Оять 2021

Оять 2021

Отчет

о прохождении водного туристского спортивного маршрута 2 категории

в районе Ленинградской области по маршруту:

г. Москва – г. Лодейное Поле – пос. Курба – река Оять – пос. Алёховщина – г. Лодейное Поле – г.Москва,

совершенном группой туристов Husky Whitewater Team г. Москва

с 30 апреля08 мая 2021 года

Маршрутная книжка № 1/4 – 212

Руководитель группы: Подлесных Андрей Сергеевич

 

.

Оглавление

Справочные сведения

1.1. Паспорт маршрут

1.2. Список группы

1.3. Обзорная карта маршрута

1.4. Определяющие препятствия на маршруте

1.5 График движения на маршруте

1.6 Общая идея похода

1.7. Варианты заброски и выброски

1.8. Причины изменения в графике движения группы

2 Дневник похода

3 Снаряжение

4 Выводы и рекомендации

.

.

Справочные сведения
1.1. Паспорт маршрута

.

Вид туризма

Водный

Категория сложности

вторая

Район путешествия

Ленинградская обл.

Нитка маршрута

г. Москва – ст. Подпорожье – пос. Курба – р. Оять – пос. Алёховщина – г. Лодейное Поле – г. Москва

Протяжённость сплава

155 км

Продолжительность

7 дней, из них 5 дней сплава (2 днёвки)

Количество участников

4 человека

Средства сплава

2 КНБ

Время проведения похода

30 апреля –08 мая 2021г

Уровень воды

Средний

Проводящая организация

Группа туристов Husky WhiteWater Team

Адрес хранения отчёта

г. Москва, ул. Александра Солженицына, 17,

Библиотека МГЦТК

Маршрут рассмотрен

МКК ФСТ-ОТМ

1.2. Список группы

.

Фамилия, Имя, Отчество

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе и распределение по средствам сплава

1

Подлесных Андрей Сергеевич

1986

4У Кара — ХальмерЮ — Силова Яха

3Р Кереть

2Р Оять,

Руководитель, Завспирт,

капитан байдарки 1

2

Головин Алексей Юрьевич

1980

2У Мста

Медик, Лоцман,Матрос байдарки 1

3

Бутяев Николай Александрович

1978

2У Воньга, Калга,

3У Охта,

3(4)У Кутсайоки

Зам.адмирала, Хронометрист.Видеооператор

капитан байдарки 1

4

Васильев Глеб Иннокентьевич

1986

4У Сев. Кавказ

3У Писта-Кереть,

2Р Мста

Зав.снарЗавхоз . Матрос байдарки 2

 
1.3. Обзорная карта маршрута

.

1.4. Определяющие препятствия на маршруте

.

Вид препятствия

Кат. трудности

Длина препятствия

Ориентиры порога

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий

Порог Серный

I

50 м

Остатки деревянной плотины по правому берегу

Порог техногенного происхождения, образован остатками разрушенной плотины. По нашей воде были видны только ориентиры этого порога, от порога по большой воде остается всего один вал.

Линия движения читается с воды. Шли по основной струе.

Котёл-порог

II

400 м

Прямой участок, с заметным уклоном, и высокими валами

Порог представляет из себя цепочку из 3 перекатов с заметным уклоном, перекаты разделены небольшими участками плеса ( 50 метров). Высота валов достигает 1 м

Линия движения читается с воды, шли по центру струи. Между ступенями отработали чалку в улова по правому берегу.

Порог Винницкий посев

II

1,5 км

Впадение правого притока р. Сондала и за ним спустя 1,5 км, за правым поворотом русла

Цепочка мощных шивер, на поворотах реки, разделенных небольшими участками быстротока( 20 метров), с валами около 1 метра, основная струя плавно переходит справа налево, потом слева направо и наоборот, в конце порога на левом повороте прижим к скале правого берега.

Линия движения читается с воды. Шли по основной струе. От прижима уходили заранее по краю струи, но не заходя через сильную сбойку в улово левого берега

Чур-порог

II

200 м

Впадение по левому берегу Чур ручья

Заметный перепад, с валами по всему руслу, высотой 0,4 метра

Линия движения читается с воды, шли по основной струе.

Надпорожский Каскад порогов

1 ст.

II

600 м

Сильный уклон и вдалеке по правому берегу высокий берег с песчаным обрывом. Осмотр ступени по правому берегу, есть тропа осмотра и по левому берегу, но по высокому уровню воды пройти в брод ручей становится невозможно

Мощная шивера, на прямом участке реки с валами по всему руслу реки. Основная струя идет ближе к правому берегу. Ступень заканчивается левым поворотом реки с прижимом к правому берегу.

