится пор. Динозавр, представляющий собой большой камень посреди русла. Сложности не представляет, проходили по левой (К2-1) и по правой протоке (К2-2,К2-3).

Фоновый сплав, который можно закончить где-то около 1 км ниже порога на ПБ, где есть хороший песчаный пляж и спуск к реке.

В паре мест обнос небольших расчесок, которые мы посчитали, что проще обнести, чем распиливать, т.к. они не несли большой опасности.

Чалка и выход с реки непосредственно перед погранпостом перед пос. Маруха.

Вернулись в лагерь около 15 часов..

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

6

05.05.2023

р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз — МН)

р. Б. Зеленчук (выше пос. Архыз — МН)

Переезд на р. Кубань

18

.

.

13

.

.

2.16

.

.

2.15

.

.

.

2.54

.

.

2.15

.

сплав

Пор. Пушка (4B)

Пор. Взрывной-3 (3)

Пор. Взрывной-4 (3)

Пор. Взрывной-5 (Косой) (3)

.

8-00 Завтрак.

09-00 Выехали с поляны в сторону старта на Б. Зеленчуке выше пос. Архыз.

11-00 Старт с поляны на ЛБ Б. Зеленчука (ППМ№ 9). Место огорожено забором, но при этом заезд свободный. Как оказалось – на данной территории памятник культурного наследия – древние стоянки и ночевать туристам здесь разрешается.

До пор. Пушка несложный фоновый сплав 2-3 к.с. Порог Пушка проходим тандемами по 2 катамарана. В этом году уровень воды средний – ниже среднего, поэтому порог был не очень мощный, без ярко выраженных заварных бочек.

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Пушка

4B

Начинается входной шиверой с валами до 1.5 м. Постепенно река сужается, а берега повышаются (особенно ЛБ), в русле камни. На основной струе несколько жёстких косых валов и несколько глубоких бочек. Ближе к концу порога река делает плавный правый поворот. В этом месте река расширяется, у ЛБ – небольшие валы до 0.7 м и обливные камни. У правого – косые валы около 1 м. и навал на большой камень-скалу у ПБ. На выходе – крутой левый поворот с мощным сливом и бочкой за ним. Далее шивера.

Начало

N43.57306° E41.36180°

Далее походной колонной проходим пороги Взрывной-3 на взаимной страховке.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-3

3

Около 100 м. На ПП. Шивера с валами до 1м и сильным течением.

N 43.58424577

E 41.37909807

.

.

Проходим Взрывной-4. По нашей воде огромный обливник торчит и не обливается (в большую воду обычно залит!)...

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-4

3

Около 150 м. На ПП, серия больших валов до 1.5 метров. Огромный обливной камень по центру русла с большой бочкой сбоку и за ним. Перед порогом и после шивера.

N 43.59096

E 41.3854194

.

Чалимся на ЛБ перед порогом Взрывной-5 (Косой). Просматриваем порог, намечаем линию движения под ПБ. Все проходят либо прыгая через слив или бочку или обходя их чуть ближе к центру.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Пор. Взрывной-5 (Косой)

3+

Резкий ЛП. Перед ним нависает газопровод желтого цвета. На входе в порог полуобливной камень по центру русла, слева – валы, справа — слив и бочка. Через 30м. по центру навал на большой обливной камень, делящий струю на 2 части. Большая часть воды уходит направо.

N 43.60836944

E 41.38428611

.

14-00 После порога идем еще около 25 минут и чалимся к ЛБ для подъема судов. Устраиваем быстрый перекус и выезжаем на второй прокат, только решаем стартовать чуть выше пор. Пушка.

17-00 Завершаем сплав второй прогон. Оперативно собираем лагерь, грузимся в машину и выезжаем в сторону Кубани.

21-30 Приехали на большую поляну перед началом Аманхыта, она вся занята, стоит много групп. Поэтому решили ехать выше, искать свободное место. Чуть выше по дороге в яблоневом саду нашли, оперативно разбиваем лагерь, ужинаем и ложимся отдыхать.

.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

7

06.05.2023

р. Уллу-Кам (выше пос. Хурзук — плотина в пос. Учкулан)

.

.

р. Учкулан (от погранпоста до пос. Укулан)

.

8

.

.

.

7

.

.

.

.

0.52

.

.

.

1.03

.

.

.

.

1.06

.

.

.

2.20

.

.

сплав

.

.

.

сплав

.

Хурзукский каскад (4В)

.

.

Узункольский каскад (4С)

.

08-00. Подъем, завтрак. Выезжаем на разведку на Учкулан посмотреть уровень воды.