Линия движения читаема с воды, но все равно шли с осмотром ступени по правом берегу, линия движения идет ближе к берегу, при этом подходя к левому повороту следует сместиться к центру русла, чтобы не попасть в прижим к правому берегу.

2 ст.

II

70 м

Сразу за левым поворотом реки

Цепочка усиливающихся валов, высота валов достигает 1-1,5 метров, и основная струя переходит справа налево. Под правым берегом есть пара камней на повороте, которые могут оставить пробоину в судне.

По нашей воде 1 и 2я ступени слились воедино, и разрыва между ними не было. Страховка с берега осложнена тем, что залило берега, и пройти к месту где можно будет морковку, нет возможности.

Линия движения читается с воды, при этом нужно двигаться по основной струе в сторону левого берега, пробивая валы, после серии валов нужно сойти со струи в сторону залива у левого берега.

3 ст.

II

30 м

За вторым правым поворотом, после второй ступени

Мощный короткий чистый слив с прижимом на повороте реки, заканчивающийся серией косых кусачих валов

Линия движения читается с воды. Шли по струе

4 ст.

II

70 м

Сразу за левым поворотом

Шивера с валами до 0.8 метра, под правым берегом образовалась небольшая бочка

Линия движения читается с воды, шли по основной струе

5 ст.

I

120 м

.

Шивера, в начале и в конце валы до 0.4м

Линия движения читается с воды. Шли по струе

.

1.5 График движения на маршруте

 

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Способы передвижения

30.04 0 г.Москва-ст. Подпорожье поезд
01.05 1 ст.Подпорожье -д.Курба(р.Оять) Авто
01.05 1 д.Курба-стоянка на 20км 20 сплав
02.05 2 Стоянка 20км -стоянка 60км 40 сплав
03.05 3 Стоянка 60 км-2ступень порога Надпорожский 56 сплав
04.05 4 Дневка 0 дневка
05.05 5 Дневка 0 дневка
06.05 6 2 ступень порога Надпорожский -1.5км ниже д Шахтиполье. 28 сплав
07.05 7
1.5км ниже д.Шахтиполье-пос.Алеховщина
11 сплав
07.05 7 Пос.Алеховщина-г.Лодейное Полег.Лодейное Поле — г. Москва Авто,Поезд
08.05 8 г.Москва Поезд

.

Итого: 155 км

.

1.6 Общая идея похода

             Маршрут выбирался для подготовки команды к летнему походу в Карелию, на реку III категории сложности. Группа перед походом провела несколько разных тренировок. На реке Истра, где участники будущего похода тренировались разным техникам, тренировали выход на струю и сход со струи. Для закрепления уже полученных навыков, был организован выезд в Новгородскую область, на р. Мста на пороги «Большой» и «Лестница», где участники смогли отработать ряд технических элементов полноценного сплава, а также ребята отрабатывали свои действия при оверкиле судна.

.

1.7. Варианты заброски и выброски

           

Заброска

          Варианты заброски есть от ст. Подпрожье и от ст. Лодейное поле. Оба варианта имеют вариант заброски с помощью специально заказанного автотранспорта, при этом вариант от Подпорожья имеет меньший километраж, но при этом дорога хуже, чем от Лодейного поля.
Также можно с помощью рейсового автобуса добраться из Подпорожья до Винниц. Автобусы ходят достаточно часто, а вот из Винниц до Курбы автобуса может и не быть, и придется искать транспорт на месте. Наша группа ехала с проверенным водителем Виктором, заброска обошлась в 8000р.

  .

         Контакты водителей

        +7-901-302-02-94 Виктор (Volkswagen Transporter с прицепом)

        8-813-652-52-60 – Автогарант, автопарк (Автобус ПАЗ)

.

.

 Выброска

         От автомобильного моста в пос. Алеховщина можно уехать на рейсовом автобусе, или попытаться найти транспорт на месте, но мы воспользовались услугами водителя, который нас вез до деревни Курба, стоимость поездки вышла 4000 руб.

.

Аварийные сходы с маршрута

.

           Маршрут проходит в основном по населённой местности. На участке от д. Курба до с. Винницы, деревни встречаются каждые 10-15 км. На участке от с. Винницы и до с. Алеховщина по правому берегу проходит достаточно оживленная дорога.

.

 

.

1.8. Причины изменения в графике движения группы

Так как группа состояла из двух судов это позволило в первые три дня пройти основную часть

маршрута .

Общие сведения о маршруте.

.

  Маршрут проходит по северо-востоку Ленинградской области, в Подпорожском и Лодейнопольском районах. В верховьях реки места малозаселенные (из крупных населенных пунктов — Курба, Шондовичи, Лукинская, Винницы). Ниже по течению деревни попадаются гораздо чаще, по правому берегу недалеко от реки проходит трасса Н147 Гоморовичи-Рассвет.

.

Река Оять (длина 266 км) вытекает из Чаймозера в Вологодской области, на высоте 239м над уровнем моря, и впадает в Свирь слева, в 16км от ее устья. В верховье и среднем течении берега высокие, местами крутые, покрытые, в основном, смешанными лесами. Средний уклон реки – 9м/км. В верхнем течении (до дер. Великодворская) Оять прорывается через моренные гряды, образуя многочисленные пороги, шиверы и перекаты. По мере приближения к устью берега понижаются, течение замедляется, лес (преимущественно смешанный) отходит в сторону от реки. Когда-то по речке проходил молевой сплав, но 1974 году он был прекращён. В связи с этим при среднем и ниже уровне воды в русле встречаются отдельные вертикально торчащие брёвна.

2 Дневник похода
 


.

День первый 01.05

Рано утром мы сошли с поезда, и на выходе с платформы нас ждал, заказанный ранее автотранспорт. Дорога заняла 2-3 часа .В районе 9 утра мы прибыли на место стапеля .Позавтракав группа начала собирать суда .Со стапеля на воду группа вышла в 12-00 .В 16-00 группа встала на стоянку на левом берегу .Обед в 17-00.Ужин 21-00.Отбой в 12-00. Группа прошла 20 км .

.

День второй 02.05

Подъем был общий в 9-00. Завтак 10-00. В 12-30 группа вышла на воду. Порог Серный. Линия движения читается с воды. Шли по основной струе.

.

Название

К.т

Описание

Координаты

Порог Серный

1

Остатки деревянной плотины по правому берегу. Порог техногенного происхождения, образован остатками разрушенной плотины. По нашей воде были видны только ориентиры этого порога, от порога по большой воде остается всего один вал.

Широта: 60.486563889

Долгота: 34.897813889

.

.

Порог Котел шли без просмотра сходу на взаимной страховке. Линия движения читается с воды, шли по центру струи. Между ступенями отработали чалку в улова по правому берегу. Все суда прошли успешно.

.

Название

К.т

Описание

Координаты

Порог Котел

2

Прямой участок, с заметным уклоном, и высокими валами. Порог представляет из себя цепочку из 3 перекатов с заметным уклоном, перекаты разделены небольшими участками плеса (50 метров). Высота валов достигает 1 м.

Широта: 60.520875   

Долгота: 34.914438889

.

В 15-00 группа встала на обед на левом берегу. В 15-00 группа вышла на воду. В 19-00 группа встала на стоянку на левом берегу. Ужин в 20-00. Отбой 11-00. Группа прошла 40 км.

.

День третий 03.05

Подъем общий в 9-00. Завтрак 10-00.На воду вышли в 12-30. Порог Винницкий посев посмотрели по ЛБ, наметили линию движения. Шли по основной струе. От прижима уходили заранее по краю струи, но не заходя через сильную сбойку в улово левого берега

.

Название

К.т

Описание

Координаты

Порог Винницкий посев

2

Цепочка мощных шивер, на поворотах реки, разделенных небольшими участками быстротока (20 метров), с валами около 1 метра, основная струя плавно переходит справа налево, потом слева направо и наоборот, в конце порога на левом повороте прижим к скале правого берега.

Широта: 60.649419444 

Долгота: 34.861441667

.

Все экипажи прошли порог успешно по продуманной траектории.

.

Проходим сходу пор. Чур-порог. Линия движения читается с воды, шли по основной струе.

.

Название

К.т

Описание

Координаты

Порог Чур-порог

2

Заметный перепад, с валами по всему руслу, высотой 0,4 метра

Широта: 60.501341667 

Долгота: 34.540052778

.

В 15-00 группа пришла в населенный пункт Винницы. Пополнив припасы и пообедав в 16-00 группа вышла на воду. В это же время погода начала портиться и начал идти снег, холодает. В 18-00 погода не улучшается идет снег с порывами. Я принимаю решение идти до стоянки на пороге Надпорожский. В 20-00 группа встает на известную мне стоянку. Ужин в 21-00. Отбой в 11-00. Группа прошла 56 км.

.

.

День четвертый 04.05

ДНЕВКА

.

Катаемся на пор. Надпорожский. Линия движения читается с воды, при этом нужно двигаться по основной струе в сторону левого берега, пробивая валы, после серии валов нужно сойти со струи в сторону залива у левого берега.

.

Название

К.т

Описание

Координаты

Надпорожский

2

Сильный уклон и вдалеке по правому берегу высокий берег с песчаным обрывом. Осмотр ступени по правому берегу, есть тропа осмотра и по левому берегу, но по высокому уровню воды пройти в брод ручей становится невозможно.