Приехали, посмотрели. Уровень воды средний, достаточный для сплава. Решили, что поедем на Уллу-Кам, посмотрим на уровень воды, проедем один или оба каскада, потом вернемся на Учкулан..

Учкулан. Вид с моста наверх (озера нет, открытые косы – признак небольшой воды).

11-00. Приехали на Уллу-Кам, оцениваем уровень воды, понимаем, что уровень такой, что Узункольский каскад будет непроходимый из-за негабарита, поэтому решаем стартовать от прогонного участка до пос. Хурзук, в котором начинается следующий каскад.

Шли сходу в походном порядке на взаимной страховке. Без происшествий. В целом довольно

12-30 закончили сплав на ПБ перед разрушенной плотиной (ППМ №15) в п. Учкулан. Перекусили. Уехали обратно на р. Учкулан.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Хурзукский каскад

4B

Река сужается до 10-12м. На протяжении всего участка – шивера с большим количеством камней в русле. Сливы в габаритных воротах до 1м. Сложность локальных препятствий постепенного нарастает к середине каскада. Есть возможность зачалиться между отдельными ступенями. Кульминационная часть после прохождения 2 моста в пос. Хурзук.

Начало

N43.43367

E 42.14097

.

С камеры Гладкова М., на фото Гулящих И., Плотников К.

.

Гладков М., Гладкова О. в Хурзукском каскаде.

Учкуланский каскад

4C

Длина 1500 м. Начинается за мостом. Крупные камни в русле образуют сливы и навал на ЛБ. Далее участок 500 м. хаотичных валов бочек и сливов. Перед кульминационной частью галечный остров с двумя протоками. Далее на правом повороте много камней, образуют едва габаритные проходы. Через 100 м., за островами порог плавно переходит в шиверу.

Начало

N 43.43300°
E 42.03345°

13.30 – Приехали на место старта на р. Учкулан, накачиваем суда, стартуем. Рюмшина В. и Шесткова А. отказались от сплава, поэтому Гулящих садится в экипаж с Плотниковым, и мы стартуем тремя экипажами.

Страховку организовали спасконцами на ПП реки после основной части каскада. Сначала шли два катамарана тандемом, далее страховали с воды.

Интенсивный слалом между камнями. На ПП реки ключевое маловодное место, которое проходили по правой части русла.

Все экипажа прошли штатно.

Экипажи в Учкуланском каскаде.

15-00 Завершаем сплав в п. Учкулан. Грузимся в машину, едем в лагерь отдыхать..

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

8

07.05.2023

р. Кубань от пос. Учкулан до МН

24

2.30

2.30

Сплав

Даутская шивера (3)

.

9-00 Завтрак. Собираемся, грузимся в машину, едем наверх до пос. Учкулан.

11-00 Надуваемся, стартуем. Катим до лагеря. Получается полудневка, отдыхаем в лагере.

8-30 Подъем.

.

.

День

Число

Участок маршрута

Км

ЧХВ

ТВ

Способ передвижения

Препятствия

9

08.05.2023

р. Кубань от пос. Учкулан до МН

24

2.30

03.04

Сплав

Каньон Аманхит (3)

Каменомостский-1 (4А)

.

.

08-00 Подъем

09-00 Завтракаем

10-30 Собираемся, надуваемся и выходим на воду.

Через несколько километров после стоянки начинается каньон Аманхыт. В каньоне нет ничего сложного, линия движения читается сходу. Есть ключевое место – слив с нежесткой бочкой в скальном сужении, требующий ровного захода на скорости относительно течения. Проходится походной колонной на взаимной страховке..

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каньон Аманхыт

3

Каньон начинается на ЛП спустя 200 метров после поляны по ПБ. Берега круто поднимаются, по берегам расположены крупные камни-валуны. Локальные валы до 0.5 метра. Сложных препятствий в каньоне нет. Основное препятствие – в заключительной части косой слив около метра, за которым мощная бочка во все русло реки (в сужении, подпертая скалами). Пробивать нужно на скорости. Далее небольшая шивера и слалом между камнями-валунами. Особой сложности каньон не представляет.

N 43.65658

E 41.97981

.

13-30 Подходим к пор. Каменомосткий-1. Осмотр по ЛБ вдоль хоз. участков. Страховка первых экипажей спасконцом с ЛБ, потом катамараном из улова. Проходим поочередно.

.