1 ст. Мощная шивера, на прямом участке реки с валами по всему руслу реки. Основная струя идет ближе к правому берегу. Ступень заканчивается левым поворотом реки с прижимом к правому берегу.

2ст. Цепочка усиливающихся валов, высота валов достигает 1-1,5 метров, и основная струя переходит справа налево. Под правым берегом есть пара камней на повороте, которые могут оставить пробоину в судне.

3 ст. Мощный короткий чистый слив с прижимом на повороте реки, заканчивающийся серией косых кусачих валов

4 ст. Шивера с валами до 0.8 метра, под правым берегом образовалась небольшая бочка

5 ст. Шивера, в начале и в конце валы до 0.4м

Широта: 60.467888889 

Долгота: 34.310755556

.

По нашей воде 1 и 2я ступени слились воедино, и разрыва между ними не было. Страховка с берега осложнена тем, что залило берега, и пройти к месту, где можно будет морковку, нет возможности.

Вечером делаем баню.

.

День пятый 05.05

.

ДНЕВКА
 

День шестой 06.05

Подъем в 9-00. Завтрак в 10-00. В 13-00 группа вышла на воду. В 16-00 группа встала на стоянку на левом берегу .Обед решили совместить с ужином .В 19-00 Ужин .Отбой в 12-00. Группа прошла 28 км.

.

.

День седьмой 07.05

Подъем в 7-00. Завтрак в 8-00. В 10-00 группа вышла на маршрут. В 12-30 группа пришла на место антистапеля. Антистапель занял пару часов. В 14-30 группу забрал водитель на машине с которым заранее была договоренность. Спустя час водитель привез нас на вокзал Лодейное поле. Ночью сели на поезд до Москвы. Группа прошла 11 км.

.

3 Снаряжение
Средства сплава:

.

.

 КНБ «Вьюн-2НК» – 1шт.
 КНБ «Варзуга-2НК» – 1 шт.

.

.

Личное специальное снаряжение (на одного человека):

.

 Спасательный жилет (с пенополиуретановым наполнителем) – 1 шт.
 Каска – 1 шт.
 Весло байдарочное – 1 шт.
 Гермоупаковки – комплект не меньше 40 литров

.

Групповое специальное снаряжение:

.

 Весло запасное (байдарочное) – 1 шт.
 Спасательный конец – 1 шт.
 Карабины альпинистский – 2 шт.

.

4 Выводы и рекомендации.

.

1.Группа успешно прошла маршрут 2 категории сложности, по высокой воде .

2. Пройденный маршрут по большой воде может быть пройден за 6 дней с активной частью с одной дневкой и одним резервным днем. Т.к. течение позволяет проходить по 30 км в день. Тем самым пройти его в более короткий срок.

3. Во время похода нами было встречено 4 группы туристов и 1 плот. Могу смело утверждать, что данный маршрут очень популярен, в отличие от рек центрального региона.

4. Маршрут имеет достаточно аварийных выходов, что позволяет легко сойти с маршрута при не штатной ситуации.

5. На Надпорожском каскаде имеет смысл устраивать 1 дневку, и посвятить ее тренировочному процессу и обкатке 1й и 2й ступени Надпорожского каскада порогов. Обе ступени имеют препятствия разного характера, и экипаж может при прохождении по большому уровню воды пробовать проходить порог по разным траекториям. Также с берега можно провести показательную лекцию по разбору водных препятствий, на самой воде тренировать выход на струю/чалка, траверс струи, организацию страховки с воды.

6. Антистапель в поселке Алеховщина имеет смысл проводить в первой половине дня, т.к. поляна для антистапеля находится внутри населенного пункта, и проводить в темное время суток — это нежелательно.

7. По отчетам прошлых отмечено что бывают клещи, и по очень поздней весне. Наша группа их не встретила, но перед походом имеет смысл сделать прививку от клещевого энцифалита, а также на стоянках обработать свою одежду репеллентом против клещей.

8. К сожалению, из-за малочисленности группы организовать береговую съемку прохождения порогов не удалось. Прохождение фиксировалось с экшен камеры экипажа Бутяев-Васильев.

 

.

.

3. Приложения

.

3.1. Картографический подробный материал

.

.

.

.

3.2. Фотоматериал
Рисунок 1 Подлесных, Бутев, Васильев, Головин
Рисунок 2 Стапель в д. Курба

Рисунок 3 На плесах, Подлесных — Головин

Рисунок 4 Шиверы верхней Ояти
Рисунок 5 Пор. Серный, экипаж Бутяев – Васильев

Рисунок 6 Пор. Котел залит

Рисунок 7 пор. Винницкий посев Васильев – Бутяев

Рисунок 8 Снего-береговая обстановкаРисунок 9 В пор. Надпорожский

Рисунок 10 В пор. Надпорожский