Название

К.Т

Описание

Координаты

Каменномостский-1

Представляет собой резкое сужение русла между низкими скалистыми берегами. На входе большой обливной камень по центру, не очень чётко видимый с наплыва Проход по центру или под ПБ. Слева проход замусорен обливными острыми камнями. Под ПБ на входе хорошая бочка после крупного слива чуть меньше метра. Страховка штурмового экипажа спасконцом на ЛБ после порога, там же улово для страховки катамаранов других экипажей

N 43.74365

E 41.91202

14-00 Заканчиваем прохождение. Выход с реки на ЛБ в 50 м ниже по течению от порога, не доходя до пор. Желоб. Желоб посмотрели, в текущей конфигурации возможности его прохождения на катамаранах – нет. Возвращаемся в базовый лагерь. (фотографии желоба с прошлого года, но скала под мостом никуда не делась).

Название

К.Т

Описание

Координаты

Желоб

н/п

Крутопадающая горка в скальном сужении. Ближе к мосту серия крутых сливов в котел, подпертый обрушившейся в центр русла скалой. Слева и справа от скалы негабаритные сливы и сифоны.

N 43.75202

E 41.908712

15-30 Возвращаемся в лагерь, начинаем антистапель. Начинает портиться погода, дождь, холодает.

2.7Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Статья расходов

На 1 человека, руб

Железнодорожные билеты

9500

Автосопровождение

10000

Продуктовая раскладка

4000

Страховка

300

Аптечка групповая

200

Ремнабор групповой

200

Транспортная компания

2000

3 Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Группой был успешно пройден красивый и интересный водный маршрут, представляющий собой прохождение связки рек 4 к.с.

Наша группа выполнила основную поставленную перед собой задачу, пройдя интересный в техническом плане тренировочный весенний маршрут и разведав интересные новые участки.

К счастью, уровень воды был такой, что позволил пройти все без проблем, и без килей, и без поломок катамаранов.

— Учкуланский каскад составляет препятствия 5 к.т. по высокой воде, однако у нас уровень воды был ниже среднего, поэтому его можно смело классифицировать как 4С

— На р. Маруха было немного воды, но этого оказалось достаточно для безопасного безаварийного сплава. При этом завалов оказалось на сплавном участке всего 3, один из которых нашей группой был распилен. Несмотря на сложность локальных препятствий 4А-4С общий характер реки близок к 5 к.т. в силу большого уклона (около 25 м/км), узости русла, потенциальных завалов и плохо просматриваемых участков с воды. Реку обязательно надо разведывать перед сплавом, мы использовали квадрокоптер для определения сомнительных мест, к которым непосредственно спускались с берега.

В силу небольшого уровня воды нам пришлось отказаться от прохождения верхних каньонов Аксаута, т.к. в такую воду сплав там превратился бы в сплошной волок, а также Узункольского каскада в силу наличия негабаритных проходов в его ключевой части.

Подобный маршрут с трудом можно назвать классическим «походом», так как словосочетание «активный отдых» подходит куда больше в силу большой заселенности и транспортной доступности региона. Заброска и выброска на маршрут осуществляется «колесами в воду» и не доставляет сложностей. Для прохождения маршрута настоятельно рекомендуем использовать машину сопровождения, которая позволяет существенно экономить время и получать наибольшее удовольствие от похода. Прохождение «автономного» маршрута на Северном Кавказе считаем занятием весьма странным.

Погода в мае на Северном Кавказе относительно других регионов РФ — теплая. Но в этот раз было достаточно прохладно и пасмурно.

Запланированный график позволил с большой степенью надежности и безопасности пройти указанный маршрут. Специфика региона позволяет быстро и безболезненно менять и подстраивать планы в случае низкого уровня воды или других обстоятельств на конкретной реке.

В результате подготовки к походу и в процессе прохождении маршрута, члены группы получили много новых знаний и опыта;

Наличие схоженного костяка группы позволяет уверенно планировать и реализовывать сложные маршруты. Также удается потренироваться самим и передать опыт менее опытным товарищам из школы туризма.

Оптимальным средством сплава по рекам Северного Кавказа являются катамараны двойки и каяки.

Реки региона являются отличным тренировочным полигоном для обучения туристов-водников, вкатывания перед сезоном, проведения школ СУ и ВУ.

.

Согласно действующим правилам и категорированию водных маршрутов группой при прохождении выполнены требования по:

Протяженности. 129 км > нормативных 100 км.

Продолжительности. 9 активных дней

Количеству ОП и пОП. ОП: 11 шт, пОП: 9 шт, что значительно превышает нормативные требования.

Таким образом считаю возможным засчитать всем участникам и руководителю данный спортивный маршрут 4 к.с.